Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита инвестиций в рф

К новым соглашениям о защите инвестиций предполагается допустить почти всех инвесторов

Правительственная дискуссия о соглашениях о поощрении и защите капиталовложений (СЗПК) в целом закончена. В Госдуму внесен пакет законопроектов о СЗПК, основывающийся на предложениях Минфина. Основные изменения от ранее заявленной схемы — в общем инвестрежиме изменение налогов (кроме НДС), сборов и других условий соглашения возможно не ранее чем через три года после подписания СЗПК. В крупных проектах могут гарантироваться тарифы и исполнение инвестпрограмм госмонополий. Наконец, государство может и само объявлять публичные инвестпроекты и привлекать в него инвесторов. Кто и как будет подписывать СЗПК с компаниями, будут обсуждать в Белом доме в ближайшие недели.

Законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», а также три связанных проекта поправок к другим законам 1 ноября внесены правительством в Госдуму. Заместитель главы Минфина Андрей Иванов прокомментировал на брифинге в ведомстве основные положения проекта, который стал предметом компромисса между позицией разработчика (см. “Ъ” от 27 февраля), вице-премьера Дмитрия Козака (см. “Ъ” от 7 октября), Минэкономики и ряда других властных структур. Обсуждение финализировалось в Белом доме в закрытом режиме. Как и предполагал “Ъ”, итоговый вариант без системных изъятий объединил все подходы, в результате чего закон о СЗПК выглядит, по крайней мере на бумаге, одним из важнейших законопроектов последних лет. Если нормы, вложенные в него, будут работать, для части крупных инвесторов, готовых вкладывать в российскую юрисдикцию, его значение сложно будет переоценить, его предположительное влияние сравнимо с режимом СРП в РФ в 1990-х годах — за тем исключением, что в нефтегазовых проектах он не применяется (как и в финансовой сфере).

Соглашение в общем инвестрежиме защищает любого инвестора, подписавшего такой договор (от 5 млрд руб. в общем случае, от 1,5 млрд руб. инвестиций в промышленности, агросекторе и «цифровой экономике», есть общие лимиты стоимости такого проекта — 25 млрд руб. и 7 млрд руб.), от изменений в течение трех лет основных налогов (кроме НДС, однако защищенными будут условия возврата НДС), регуляторных актов, влияющих на его параметры, а также тарифов. Де-факто это успешная интеграция идеи Дмитрия Козака о продлении сроков регуляторных изменений, но даже в больших масштабах, чем он предлагал. В проектном же режиме (от 10 млрд руб. собственных инвестиций в проект стоимостью от 50 млрд руб.) условия фиксируются в СЗПК как в ранее предлагавшейся схеме Минфина — на 6 (15–20 при реинвестировании прибылей) лет. Мало того, по запросу инвестора СЗПК защищает в этом случае и «связанные» договоры, например с госмонополиями об их тарифах или их формуле, на три года — об исполнении инвестпрограмм госмонополий. Договоры заключаются до 2030 года, срок действия последнего — до 2050 года.

Кроме того, в СЗПК можно зафиксировать и параметры господдержки проекта, если он такую получает. Как и предлагалось ранее Минфином, нарушение государственными структурами обязательств влечет обязанность государства из бюджета покрыть убытки инвестора — это главный момент СЗПК. Новшество последней версии — публичные инвестпроекты: правительство или регион сами могут объявлять проекты, защищенные СЗПК, и привлекать в них инвесторов на объявленных условиях, в том числе с господдержкой, в инициативном порядке. СЗПК могут заключать и уже действующие компании, и SPV, и иностранцы через «дочек» в РФ.

Почему Дмитрий Козак предлагает оплачивать все регуляторные убытки, Минфин — только часть

Идея Минфина о финансово-инвестиционном аудите проектов (Минфином) как обязательном условии-«ключе» для подписания СЗПК снята как обязательная, но осталась как необходимая для оценки расходов бюджетной системы и как способ оценить необходимость реализации проекта в этой форме. Аудит для проектов может быть поручен ВЭБ.РФ, РФПИ, другим структурам. Реестр СЗПК ведет Федеральное казначейство. Меры господдержки, в том числе применяемые в СЗПК, систематизирует Минэкономики. Проект предусматривает возможность вложений в рамках СЗПК в госинфраструктуру самим инвестором с зачетом налогов проекта.

Например, декларации о том, что режим деятельности иноинвесторов не может быть хуже национального, о том, что участие публично-правовых образований в публичных инвестпроектах допускается, если нет возможности найти негосударственного инвестора, о принципе «минимизации госучастия в реализации инвестпроектов». Оценить значение таких норм, которых в проекте много, можно только на практике.

Правительство будет разгонять экономический рост, не прекращая дискуссий

Минфину законом не дан запрашивавшийся ранее статус «одного окна» при подписании СЗПК. Некрупные СЗПК, гарантируемые региональным бюджетом в рамках его полномочий, подписывает губернатор или уполномоченный им чиновник, крупные — лицо, уполномоченное правительством. По данным “Ъ”, в ноябре-октябре правительство намерено определить порядок предоставления таких полномочий. Скорее всего, на эту роль будут претендовать Минфин как «нейтральная» и не распределяющая господдержку структура, Минэкономики, отраслевые министерства в своей сфере, возможно — профильные вице-премьеры или премьер-министр, возможна и комиссионная форма обсуждения СЗПК, и отдельные постановления правительства в каждом случае. Этот принципиальный для распределения правительством властных полномочий в отношениях с бизнесом (несмотря на то что по закону не заключить СЗПК с инвестором при его желании относительно сложно) вопрос должен быть решен до конца года.

Защита вложений и инвестиций

Защита инвестиций – это определенные действующим законодательством юридические, технические, организационные и финансовые действия, позволяющие инвестору наиболее эффективным способом защитить собственные капиталовложения.

Сущность явления

Инвестирование в каждом конкретном случае сопряжено с определенными рисками. Они могут быть выше или ниже, но совсем нерискованных инвестиций не существует.

Развивающиеся страны с переходной экономикой и неустойчивой политической ситуацией традиционно считаются наиболее рискованными для инвесторов. В то же самое время вложения инвестиционные проекты государств Западной Европы и Северной Америки имеют куда меньшие риски, но обещают и гораздо меньшую доходность.

Читать еще:  Фонд долгосрочных прямых инвестиций

Цель инвестора – получение максимальной прибыли на инвестированный капитал. Механизм защиты вложений позволяет инвестировать денежные средства даже в развивающиеся государства. Он обеспечивает гарантию прав инвесторов, у которых не возникает опасений, что их деньги могут безвозмездно национализировать, не заплатив компенсацию.

Защита иностранных инвестиций

Когда инвестор вкладывает собственные деньги в инвестиционный проект, осуществляемый в иностранном государстве, он должен отдавать себе отчет в том, что такая его деятельность должна осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства. Это обстоятельство само по себе связано с определенными рисками.

В то же самое время международные отношения в инвестиционной сфере имеют под собой прочный правовой фундамент. В настоящее время выработан четкий механизм, гарантирующий законные интересы иностранного инвестора. При этом по общему правилу ратифицированные нормы международного законодательства имеют примат над национальными законами.

Когда иностранная инвестиционная деятельность только проходила стадию становления, прежде всего решался вопрос правовых и финансовых гарантий. Естественно, что каждый владелец капитала был заинтересован в надежной, универсальной и работающей системе защиты собственных прав.

Страхование, как способ защиты

Защита инвестиций базируется на системе страхования инвестированных капиталов. Существующий механизм предполагает наличие двухуровневой системы:

  • страхование в рамках национальной страховой системы, принадлежащей стране, в которой осуществляются вложения;
  • страхование в международной страховой системе.

Международное страхование инвестиций является достаточно сложной и формализованной процедурой. Подобные финансовые правоотношения между иностранными субъектами принято регулировать при помощи двухсторонних соглашений, которые заключаются на уровне национальных правительств заинтересованных государств.

В настоящее время не разработаны единые международные страховые нормы права. Это связано с огромным количеством особенностей, которые содержатся в национальных правовых системах. Их столкновение порождает большое число коллизий.

В то же самое время международные соглашения по защите инвестиций основываются на ключевом принципе о верховенстве права. В ситуации где государство, принявшее иностранные вложения, нарушает заключенный договор в дело вступает международный арбитраж.

Страхование иностранных инвестиций находится в ведении Международного агентства по гарантии инвестиций (МИГА).

Российская реальность

Инвестиционная деятельность на территории России должна осуществляться в соответствии с нормами федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений». В числе прочих положений данный нормативный документ определяет действующий механизм защиты инвестиций.

При этом международные соглашения, заключаемые Россией, гармонично имплементируются в нашу правовую систему. Другими словами, нормы этих договоров ни в коем случае не противоречат вышепоименованному федеральному закону. Напротив, они призваны дополнять его.

Таким образом, на территории Российской Федерации фактически реализована двухуровневая защита иностранных капиталовложений и инвестиций. С одной стороны, их защищают нормы национального инвестиционного законодательства. С другой стороны, подписанные международные соглашения.

Гарантии защиты

Гарантии защиты инвестиций – это конкретные обязательства по созданию режима безопасности инвестированных денежных средств.

Проведение анализа национальных правовых систем разных стран, а также, подписанных ими международных соглашений, помогает сделать заключение, что на сегодняшний день нормативно-правовое регулирование имеет несколько групп гарантий иностранных капиталовложений. К ним относятся гарантии:

  • по обеспечению неприкосновенности имущества инвестора;
  • по недопустимости дискриминации;
  • по постоянству финансовых условий;
  • по обеспечению законного права на использование результатов инвестиционной деятельности;
  • которые касаются порядка разрешения споров, возникших в связи с осуществлением инвестиций.

В своей деятельности Российская Федерация всегда придерживается всех взятых на себя международных обязательств. Это утверждение в полной мере реализуется на примере защиты внутренних и иностранных инвестиций, которые сделаны на территории России.

Защита инвестиции

Инвестиционный бизнес всегда связан с определенным риском, который повышается в несколько раз при вложениях капитала на территориях развивающихся стран с переходной экономической ситуацией и нестабильной экономической политикой. Основной риск заключается в том, что при изменении политических направлений, влияющих на экономику, все его инвестиции или их часть могут быть принудительно национализированы, без какой либо компенсации.

Несмотря на принятые во всем мире правовые нормативы, государство, на территории которого расположены объекты инвестирования, может отказаться от защиты иностранных инвестиций, и рассмотрении спорного вопроса в суде международного арбитража. Важным моментом является то, что ответственная власть, при политической нестабильности, не может гарантировать поддержания интересов владельцев инвестиций на рынке. Основным средством защиты своих имущественных интересов в таких условиях для инвесторов остается механизм, принятый в международно-правовом урегулировании зарубежных инвестиций.

О защите иностранных инвестиций

Вкладывая свои капиталы в объекты или деятельность на территории другого государства, инвестор должен понимать, что в первую очередь ему придется считаться с интересами реципиента и подчиняться его законам, что связано с определенной долей риска. Хотя специфика международных отношений в области инвестиций такова, что не может быть урегулирована только национальным законодательством, так как способы защиты инвестиций, прежде всего, были разработаны международными юридическими кругами. И вступили в законную силу намного раньше национальных правовых норм.

В начале развития иностранной инвестиционной деятельности остро встал вопрос о правовых отношениях. Владельцы капиталов вынуждены были оберегать свои права на внесенные средства с помощью правоохранительного законодательства своего государства.

Страхование иностранных инвестиций как способ защиты

Защита инвестиций обеспечивается при вступлении в общую практику системы страхования вложенных капиталов. Разработанные механизмы урегулирования отношений в этой области предусматривают методы зашиты на двух уровнях — это:

  • Страхование в системе, принадлежащей государству, на территории которого располагаются инвестиции.
  • Заключение страхового договора в международно-правовой системе.

В идеале защита инвестиций иностранного капитала должна быть определена внутренними законами и правовыми нормами. Проблема состоит в том, что внутренние права, действующие на территории реципиента, не являются безоговорочным условием для инвестора. А нестабильная экономическая обстановка во многих государствах спровоцировала полное отсутствие безопасности для инвесторов, и стала причиной уклонения многих бизнесменов от подчинения внутренним правовым нормам, и причиной обращения за помощью в международные организации. Как следствие, образовался скачек роста международных договоров, приравненных по своему статусу к внутренним правовым документам, в которых осуществляется защита иностранных инвестиций.

Читать еще:  Инвестиционный анализ мти ответы

Защита инвестиций в Российской Федерации

Территория России не является исключением в перечне стран реципиентов с нестабильной экономической и политической обстановкой. Тем не менее, в 1999 г был принят федеральный закон, обеспечивающий гарантии неприкосновенности прав иностранных инвесторов. Закон «об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» является ключевым документом в комплексе всех законодательных актов, по которым предусмотрена защита инвестиций.

Правила, записанные в международном правовом документе, не идут в разрез с содержанием пунктов национального закона, а дополняют его. Поэтому записанные в национальном законе меры защиты инвестиций и оговоренные права в международно-правовом перечне являются двойной гарантией безопасности прав иностранных инвесторов.

Формы риска и виды страхования инвестиций

Государство, давшее свое согласие на размещение иностранного капитала, берет на себя гарантии защиты инвестиций перед зарубежными инвесторами и международными организациями. Предполагается, что предпринимателю будут созданы необходимые условия для плодотворной деятельности, и достижения поставленных целей. Но реальность бывает совершенно противоположной. Нестабильность обстановки и бессилие властей относительно контроля ситуации приводит к тому, что правительственные организации не в состоянии обеспечить возможные способы защиты инвестиций. Тогда привлекаются арбитражные суды, процессы которых могут длиться годами. Убытки инвестора при этом будут расти с каждым днем. И единственным решением, гарантирующим полную безопасность инвестиционных вложений, является страхование на такие случаи как:

  • изменение экономической, финансовой или политической обстановки;
  • начало военных действий;
  • национализация страны;
  • введение валютных санкций по ограничению.

По своей форме выделяют такие риски для инвестиций как:

  • государственное инвестирование;
  • частное вложение капиталов;
  • совместное инвестирование.

Такая классификация помогает страховым компаниям быстро выявить объект страхования, понять, какие интересы преследует страхователь, и какова возможная степень риска наступление угрожающего капиталу события.

Правительство России

Антон Cилуанов выступил на парламентских слушаниях на тему «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации»

Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов рассказал о законопроекте о защите и поощрении капиталовложений.

Выступление Антона Силуанова на парламентских слушаниях

Мы в последнее время создали все условия для такой стабильной макроэкономической среды. У нас предсказуемый курс, снижается инфляция и процентные ставки. Но до сих пор ещё есть риски в регуляторной среде у наших предпринимателей и бизнеса. Когда мы стали обсуждать с бизнесом, какие шаги нам предпринимать, для того чтобы стимулировать наших предпринимателей к вложению собственных средств в новые проекты, все предприниматели рекомендовали нам принять закон, который стабилизировал бы условия деятельности. Мы говорим о том, что на депозитах у предпринимателей лежат 30 трлн, и считаем необходимым создать условия для того, чтобы имеющиеся у бизнеса денежные средства работали на цели экономического роста. Для того чтобы они заработали, необходимы условия, гарантии средств, которые вкладываются в инвестиции, гарантии отдачи от этих инвестиций и, соответственно, возврат этих средств. Поэтому законопроект, который мы сегодня рассматриваем, направлен как раз на решение этих задач.

Контекст

Мы видим, что сегодня в области инвестиций действует законодательство ещё 1990-х годов, и во многом это законодательство устарело. Поэтому, когда мы перед собой ставили задачу подготовки законодательства, задача была такая – подготовить основы инвестиционного законодательства, которые бы по-современному решали вопросы инвестиций, гарантий инвестиций, стабильности инвестиционных режимов и так далее. Поэтому вместе с рассматриваемым законопроектом мы предлагаем исключить целый ряд устаревших норм законодательства, а в этот законопроект включить решения, которые необходимы для инвестиций.

Сразу хочу заметить, что вопрос бюджетных инвестиций мы намеренно исключили из действующего законопроекта, с тем чтобы эту тему включить уже в бюджетное законодательство и там определить основные принципы инвестирования за счёт бюджетных средств.

Что хотелось бы сказать про основные задачи законопроекта? Законопроект предлагает два ключевых решения. Первое – это стабилизация решений, которые влияют на бизнес-проекты для всех предпринимателей, независимо от того, заключается ли соглашение о защите и поощрении капиталовложений или нет. Речь идёт о так называемом общем инвестиционном режиме. И второе направление – это уже заключение соглашений с инвесторами, которые непосредственно вкладывают собственные деньги в проект, соответственно, заключается соглашение между государством и таким инвестором. Кратко остановлюсь на двух этих предложениях.

Первое – это общий инвестиционный режим. Он предусматривает отсрочку вступления в силу нормативно-правовых актов, которые приводят к дополнительным издержкам для бизнеса и влияют на инвестпроекты, которые бизнес должен реализовывать. Что это такое? Это в первую очередь отсрочки по налогам. Мы говорим о трёх налогах: налог на прибыль, налог на землю, имущественные налоги. И мы говорим о том, что изменения по этим налогам, которые могут негативно повлиять на реализацию этих бизнес-проектов, вступают с отсрочкой на три года. Как это будет работать? Любые законодательные инициативы будут проходить оценку регулирующего воздействия. Такую оценку производит Министерство экономического развития России. В случае если будет признано то, что тот или иной законопроект негативно влияет на бизнес, нормы соответствующих законодательных актов будут включать в себя отсрочку вступления в силу данных законодательных инициатив, что позволит адаптироваться бизнесу к этим новеллам. Второе – это уже так называемый проектно-инвестиционный режим. Здесь предлагается реализовывать этот проектно-инвестиционный режим на основании соглашений между государством и бизнесом. По сути дела, две стороны: государство с одной стороны и предприниматели – с другой, которые берут на себя соответствующие обязательства. Мы говорим о том, что соглашение о защите поощрения капиталовложения – своего рода публичная оферта. Здесь предусматривается заявительный порядок заключения таких соглашений, и государство не может отказать от заключения этих соглашений. О чём идёт речь в соглашениях? Предусматривается стабилизационная оговорка в части налогов, а именно три налога плюс стабилизация в порядке возмещения НДС. Нормы о неухудшении условий технического регулирования, лицензирования, землепользования, застройки территорий, административных процедур в строительстве принимаются с отсрочкой. По налогам это отсрочка от 6 до 20 лет, то есть рёчь идёт о сроке реализации проекта. По техническому регулированию, землепользованию и застройке предлагается установить срок до трёх лет, когда вводятся изменения, касающиеся влияния на бизнес. Кроме того, соглашением предусматривается сохранение норм государственной поддержки, которые действуют на момент реализации нового соглашения. То есть если принимается решение об инвестировании в новый проект и государство обещает меры поддержки, в том числе и финансовой поддержки, то в соглашении о защите и поощрении капиталовложений эти меры прописываются и государство берёт на себя уже ответственность по сохранению этих мер на весь период, когда будет реализован тот или иной инвестиционный проект. При этом законопроектом предусматриваются различные подходы по стабилизациям в зависимости от объёма инвестиций.

Читать еще:  Управление инвестиционным проектом 2020 pdf

Чем больше объём инвестиций, чем значимее инвестиционный проект, тем на более длительный срок заключаются такие соглашения. Мы изначально планировали заключение соглашений по проектам, которые имеют объём собственных инвестиций не менее 1,5 млрд рублей. Для чего это делается? Мы знаем, что зачастую проекты реализуют, создавая небольшую компанию с небольшим уставным фондом, привлекаются заёмные средства, эти заёмные средства не всегда потом выполняются, и от этого страдают сами проекты. Поэтому мы говорим о вложениях именно собственных средств от 1,5 млрд рублей в проекты в области промышленности, сельского хозяйства, цифрового развития, стоимость которых оценивается не менее чем в 7 млрд рублей. В иных сферах экономики – от 5 млрд рублей и более крупные проекты от 10 млрд рублей. Когда мы готовили законопроект, нам предложили несколько понизить планку, сделав её минимальное значение – 250 млн рублей для проектов, которые касаются социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры. Мы согласились с таким подходом и учли также более пониженный объём инвестиций в такие проекты. При этом хочу сказать, что при проектах наиболее крупных, от 10 млрд рублей и выше, предлагается стабилизировать формулу тарифов. То есть естественная монополия, которая поставляет соответствующие услуги для вновь реализуемого проекта, может заключать длительные соглашения о порядке расчёта стоимости таких услуг, что тоже важно для реализации бизнес-проектов. Кроме того, мы говорим о том, что при крупных проектах, от 10 млрд, мы можем включать в соглашение размеры и порядок уплаты вывозных таможенных пошлин. Причём это тоже предусматривается на достаточно длительные сроки в зависимости от объёма реализуемого проекта. Кроме того, к крупным проектам могут применяться дополнительные стабилизации по ставкам платы по неналоговым платежам.

Помимо стабилизационной части вторая важная новация законопроекта, которую мы включили по предложению бизнеса, это норма о том, что, реализуя новый инвестиционный проект, затраты на инфраструктуру, которые были произведены предпринимателем, будут компенсироваться за счёт будущих налогов. Это новация очень важная. Потому что речь идёт о социально-инженерной инфраструктуре. Сопутствующая инфраструктура, которая необходима для реализации бизнес-проекта, будет компенсирована из будущих налогов, то есть, по сути, за счёт бюджетных средств. Это тоже очень важная мера, потому что позволит снизить издержки предпринимателей для вложений и для реализации новых проектов.

У нас предусмотрена законопроектом и взаимная ответственность. Потому что в случае, если государство нарушит соответствующие нормы соглашения, будет предусмотрена мера компенсации. В случае если предприниматель нарушит условия и соответствующий бизнес-проект не будет реализован, здесь тоже предусмотрена мера ответственности в виде возврата дополнительных мер поддержки, которые были получены в ходе реализации проекта. Предусматривается реестр таких соглашений. Реестр всех СЗПК будет вести Федеральное казначейство в электронном виде. Федеральное казначейство также будет вести реестр всех мер поддержки, что позволит обеспечить неизменность в рамках СЗПК принятых решений о предоставлении поддержки.

В ходе работы над законопроектом мы постоянно ведём диалог с бизнесом. И многие предприниматели ждут этого законопроекта с тем, чтобы начать свои инвестиции. Речь идёт о строительстве целлюлозно-бумажных комбинатов, новые инвестиции в рамках «Енисейской Сибири», дорога «Меридиан», которая свяжет Китай и Европу, экологические проекты, целый ряд других проектов, которые пока не реализуются до момента принятия соответствующего законопроекта.

Участие регионов. Законопроектом также предусматривается возможность участия субъектов Российской Федерации. Для них предусмотрены такие же условия заключения соглашений, которые касаются региональных налогов и определённых видов стабилизации. Планка по таким проектам чуть понижена по сравнению с федеральным уровнем. Мы считаем, что это даст возможность участия среднего бизнеса в соглашениях по защите и поощрению капиталовложений. Согласен с Вячеславом Викторовичем в том, что у нас есть определённые нормы законопроекта, которые отсылают к решению Правительства Российской Федерации. В настоящее время такие проекты решений Правительства готовятся, и мы до конца года подготовим проекты актов. По нашим оценкам, необходимо около пяти постановлений Правительства и достаточно большое количество ведомственных актов. Мы соответствующее решение подготовим ко второму чтению. Важно также, что будут подготовлены и модельные акты для субъектов Российской Федерации, модельные акты соглашений по поощрению капиталовложений, что облегчит работу бизнеса в субъектах Российской Федерации.

Мы готовы к работе ко второму чтению. Мы слышим достаточно много и положительных моментов – это как оценка инициатив, которые представлены Правительством в Государственную Думу, так и много предложений по доработке. Поэтому мы готовы вместе с депутатами, вместе с бизнесом к работе над совершенствованием законопроекта. Уверен, что мы сможем сделать его лучше ко второму чтению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector