Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование доходов бюджета муниципального образования

13.5. Формирование доходов местных бюджетов

Местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Доходы местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Порядок формирования местных бюджетов определен Бюджетным кодексом РФ.

Формирование и исполнение местных бюджетов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, открытости формирования и использования финансовых ресурсов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

доходов от местных налогов;

доходов от региональных налогов и сборов;

доходов от федеральных налогов и сборов;

доходов от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, иных безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней;

доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

Местные налоги — это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами.

Доход от федеральных и региональных налогов и сборов — это те, которые в соответствии с БК РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации поступают по нормативам отчислений (в процентах) в местные бюджеты.

Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений, городских округов), предусмотрены ст. 61, 611, бI2 БК РФ. В частности, по таким налогам, как:

налог на доходы физических лиц;

налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог;

налог на имущество предприятий;

прочие налоги и другие платежи.

Местные налоги и сборы, доходы от федеральных и региональных налогов, от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы — это налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами Бюджетным кодексом, федеральными законами или законами субъектов Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №21181 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и последующими законодательными актами к местным относились 23 налога. С введением в 1998 г. в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам до 1 января 2005 г. относились: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение; Haлог на рекламу и местные лицензионные сборы1. Земельный налог был установлен Законом РСФСР от 11 октября 1991 г. № 17381 «О плате за землю».

В настоящее время земельный налог предусмотрен гл. НК РФ, включенной Федеральным законом от 29 ноября 2004 № 141ФЗ и введенной в действие с 1 января 2005 г.

Плательщиками земельного налога являются организации физические лица, обладающие земельными участками на пpaве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользований или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом обложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ (занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ; предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; в пределах лесного и водного фонда и др.).

Освобождаются от налогообложения: организации и учреждения уголовноисполнительной системы Минюста РФ; организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов; организации народных художественных промыслов; физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

¦ 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

Читать еще:  159 фз о выкупе муниципального

¦ 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Налог на имущество физических лиц установлен Законом РСФСР от 9 декабря 1991 г. № 20031 «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налого

1 С 1 января 2005 г. к местным налогам относятся только земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

обложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные сооружения и помещения, находящиеся на праве собственности у физических лиц. Ставки налога устанавливаются органами законодательной власти субъекта Федерации. От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза и Герои России, участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II группы, пенсионеры. Налог зачисляется полностью в местный бюджет.

В местные бюджеты полностью поступают неналоговые доходы: от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и др.)

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах устанавливаемых законодательными актами органов местного самоуправления, лицензионных сборов за право торговли винноводочными изделиями (предельная ставка сбора установлена в раз . мере 50 минимальных размеров оплаты труда с юридических лиц, осуществляющих торговлю соответствующим напитком) и за право проведения местных аукционов и лотерей (предельный размер ставки сбора установлен на уровне 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты).

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.

В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают до., ходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу, 100%.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введен новый налог «Самообложение граждан». Под самообложением понимаются разовые платежи граждан для конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Отдельным, категориям граждан размер платежей может быть уменьшен. Численность таких граждан не может превышать 30%. Вопросы введения налога и использования средств решаются на местном референдуме (сходе, собрании граждан).

В связи с существенными изменениями структуры и статуса налогов, сокращением их количества, особенно местных, важное значение приобретает в формировании доходов бюджетов всех уровней перенаправление финансовых потоков через трансферты, субвенции и субсидии.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются местным бюджетам в форме дотаций1 на выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений в решении вопросов местного значения в соответствии с их полномочиями (исходя из численности жителей); дотаций1 на финансовую поддержку муниципальных районов (городских округов) в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов); субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения; субвенций2 в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться кредиты до одного года на условиях и порядке, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Предоставляются также трансферты и из местных бюджетов в форме:

финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов1 бюджетам поселений в целях дополнительного по отношению к дотациям из регионального фонда финансовой поддержки поселений выравнивания финансовых возможностей, органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения; перечислений в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в котором в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ;

Читать еще:  Льгота на муниципальный налог

перечислений в бюджет муниципального района субвенций на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

структурная единица 2.1 Формирование доходов бюджетов различных типов муниципальных образований

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются:

• средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения;

• средства, направляемые на осуществление расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Доходы бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов формируются за счет:

• налоговых доходов от местных налогов, федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и (или) региональных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений;

• неналоговых доходов местных бюджетов;

• средств, перечисленных в порядке межбюджетного регулирования (перераспределение средств между уровнями бюджетной системы).

Налоговые доходы установлены Бюджетным кодексом РФ дифференцированно по типам муниципальных образований.

Формирование налоговых доходов бюджетов поселений. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

• земельного налога — по нормативу 100%;

• налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%;

• государственные пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, — по нормативу 100%.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса РФ.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 Бюджетного кодекса РФ.

Формирование налоговых доходов бюджетов муниципальных районов. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

• земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100%;

• налога на имущество физических лиц, взимаемого на межсе-ленных территориях, — по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• налога на доходы физических лиц — по нормативу 20%;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90%;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%;

• государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмот

ренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.

Налоговые доходы бюджета городского округа. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

• земельного налога — по нормативу 100%;

• налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от

Читать еще:  Государственные и муниципальные доходы это

следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• налога на доходы физических лиц — по нормативу 30%;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90%;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60 %;

• государственной пошлины, подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, — по нормативу 100%.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с п. 1 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 и 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со ст. 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет:

• доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100%;

• доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100%;

• доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

• части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

В соответствии с информацией Минфина РФ «О результатах мониторинга местных бюджетов РФ за 9 месяцев 2006 года» в 2006 г. 48% доходов местных бюджетов составили доходы городских округов, 46,1% — муниципальных районов и лишь 5,9% — городских и сельских поселений. В структуре доходов местных бюджетов Российской Федерации в анализируемый период преобладают межбюджетные трансферты — 57,3%, из которых на долю субвенций из федеральных и региональных фондов компенсаций приходилось 29,8%. Налоговые доходы составляли 29,6%, а неналоговые — 8,8%, прочие доходы — 4,3%. Пропорции формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации между региональными и местными бюджетами изменились с 60 и 40% в 2005 г. до 70 и 30% в 2006 г., что связано с изменениями налогового и бюджетного законодательства, приведшими к увеличению централизации доходных источников на региональном уровне.

Основную долю доходов бюджетов городских округов составляют налоговые и неналоговые доходы (50,2%), а межбюджетные трансферты — 45,0%. В доходах городских и сельских поселений более половины (65,0%) занимают межбюджетные трансферты, в том числе средства фонда компенсаций — 13,7%, в доходах муниципальных районов также основное место принадлежит межбюджетным трансфертам — 69,3%.

61,6% налоговых доходов местных бюджетов поступает в бюджеты городских округов, в бюджеты муниципальных районов — 33,9%, поселений — 4,5%. Это свидетельствует о том, что налоговый потенциал муниципальных образований сосредоточен в городских округах (а их всего 522). Аналогичная ситуация связана и с неналоговыми доходами, из общего объема которых (67,0%) поступает в бюджеты городских округов, в бюджеты муниципальных районов — 26,8% ненало

говых доходов и в бюджеты поселений — 6,2%. При этом межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 356,0 млрд руб. поступают в бюджеты муниципальных районов и поселений, что составляет 62,5% от общего объема трансфертов. В этой связи бюджеты муниципальных районов и поселений (а их 23 452) являются наиболее зависимыми от финансовой помощи вышестоящих бюджетов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector