Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция цб о кредитовании

Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (с изменениями и дополнениями)

Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И
«О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

С изменениями и дополнениями от:

3 декабря 2010 г., 17 мая, 15 сентября, 9 декабря 2011 г., 22 июля, 26 ноября 2013 г., 25 ноября 2014 г., 24 мая 2015 г., 21 марта 2016 г., 24 апреля, 11 августа 2017 г., 5 октября 2018 г.

ГАРАНТ:

Настоящая Инструкция применяется с учетом положений Указания Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2333-У

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 26 ноября 2013 г. N 3124-У в преамбулу внесены изменения

Настоящая Инструкция в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»), Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; N 28, ст. 3261; 1999, N 1, ст. 2; 2002, N 12, ст. 1093; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 31, ст. 3437; N 52, ст. 5497; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227; 2009, N 1, ст. 20; N 29, ст. 3642; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6428) (далее — Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»), Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093; N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 11, ст. 913; N 15, ст. 1343; N 49, ст. 4852; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 1, ст. 5, ст. 19; N 2, ст. 172; N 31, ст. 3437, ст. 3445, ст. 3454; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4016; N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; 2009, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2279; N 23, ст. 2770; N 29, ст. 3642; N 52, ст. 6428) (далее — Федеральный закон «Об акционерных обществах»), Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19, ст. 20, ст. 23; N 29, ст. 3642; N 52, ст. 6428) (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 26 марта 2010 года N 6) устанавливает порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.

Порядок выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации, производство по делу о банкротстве которой прекращено в связи с погашением ее обязательств по решению учредителей (участников) или третьего лица (третьих лиц), устанавливается Положением Банка России от 11 августа 2005 года N 275-П «О порядке выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации, производство по делу о банкротстве которой прекращено в связи с погашением ее обязательств учредителями (участниками) или третьим лицом (третьими лицами)», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2005 года N 6974, 23 июля 2009 года N 14379 («Вестник Банка России» от 22 сентября 2005 года N 50, от 5 августа 2009 года N 46).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России.

Председатель Центрального Банка
Российской Федерации

* Под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, ст. 3616; 2009, N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6441), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2010 г.
Регистрационный N 16965

Установлен новый порядок принятия ЦБР решений о госрегистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.

Кредитные организации создаются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества (АО, ООО или общество с дополнительной ответственностью).

Их учредителями могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых 3 лет со дня его госрегистрации.

Приводятся перечни документов, представляемых для госрегистрации и получения лицензии. При госрегистрации Банк России рассматривает документы в срок не более 6 месяцев с даты их представления в территориальное учреждение ЦБР по предполагаемому местонахождению учреждаемой организации.

Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования. С той же даты утрачивает силу ранее применявшаяся инструкция.

Следует учитывать, что порядок выдачи лицензий кредитным организациям, производство по делу о банкротстве которых прекращено в связи с погашением их обязательств по решению учредителей (участников) или третьих лиц, установлен положением ЦБР от 11 августа 2005 г. N 275-П.

Особенности госрегистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России.

Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2010 г.

Регистрационный N 16965

Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования в «Вестнике Банка России»

Читать еще:  Состояние дебиторской и кредиторской задолженности

Текст Инструкции опубликован в «Вестнике Банка России» от 30 апреля 2010 г. N 23

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 5 октября 2018 г. N 4925-У

Изменения вступают в силу с 27 октября 2018 г.

Указание Банка России от 11 августа 2017 г. N 4487-У

Изменения вступают в силу с 14 ноября 2017 г.

Указание Банка России от 24 апреля 2017 г. N 4359-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Указание Банка России от 21 марта 2016 г. N 3982-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Указание Банка России от 24 мая 2015 г. N 3647-У

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Указание Банка России от 25 ноября 2014 г. N 3452-У

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Указание Банка России от 26 ноября 2013 г. N 3124-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Указание Банка России от 22 июля 2013 г. N 3029-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Указание Банка России от 9 декабря 2011 г. N 2743-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России», за исключением подпунктов 1.1, 1.4 — 1.6 пункта 1 названного Указания, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Указание Банка России от 15 сентября 2011 г. N 2698-У

Изменения вступают в силу с 29 сентября 2011 г., за исключением пунктов 1.7, 1.20, 1.22 и 1.24 названного Указания, вступающих в силу с 28 декабря 2011 г., и пункта 1.15, вступающего в силу с 1 января 2012 г.

Указание Банка России от 17 мая 2011 г. N 2638-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Указание Банка России от 3 декабря 2010 г. N 2531-У

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Документация для кредитования юридических лиц

Вопросами связанными с кредитованием, так или иначе, я занимаюсь уже достаточно давно, но даже имея за плечами не маленький опыт – иногда не могу найти ответы на казалось бы простые вопросы.

Нормативные документы, регламентирующие кредитование, постоянно ссылаются на некоторые «внутренние» документы, которые кредитная организация должна иметь в том или ином виде. Например:
• Пункт 1.1 «. требованиям настоящего Положения и внутренних документов кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемых уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации (далее — внутренние документы)» — Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»
• Пункт 3.2 «. на основании подписанного уполномоченным должностным лицом банка распоряжения (внутреннего документа банка)» — Положение ЦБР от 26 июня 1998 г. N 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»

Однако более-менее консолидированного перечня документов регламентирующих, в моем случае, кредитование юридических лиц и требований, предъявляемых к этой документации, найти не удалось. Другими словами, все связанные с кредитным процессом банкиры знают, что в банке обязательно должна быть «Кредитная политика», знают ее содержание, назначение и т.д., но где это указано в нормативных документах – не совсем понятно. Единственным упоминанием, что такая документация должна существовать является в Положении ЦБР от 31 августа 1998 г. N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»
1.7. Банк разрабатывает и утверждает соответствующие внутренние документы, определяющие его политику по размещению (предоставлению) средств, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов банка.
Содержание указанных документов не должно противоречить действующему законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России и настоящему Положению.

Исторически сложилось, что такая внутренняя документация является плодом коллективного творчества, иными словами «copy/paste» с модификациями и дополнениями присущими определенной кредитной организации.

Исходя из личного опыта, а также информации полученной от коллег, я составил типовой набор документов для кредитования юридических лиц, который имеет следующий состав:
1(1) Кредитная политика банка – основной документ с целями и стратегией
2(1) Положение о порядке кредитования (Положение по кредитованию) регламентирует порядок подготовки материалов к рассмотрению на Кредитном комитете банка, а также обязательные требования к исполнению кредитных договоров на различных стадиях кредитования. Документ может являться частью Кредитная политика банка
3(2) Регламент выдачи кредитов (Правила кредитования) определяет общий порядок кредитования. Особенности предоставления отдельных видов кредитов и проведения отдельных операций (овердрафтный кредит, вексельный кредит, кредитование экспортно-импортных операций и другие)
4(3) Политика управления рисками определяет основные принципы организации, реализации, и контроля процессов управления рисками в банке.
5(3) Положение об управлении кредитным риском определяет цели, задачи и основные методы мониторинга кредитного риска. Включает виды рисков, показателей оценки кредитного риска и порядок работы с ними. Документ может являться частью политики управления рисками.
6(4) Положение о профилактике и противодействию мошенничеству описывает виды выявленных фактов мошенничества, профилактические действия по предотвращению вновь появляющихся схем и определяет порядок работы с кредитными анкетами и выданными кредитами, подозреваемыми в мошенничестве.
7(5) Положение по работе с просроченной задолженностью определяет основные термины и методы оценки просроченной задолженности в банке, а так же порядок работы с инструментами снижения задолженности.
8(6) Методика оценки качества кредитного портфеля содержит описание показателей и алгоритмы их расчета, а так же используемые для анализа отчетные формы и правила их составления.
9(7) Методика формирования резерва возможные потери содержит алгоритм расчета определения категорий и расчета резервов согласно положения 254-П.
10(8 ) Регламент процесса принятия решения по кредитным анкетам. Формализованное описание бизнес процесса содержащие описание общего графа принятий решение на каждом этапе, описание исходных и выходных данных для каждого шага процесса, описание алгоритма принятия решения на каждом этапе и алгоритма формирования итогового решения по кредитной анкете.
Обеспечение и залоги. Положения и методы оценки залогов и обеспечения, работы и реализации в случае наступления оговоренных в договоре событий.
Должностные инструкции.

Скорее всего, данный список не является полным, и, возможно, мои знания о существовании такого перечня документов ошибочны – поэтому, прибегнув к современным средствам коммуникации, я хочу спросить у коллег имеющих отношение к данному вопросу: «Какие внутренние документы должны быть в банке для того, чтобы внутренняя документация соответствовала законодательству и нормативным актам?»

Глава 4. Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 24.04.2017) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16965)

Глава 4. Уставный капитал кредитной организации

Глава 4. Уставный капитал кредитной организации

4.1. Минимальный размер уставного капитала для создаваемой путем учреждения кредитной организации установлен статьей 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», за исключением случая, определенного абзацем вторым настоящего пункта в соответствии со статьей 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Читать еще:  Порядок учета краткосрочных кредитов и займов

Минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, установлен статьей 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

4.2. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

4.3. Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть:

денежные средства в валюте Российской Федерации;

денежные средства в иностранной валюте — единая европейская валюта (евро) и (или) одна или несколько национальных валют следующих стран: Австралия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Дания, Канада, Китайская Народная Республика, Новая Зеландия, Королевство Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Королевство Швеция, Швейцарская Конфедерация, Япония. Использование денежных средств в иной иностранной валюте в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации не допускается;

принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 4; N 17, ст. 2473) (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), статьей 25.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статьей 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Положением Банка России от 28 декабря 2012 года N 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» («Базель III»)», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2013 года N 27259, 29 ноября 2013 года N 30499, 2 октября 2014 года N 34227, 11 декабря 2014 года N 35134, 17 декабря 2014 года N 35225, 24 марта 2015 года N 36548 («Вестник Банка России» от 27 февраля 2013 года N 11, от 30 ноября 2013 года N 69, от 8 октября 2014 года N 93, от 22 декабря 2014 года N 112, от 26 декабря 2014 года N 114, от 30 марта 2015 года N 27), требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам) (облигационным займам), включая требования по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам) (облигационным займам), а также требования по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам) (облигационным займам) могут быть обменены (конвертированы) на обыкновенные акции (доли) кредитной организации.

В случаях, установленных федеральными законами, вкладом в уставный капитал кредитной организации может быть иное имущество.

Иностранной валютой могут быть оплачены акции (доли) кредитных организаций, как имеющих лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, так и не имеющих такой лицензии.

Денежными средствами в иностранной валюте акции (доли) кредитной организации вправе оплачивать нерезиденты (юридические и физические лица). Оплата резидентами акций (долей) кредитной организации денежными средствами в иностранной валюте не допускается, кроме случаев оплаты акций (долей) уполномоченного банка другим уполномоченным банком.

Понятие «уполномоченный банк» используется в значении, установленном в статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, ст. 7351; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3447; N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 19, ст. 2317; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, ст. 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50).

Номинальная стоимость акций (долей) кредитной организации, оплачиваемых иностранной валютой, должна быть выражена только в валюте Российской Федерации.

4.4. Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

4.5. Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения этим имуществом ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

4.6. Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей.

При оплате дополнительных акций кредитной организации имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.

Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников кредитной организации.

4.7. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами, должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем от двух до пятидесяти процентов включительно голосующих акций кредитной организации являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг кредитной организации, цены выкупа акций кредитной организации осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Величина денежной оценки имущества, осуществленной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, не может быть выше величины оценки, осуществленной независимым оценщиком.

4.8. Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, — иное имущество.

4.9. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать двадцати процентов цены размещения акций (долей в уставном капитале).

а) в соответствии с уставом создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн. рублей, номинальная стоимость каждой акции — 1 млн. рублей. Размещение акций осуществляется по номинальной стоимости. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций, не может превышать: 300 * 0,2 = 60 млн. рублей;

б) в соответствии с уставом создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн. рублей, номинальная стоимость каждой акции — 1 млн. рублей. Цена размещения каждой акции — 3 млн. рублей. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций, не может превышать: (300 * 3) * 0,2 = 180 млн. рублей.).

4.10. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, подтверждающие право ее учредителей на внесение указанного имущества в уставный капитал кредитной организации.

Читать еще:  Дебит это кредит это

4.11. Положения настоящей главы, за исключением положений, установленных пунктом 4.1, абзацем первым пункта 4.6 и пунктом 4.9 настоящей Инструкции, применяются также к кредитным организациям, имеющим лицензию на осуществление банковских операций. Положения абзацев шестого и седьмого пункта 4.3 настоящей Инструкции не применяются к создаваемой путем учреждения кредитной организации.

ЦБ введет для банков новые ограничения по выдаче потребкредитов

Центральный банк определил, каким образом банки должны будут учитывать при кредитовании населения показатель долговой нагрузки (ПДН), следует из сообщения регулятора. Новая шкала, обнародованная ЦБ и вступающая в силу с 1 октября 2019 года, подразумевает, что надбавки к коэффициентам риска будут зависеть как от ПДН, так и от полной стоимости кредита (ПСК — годовые проценты, которые выплачивает заемщик).

Показатель долговой нагрузки будет рассчитываться как отношение ежемесячных выплат заемщика по всем кредитам и займам к величине среднемесячного дохода, следует из указания регулятора. При расчете ПДН банки должны будут опираться на сведения о подтвержденных доходах клиента и данные обо всех выданных ему кредитах из бюро кредитных историй. Если клиенты будут заявлять доход, который не подтверждается документами, банки смогут учитывать его при расчете ПДН, но в объеме либо не превышающем подтвержденный документами доход, либо равном среднемесячному доходу в регионе.

По общему правилу коэффициент риска для необеспеченных кредитов — 100%. ЦБ устанавливает надбавки, чтобы такие кредиты для банков были менее выгодными, так как им для обеспечения более рисковых займов будет требоваться больше капитала. «Это будет отъедать капитал. Соответственно, банки не смогут выдавать кредиты в прежнем объеме и вынуждены будут сократить выдачу», — объясняет старший директор Fitch Александр Данилов суть новаций ЦБ.

Как ЦБ вынуждает банки сократить кредитование

  • Новые коэффициенты с учетом закредитованности клиента будут распространяться на выдачу займов на сумму свыше 10 тыс. руб.
  • Значение надбавок к коэффициентам будет изменяться от 30 до 220% в зависимости от значений ПДН и ПСК (чем они больше, тем больше коэффициент риска). «Умеренно вырастут коэффициенты для кредитов с низкой ставкой, а существенное повышение ждет все кредиты, выданные сильно закредитованным заемщикам с показателем ПДН больше 50%», — резюмирует Александр Данилов.
  • Самая высокая надбавка установлена для кредитов, предоставленных по ставке 25–30% и долговой нагрузке заемщика более 80% (коэффициент — 220%, а с учетом базового уровня риска — 320%).
  • В новой шкале ЦБ впервые вводит надбавки для коэффициентов риска для кредитов, которые выдаются по низкой ставке — до 10%. Надбавки для таких кредитов составят от 30% при невысокой долговой нагрузке клиента и до 110%, если ПДН превышает 80%. Ранее по кредитам со ставкой до 10% надбавок не было, говорит руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР Михаил Доронкин. «Это упреждающее действие со стороны Банка России: к моменту введения надбавок, с высокой вероятностью, будет снижена ключевая ставка и кредитов с ПСК менее 10% станет выдаваться больше», — объясняет эксперт.
  • Отдельно ЦБ повышает значение надбавок для коэффициентов риска для необеспеченных кредитов на сумму меньше 10 тыс. руб., то есть для кредитов, где рассчитывать ПДН необязательно. Например, для небольших кредитов под 25–30% годовых надбавка для банка составит 180% против действующих с 1 апреля 130%.

Ускоренный рост кредитования

Необеспеченное потребкредитование показывает ускоренные темпы роста, в годовом выражении на 1 мая 2019 года рост составил 25,3%, констатируют в ЦБ. Интерес банков к кредитам остается повышенным, так как кредитное качество таких займов тоже высокое: по кредитам, выданным в первой половине 2018 года, доля ссуд с просрочкой более 90 дней на 12-й месяц их существования составляет около 2%, подсчитали в ЦБ.

В то же время, по данным недавнего опроса Всемирного банка, примерно 60% российских заемщиков испытывают трудности с погашением взятых кредитов. Среди них 9% семей имеют просроченную задолженность, 10% были вынуждены реструктурировать, продлить кредит или же получали отказ в выдаче кредита. Еще 14% испытывают трудности с выплатой процентов, а более четверти тратят на платежи по кредитам, повседневные траты семьи и оплату ЖКХ более 75% совокупных доходов семьи. Не испытывает трудностей с обслуживанием кредитов меньше половины заемщиков — 41%.

Наибольшей популярностью у россиян пользуется потребительский кредит, ипотека идет на втором месте. Среди семей с совокупным доходом более 70 тыс. руб. чаще всего (25%) берут займы для покупки мебели и бытовой техники. У семей с доходом менее 30 тыс. руб. преобладают займы на повседневные потребительские траты (их доля — почти 45%).

Объем однородных ссуд, предоставленных банками физическим лицам, на 1 апреля составляет 15,25 трлн руб., следует из данных ЦБ. Ссуды с просроченными платежами свыше 90 дней составляют 782 млрд руб., или 5,1% от общего объема.

Поможет ли учет долгов заемщика

ЦБ давно обеспокоен ростом необеспеченного кредитования и уже трижды с начала 2018 года повышал надбавки к коэффициентам риска в зависимости от размера годовых процентов, чтобы предотвратить формирование пузыря на рынке потребительского кредитования. Последнее повышение начало действовать с 1 апреля 2019 года. Однако ожидаемого замедления кредитования пока не произошло.

В первые месяцы текущего года рост долговой нагрузки продолжился. Платежи по кредитам на 1 апреля достигли уже 8,4% от совокупных доходов населения (рост на 0,9 п.п. за 12 месяцев). Кроме того, в первом квартале доля выданных кредитов, по которым показатель предельной долговой нагрузки оказался выше 80%, составила 9,7%, предупреждает ЦБ. «Это может означать, что расширение кредитования происходит за счет уже закредитованных групп населения», — сообщают в ЦБ.

«Хотя общую логику решения ЦБ я понимаю и одобряю, есть одна проблема, связанная с тем, что банки могут этот ПДН снижать, увеличивая срок кредитов», — опасается Данилов. «Банки же не дураки, они и сами понимают, что люди сильно закредитованы, поэтому, чтобы снизить людям месячный платеж, они увеличивают сроки кредитов», — продолжает эксперт, предполагая, что после новых мер ЦБ можно будет увидеть дальнейший рост сроков кредитования при увеличении абсолютной величины долговой нагрузки.

«Риск связан с тем, что сроки по потребкредитам уже становятся сопоставимы с ипотекой, хотя мотивация платить по ним ниже, особенно в случае кризиса, так как нет залогов. При этом размер кредитов растет», — указывает Данилов.

Вряд ли стоит ожидать резкого охлаждения рынка, пессимистичен Михаил Доронкин. «Все предшествующие меры по сдерживанию кредитования практически не отразились на объемах выдач. Так, 30-процентное увеличение надбавок не помешало потребкредитованию за апрель вырасти на 2%, что больше результатов марта, когда надбавки еще не действовали», — говорит эксперт.

Необеспеченное потребкредитование остается наиболее маржинальным бизнесом для банков даже с учетом надбавок. Крупнейшие банки на этом рынке имеют хороший запас по капиталу, высокая рентабельность сегмента позволяет наращивать бизнес практически без ущерба достаточности, перечисляет Доронкин. «К тому же, по статистике, значительная часть новых выдач приходится на кредиты с ПДН менее 50%, для которых надбавки практически не меняются», — заключает эксперт.

Что еще запланировал ЦБ для борьбы с закредитованностью

ЦБ не только повысит коэффициенты риска для потребкредитов с 1 октября, в планах ЦБ в конце 2019 года — начале 2020 года создание инструментов, которые будут ограничивать действия банков, а потом и микрофинансовых организаций при превышении установленного Банком России предельного значения ПДН. Планируемое предельное значение кредитной нагрузки на заемщика ЦБ не раскрывает. Регулятор собирается наделить себя полномочиями по установлению ограничений на выдачу банками отдельных видов кредитов, а также внести изменения в законодательство, чтобы установить предельный размер ПДН, при превышении которого истребование просроченной задолженности кредитором будет ограничено.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector