Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральные и муниципальные финансовые институты

ТЕМА 11. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Финансовые институты (ФИ) – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества. Как экономическая категория финансовые институты выражают планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов институциональных структур. К ним относятся любые отношения, в которых одним из агентов выступает юридическое лицо органов государственной и другой власти.

Следует различать финансовые институты в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.

В России имеются два уровня финансов – государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.

Экономическую базу финансовых институтов составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель ФИ – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:

• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов – через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);

• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);

• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);

• институциональные производственные организации.

Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые. К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д. Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия. Скрытые субсидии – повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.

Назначение экономической и стимулирующей функций ФИ сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.

ФИ как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно-национализационную и другие составляющие.

Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства.Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России – Министерство финансов РФ.

2.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие «финансовые институты» рассматриваются в экономическом и правовом аспекте.

Как экономическая категория финансовые институты — это совокуп­ность однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Как правовая категория финансовые институты — учреждения, осу­ществляющие операции с финансовыми ресурсами в соответствии с приня­тым в стране законодательством.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (конкретных учреждений, организаций) в некоторой степени соответствует структуре финансовой системы (рис. 2.2).

Институт государственных финансов включает в себя бюджетную си­стему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Дея­тельность государственных финансовых институтов распространяется на феде­ральный и региональный уровень.

Институт муниципальных финансов. Местные финансы включают средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; муниципальные кредиты, заимствования; финансовую помощь.

Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединя­ет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финан­сы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привле­чения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

Рис. 2.2. Финансовые институты Российской Федерации

Институт страхования — это совокупность страховых отношений, каж­дое из звеньев, представленное особой отраслью страхования (социальное, лич­ное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рис­ков).

Особенностью деятельности государственных финансовых институ­тов является то, что она осуществляется органами власти в зависимости от установленной компетенции.

Федеральные органы государственной власти, в соответствии с Кон­ституцией РФ, осуществляющие финансовую деятельность:

Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы;

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы;

Правительство РФ в финансовой сфере обеспечивает проведение единой финансовой, денежной, кредитной политики; осуществляет разработку, пред­ставление проекта федерального бюджета и его исполнение.

Читать еще:  Стимулирующие субсидии муниципальным образованиям

Для осуществления функций в области финансов создаются специальные органы государственного управления — это:

• Министерство финансов Российской Федерации;

• Федеральное казначейство Российской Федерации;

• Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансо­во-экономической политики в Российской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации яв­ляются:

— совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, разви­тие бюджетного федерализма;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполне­ния;

— осуществление государственного финансового контроля.

Федеральное казначейство Российской Федерации представляет собой

единую централизованную систему органов федерального казначейства. Глав­ные задачи казначейства:

— организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; ведение счетов исходя из принципа единства кассы;

— регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;

— сбор, обработка, анализ информации и краткосрочное прогнози­рование потребности в государственных финансовых ресурсах;

— ведение операций по учету государственной казны РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди

федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полно­мочиями, и функции банка.

Основными целями деятельности Банка России как органа государствен­ного управления являются:

— защита и обеспечение устойчивости национальной валюты;

— обеспечение эффективности и бесперебойности системы расчетов;

— развитие и укрепление российской банковской системы.

Как банковское учреждение Центральный Банк осуществляет: пассивные банковские операции по привлечению источников финансовых ресурсов; актив­ные операции по размещению имеющихся финансовых ресурсов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществ­лении финансовой деятельности наделяются теми же правами, что и Министер­ство финансов РФ.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Феде­рации осуществляют финансовую деятельность на соответствующей территории в пределах своей компетенции:

— утверждение, исполнение и контроль за исполнением областного бюд­жета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

— установление областных налогов, сборов и других обязательных плате­жей; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;

— рассмотрение прогноза социально-экономического развития и обеспече­ние реализации региональных программ.

Органы власти местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления осуществляют фи­нансовую деятельность и местный финансовый контроль при:

— формировании и исполнении местного бюджета, при утверждении от­чета о его исполнении;

— установлении местных налогов и сборов;

— управлении объектами муниципальной собственности.

Существенным нововведением современного законодательства стало

предоставление местным органам власти права формирования специальных местных финансовых органов: муниципальной налоговой службы для сбора местных налогов и муниципального казначейства в целях управления сред­ствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

Федеральные и муниципальные финансовые институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – подробное рассмотрение федеральных и муниципальных финансовых институтов.

Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:

Изучения понятия, сущности и основ функционирования федеральных и муниципальных финансовых институтов.
Изучение проблем в развитии федеральных и муниципальных финансовых институтов.

Оглавление

Введение…………………………………………………. 3 стр.
Теоретический раздел…………………………………… 5 стр.
Коммерческие банки…………………………………….. 8 стр.
Небанковские финансово-кредитные институты……. 11 стр.
Инвестиционные институты……………………………. 14 стр.
Аналитический раздел…………………………………. 21 стр.
Заключение………………………………………………. 25 стр.
Список использованной литературы…………………. 27 стр.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Специальность: Государственное и муниципальное управление

по дисциплине: государственные и муниципальные финансы

на тему: «Федеральные и муниципальные финансовые институты»

Выполнил: студент группы ГМУ — 316

  1. Введение…………………………………………………. 3 стр.
  2. Теоретический раздел…………………………………… 5 стр.
  • Коммерческие банки…………………………………….. 8 стр.
  • Небанковские финансово-кредитные институты……. 11 стр.
  • Инвестиционные институты……………………………. 14 стр.
  1. Аналитический раздел…………………………………. 21 стр.
  1. Заключение………………………………………………. 25 стр.
  2. Список использованной литературы…………………. 27 стр.

В данной работе речь пойдет о федеральных и муниципальных финансовых институтах.

Финансовые институты — это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой — реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

Как экономическая категория финансовые институты выражают планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов институциональных структур. К ним относятся любые отношения, в которых одним из агентов выступает юридическое лицо органов государственной и другой власти.

Следует различать финансовые институты в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком — государственный бюджет (бюджетную систему).

Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно- климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.

Читать еще:  Предоставление государственных и муниципальных услуг

В России имеются два уровня финансов — государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях глобального финансового кризиса (2008-2009 гг.) произошло истощение инвестиционного потенциала «реального сектора экономики», усилился отток капитала за границу. Благоприятный период, который характеризовался высокими ценами на нефть, был не в должной мере использован для модернизации отраслей промышленности и технологического обновления экономики. В настоящее время, финансовые ограничения, обусловленные кризисом, усиливают «дефицит» инвестиционных ресурсов, оказывая негативное влияние на российскую экономику, сдерживая процесс инновационного обновления. Сужение инвестиционных потоков в российскую экономику в условиях слабого развития и неэффективного функционирования финансовых институтов обусловило спад производства. В значительной степени на развитии реального сектора российской экономики отразилось снижение инвестиционного потенциала банковской системы, которая является одним из основных источником инвестиционных ресурсов.

Цель курсовой работы – подробное рассмотрение федеральных и муниципальных финансовых институтов.

Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:

  1. Изучения понятия, сущности и основ функционирования федеральных и муниципальных финансовых институтов.
  2. Изучение проблем в развитии федеральных и муниципальных финансовых институтов.

Объект исследования: федеральные и муниципальные финансовые институты.

Предмет исследования: функционирование федеральных и муниципальных финансовых институтов.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, конкретизация, сравнение, классификация.

Финансовый институт — организация, участвующая в финансово-кредитной системе.

Цель финансовых институтов — денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:

• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов — через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);

• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);

• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);

• институциональные производственные организации.

Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые.

К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д.

Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия.

Скрытые субсидии — повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.

Назначение экономической и стимулирующей функций финансовые институты сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.

Финансовые институты как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно- национализационную и другие составляющие.

Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства.

Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России — Министерство финансов РФ. Его основные задачи:

• разработка и реализация финансовой политики;

• составление и исполнение федерального бюджета;

• совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

Исключительно важные контрольные подразделения Минфин- Федеральное казначейство РФ и Департаменты контроля и аудита. Первое обеспечивает кассовый контроль формирования и целевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Департамент контроля отвечает за состояние финансов государственного сектора, а Департамент аудита — за аудиторский контроль в стране.

Денежно-кредитную политику страны разрабатывает и реализует ЦБ РФ.

Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом для получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества).

Функционирование финансов государственных организаций, поступлений от эксплуатации государственного имущества, коммерческой деятельности государства курирует Министерство экономического развития и торговли.

Контроль финансов осуществляют как представительные, так и исполнительные органы: Федеральное собрание, Минфин, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет (контроль правильности исчисления, полноты и своевременности взносов в бюджет),

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан особый орган — Счетная палата РФ.

Эффективное перемещение средств от собственников к заемщикам можно осуществить двумя путями: прямое финансирование и финансовое посредничество. К первому виду деятельности относятся инвестиционные банки, брокерские и дилерские фирмы. Фирмы, специализирующиеся на посредничестве между собственниками и заемщиками, называются финансовыми посредниками или финансовыми институтами.

Финансовыми институтами являются фирмы, которые покупают и продают особые «финансовые продукты». Финансовые институты представлены учреждениями депозитного типа, договорными сберегательными учреждениями, инвестиционными фондами и другими видами финансовых организаций.

Читать еще:  Организация ярмарок на территории муниципального образования

К учреждениям депозитного типа относятся коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные союзы. К финансовым институтам недепозитного типа относятся сберегательные учреждения, действующие на договорной основе. Сберегательные учреждения, действующие на договорной основе, получают средства под долгосрочные контрактные соглашения и размещают их на рынке капитала. К посредникам этого типа относятся страховые фирмы, инвестиционные и пенсионные фонды. Страховые фирмы и пенсионные фонды инвестируют средства в долгосрочные ценные бумаги.

Для того чтобы, понять разницу между прямым финансированием и посредническими услугами, а именно, финансовых институтов недепозитного типа кратко рассмотрим метод работы инвестиционных банков.

В наиболее общем виде финансовые институты включают следующие типы:

— коммерческие банки (универсальные и специализированные),

— небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества),

— инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).

Общей характеристикой для всех групп институциональных инвесторов является аккумулирование ими временно свободных денежных средств (государства, фирм, населения) с последующим вложением их в экономику. Вместе с тем каждая из указанных групп обладает собственной спецификой как в осуществлении присущих ей функций, так ив механизме аккумуляции инвестиционных ресурсов и их дальнейшем размещении.

Значительный инвестиционный потенциал концентрируется в учреждениях банковской системы, которые в отличие от многих других посреднических институтов обладают исключительными возможностями использования трансакционных денежных средств и кредитной эмиссии.

Аккумулируя временно высвобождающиеся финансовые ресурсы, банки направляют их по каналам кредитной системы прежде всего в ключевые, наиболее динамично развивающиеся секторы и отпасли, способствуя тем самым осуществлению структурной перестройки экономики. Банковская система является важным источником удовлетворения инвестиционного спроса. Несмотря на относительно высокий уровень самофинансирования в странах с развитой рыночной экономикой, внутренние денежные ресурсы не покрывают общей потребности в инвестициях. Особенно очевидным этот разрыв становится при осуществлении крупных структурных сдвигов в хозяйственном организме стран, когда резко возрастает спрос на инвестиции.

ТЕМА 11. Федеральные и муниципальные финансовые институты

Финансовые институты (ФИ) – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

Следует различать финансовые институты в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.

В России имеются два уровня финансов – государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.

Экономическую базу финансовых институтов составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель ФИ – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:

• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов — через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);

• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);

• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);

• институциональные производственные организации.

Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые. К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д. Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия. Скрытые субсидии – повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.

Назначение экономической и стимулирующей функций ФИ сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.

ФИ как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно-национализационную и другие составляющие.

Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства. Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России – Министерство финансов РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector