Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дебиторская задолженность лизинговой компании

Задолженность по договору лизинга транспортных средств

Лизинг – это один из способов приобретения движимого имущества при полном или частичном отсутствии собственных денежных средств.

Лизинговое соглашение подтверждается договором, в котором отражаются все существенные аспекты сделки: предмет лизинга, стоимость сделки, права, обязанности, ответственность сторон соглашения и так далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Договором лизинга так же устанавливается периодичность выплат и сумма лизинговых платежей, а так же наказание за просрочку выплаты.

Что такое задолженность по договору лизинга, и какие санкции могут быть наложены на лизингополучателя в случае просрочки, читайте далее.

Что это такое

Итак, лизинговое соглашение предполагает приобретение и передачу во временное пользование с правом последующего выкупа автотранспортного средства (специальной техники или иного оборудования, необходимого для ведения деятельности). Приобретением и передачей транспорта занимается лизингодатель.

Вторая сторона сделки лизингополучатель обязуется:

  • принять в пользование автомобиль, установленный договором;
  • соблюдать все правила эксплуатации автотранспорта для сохранности лизингового имущества (производить профилактические работы, периодические осмотры, ремонт транспортного средства и так далее);
  • страховать предмет лизинга в соответствии с государственными правилами (ОСАГО) и требованиями лизингодателя (КАСКО);
  • своевременно и в полном объеме вносить лизинговые платежи, в состав которых входит определенная часть стоимости авто и процент удержания, взимаемый лизингодателем за предоставление автомашины.

Если лизингополучатель по каким-либо причинам не уплатил в установленный срок лизинговый платеж, то возникает задолженность перед лизингополучателем.

Задолженность образуется со следующего дня, обозначенного как дата внесения очередного платежа, и длится до момента полного ее погашения.

Задолженность может возникать вследствие:

  • невыполнения обязательств лизингополучателем (отсутствие денег для уплаты, умышленная задержка выплаты и так далее);
  • задержками работы со стороны банка. Для перевода денежных средств банку требуется определенный интервал времени, который составляет от нескольких минут до 3 – 7 дней, что и может привести к образованию задолженности.

Независимо от причин возникновения задолженность должна быть погашена в полном объеме.

В противном случае лизингодатель имеет право:

  • взыскать пени;
  • взыскать штраф;
  • изъять лизинговое имущество без выплаты ранее внесенных платежей.

Как отражается в балансе

Задолженность по договору лизинга, как и иные аспекты сделки, отражается на балансе обеих сторон соглашения.

Кредиторская

Со стороны лизингополучателя образуется кредиторская задолженность – задолженность по платежам перед сторонними лицами (поставщиками, подрядчиками, лизингодателями и так далее).

Задолженность кредиторская отражается на счете 76 (расчеты с кредиторами и дебиторами) и отдельном подсчете. Параллельно на счете 19 отражается сумма НДС предстоящего платежа.

Помимо штрафных санкций, предусмотренных договором лизинга, образование кредиторской задолженности в сумме более 1,5 млн. рублей может привести к уголовной ответственности (статья 117).

Дебиторская

Задолженность по лизинговым платежам со стороны лизингодателя является дебиторской. Такая задолженность так же отражается на счете 76 баланса, но на ином субсчете.

Дебиторская задолженность является оборотными активами компании, вне зависимости от срока, в течение которого она должна быть погашена.

И кредиторская и дебиторская задолженность влияют на результат финансовой деятельности организации и учитываются при определении надежности и выгодности компании.

Про основания прекращения договора международного финансового лизинга читайте здесь.

Как рассчитывается сумма задолженности по договору лизинга

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом каждая организация должна ежегодно определять сумму кредиторской (дебиторской) задолженности для уплаты налогов.

В связи с изменениями, утвержденными Федеральным законом №119 (от 22.07.2005) такая задолженность рассчитывается по следующей формуле:

Сумма задолженности = сумма начисленных за определенный период лизинговых услуг – сумма оплаченных услуг за этот же период.

Поскольку отчетными периодом, как правило, является 1 год, то и периодом, учитываемым при определении кредиторской задолженности, является интервал между 1 января и 31 декабря одного года.

Сумма начисленных за 12 месяцев одного года платежей определяется в соответствии с графиком погашения задолженности, разработанным при заключении договора лизинга или ежемесячно выдвигаемыми требованиями (при наличии такого способа оплаты в действующем соглашении).

Сумма выплат подтверждается квитанциями (платежными поручениями с чеками) и соответствующими бухгалтерскими проводками.

Рассмотрим на примере как рассчитать кредиторскую задолженность. Начальные данные:

За тобой должок

Кризис ударил по лизинговому бизнесу сильнее, чем по прочим сегментам финансового рынка. Объем новых сделок в 2008 году упал (см. «Время собирать», «Э-У» № 12 от 30.03.09), а невозвратов по старым обязательствам стало больше. В этих условиях основные усилия лизинговых компаний должны быть сосредоточены на работе с должниками. Как управлять дебиторской задолженностью, что делать с изъятым имуществом, когда ждать оживления рынка — эти вопросы руководители региональных и филиалов федеральных лизинговых компаний, представители юридических компаний и коллекторских агентств обсудили на круглом столе «Влияние кризиса на среднесрочную стратегию и перспективы лизинговых компаний», организованном журналом и аналитическим центром «Эксперт-Урал».

Читать еще:  Документы для лизинга автомобиля

Без разницы

Дебиторская задолженность в работе лизинговых компаний была всегда. «Инвестиционная деятельность — это риск. Рассчитывать на то, что мы будем только вкладываться и получать маржу, неправильно. Дебиторка существовала и в 2007-м, и в 2008-м: были мошенники и были люди, которые не справились со своим бизнесом. Такова жизнь, — говорит директор екатеринбургского филиала Europlan Радик Ямалов. — Но сейчас компаний, не способных оплачивать обязательства, стало существенно больше». Уровень дебиторской задолженности вырос с 0,3 — 1 до 3%. При этом время массовых неплатежей, по прогнозам, еще не пришло.

Как отмечают участники круглого стола, значительной дифференциации невозвратов по отраслям нет. Даже в металлургии и строительстве есть отдельные предприятия, которые продолжают исправно платить: все зависит от качества лизингового портфеля. В этом смысле лизинговые компании оказались лучше готовы к работе с должниками, чем банки, одними из первых столкнувшиеся с неплатежами. «Практически все лизинговые компании ведут постоянный автоматизированный учет должников, оперативно реагируют на нарушение договоров. Они лучше отслеживают сохранность предмета лизинга, в то время как далеко не все банки по нашему опыту регулярно выезжают и проверяют свои залоги», — замечает партнер Агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Роман Речкин.

На откуп

Работать с должниками можно самостоятельно или через коллекторские агентства. Большинство лизинговых компаний предпочитают первый вариант: их преимущество — знание специфики бизнеса. По мнению Романа Речкина, самостоятельно лизинговые компании могут обрабатывать определенное число должников: пока их немного, система работает. Но если число должников возрастет, эффективность не обеспечить: не хватит внутренних ресурсов. Тогда лизинговые компании неизбежно придут к выбору: создать специализированное подразделение, аналог коллекторского отдела банков, либо отдать работу с должниками на аутсорсинг коллекторским агентствам.
Вероятнее всего, ждать вала обращений к коллекторам все же не стоит. Как показала дискуссия, лизинговые компании предпочитают справляться с должниками сами. По их мнению, услуги коллекторов дороги и неэффективны. Главный минус — коллекторы не занимаются поиском предметов лизинга, а они могут быть разбросаны по всей России.

Лизинг на лизинг

Всех должников можно разделить на два типа: тех, кто платить не хочет, и тех, кто не может. В первом случае помочь может жесткая позиция по отношению к должнику. По выражению одного из участников разговора, таким клиентам надо показать: «нам чужого не надо, но и свое не отдадим». Зачастую как только дело доходит до изъятия предмета лизинга, деньги на платежи находятся. «Не надо звонить клиенту, нужно идти к нему: личные встречи позволяют выяснить объективную ситуацию и найти выход. Конечно, есть хорошие отношения лизингодателей с клиентами, и их не хочется портить. Но при такой позиции можно долго вести переговоры. Необходимо подходить жестко», — убежден директор филиала «Главлизинг» в Екатеринбурге Денис Кушнов.

Изъятие предмета лизинга — радикальный способ решения проблемы. Радик Ямалов: «Если техника ликвидна — надо ее забирать и продавать. Если предмет неликвиден, брать на себя ответственность хранения и продажи нет смысла: лучше думать о том, что этот станок будет работать и хоть по копеечке приносить маржу». Некоторые компании уже создают отделы реализации изъятого у дефолтных клиентов имущества. «С начала кризиса через нашу площадку продаж прошло более 250 объектов — как предметы лизинга, так и зачтенное в счет лизинговых платежей имущество. Около трети продали, — приводит пример исполнительный директор группы компаний «Ураллизинг» Мария Пермякова. — Причем в феврале-марте продажи шли активнее, сейчас спрос упал, видимо, рынок перенасытился конфискатом. Мы сегодня создаем единую площадку распродаж, ярмарку б/у техники, хотим привлечь другие лизинговые компании и банки. В Челябинском филиале проект уже запущен».

По оценкам участников рынка, в начале года звонков от желающих приобрести изъятое имущество было больше, чем лизинговых заявок. В ответ на это появилась новая услуга — приобретение изъятой техники одной лизинговой компании через другую. «Мы готовы работать с таким оборудованием. Речь идет о лизинге ликвидного имущества возрастом год-два и с большим размером аванса, от 30 до 49%», — рассказывает директор челябинского филиала «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин.

С высоколиквидным оборудованием проблем нет. Но что делать с остальным?
— Надо четко понимать, если мы хотим продать эту технику, то должны сами организовать рынок покупателя. Давайте объединимся и построим, условно говоря, бизнес-центр в Екатеринбурге, там, где наша техника будет востребована. Посмотрите правде в глаза: у большинства лизинговых компаний на сайтах долго висят списки изъятого имущества. Многим придется столкнуться с тем, что ценой реализации будет цена металлолома, — отмечает советник генерального директора ООО «ТГИ-Лизинг» Борис Иванин.

Читать еще:  Поступление в лизинг проводки в 1с

Обаять должника

Работа с плохими долгами — приоритет, но важно при этом сохранить клиентскую базу. Если должник не безнадежен, то лучшим выходом станет реструктуризация.

— Если изменение графика платежей — всего лишь оттягивание смерти, то реструктуризация — заведомо проигрышный вариант. Но когда клиент знает, как выйти из кризиса, мы готовы, — говорит генеральный директор Национальной лизинговой компании Марина Юркевич.
Реструктуризация позволит лизинговой компании создать запас прочности: рано или поздно прежние клиенты возобновят работу. Спрос уже оживает. Как отмечают участники рынка, в феврале и марте было затишье, зато в апреле поступило гораздо больше заявок. Дмитрий Митронин объясняет это тем, что предприниматели осознали: в новых экономических условиях придется жить не один год, нужно развиваться, поэтому закупать новое оборудование стоит, если предприятие сможет обеспечить его заказами. Кроме того, лизинг всегда был альтернативой банковскому кредиту, тем более в условиях ограниченного доступа к денежным ресурсам.

Участники круглого стола оценили уроки кризиса: в новых экономических условиях необходимо сконцентрировать усилия на качественной работе с неплатежами, сохранить клиентскую базу, более щепетильно относиться к формированию лизингового портфеля и соблюдать финансовую дисциплину: ставить вопросы о нормировании дебиторской и сроке оборота кредиторской задолженности, страховать финансовые риски.

Дебиторская задолженность лизинговой компании

Библиографическая ссылка на статью:
Красильникова О.В. Влияние политики управления дебиторской задолженностью на стоимость компании на примере лизинговых компаний г. Казани // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54207 (дата обращения: 03.02.2020).

Рост акционерной стоимости компании – основная цель финансового менеджмента. В компании, ориентированной на рост акционерной стоимости, как правило, выделаются факторы, оказывающие наибольшее влияние на ее формирование. Существенным фактором является политика управления дебиторской задолженностью. Эффективная политика управления дебиторской задолженностью позволяет оптимизировать денежные потоки компании и привести к максимизации стоимости компании, а также оказывает значительное влияние на операционную деятельность. Управление дебиторской задолженностью – часть политики по управлению активами, актуальная практически для каждого предприятия.

В самом общем определении эффективное управление дебиторской задолженностью сводится к установлению приемлемого соотношения между уровнем дебиторской задолженности, позволяющим компании развиваться, и присущим ему риском. Данный подход близок к идеям Бригхэма и Гапенски [ 2 , с.366-394].

Разные авторы отдают приоритет в формировании эффективной политики различным аспектам в отношении управления дебиторской задолженностью. В.В. Ковалёв считает, что управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах, причем ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция [5, c.263-267]. Ван Хорн и Вахович отмечают, что кредитная политика и политика взыскания долгов тесно взаимосвязаны с маркетинговой политикой фирмы, т.е. с теми правилами, руководствуясь которыми фирма продает свои товары и оказывает услуги потребителям. Так эффективная работа в области предоставления отсрочки платежа и составления договора в значительной мере влияет на объемы продаж и степень удовлетворенности покупателей [3, c.437-459].

Кредитная политика, является взаимосвязью подходов компании в следующих областях [5, c.263-267], [2, c.437-459]:

1. Установление сроков кредитования клиентов.

2. Установление требуемых стандартов кредитоспособности.

3. Система создания резервов по сомнительным долгам

4. Система сбора платежей.

5. Система предоставляемых скидок.

6. Процедуры по взаимодействию с клиентами по вопросам истребования задолженности.

В литературе для оценки эффективности решений по управлению дебиторской задолженностью как правило предлагается рассчитать влияние на чистую прибыль [3, c.437-459] В то же время, основная цель системы финансового менеджмента компании – максимизация благосостояния собственника, под чем понимается максимизация стоимости компании. В качестве альтернативного подхода предложена методика оценки влияния количественных показателей, характеризующих политику управления дебиторской задолженности, на стоимость компании, выраженную показателем Economic Value Added ( EVA ) [4, c.92].

Модель построена на основе данных финансовых отчетностей, составленных по российским стандартам бухгалтерского учета, и опубликованных в системе СПАРК по лизинговым компаниям г. Казани за 2010 – 2014 гг. Ставка дисконтирования при расчете EVA используется равная отраслевой средневзвешенной стоимости капитала согласно Damodaran Online, скорректированной на страновой риск. Для финансового лизинга данная ставка составляет – 13,65%.

Для анализа были использованы следующие переменные:

X1 – Дебиторская задолженность на конец года;

X2 – Период оборота дебиторской задолженности;

X3 – Доля дебиторской задолженности в активах;

X4 – Рост дебиторской задолженности (в %).

По результатам эконометрического анализа выявлено, что значимыми факторами являются X 1 и X 2. Анализ модели вида Y=a*X1+b*X2+const проводится методом наименьших квадратов в среде эконометрического пакета Gretl. Первоначальный анализ показывает скорректированный R 2 = 0,4746. Данный результат можно интерпретировать как то, что стоимость компании почти на 50% определяется политикой компании по управлению дебиторской задолженностью.

Читать еще:  Ортикон лизинг бухгалтерский учет

Полученная модель на основе имеющихся наблюдений выглядит следующим образом:

Y= 0,6873 *X1+0,002*X2+ 1,4177.

Модель проверена на выполнение условий Гаусса-Маркова.

Следует учесть, что в качестве показателя величины дебиторской задолженности берется балансовый показатель, в котором уже учтена величина резерва по сомнительным долгам. Для целей применения данной модели в отдельной организации можно отдельно рассмотреть величину резерва по сомнительным долгам и валовую величину дебиторской задолженности, оценить долю отчислений в резерв под обесценение дебиторской задолженности в структуре расходов. Формирование отдельной модели для организации обоснованно для целей дальнейшего анализа чувствительности к изменению факторов в модели и формирования выводов о целесообразности изменения кредитной политики.

По результатам анализа полученной модели, можно сделать обобщенный вывод, о том, что в лизинговой компании, ориентированной на создание стоимости следует уделить особое внимание показателю оборачиваемости, а также стремиться к повышению уровня качественной дебиторской задолженности, то есть задолженности, которая согласно оценкам руководства, будет погашена в срок.

Дебиторская задолженность лизинговой компании

Для начала разберем механизм лизинга, особенности бухгалтерского учета и формирования доходов лизинговой компании.

Лизинг – это один из видов аренды. Лизинговая деятельность регулируется Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон 164-ФЗ) и отдельными статьями Гражданского Кодекса.

По лизинговому договору Лизингодатель приобретает имущество и предает его Лизингополучателю в пользование. В данной схеме также участвует организация, финансирующая сделку и страховая компания, обеспечивающая страхование предмета лизинга.

По окончании действия договора лизинга, имущество может быть возвращено лизингодателю, либо, если это предусмотрено условиями договора, выкуплено лизингополучателем. В отдельных случаях, для оформления выкупа имущества лизингополучателем, оформляется отдельный договор купли-продажи.

Лизинговое имущество может учитываться, как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя. При этом право собственности остается у лизингодателя. Лизингополучатель обладает только правом пользования. Амортизационные платежи осуществляются лицом, на балансе которого числится имущество, переданное в лизинг.

В договоре лизинга устанавливается график лизинговых платежей, их величина и способ оплаты.

В состав лизинговых платежей включены:

  • Амортизационные отчисления (возмещение стоимости предмета лизинга), в случае если имущество учитывается на балансе лизингодателя. Данная статья является основной составляющей лизингового платежа;
  • Плата за пользование кредитными средствами;
  • Доход лизингодателя;
  • Страховые платежи, для случаев, когда имущество учитывается на балансе лизингодателя;
  • Налоговые платежи (налог на имущество и т.п.);
  • Прочие платежи (страховые премии, платежи за дополнительные услуги и т.п.).

Разберем особенности структуры баланса лизинговой компании. Основной статьей баланса является «Доходные вложения в материальные ценности», входящая в состав внеоборотных активов. Именно здесь числиться лизинговое имущество. Кроме того, как правило, второй по величине статьей баланса является «дебиторская задолженность». Эта статья баланса увеличивается при передаче имущества на баланс лизингополучателя.

Итак, попытаемся решить задачу по оценке лизинговой компании затратным подходом. Основная задача – это оценить «Доходные вложения в материальные ценности». С точки зрения оценки – это не имущество, стоящее на балансе предприятия, а будущие денежные потоки, которые получит лизинговая компания в соответствии с графиками лизинговых платежей. То же самое можно сказать и о «дебиторской задолженности». При оценке пассивов Оценщик сталкивается с преобладанием статьи «займы и кредиты» (финансовые средства направленные банками на финансирование лизинговых сделок). Таким образом, основные задачи затратного подхода превращаются в задачу корректно оценить денежные потоки: лизинговые платежи – доходная часть и платежи по займам и кредитам – расходная часть.

По нашему мнению, применение доходного подхода помогает решить аналогичные задачи оценки лизинговой компании несколько проще. Запросите у Заказчика оценки график лизинговых платежей по текущим договорам лизинга, а также график платежей по текущим займам и кредитам. Соответственно принимая лизинговые платежи за доходную часть, а платежи по кредитам за расходную, оценщик легко составит денежный поток.

Некоторые подводные камни:

  1. По каждому лизинговому договору запрашивайте условия и стоимость выкупа имущества в собственность лизингополучателя. Данную сумму следует включить в денежный поток.
  2. Запрашивайте, какая из сторон оплачивает страховые платежи. В случае, если оплата страховых платежей – это обязанность лизинговой компании, то их необходимо прибавить к денежному потоку со знаком минус.
  3. Узнайте об имуществе, изъятом, в связи с неуплатой лизинговых платежей. Его, скорее всего, придется оценить по рыночной стоимости и прибавить к результатам доходного подхода.
  4. Денежный поток, формируемый движением лизинговых платежей и кредитных средств конечен. То есть, оценивая лизинговую компанию, не делайте предположений о бесконечном сроке существования бизнеса. Используйте в расчетах только существующие лизинговые договора.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector