Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральные и муниципальные финансовые институты это

ТЕМА 11. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Финансовые институты (ФИ) – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества. Как экономическая категория финансовые институты выражают планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов институциональных структур. К ним относятся любые отношения, в которых одним из агентов выступает юридическое лицо органов государственной и другой власти.

Следует различать финансовые институты в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.

В России имеются два уровня финансов – государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.

Экономическую базу финансовых институтов составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель ФИ – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:

• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов – через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);

• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);

• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);

• институциональные производственные организации.

Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые. К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д. Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия. Скрытые субсидии – повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.

Назначение экономической и стимулирующей функций ФИ сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.

ФИ как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно-национализационную и другие составляющие.

Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства.Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России – Министерство финансов РФ.

ТЕМА 11. Федеральные и муниципальные финансовые институты

Финансовые институты (ФИ) – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

Следует различать финансовые институты в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.

В России имеются два уровня финансов – государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.

Экономическую базу финансовых институтов составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель ФИ – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:

• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов — через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);

• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);

• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);

• институциональные производственные организации.

Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые. К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д. Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия. Скрытые субсидии – повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.

Читать еще:  Купля продажа муниципального имущества

Назначение экономической и стимулирующей функций ФИ сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.

ФИ как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно-национализационную и другие составляющие.

Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства. Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России – Министерство финансов РФ.

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы

Тезисы лекций

для студентов направления

«Экономика»

Заочной формы обучения

Содержание

Введение

Тезисы лекций посвящены изучению актуальных проблем финансовой составляющей экономической системы.

Переход к рыночным методам хозяйствования в Рос­сийской Федерации существенно меняет роль финан­сово-кредитных рычагов в экономике. От эффектив­ности денежно-кредитной и финансовой политики государства зависит состояние экономики в целом. Финансовое положение предприятия определяет его конкурентоспособность и перспективы экономического роста. В свою очередь финансовое положение предприятия во мно­гом зависит от умения управлять финансами и кре­дитом.

Основная цель преподавания курса «Государственные и муниципальные финансы» — это формирование у студентов системы знаний в области теории финансов в объеме, необходимом для работы в финансовых подразделениях органов государственной власти, в налоговых службах, банковской сфере.

Для этого предлагается исследование теоретических и практических аспектов формирования и функционирования финансово-кредитной системы государства ее звеньев, а так же изучение финансовых механизмов, применимых в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с требованиями к минимуму содержания образовательной программы по направлению «Экономика», в тезисах предлагаются для изучения следующие разделы:

-сущность и функции финансов; особенности и роль государственных и муниципальных финансов;

-финансово-кредитная система и принципы ее формирования;

-характеристика звеньев финансово-кредитной системы России;

-характеристика звеньев системы государственных финансов: государственный бюджет: принципы устройства и основные функции; кредит: сущность, функции, банковская система, государственный кредит; страховое звено: структура и функции страховых орга­нов и их отделений; внебюджетные фонды: функции, виды и их роль в системе муниципальных финансов;

— финансы организаций, как основа формирования муниципальных финансов;

-финансовый рынок и его инструменты; роль фондового рынка в формировании денежных фондов; государственное регулирование фондового рынка;

-федеральные и муниципальные финансовые институты; полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

-принципы формирования бюджетов разных уровней; доходы и расходы, составление и исполнение, дефицит и профицит бюджета.

-система налогов, формирующих государственный и муниципаль­ный бюджеты.

-стадии и содержание бюджетного процесса в России;

-казначейская система исполнения бюджета и его структура органов казначейства;

-муниципальный бюджет, функции органов местного самоуправления в регулировании бюджетных отношений;

-бюджетный федерализм: модели и методы бюджетного регулирования;

-основы межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Раздел 1. Экономическая сущность финансов и

Финансово-кредитной системы

Тема 2. ГМФ как элемент финансово-кредитной системы РФ

Рис. 1.1. Структура и звенья финансовой системы

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пен­сионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязатель­ного медицинского страхования.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Дополнитель­ные финансовые ресурсы государство привлекает путем прода­жи на финансовом рынке облигаций, казначейских обяза­тельств и других видов государственных ценных бумаг. Дан­ная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на по­крытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по на­правлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании спе­циализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Кредитная система представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений.В России данная система имеет двухуровневый вид, включая Центральный Банк РФ, кредитные организации и их филиалы. В систему входят небанковские кредитные учреждения, которые имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции.

Читать еще:  Муниципальный контракт на поставку продуктов питания

Финансы организаций (предприятий) различных форм собственности, яв­ляясь основой единой финансовой системы страны, обслужи­вают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспечен­ность централизованных денежных фондов финансовыми ресу­рсами. При этом активное использование финансов предпри­ятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансовый рынок – это рынок кратко-, средне, и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов. Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. Его задача — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зави­сят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Международные финансы – это отношения между странами, возникающие в результате обмена в сфере торговли финансовыми активами, инвестиций, кредитной деятельности. В отличие от национального уровня это отношения в большей степени подвержены контролю со стороны государства. Международные денежные потоки делятся на государственные займы, ссуды, помощь, дары, займы и кредиты международных организаций (МВФ) и частный капитал.

Финансы граждан (домашних хозяйств) – денежные ресурсы, сформированные населением для удовлетворения потребностей, а так же и целей сохранения и увеличения собственных доходов. Они делятся на две большие группы. Заработанные доходы — это доходы, рассчитанные по повременной или сдельной системе оплаты труда в соответствии с затраченными человеком усилиями и затратами умственной и физической энергии. Незаработанные доходы – это часть доходов, полученная в результате финансовой деятельности человека: проценты по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, выигрыши.

Рис. 1.2. Содержание финансовой деятельности государства и местного самоуправления

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод — используется государством для изъятия части до­ходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физичес­кими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования;

в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банках, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина);

д) метод страхования образует страховые фонды;

е) эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние.

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование — это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплатыстраховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Принципы финансовой деятельности

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности про­является в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помо­щью средств массовой информации, содержания проектов различных фи­нансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой си­стемы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

3. Федеральные и муниципальные финансовые институты.

Институт, в наиболее общем представлении, это совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности и закрепленный в виде закона или учреждения.

Понятие «финансовые институты» рассматриваются в экономическом и правовом аспекте.

Как экономическая категория, финансовые институты — это совокупность однородных экономических отноше­ний, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств.

Как правовая категория, финансовые институты – учреждения, осуществляющие операции с финансовыми ресурсами в соответствии с принятым в стране законодательством.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (конкретных учреждений, организаций), в некоторой степени, соответствует структуре финансовой системы (Рис. 2.2.).

Читать еще:  Формы государственного и муниципального долга

2.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие «финансовые институты» рассматриваются в экономическом и правовом аспекте.

Как экономическая категория финансовые институты — это совокуп­ность однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Как правовая категория финансовые институты — учреждения, осу­ществляющие операции с финансовыми ресурсами в соответствии с приня­тым в стране законодательством.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (конкретных учреждений, организаций) в некоторой степени соответствует структуре финансовой системы (рис. 2.2).

Институт государственных финансов включает в себя бюджетную си­стему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Дея­тельность государственных финансовых институтов распространяется на феде­ральный и региональный уровень.

Институт муниципальных финансов. Местные финансы включают средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; муниципальные кредиты, заимствования; финансовую помощь.

Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединя­ет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финан­сы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привле­чения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

Рис. 2.2. Финансовые институты Российской Федерации

Институт страхования — это совокупность страховых отношений, каж­дое из звеньев, представленное особой отраслью страхования (социальное, лич­ное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рис­ков).

Особенностью деятельности государственных финансовых институ­тов является то, что она осуществляется органами власти в зависимости от установленной компетенции.

Федеральные органы государственной власти, в соответствии с Кон­ституцией РФ, осуществляющие финансовую деятельность:

Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы;

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы;

Правительство РФ в финансовой сфере обеспечивает проведение единой финансовой, денежной, кредитной политики; осуществляет разработку, пред­ставление проекта федерального бюджета и его исполнение.

Для осуществления функций в области финансов создаются специальные органы государственного управления — это:

• Министерство финансов Российской Федерации;

• Федеральное казначейство Российской Федерации;

• Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансо­во-экономической политики в Российской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации яв­ляются:

— совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, разви­тие бюджетного федерализма;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполне­ния;

— осуществление государственного финансового контроля.

Федеральное казначейство Российской Федерации представляет собой

единую централизованную систему органов федерального казначейства. Глав­ные задачи казначейства:

— организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; ведение счетов исходя из принципа единства кассы;

— регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;

— сбор, обработка, анализ информации и краткосрочное прогнози­рование потребности в государственных финансовых ресурсах;

— ведение операций по учету государственной казны РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди

федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полно­мочиями, и функции банка.

Основными целями деятельности Банка России как органа государствен­ного управления являются:

— защита и обеспечение устойчивости национальной валюты;

— обеспечение эффективности и бесперебойности системы расчетов;

— развитие и укрепление российской банковской системы.

Как банковское учреждение Центральный Банк осуществляет: пассивные банковские операции по привлечению источников финансовых ресурсов; актив­ные операции по размещению имеющихся финансовых ресурсов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществ­лении финансовой деятельности наделяются теми же правами, что и Министер­ство финансов РФ.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Феде­рации осуществляют финансовую деятельность на соответствующей территории в пределах своей компетенции:

— утверждение, исполнение и контроль за исполнением областного бюд­жета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

— установление областных налогов, сборов и других обязательных плате­жей; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;

— рассмотрение прогноза социально-экономического развития и обеспече­ние реализации региональных программ.

Органы власти местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления осуществляют фи­нансовую деятельность и местный финансовый контроль при:

— формировании и исполнении местного бюджета, при утверждении от­чета о его исполнении;

— установлении местных налогов и сборов;

— управлении объектами муниципальной собственности.

Существенным нововведением современного законодательства стало

предоставление местным органам власти права формирования специальных местных финансовых органов: муниципальной налоговой службы для сбора местных налогов и муниципального казначейства в целях управления сред­ствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector