Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лизинговая компания иностранная

Договор лизинга с иностранным лизингодателем: особенности налогообложения

Приобретение оборудования и автотранспорта по договорам лизинга — излюбленный прием финансистов. Он позволяет организации получить нужное имущество без отвлечения значительных оборотных средств, а также сэкономить на налогах. В то же время далеко не всегда нужное оборудование удается приобрести у отечественной лизинговой компании. Нередко договор заключается с иностранным лизингодателем. Для бухгалтера такие сделки становятся настоящей головной болью.

Лизинговая сделка, в которой на стороне лизингодателя выступает иностранная лизинговая компания, имеет достаточно существенные отличия в части налогообложения. Речь идет и о НДС, и о налоге на прибыль. Кроме того, бухгалтеру нужно следить за изменениями валютного курса при выплатах в пользу нерезидентов, а также учитывать, что иностранная компания может работать в государствах, входящих в Таможенный союз, что совершенно меняет порядок налогообложения. Но обо всем по порядку.

Добавленная стоимость на таможне

Начнем с налога на добавленную стоимость. Здесь особенности связаны не только со статусом лизингодателя-иностранца, но и с тем, что в большинстве случаев объект лизинга приобретается за пределами РФ. А значит, его предстоит ввезти на территорию нашей страны (иначе смысл привлекать в качестве контрагента иностранную компанию теряется — ведь оборудование, которое можно купить в России по адекватной цене, проще взять в лизинг у российской компании. Это существенно упростит и налоговый учет, и отношения с инспекторами). Но когда предмет лизинга ввозится из-за границы, с него придется заплатить НДС на таможне. Объект обложения в данном случае — именно ввоз оборудования (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Возникновение названного объекта налогообложения напрямую зависит от таможенного режима, в котором происходит ввоз оборудования. Выбор таможенного режима налогоплательщик осуществляет самостоятельно (ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 225 и 226 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ). И если не предполагается выкуп арендуемого по договору лизинга имущества, можно попробовать оформить его по таможенному режиму временного ввоза. Такой подход может полностью или частично освободить организацию от необходимости уплачивать НДС (подп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ, ст. 282 Таможенного кодекса Таможенного союза, глава 34 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ).

«Таможенный» НДС уплачивается по обычной ставке (10 или 18% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга — ст. 164 НК РФ). Уплаченный на таможне налог лизингополучатель затем сможет принять к вычету. Сделать это можно будет после полученного в лизинг имущества на учет (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Для вычета также потребуются документы, подтверждающие фактическую уплату суммы НДС, поскольку это один из тех случаев, когда оплата налога сохранена в качестве условия для предоставления вычета (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Лизинговые платежи и НДС

Есть особенности и по части уплаты НДС с лизинговых платежей. Тут бухгалтеру нужно помнить, что если предметом лизинга, ввезенным из-за границы, являются автомобили (как легковые, так и грузовые), автобусы или специальная техника, лизинговые платежи НДС облагаться не будут. Связано это с тем, что местом оказания услуг по лизингу наземных транспортных средств в данном случае территория РФ не признается (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

По всем остальным предметам лизинга местом оказания лизинговых услуг Налоговый кодекс признает Россию (абз. 7 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). А значит, при выплате лизинговых платежей по такому имуществу лизингополучатель обретет статус налогового агента по отношению к иностранному лизингодателю и обязан будет удерживать НДС при каждом перечислении лизингового платежа (п. 1, 2 ст. 161, абз. 2, 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Затем, после уплаты удержанной суммы НДС в бюджет, ее можно принять к вычету, при условии, конечно, что предмет лизинга используется в операциях, облагаемых НДС (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Двойной агент

Как уже упоминалось, НДС особенности «иностранного лизинга» не ограничиваются. В части налога на прибыль тоже есть некоторые нюансы, которые нужно учесть бухгалтеру.

Так, Налоговый кодекс относит доходы иностранного лизингодателя в виде лизинговых платежей к доходам, полученным от источников в России (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ). Из этого следует, что и по налогу на прибыль лизингополучатель становится налоговым агентом в отношении лизинговых платежей. Причем здесь уже НК РФ не делает различия между наземными транспортными средствами и другим имуществом — обязанности налогового агента возникают в любом случае.

В обязанности лизингополучателя в таком случае входит удержание с каждого лизингового платежа налога на прибыль по ставке 20% и перечисление этой суммы в бюджет (абз. 1, 4 п. 1 ст. 310, подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ). Соответственно возникает и дополнительная обязанность по предоставлению отдельных листов налоговой декларации по выплатам в пользу иностранцев.

Валюта — вещь непостоянная

Еще одной особенностью «иностранного лизинга» является то, что выплаты по договору лизинга, заключенному с инофирмой, будут производиться в иностранной валюте. Это создает дополнительные проблемы, связанные с пересчетом валютных обязательств в рублевые.

Правила пересчета прямо установлены в Налоговом кодексе. Так, для целей НДС при принятии налога к вычету пересчет происходит по курсу на дату удержания НДС налоговым агентом (п. 3 ст. 153, п. 3 ст. 171, абз. 2, 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Значит, курс в данном случае зафиксирован и каких-либо разниц возникать не должно.

А вот по налогу на прибыль сумма лизингового платежа, перечисленного в валюте, пересчитывается дважды — на дату выплаты и на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ). То есть курс оказывается незафиксированным. И вполне может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, что повлечет за собой возникновение у лизингополучателя положительных или отрицательных курсовых разниц. Эти разницы бухгалтер должен учитывать отдельно от суммы лизинговых платежей в составе соответственно внереализационных доходов или внереализационных расходов (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таможенному союзу — отдельные правила

Отдельно нужно остановиться на случаях, когда лизингодатель зарегистрирован в Белоруссии или Казахстане. Дело в том, что в этой ситуации в действие вступают специальные правила, пре­дусмотренные Договором о Таможенном союзе, заключенным между Россией и указанными государствами.

Согласно этому международному договору предмет лизинга освобождается от уплаты НДС при ввозе его на территорию России с территории Белоруссии или Казахстана (п. 3 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»). Кроме того, Договор о Таможенном союзе, а точнее, подп. 5 п. 1 ст. 3 упомянутого Протокола освобождает от НДС лизинговые платежи не только по наземным транспортным средствам, но и по любым другим (водным, воздушным).

Есть нюансы и в части налога на прибыль. Так, согласно ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «Об избежании двойного налогообложения» доход белорусского лизингодателя (не имеющего представительства в РФ) в виде лизинговых платежей за движимое имущество может облагаться налогом в Республике Беларусь. А значит, у российского налогоплательщика есть возможность избавиться от обязанностей налогового агента по данной сделке. То есть не удерживать налог с каждого лизингового платежа и не заполнять соответствующие листы налоговой декларации.

Правда, чтобы получить такую возможность, нужно получить подтверждение постоянного нахождения организации-лизингодателя в Республике Беларусь (ст. 310 и 312 НК РФ). Но как раз по лизинговым сделкам, когда стоимость имущества весьма велика, а структура сделки прозрачна, получить такой документ, как правило, не составляет труда.

Международный лизинг

Налоговый аспект

Для оценки налоговых последствий международного лизинга необходимо определить место реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей.

Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.

Читать еще:  Возмещение ндс при лизинге

Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:

  • местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;
  • предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов — крайне редкая ситуация.

При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

В частности, налог на прибыль с лизинговых платежей не удерживается на территории Российской Федерации согласно положениям Соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, Германии, Финляндии, Швейцарской Конфедерации, Канады, Украины, Турецкой Республики, Республики Польша, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и т.д., при условии что предмет лизинга — движимое имущество и на территории Российской Федерации отсутствует постоянное представительство лизингодателя.

Таможенный аспект

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).

Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации — лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 — 4 ст. 211 ТК РФ).

При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).

Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация — лизингополучатель.

По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации — лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 ТК РФ ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление. Однако, как уже было указано, применение режима временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение возможно, если временный ввоз товаров не наносит существенный экономический ущерб Российской Федерации. Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определялся Постановлениями Правительства, а с недавнего времени решениями комиссии таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.

В 2012 утратило силу постановление 147 от 2003 года, в рамках которого долгое время полным освобождением от таможенных пошлин в рамках постановления пользовался автотранспорт, используемый для международных перевозок. Документ предоставлял в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В настоящий момент полным освобождением от таможенных платежей пользуется перечень уникального оборудования, утверждаемого ежегодно, а также большинство самолетов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).

Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях — 34 месяца).

Помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст. ст. 148, 161, 174 НК РФ). А именно удержать из суммы, причитающейся иностранному лизингодателю, сумму НДСа. Таким образом, для лизингополучателя сделка автоматически становится дороже на 18%. При этом лизингодатель должен быть осведомлен о том, что график лизинговых платежей должен быть построен с учетом обязанности клиента удержать требуемый законом размер налога. В противном случае нерезидент просто недополучит существенную часть платежей, на которые он рассчитывал. Данное обстоятельство приводит к тому, что такая форма международного лизинга невыгодна ни одной из сторон сделки и не распространена на практике.

Для того, чтобы второй раз не платить нерезиденту НДС от стоимости имущества, необходимо, чтобы стоимость имущества была всегда выделена отдельно в договоре лизинга. Это позволит при оплате лизинговых платежей избежать двойного налогообложения. Услуги или лизинговой вознаграждение нерезидента должно включать уже российский НДС 18%, так как налоговым агентом будет лизингополучатель и именно он будет удерживать эти суммы и оплачивать в бюджет.

Читать еще:  Предмет договора лизинга

Чтобы на платить налог на прибыль за иностранное юрлицо иностранная организация должна представить российскому лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения. Данный документ должен быть заверен уполномоченным органом страны инкорпорации компании. Свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Таким образом, если организация-лизингодатель представит лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль при выплате дохода у нее не удерживается. В случае отсутствия такого подтверждения российская организация будет являться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.

Что такое международный лизинг

Международный лизинг – это сделка, в которой принимают участие лизинговые компании и хозяйствующие субъекты двух и более государств.

Лизинг – это двустороннее соглашение, в результате которого лизингодатель передает получателю лизинга право пользования предметом в обмен на платежи, предусмотренные в договоре.

Основные субъекты

Согласно нормам международного права, субъектный состав лизинговых правоотношений сложный и включает в себя:

  • Лизингодателя – субъект предпринимательской деятельности, включая банковские и небанковские финансовые учреждения, который передает в пользование объекты лизинга на основе соответствующего договора. В соглашении обязательно указывается, на какой срок и каких условиях предоставляется предмет лизинга.
  • Получатель – физическое или юридическое лицо, которое согласно договору лизинга принимает в пользование товар за определенную плату и на заранее оговоренный срок.
  • Продавец – физическое или юридическое лицо, которое изготавливает имущество (оборудование, технику и т. д.) и продает его.

Если договор лизинга является международным, то существует три возможных варианта применения законов к нему:

  • Законы определенной страны, которая заранее или после подписания соглашения была выбрана обеими сторонами. Никаких ограничений здесь не существует, однако большинство современных лизинговых договоров построены на выборе британского законодательства.
  • Конвенция УНИДРУА о международном лизинге используется в случаях, если лизингодатель и получатель находятся в странах, которые подписали данное соглашение.
  • Если же стороны не являются резидентами государств, подписавших УНИДРУА и не могут прийти к общему знаменателю касательно выбора определенного права, то используется законодательство страны-лизингодателя.

Договор международного лизинга включает в себя условия о предоставлении дополнительных услуг или проведению определенных работ еще до начала пользования предметом лизинга.

К примеру, самолеты, полученные на основе лизинга, еще до передачи подвергаются техническому обслуживанию. Это позволяет сохранить целостность и работоспособность авиатехники.

Виды международного лизинга

Международный лизинг дифференцируется в зависимости от форм организации сделки, особенностей платежа и других критериев.

Финансовый лизинг

Лизинговая сделка, представляющая собой операцию по покупке определенного имущества в собственность с целью его сдачи в аренду. Срок сдачи во временное пользование обычно приравнивается сроку эксплуатации, что позволяет лизингодателю в полной степени покрыть свои расходы и получить прибыль. В течение срока договора получатель выплачивает ежемесячно (ежеквартально или ежегодно) определенную сумму.

Возвратный лизинг

Одна из самых интересных форм международного лизинга, представляющая собой двухстороннюю сделку с резидентами разных государств. Особенность состоит в том, что получатель лизинга является и поставщиком товаров или услуг. Другими словами, владелец оборудования продает его лизинговой компании, а потом заключает с ней договор на этот же товар. Это позволяет покрыть недостачи бюджета и продолжить свою деятельность.

Леверидж

Модель леверидж-лизинга является одной из самых сложных форм финансирования и используется для реализации крупномасштабных проектов. В основном такая форма предоставления средств применяется для крупных капитальных проектов, рассчитанных на десятки лет. Это может быть предоставление оборудования для гидроэлектростанций, морских платформ для добычи нефти или установок для бурения газа.

Специфика левериджа состоит в наличии множества сторон сделки: нескольких акционеров, кредиторов и продавцов.

Преимущества данного вида международного лизинга для отдельно взятых государств неоспоримы, ведь они позволяют привлечь дополнительный капитал в страну. Благодаря этому можно увеличить линейку инвестиционных продуктов, что благотворно скажется на финансовом рынке и экономике в целом. Среди главных достоинств можно отметить следующие:

  • Использование налоговых льгот. Если провести грамотное структурирование сделки в рамках одного проекта, то можно рассчитывать на льготы сразу в двух или более странах (в зависимости от количества сторон).
  • Возможность сэкономить до 20% средств в сравнении с другими формами международного финансирования.
  • Возможность использовать при разработке проекта элементов от иных моделей – торгового финансирования, факторинга или фортфейтинга. Это существенно упрощает и ускоряет оборот средств, что будет несомненным преимуществом для любого инвестиционного проекта.
  • В качестве залогового имущества используется сам предмет лизинга, а не другие активы.
  • Возможность увеличить финансовую поддержку для конечного получателя при применении механизма синдикации.

Другие виды

В зависимости от формы платежей выделяют:

  1. Лизинг с денежным платежом, где выплаты производятся в денежной форме.
  2. Компенсационный – расчет происходит товарами, которые производятся на полученном в аренду имуществе.
  3. Смешанный – часть платежей выплачивается в денежной форме, а часть – товарами или услугами.

Международный лизинг делится на виды также на основе объема обслуживания получаемого в аренду имущества:

  • Чистый – отношения, при которых техническое обслуживание оборудования или любого другого актива производит получатель. Расходы на эти мероприятия не включаются в договор.
  • Мокрый – предполагает техническое обслуживание техники, оборудования или другого имущества лизингодателем. Соглашение также может предусматривать обязанности по подготовке квалифицированного персонала, поставке сырья и т. д.

Большой объем соглашений международного лизинга контролируется транснациональными корпорациями и банками, которые имеют дочерние лизинговые фирмы с широкой сетью зарубежных филиалов и представительств.

Значение международного лизинга

Сегодня лизинг – удобный инструмент инвестиционной политики, имеющий огромное значение для развития производства, особенно в периоды застоя экономии. Кроме того, он позволяет стимулировать научно-технический прогресс и обеспечить развитие национальной экономики.

Использование международного лизинга в экономике определенной страны особенно полезно в случаях дефицита капиталовложений, когда национальные предприятия не имеют достаточно собственных средств для инвестиций в производство. Данная форма финансирования также особенно актуальна при отсутствии поддержки со стороны государства.

Условия получения

Условия оформления каждой сделки зависят от целого ряда факторов, среди которых:

  • международные договоры, регулирующие инвестиции и таможенный режим между странами;
  • законодательные акты государств касательно лизинговой деятельности;
  • особенности сторон сделки: их резидентность, наличие акционеров и т. д.

Кроме того, на условия получения имущества в лизинг оказывают влияние и требования лизингодателя: сроки, проценты, максимальная сумма и иные параметры.

Процедура оформления

Процесс оформления лизинговой сделки зависит, в первую очередь, от ее вида и может проводиться в несколько этапов. Обычно при международном лизинге сотрудничество сторон происходит следующим образом:

  1. Получатель лизинга подбирает себе партнера на основе существующих на рынке предложений и отправляет заявку на сотрудничество.
  2. Лизингодатель проводит первичную оценку платежеспособности компании, изучает ее деятельность, страну базирования и другие параметры. Для этого может понадобится пакет документов от получателя.
  3. Лизингодатель, если необходимо, обращается в банк в стране нахождения для получения заемных средств на приобретение оборудования или любого другого имущества.
  4. После получения кредита оформляется контракт с поставщиком.
  5. Лизингополучателю отправляется товар, а лизингодатель расплачиваться за него с производителем или поставщиком.
  6. Вместе с заключением соглашения также составляется договор страхования.

После этого получатель каждый месяц (или любой другой оговоренный срок) перечисляет платеж на счет лизингодателя.

Особенности лизингового договора

Договор международного лизинга должен включать в себя все условия и положения проведения операции, а также данные каждой из сторон, принимающих участие в сделке.

Стандартный контракт имеет такие разделы:

  • информация об объекте сделки;
  • данные всех сторон соглашения, включая страну базирования, юридические адреса и контактные телефоны;
  • описание сроков поставок, выплат и процентов;
  • права участников сделки, возможные риски и обязанности;
  • информация о страховании предмета лизинга;
  • финансовый план, включающий в себя график выплат;
  • условия досрочного погашения или расторжения контракта.

Процентные ставки по лизингу

Международным лизингом чаще всего пользуются компании, которые желают получить более лояльные условия финансирования, чем предложения отечественных банков.

Читать еще:  Виды и ставки таможенных пошлин

Гораздо выгоднее покупать иностранное оборудование в лизинг в стране, где юридически зарегистрирован и работает лизингодатель.

Особенность лизинга состоит в том, что здесь нет средних ставок по рынку: все моменты, включая график погашения, оговариваются индивидуально сторонами сделки и зависят от целого ряда факторов.

Документы для оформления лизингового соглашения

Основным документом является соглашение международного финансового лизинга, включающий в себя все условия сотрудничества. Кроме того, в лизинге используются и другие документы, среди которых:

  • контракт на покупку имущества лизингодателем у производителя;
  • договор на получение заемных средств;
  • акты приема-передачи товаров или услуг.

Получатель лизинга также должен будет предоставить пакет документов для подтверждения его платежеспособности, юридического статуса и т. д.

Отличия от других форм финансирования

Международный факторинг и лизинг – формы финансирования, целью которых является привлечение средств для деятельности компании. Однако каждая сделка имеет свои особенности:

Лизинг импортного оборудования

Иностранные производители диктуют моду на российском рынке финансовой аренды. Лизингодателям выгодно и удобно закупать оборудование у западных компаний, так как они хорошо организуют поставки и не требуют большой предоплаты. Лизингополучатели довольны качеством ввозимой техники и скидками, которые им делают лизинговые компании за счет получения дешевых займов под покупку иностранной техники от западных же банков.

Оборудование и техника иностранного производства сегодня — фаворит лизингового рынка. Особенно популярно у лизингополучателей высокотехнологичное оборудование иностранного производства. «Импортное оборудование отличается большей производительностью и лучшими техническими характеристиками, в результате имеет более длительный период эксплуатации, — говорит генеральный директор компании »ВСП-Лизинг« Андрей Пожидаев. — Поэтому российские предприятия покупают его охотнее, нежели отечественную технику».

«На самом деле доля импортного оборудования, передаваемого в лизинг, превышает долю оборудования отечественного производства», — рассказывает генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб» Елена Гущина. Эта тенденция касается большинства отраслей лизинга, за исключением совсем уж специфических направлений, таких как финансовая аренда подвижного состава или недвижимости, когда в лизинг сдаются офисы и производственные площади. При этом, как отмечает Елена Гущина, приобретение импортного оборудования чаще всего обходится лизингополучателю дешевле за счет организации финансирования поставок напрямую из-за рубежа.

Дешевый заем прилагается

Западные банки положительно относятся к финансированию поставок оборудования в другие страны, существуют даже специальные программы по поддержке экспорта оборудования. «Покупка импортного оборудования по лизингу позволяет привлекать более дешевые кредитные ресурсы, — соглашается Андрей Пожидаев. — Например, наша компания имеет возможность использовать средства западных финансовых институтов с помощью дружественных банков. Мы уже реализовали несколько лизинговых проектов по приобретению оборудования с привлечением средств европейских финансовых институтов: немецкого Euler Hermes, австрийского OeKB и чешского EGAP».

При этом главным плюсом партнерства с западными банками считается привлекательность кредитных ресурсов. За счет того, что «ВСП-Лизинг» расширила сотрудничество с международными финансовыми организациями, компания смогла развивать программу лизинга импортного технологического оборудования стоимостью от 1 млн евро на срок до 7 лет с привлечением иностранного финансирования под гарантии экспортных кредитных агентств. «Импортные сделки выгодны и самим лизинговым компаниям, так как они зарабатывают репутацию добросовестного заемщика в банковских структурах», — отмечает Андрей Пожидаев.

Инвестиционная привлекательность России в целом сейчас растет, рейтинги повышаются, условия, которые предлагают западные банки, сегодня гораздо лучше, чем год или два назад. Поэтому лизингодатели, берущие у западных финансовых институтов кредит, в том числе и под покупку иностранного оборудования, в ближайшее время будут иметь доступ к еще более выгодным ресурсам, причем не только в Европе, но уже и в России. Ведь у многих отечественных банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.

В одном флаконе

Сдать в финансовую аренду иностранное оборудование можно двумя способами, а именно: приобрести его за границей и ввезти на территорию РФ, а потом передать в лизинг, или купить технику уже в России, например, у представителей или официальных дистрибуторов иностранной компании. Как правило, лизингодатели используют оба эти способа.

«НОМОС-Лизинг» работает как напрямую с иностранными производителями, так и с российскими дистрибуторами зарубежной техники, — подтверждает коммерческий директор компании «НОМОС-Лизинг Северо-Запад» Владимир Наймарк. — За прошлый год заключено 1677 договоров лизинга и столько же контрактов поставок соответствующего оборудования. Среди наших партнеров крупнейшие мировые производители оборудования, такие как Vainig, Liebherr, Caterpiller и Volvo».

Однако если техника приобретается за границей, у лизингодателя возникают дополнительные обязанности. Например, в компании «НОМОС-Лизинг» в случае поставки техники из-за границы клиента обеспечивают полным комплексом логистических, таможенных, регистрационных и прочих услуг. «Специфика таких сделок заключается в том, что мы — лизинговая компания — несем ответственность за валютное регулирование сделки, зачастую являемся декларантом и отчасти берем на себя риски правильного таможенного оформления, — рассказывает Владимир Наймарк. — Конечно, больших проблем при таких сделках у нас не возникало, но всегда существует возможность срыва поставки. Однако от этой неприятности можно застраховаться, получив западные банковские гарантии за поставщика».

«У крупной компании-лизингодателя, имеющей опыт реализации сделок финансовой аренды оборудования, приобретаемого за рубежом, никаких проблем появляться не должно, — соглашается Елена Гущина (лизинговая компания «Уралсиб»). — Схемы отработаны и отлажены. Их используют многие компании во всем мире». Тем не менее Андрей Пожидаев («ВСП-Лизинг») отметил, что трудности при поставке техники из-за рубежа все же бывают: «Исходя из нашего опыта, сложности могут возникать с компаниями, не имеющими официальных представительств в России, продающими оборудование на условиях ex works». В основном подобные проблемы связаны с доставкой и таможенным оформлением оборудования, приобретаемого по лизингу.

Какой бы ни была схема сотрудничества с иностранным продавцом, лизингодатели в один голос признаются, что с зарубежными компаниями и их представителями или дистрибуторами всегда проще работать, чем с отечественными поставщиками техники. Владимир Наймарк объясняет это разницей в условиях оплаты техники при ее приобретении: «Российские компании (поставщики) обычно требуют от лизингодателя 100% предоплаты без гарантий поставки. Иностранные же компании, если и просят полную предоплату, то обеспечивают покупателя необходимыми банковскими гарантиями возврата этих денег на случай срыва поставки».

В лизинговой компании «Уралсиб» тоже приобретают для клиентов иностранное оборудование и довольны сотрудничеством с западными поставщиками. Причем в последнее время особой популярностью пользуется технологическое оборудование. «Это связано с тем, что сейчас высокими темпами идет реконструкция промышленных объектов, заводов, для чего необходима качественная техника, а у западного оборудования соотношение цены и качества устраивает клиентов больше, чем это же соотношение у российской техники, — рассказывает Елена Гущина. — При этом лизинговой компании неудобно работать с российскими производителями, так как они требуют достаточно высокий авансовый платеж — 50 — 70%, а вот на Западе аванс составляет не более 30% и зачастую не превышает 15%».
Срок изготовления техники российскими производителями достаточно длительный, из-за чего задерживаются поставки. «У иностранцев финансовые схемы поставок отработаны до мелочей, — утверждает Елена Гущина. — По сравнению с отечественными, иностранные поставщики вышли на более высокий уровень, так как они предлагают ряд дополнительных услуг, например, обратный выкуп оборудования (ремаркетинг)». Если лизингополучатель по каким-то причинам не может вносить лизинговые платежи, то поставщик берет на себя обязательства либо по выкупу этой техники, либо по поиску другого лизингополучателя. «К сожалению, у отечественных поставщиков эти услуги отсутствуют», — сетует Гущина.

В «ВСП-Лизинг» также признались, что активно сотрудничают как с самими иностранными производителями, так и с их официальными представителями на территории России. «В нашем портфеле есть сделки по приобретению оборудования у австрийских производителей »Шаллер« и »Ifw mould tec GmbH«, немецких »Вестфалия сепаратор«, »Бегарат« и »Краус Маффай«, австрийской фирмы »Энгель«, итальянской DIGI, а также английской компании CAT», — рассказывает Андрей Пожидаев. Он присоединяется к коллегам и тоже говорит о том, что с иностранцами работать проще. «Особенно удобно сотрудничать с российскими представительствами производителей потому, что оборудование уже доставлено в Россию и прошло таможенную очистку», — признается эксперт. Но для лизингополучателя, то есть клиента, выгоднее приобретать оборудование и технику за границей, так как в этом случае лизинговая компания привлекает западное финансирование и может предложить максимально выгодные условия по лизингу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector