Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные гарантии по кредитам

Государственные гарантии по кредиту

Отбор юридических лиц, которым будут предоставлены госгарантии по привлекаемым ими кредитам, будет осуществляться по 31 октября 2015 года (Постановление Правительства РФ от 24.03.2015 N 266).

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2012 года N 825 (Далее-Постановление)

Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 года N 825 были утверждены Правила предоставления в 2012 — 2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках. Подписанным Постановлением действие указанных Правил продлено на 2015 год.

  • П.2. Установить, что в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, государственные гарантии Российской Федерации (далее — гарантии) в 2012 — 2015 годах предоставляются по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее — юридические лица), на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов либо облигационных займов, привлеченных юридическими лицами ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
  • П.3. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право принятия решений о предоставлении в 2012 — 2015 годах гарантий в соответствии с Правилами, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящего постановления.
  • П.4. Установить, что при ухудшении экономической конъюнктуры решения о предоставлении в 2014 — 2015 годах гарантий в соответствии с Правилами в случае наличия у юридических лиц просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации принимает Правительство Российской Федерации. В этом случае положения «подпунктов «а» и «в» пункта 5, пункта 12 и подпункта «в» пункта 15 Правил не применяются. Отбор юридического лица, имеющего указанную просроченную задолженность, для оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами осуществляет Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, образованная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166, по представлению соответствующей межведомственной комиссии, указанной в подпункте «а» пункта 8 Правил.

Правила предоставления гарантий

Правила предоставления в 2012 — 2015 годах госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством РФ в рамках мер по повышению устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, утверждены постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 года N 825. Правилами предусмотрены льготный порядок отбора принципалов и возможность предоставления госгарантий на рефинансирование ранее привлеченных кредитов.

  • Срок гарантии от 3 до 7 лет
  • Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств следующих российских юридических лиц (далее — принципалы):

а) стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009, и (или) в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96, и являющихся исполнителями государственного оборонного заказа, по возврату суммы кредита (по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении), в объеме до 70 процентов названных обязательств;

б) иных организаций, не указанных в подпункте «а» настоящего пункта, по возврату суммы кредита (по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении) в объеме до 50 процентов названных обязательств.

  • Гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.
  • Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

б) принятие принципалом обязательств по сокращению размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящего состава (членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа и его заместителей, главного бухгалтера (иного должностного лица принципала, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), руководителей самостоятельных структурных подразделений) принципала на период оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами;

в) удовлетворительное финансовое состояние принципала.

  • Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала, который находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
  • Решение об отборе принципалов принимается при условии:

а) обеспечения принципалами прозрачности своей финансовой и хозяйственной деятельности и структуры собственности;

б) выполнения принципалами обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранения рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников;

в) представления кредиторами в Правительственную комиссию, межведомственную комиссию подтверждения проведения анализа финансового состояния принципалов и принятия кредитными комитетами кредиторов решений о предоставлении кредитов на основе представленных принципалами бизнес-планов;

г) представления принципалами в Правительственную комиссию, межведомственную комиссию сведений о наличии иного (кроме гарантий) обеспечения исполнения обязательств принципалов по кредитам (облигационным займам) (с указанием наименования, суммы и срока обеспечения).

Состав и объем иного, кроме гарантий, обеспечения исполнения обязательств принципалов по облигационным займам определяются принципалами, а по кредитам — принципалами по согласованию с кредиторами.

  • Решение о предоставлении гарантии принимается Министерством финансов Российской Федерации.
Читать еще:  Что отражается по кредиту

Особенности предоставления и исполнения гарантии в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту:

  • Гарантия по кредиту предоставляется в обеспечение исполнения обязательств:

а) принципала, указанного в подпункте «а» пункта 2 настоящих Правил, по кредиту, привлеченному принципалом в валюте Российской Федерации на срок от 3 до 7 лет, по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в установленный кредитным договором срок в части, составляющей до 70 процентов фактически предоставленной принципалу суммы кредита (основного долга);

б) принципала, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящих Правил, по кредиту, привлеченному принципалом в валюте Российской Федерации на срок от 3 до 7 лет, по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в установленный кредитным договором срок в части, составляющей до 50 процентов фактически предоставленной принципалу суммы кредита (основного долга).

В 2015 году гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (основного долга), срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора наступает после 1 января 2018 г.

Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения иных обязательств принципала по кредиту (кредитному договору), в том числе обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга), сроки исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора наступают ранее 1 января 2015 г. — для гарантий, предоставленных в 2012 году, ранее 1 января 2016 г. — для гарантий, предоставленных в 2013 году, ранее 1 января 2017 г. — для гарантий, предоставленных в 2014 году, ранее 1 января 2018 г. — для гарантий, предоставленных в 2015 году, по уплате процентов за пользование кредитом, иных процентов, комиссий, неустойки (штрафов, пеней), по досрочному исполнению обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга), в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении либо наступления событий, в силу которых срок исполнения обязательств по кредитному договору считается наступившим, а также ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору и причинение убытков.

Гарантии предоставляются по кредитам российских банков, имеющих генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, а также по кредитам государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — кредиторы).

Срок действия гарантий, предоставленных в 2012 — 2014 годах, определяется исходя из установленного условиями кредитного договора срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 70 календарных дней. Срок действия гарантии, предоставляемой в 2015 году, определяется исходя из установленного кредитным договором срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 90 календарных дней.

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Государственная гарантия Российской Федерации в иностранной валюте – письменное обязательство Правительства Российской Федерации либо Минфина России экспортеру или российскому или зарубежному банку отвечать полностью или частично за неисполнение перед ним обязательств другой стороной соглашения по контракту/финансовому обеспечению.

Ключевые условия предоставления государственных гарантий:

  • Выдаются бесплатно
  • Бесплатно осуществляются все процедуры по оформлению соответствующей документации на их получение
  • Предоставляются в иностранной валюте
  • Покрывают от 85 до 95% суммы сделки
  • Предоставляются на срок до 20-ти лет
  • Продукция должна соответствовать перечню, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1222-р от 21.09.2004

Государственные гарантии предоставляются в пользу:

  • российских и зарубежных банков-кредиторов
  • российских экспортеров

Государственные гарантии покрывают платежные обязательства:

  • иностранных государств по привлеченным кредитам, выданным суверенным гарантиям и прямым контрактам при закупках российской промышленной продукции;
  • иностранных компаний – импортеров российской промышленной продукции по контрактам и привлеченным на эти цели кредитам;
  • банков стран импортеров по привлеченным ими кредитам и предоставленным гарантиям по сделкам с российскими экспортерами;
  • российских экспортеров по кредитам, привлеченным для финансирования экспортных контрактов.

Размер покрытия

Страны, не обладающие инвестиционным кредитным рейтингом (Размер покрытия зависит от категории риска страны):

  • 1 категория риска – до 95 %
  • 2 категория риска – до 90 %
  • 3 категория риска – до 85 %
  • Страны с инвестиционным кредитным рейтингом:
  • Fitch BBB-
  • Moody’s Baa3
  • Standard&Poors BBB-

Сроки предоставления государственных гарантий

Максимальные сроки заимствований, по которым предоставляются гарантии:

  • потребительские товары – до 5 лет
  • машины, механизмы, оборудование и транспортные средства – до 7 лет
  • промышленное (комплектное) оборудование – до 11 лет
  • летательные и космические аппараты, морские и речные суда – до 14 лет
  • инвестиционные проекты «под ключ», реализуемые в иностранных государствах – до 14 лет
  • атомные электростанции и оборудование для них – до 20 лет

Перечень документов, необходимых для получения государственной гарантии

Виды государственных гарантий

1. Государственные гарантии в пользу экспортера, либо российского или иностранного банка-кредитора в обеспечение платежных обязательств иностранного импортера или банка (заемщика или гаранта), либо иностранного государства.

2. Государственные гарантии по заимствованиям ЗАО «Росэксимбанк», осуществляемым для кредитования российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств, предоставляемого для финансирования экспорта российской промышленной продукции.

3. Государственные гарантии ЗАО «Росэксимбанк» по обязательствам российских экспортеров перед банком-агентом по выставленным банком-агентом банковским гарантиям.

4 Государственные гарантии в обеспечение исполнения обязательств
ЗАО «Росэксимбанк» по операциям по торговому финансированию, связанным с экспортом промышленной продукции.

5. Государственные гарантии по обязательствам ЗАО «Росэксимбанк» по банковским гарантиям, выставленным по обязательствам российских экспортеров, а также в пользу российского экспортера и банка-кредитора.

Консультации по вопросам предоставления государственных гарантий:

Макаров Сергей Николаевич

Заместитель начальника Департамента кредитования

Кредит под госгарантию

КТО ВЫДАЁТ гарантию?

Читать еще:  Счет списания кредиторской задолженности

Специально для финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства была создана Национальная гарантийная система (НГС). В неё входят «Корпорация МСП», «МСП Банк» и региональные гарантийные организации (РГО).

Выдаёт гарантии под крупные проекты (от 100 млн рублей), а также по кредитам на сумму от 5 до 25 млн.

Напомним, список банков-партнёров можно посмотреть по ссылке.

Предоставляет гарантии по кредитам на сумму от 25 до 100 млн рублей.

Посмотреть условия, список документов и подать заявку онлайн можно по ссылке.

Региональные гарантийные организации выдают гарантии по кредитам на сумму до 25 млн рублей (в некоторых регионах – до 100 млн рублей).

Где находится РГО в вашем регионе, можно посмотреть по ссылке, выбрав в фильтрации свой регион или вариант «Региональная гарантийная организация».

По кредитам под гарантию банки предлагают пониженную процентную ставку. За гарантию придётся заплатить, но это небольшая сумма (0,5–3%).

КАК ПОЛУЧИТЬ гарантию?

Выбрать банк – партнёр «Корпорации МСП», в котором вы хотите взять кредит под госгарантию. Список банков.

Подать документы в банк на получение кредита. В кредитном договоре в поручителях указать «Корпорацию МСП» и/или региональную гарантийную организацию (РГО). Напомним, адреса РГО в вашем регионе, можно посмотреть на портале в разделе «Инфраструктура МСП».

Банк сам свяжется с РГО и «Корпорацией МСП» и оформит все необходимые документы для получения гарантии.

Пакет ДОКУМЕНТОВ для банка

• Копия паспорта заёмщика и копии паспортов соучредителей предприятия;

• Оригинал правоустанавливающих документов на бизнес;

• Свидетельство о регистрации права собственности на помещение или договор его аренды (субаренды);

• Финансовая или налоговая отчётность за несколько последних периодов;

• Справка из Федеральной налоговой службы об отсутствии долгов перед бюджетом.

Каждый банк может запросить дополнительные документы. Как проверить задолженность компании, можно узнать по ссылке.

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ гарантийной поддержки

Гарантийную поддержку может получить практически любой представитель малого и среднего бизнеса. Для положительного решения при рассмотрении заявки на гарантию компания должна соответствовать определённым критериям:

• внесена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проверить свою компанию можно на сайте ФНС России. Информация в реестр попадает автоматически на основании сведений ЕГРЮЛ, ЕГРИП и данных налогового учёта, но лучше проверить её перед походом в банк;

• подходит под параметры малого и среднего бизнеса (годовая выручка не больше 2 млрд руб., количество работающих – меньше 250 человек);

• не имеет задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Проверить свою компанию.

• не является банкротом;

• не имеет просрочек по другим кредитам.

Если вы не помните, перед какими банками у вас есть задолженность и в каком размере, проверить это можно, изучив свою кредитную историю. Банки и другие кредитные организации в обязательном порядке направляют такую информацию в бюро кредитных историй (БКИ). Банки могут направлять информацию в разные БКИ. Узнать, в каких бюро кредитных историй хранится информация о ваших кредитах и займах, можно:

• онлайн, направив запрос через сайт Центробанка (потребуется информация из документа, удостоверяющего личность, и код субъекта кредитной истории);

• онлайн, на портале госуслуг (услуга доступна только для подтверждённой учётной записи);

• лично, обратившись в любой банк или любое бюро кредитных историй (потребуется только документ, удостоверяющий личность).

Существуют ограничения по сферам деятельности. Гарантию на кредиты не выдают:

• тем, кто работает с подакцизными товарами (алкоголь, табак, авто);

• тем, кто добывает или продаёт полезные ископаемые;

• негосударственным пенсионным фондам;

• брокерам, управляющим и другим профессиональным участникам фондового рынка.

Получить бесплатную консультацию по этой и другим программам поддержки МСП можно в Центрах «Мой бизнес» в вашем регионе. Адреса смотрите в разделе «Инфраструктура МСП».

Также можно оставить заявку на консультацию по телефону в личном кабинете портала. Для этого пройдите регистрацию, после чего вам перезвонят специалисты нашего call-центра.

Не дождались звонка или возникли вопросы? Позвоните по телефону горячей линии: 8 (800) 100 97 70

Государственные меры поддержки

Здесь вы найдете материалы о государственных мерах поддержки малого и среднего бизнеса.

Льготный кредит по ставке до 8,5%

Получить кредит можно до 2024 года в любом из отделений уполномоченного банка.

Банки, участвующие в льготной программе

На сегодняшний день в программе задействовано уже 99 кредитных организаций.

Микрозайм для бизнеса

Предоставление МСП микрозаймов до 5 млн рублей по льготной ставке на срок не более 3 лет.

Поддержка инноваций и производства

Одним из способов развития новых промышленных и инновационных проектов является предоставление готовой инфраструктуры и льготного доступа к ней.

Поддержка МСП в моногородах

В настоящее время в России официально зарегистрирован 321 моногород. На какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес в моногородах?

Кредиты под залог ИС и субсидии

На возмещение бизнесу части расходов по таким кредитам государство предоставляет субсидии.

Кредит под госгарантию

Банки не всегда одобряют предпринимательский кредит, если отсутствует имущество для залога. Тут на помощь может прийти государство и стать поручителем.

Оборудование в льготный лизинг

Как выгодно арендовать или приобрести оборудование для своего бизнеса.

Минфин предложил поменять систему госгарантий по кредитам

Гарантий больше, чем нужно

Действующая система государственных гарантий по кредитам и инвестпроектам предприятий, которую бизнес все больше воспринимает как бесплатную бюджетную страховку, исчерпала свои возможности — ее нужно менять: прекратить давать гарантии «планово-убыточным» проектам и гарантии с 100-процентным покрытием обязательств, а также ввести плату за гарантийную поддержку государства, следует из опубликованного 6 февраля программного документа Минфина «Основные направления государственной долговой политики» на 2017–2019 годы (.pdf).

Читать еще:  Кредит на зарплату организациям

К концу 2019 года государственная гарантийная поддержка «достигнет таких масштабов, что ее последствия — государственный долг по условным обязательствам федерального бюджета — станут одним из важных факторов финансовой стабильности России», говорится в документе. В 2016 году существующие госгарантии достигли 2,6 трлн руб. (почти 24% федерального госдолга), к концу 2019 года их объем увеличится до 3,1 трлн руб., следует из прогноза Минфина.

Министерство проанализировало итоги государственной гарантийной поддержки в 2013–2016 годах и пришло к выводу, что лимиты помощи, заложенные в законе о бюджете, практически по всем направлениям значительно превышали объемы необходимой поддержки, которые органы власти указывали в своих заявках. То есть ведомства систематически завышали свои запросы на госгарантии для подотчетных им отраслей и предприятий. В результате фактический объем предоставленных гарантий в рублях в последние годы составил в среднем только 66% от плана. Прямых убытков государство почти не понесло — предприятия исполнили подавляющую часть гарантированных обязательств сами, а гарантийные случаи наступили менее чем по 1% от объема действующих гарантий. Но администрирование столь масштабных госгарантий сопряжено с ежегодными издержками в несколько миллиардов рублей, а возместить их возможности нет, поскольку гарантии выдаются бесплатно.

«Чиновник — это всегда максимизирующий бюрократ. Он всеми силами будет подгонять под себя ресурсы и резервы, если какими-то правилами это не ограничивать», — рассуждает директор Института проблем государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Клименко.

Поддержку урежут

В следующие три года Минфин снизит объем вновь предоставляемой гарантийной поддержки. В 2017-м планируется выдать госгарантий в национальной валюте на 190,1 млрд руб. (на 87% меньше прошлогоднего уровня), а в следующие два года — 133,5 млрд и 119,7 млрд руб. соответственно. В иностранной валюте объем гарантий все три года останется практически неизменным — на сумму, эквивалентную 81–85 млрд руб. в год.

Объемы поддержки инвестиционным проектам сократят в среднем на 43% по сравнению с прошлым годом, хотя и продолжат считать это направление приоритетным. Объем госдолга по гарантиям продолжит расти, но более низкими темпами по сравнению с предыдущими годами. Нагрузка на бюджет увеличится, причем в основном речь идет о бюджете будущих периодов, так как обязательства по госгарантиям — долгосрочные (до 30 лет). Ежегодные объемы ассигнований в рублях на исполнение гарантий придется увеличить — в среднем на 55,7 млрд руб. (+122%).

В конце 2016 года государство решило досрочно погасить почти 800 млрд руб. кредитов, которые взяли оборонные предприятия, занимавшиеся выполнением заказа для перевооружения армии. Это привело к резкому увеличению дефицита бюджета по сравнению с первоначальным планом. В 2011–2014 годах при выполнении гособоронзаказа реализовывался механизм кредитования предприятий ОПК под государственные гарантии. За этот период оборонным предприятиям выдали кредитов под госгарантии на сумму почти 1,2 трлн руб.

Механизм надо менять

Минфин выделяет несколько недостатков существующей практики. Во-первых, отсутствие ответственности бенефициаров гарантий за невыполнение инвестиционных проектов, которым оказывало поддержку государство. Среди проблем Минфин также называет предоставление поддержки «планово-убыточным проектам» и неэффективным предприятиям, плохую оценку распределения рисков между кредитором, заемщиком и государством, а также «отход от базовой логики государственной гарантийной поддержки», согласно которой власти должны помогать предприятиям из стратегически важных отраслей, причем лишь тем из них, что испытывают сложности в привлечении займов из-за макроэкономической ситуации. Кроме того, указывает Минфин, некоторые получатели антикризисной помощи не соблюдают ограничений, в частности выдают премии и бонусы топ-менеджерам.

Из-за этого бизнес воспринимает госгарантии как «отсроченное бюджетное финансирование», которое помогает увеличить доходность и рассчитаться по долгам, но при этом препятствует адекватной оценке рисков по проектам, поддерживаемым госгарантиями. Как следствие, у банков-кредиторов пропадает мотивация контролировать финансовое положение заемщиков. «Более того, все чаще имеют место попытки решать проблемы «токсичных» активов путем получения государственных гарантий при рефинансировании заведомо безнадежных долгов и перекладывания всех рисков кредитования проблемных предприятий на федеральный бюджет», — говорится в документе. Этот подход ставит государство «в заведомо неравное положение, когда гарант, не являясь полноправным участником гарантируемых сделок, лишен возможности управлять имеющимися предпринимательскими рисками».

В России нет системы платности гарантийной поддержки, как, например, в странах ОЭСР, где стоимость гарантии связана с уровнем риска проекта, жалуется Минфин. Власти постоянно несут издержки в связи с масштабами помощи — они составляют несколько миллиардов рублей в год. «В условиях имеющихся бюджетных ограничений и массового характера предоставления государственных гарантий вопрос о введении платности за получение госгарантий перестает быть чисто теоретическим», — считают авторы «Основных направлений». Гарантии на возмездной основе — это правильный подход, который будет заложен в расчеты ведомств и поспособствует тому, чтобы они не завышали нужды в поддержке, соглашается Андрей Клименко.

Минфин также предлагает отказаться от гарантирования уплаты процентов по кредитам, предоставлять госгарантии, покрывающие 100% обязательств, только в исключительных случаях, запретить давать гарантии банкам, утратившим контроль за использованием средств, усилить ответственность участников программ и повысить требования к отбору проектов и заемщиков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector