Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельность государственных муниципальных образовательных учреждений

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 12. Образовательные учреждения

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 23 . Типы образовательных организаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

Читать еще:  История развития муниципальных предприятий в россии

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Читать еще:  Официальный сайт муниципального образования сарапульский район

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Понятие и правовой статус образовательных учреждений

Дата публикации: 06.11.2019 2019-11-06

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Цавкаева, З. З. Понятие и правовой статус образовательных учреждений / З. З. Цавкаева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63631/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье сформулировано понятие образовательного учреждения, раскрыты его сущность и типы. Рассмотрены особенности правовых статусов бюджетного, автономного и казенного учреждений.

Ключевые слова: образовательное учреждение, автономное учреждение, бюджетное учреждение, казенное учреждение, правовой статус.

The article formulates the concept of an educational institution, reveals its essence and types. The features of the legal status of the budget, autonomous and public institutions are considered.

Keywords: educational institution, autonomous institution, budget institution, state institution, legal status.

В современном обществе образование играет все большую ролью. Его место в жизни общества в значительном обусловлено той ролью, которую играют в социальном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, способности развивать свои профессиональные и индивидуальные качества. Возрастание роли образования приходится на вторую половину ХХ столетия, и это принципиально сказалось в последние десятилетия, что нашло отражение в ряде теоретических концепций социального и финансового развития, в числе которых выделяют концепции постиндустриального общества, концепцию человеческого капитала, идеи работы общества и другие.

Право на образование считается одним из ключевых и необходимых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России область образования признана приоритетной. Концепция образования Российской Федерации создает условия для постоянного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности изучать несколько программ, а кроме того учета имеющихся образования, квалификации и практического опыта.

Образовательный процесс осуществляется в образовательных учреждениях, т. е. они функционируют по одной или нескольким образовательным программам, гарантируют содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения считаются некоммерческими организациями и формируются с целью выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти в сфере образования в соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» [3]. Имущество, закрепленное за образовательными учреждениями, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] является собственностью Российской Федерации и находится в федеральной собственности. Следующие типы образовательных организаций работают в России:

– дополнительное профессиональное образование.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип, также может быть использована информация, которая указывает на особенности деятельности. Образовательной организации, в соответствии с Законом «Об образовании» [4], могут быть созданы только в форме, установленной для некоммерческих организаций. Одной из таких форм является учреждением, которое может быть частным, государственным или муниципальным. Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть казенные, бюджетные или автономные.

Большинство учебных заведений дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования в основном бюджетные.

Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом для выполнения работы, предоставления услуг для обеспечения реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соответственно, государственных органов или органов местного самоуправления в (статья 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3]).

Основными признаками бюджетного учреждения являются:

Имущество бюджетного учреждения, принадлежащего Российской Федерации, ее субъекту или муниципалитету, соответственно, присваивается ему в соответствии с правом оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2] (пункт 9 Статья 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Читать еще:  Какой муниципальный округ по адресу

В то же время, в силу закона, некоторым имуществом, бюджетное учреждение не имеет права самостоятельно управлять. Таким образом, бюджетное учреждение без согласия владельца не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом и особенно ценным движимым имуществом, которое назначено бюджетным учреждением владельцем этого имущества или приобретено за счет средств выделенных владельцем для его приобретения (пункт 10 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ) [3].

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным учреждением было бы затруднительным.

Автономное образовательное учреждение является учреждением, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для предоставления образовательных услуг на основе задачи учредителя посредством реализации образовательных программ, определенных по типу в качестве основного вида деятельности, независимо ответственного за свои обязательства, за свое имущество, за исключением недвижимого и особо ценного движимого и иного имущества, переданного ему учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных на приобретение этого имущества.

Цель создания и основной деятельности автономного образовательного учреждения определяется как реализация образовательной деятельности для реализации образовательных программ на основе лицензии. Автономные образовательные учреждения имеют право осуществлять те образовательные программы, которые предусмотрены их типом.

Следует отметить, что информационная открытость характерна для автономного учебного заведения, и его степень значительно выше, чем для любого другого автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [5], что связано с высокой социальной значимостью его деятельности [3]. Наличие информации о дате создания, учредителях, контактной информации автономного учебного заведения, его структурах и органах управления, образовательных программах, управлении и персонале учителей, получении финансовых и материальных ресурсов и их расходах за финансовый год и должны быть предусмотрены другие формы, связанные с основными видами деятельности автономного учебного заведения на основании параграфа 2 ст. 29 Закона об образовании в Российской Федерации [4].

Автономные учебные заведения имеют следующие отличительные особенности:

1) создаются государственными органами;

2) являются юридическими лицами публичного права;

3) имеют широкие правовые возможности для организации своей собственной экономической деятельности;

4) создаются для осуществления функций предоставления государственных услуг;

5) деятельность основана на задаче учредителя, для реализации которой выделяется соответствующее бюджетное финансирование;

6) имеет право предоставлять платные услуги;

7) управление такими учреждениями основано на принципе единства командования (управляющего, директора) в сочетании с коллегиальностью (наблюдательным советом, педагогическим советом);

8) имеют право распоряжаться недвижимым и движимым имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств;

9) имеет сложную систему контроля (аудит годовой финансовой отчетности, утверждение отчетов наблюдательным советом);

10) несут финансовую, материальную и юридическую ответственность, независимо от учредителя, за качество предоставляемых услуг и эффективность внутреннего управления.

Казенное учреждение в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] является государственным (муниципальным) учреждением, которое предоставляет государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) осуществляет государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации Федерации полномочий государственных органов (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовая поддержка которых обеспечивается за счет соответствующего бюджета на основе бюджетных смет. В то же время бюджетная смета является документом, который устанавливает в соответствии с классификацией бюджетных расходов пределы бюджетных обязательств государственного учреждения, а предел бюджетных обязательств — это размер прав в денежном выражении для бюджетного (в текущем финансовом году и в плановый период).

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Это отличает их от автономных и бюджетных учреждений, которые не являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основе бюджетных смет.

Основной целью казенного образовательного учреждения является реализация образовательных программ образования. Казенное образовательное учреждение осуществляет образовательные мероприятия по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.

Казенное образовательное учреждение имеет право осуществлять образовательные мероприятия по образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные программы общего развития и дополнительные допрофессиональные программы.

Таким образом, образовательные учреждения представляют собой учреждения, осуществляющие образовательный процесс (реализуют одну или несколько образовательных программ). Создаются только в форме, установленной для некоммерческих организаций (автономные, бюджетные и казенные). Образовательные учреждения играют большую роль в нынешнем состоянии и развитии общества.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» (ред. от 29.07.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  5. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 27.11.2017) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector