Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные и муниципальные ресурсы

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы — денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей.

Основное назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения их функций. Денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и используемые ими при реализации своих полномочий, являются государственными и муниципальными финансовыми ресурсами. Государственные и муниципальные финансовые ресурсы являются материальным воплощением государственных и муниципальных финансов.

В ходе мобилизации и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют стимулирование научно-технического развития экономики, формируют социальную инфраструктуру общества, обеспечивают социальную защиту граждан, укрепляют обороноспособность и безопасность государства.

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от государственного устройства и особенностей построения местного самоуправления. В Российской Федерации в составе государственных финансов выделяют федеральные и региональные финансы. Федеральные финансы призваны обеспечить деятельность федеральных органов государственной власти. За счет региональных финансов осуществляются функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Самостоятельность местного самоуправления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, позволяет отделять муниципальные финансы от государственных. Муниципальные финансы обеспечивают решение органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Формирование и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов осуществляется в двух формах:

  • — бюджета органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • — внебюджетного фонда.

Основной объем государственных и муниципальных финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бюджет органа государственной власти и органа местного самоуправления — форма образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей. Общественный характер бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления предусматривает:

  • — обязательность участия организаций и граждан в формировании средств бюджета;
  • — расходование бюджетных средств по различным направлениям, отвечающим задачам социально-экономической политики государства;
  • — отсутствие закрепления доходов и поступлений в бюджет за определенными расходами (за рядом исключений, например, при получении и использовании субсидий и субвенций из других бюджетов и др.);
  • — нормативную правовую регламентацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению;
  • — утверждение бюджета законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления;
  • — применение мер ответственности за нецелевое, нерациональное, неэффективное использование бюджетных средств и иные нарушения бюджетного законодательства.

Формирование бюджетов осуществляется на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации федеральными органами государственной власти образуется федеральный бюджет, органами государственной власти субъектов Российской Федерации — бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты). В распоряжении органов местного самоуправления находятся местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Наряду с бюджетами органами государственной власти и органами местного самоуправления формируются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды являются формой образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, предусматривающей целевое направление средств на удовлетворение определенных общественных потребностей (социальных, экономических, экологических и т.д.).

Целевое назначение внебюджетных фондов является их основным отличительным признаком. Внебюджетные фонды обеспечивают реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по определенным направлениям деятельности. За счет средств внебюджетных фондов осуществляется реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Внебюджетные фонды не входят в состав бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются самостоятельными нормативными правовыми актами.

Формирование внебюджетных фондов может ограничиваться определенными уровнями власти. В Российской Федерации федеральные органы государственной власти формируют государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют территориальные государственные внебюджетные фонды, которыми выступают территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Образование иных территориальных государственных внебюджетных фондов, а также муниципальных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации не предусматривается.

Государственные финансы в Российской Федерации включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые находятся в федеральной собственности и утверждаются федеральными законами; бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и утверждаемые законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные финансы представлены местными бюджетами, средства которых находятся в муниципальной собственности и используются в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Читать еще:  Источники образования муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансовые ресурсы

По своей сути государственные и муниципальные финансы отражают совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Денежные средства, формируемые в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта, аккумулируемые органами управления государством в целевых фондах и используемые на реализацию государственной внутренней и внешней политики, представляют собой финансовые ресурсы сектора государственного управления.

Источниками государственных и муниципальных финансовых ресурсов являются: вновь созданная за определенный период стоимость (национальный доход), часть национального богатства, средства заимствованные и привлеченные из внешних источников. Состав финансовых ресурсов неоднороден. В зависимости от метода привлечения средств выделяются налоговые и неналоговые поступления. К последним относятся обязательные страховые взносы, таможенные пошлины, средства от использования и продажи государственного и муниципального имущества, выпуска и продажи государственных, муниципальных и других ценных бумаг, внешних и внутренних заимствований, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, прочие поступления. В странах с рыночной экономикой налоговые доходы занимают в структуре финансовых ресурсов органов власти основную долю. Налоги являются основным финансовым инструментом перераспределения национального дохода. Часть национального дохода, присвоенная государством принудительно в форме налогов, превращается в централизованные государственные финансовые ресурсы. При этом налоги выступают инструментом вмешательства государства в процесс общественного воспроизводства: влияют на уровень инвестиционной активности предпринимателей, на структурную перестройку экономики, на процесс накопления капитала, экспортно – импортную деятельность и т.п. Налоговое регулирование социально – экономических процессов оказывает непосредственное влияние на объемы государственных финансовых ресурсов, как в текущем, так и в будущем периоде. Поскольку время существование государства не ограничивается календарными сроками, у государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах. Возобновление финансовых ресурсов в будущем может быть лишь при наличии нормального уровня производства. Поэтому грамотное определение границ налоговой нагрузки предполагает развитие производства и обеспечение условий роста национальной экономики.

Характер привлечения органом управления финансовых ресурсов различен. Как правило, средства поступают на безвозмездной, невозвратной основе (платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику). В отдельные периоды органы государственного и муниципального управления испытывают временную дополнительную потребность в денежных ресурсах, которая формируется посредством различных способов заимствования средств. Государственный и муниципальный кредит привлекается на возвратной основе. Структура государственных финансовых ресурсов меняется под воздействием экономических и политических факторов.

В зависимости от денежного фонда, в котором аккумулируются средства, выделяются бюджетные ресурсы и ресурсы внебюджетных фондов. Большая часть ресурсов сосредоточена в бюджетах органов управления. Структура финансовых ресурсов в зависимости от уровня управления предусматривает учет и анализ ресурсов Федерации, ресурсов регионов и ресурсов муниципалитетов. Правовые основы формирования финансовых ресурсов по уровням управления устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативными правовыми актами. Они регулируют разграничение, распределение и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления.

Основные направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов определяются функциями, возложенными на органы управления. Их основной функцией является обеспечение общества нерыночными общегосударственными услугами, связанными с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасностью, с социальными и экономическими услугами. Направления расходования финансовых ресурсов на каждом уровне управления жестко регламентированы. За счет средств центрального уровня управления финансируются общенациональные расходы. За счет финансовых ресурсов региона обеспечивается развитие экономики, рост занятости населения, привлечение инвестиций в те отрасли, которые являются приоритетными с позиций регионального развития. Местные финансовые ресурсы обеспечивают содержание и развитие территорий муниципальных образований и их инфраструктуры (транспорта, жилищно – коммунального хозяйства, здравоохранения и т.п.).

Содержание и значение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы в экономической системе общества

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения ими возложенных на них полномочий в целях удовлетворения общественных потребностей.

Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Читать еще:  Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, с целью выполнения государством своих функций.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Особое назначение в финансовой системе уделяется государственным и муниципальным финансам, данный факт обусловлен их своеобразными функциями — снабжать органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимой для бесперебойной работы. С помощью этих финансов органы местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, влияют на многие отрасли экономики и разглаживание отличий в социальных уровнях отдельных территорий.

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов:

1. Форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

2. Особенности административнотерриториального устройства государства, которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.

3. Особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой. Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испания и др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Для тех, кто хочет знать больше

Унитарное государство — более простая форма государственного устройства, при которой действует единая конституция, единая система государственных органов, единое гражданство.

Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы (провинции, районы, области и т.д.).

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Страны с такой формой представляют собой единое централизованное государство, состоящее из зависимых административно — территориальных единиц (Япония, Англия, Швейцария, Франция и др.). Унитарные государства имеют двухуровневую бюджетную систему: государственный бюджет и местные бюджеты (рис 7.1).

Отличительные признаки унитарного государства:

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Федеративное государство менее централизовано. Это единое союзное государство, состоящее из государственных образований, не являющихся самостоятельными государствами, с собственной компетенцией и системой органов власти и управления. Эти образования — субъекты федерации — носят названия штатов (США, Индия), земель (Германия, Австрия), республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов (Россия) и т.д.

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации^

Читать еще:  Руководитель исполнительного комитета тукаевского муниципального района

В федеративных государствах трехуровневая бюджетная система: бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты (рис. 7.2).

Особенность федеративного устройства финансов состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.

Отличительные признаки федеративного государства:

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Источники и виды государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Перечень вопросов для подготовки к зачету (экзамену)

1. Содержание и назначение государственных и муниципальных финансов;

2. Влияние государственных и муниципальных финансов на социально-экономическое развитие.

3. Источники и виды государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

4. Государственные и муниципальные доходы, поступления и денежные накопления, их виды.

5. Государственные и муниципальные расходы, их виды.

6. Формы организации государственных и муниципальных финансов; особенности организации государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации и в зарубежных государствах.

7. Функциональные элементы управления государственными и муниципальными финансами.

8. Финансовое планирование и прогнозирование, осуществляемого органами государственной власти и органами местного самоуправления.

9. Содержание и организация государственного и муниципального финансового контроля.

10. Особенности организации управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации и зарубежных государствах.

11. Бюджет и внебюджетный фонд как формы организации государственных и муниципальных финансов.

12. Бюджетная система Российской Федерации, принципы ее построения и функционирования.

13. Межбюджетные отношения, их инструменты.

14. Особенности организации межбюджетных отношений в Российской Федерации.

15. Межбюджетных трансферты, их формы.

16. Особенности формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

17. Государственные и муниципальные заимствования, их формы.

18. Государственный и муниципальный долг, его характеристика.

19. Содержания и организация бюджетного процесса.

20. Направления реформирования государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации.

Государственные и муниципальные финансы

— это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования для осуществления функций государства и местного самоуправления.

Основное назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций

2 Влияние государственных и муниципальных финансов на социально-экономическое развитие.……………………………………………………

Источники и виды государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Источники формирования:

2) Доходы от внешнеэкономической деятельности

3) часть национального богатства

Виды:

· централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

· децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

4. Государственные и муниципальные доходы– денежные средства, поступающие в бюджет органов государственной власти и органов местного самоуправления, а так же государственные и муниципальные внебюджетные фонды, формируемые на безвозмездной и безвозвратной основе.

Состав доходов:

1) Доход бюджетов органов государственной власти (органов местного самоуправления)

2) Доходы государственных (муниципальных) внебюджетных фондов.

Виды доходов:

1) Налоговые доходы

2) Неналоговые доходы

3) Безвозмездные поступления.

Виды поступлений:

1) Поступления из внутренних источников финансирования

2) Поступления из внешних источников финансирования

Денежные накопления органов —доходы и поступления текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды.

5. Государственные и муниципальные расходы – денежные средства, направляемых из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а так же государственных и муниципальных внебюджетных фонов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного самоуправления.

Состав:

Расходы бюджетов органов государственной власти (органов местного самоуправления)

Расходы государственных (муниципальных) внебюджетных фондов

Виды:

-Расходы на обеспечение деятельности органов гос и мун власти

-Расходы на оборону, на организацию общественного порядка и безопасности, на поддержку экономики и научно-технического прогресса, на жилищно-коммунальное хозяйство, на охрану окружающей среды, на здравоохранение, на образование, на культуру, на социальную защиту.

6. Формы организации государственных и муниципальных финансов;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector