Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный и муниципальный финансовый менеджмент

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

студент, кафедра финансов и учета ИЭМ НИ ТГУ,

канд. экон. наук, доц. ИЭМ НИ ТГУ,

Сегодня в условиях финансового мирового кризиса, неопределенности на мировой политической арене, а также необходимости перехода к инновационному типу развития российской экономики особенно актуальными являются вопросы эффективного управления государственными финансами. Одной из ключевых целей управления государственными финансами является необходимость повышения прозрачности и результативности управления ими, которую возможно реализовать путем внедрение эффективной системы финансового менеджмента в секторе государственного управления в настоящее время.

Понятие «финансовый менеджмент» редко ассоциируется с государственным сектором экономики, однако первые инструменты и процедуры финансового менеджмента в данном секторе появились в экономически развитых странах, таких как США, Великобритания, во второй половине 1980–х годов. В России развитие системы государственного финансового менеджмента сегодня находится на начальном этапе развития, однако является очень важным и приоритетным направлением, что находит свое отражение в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.

Согласно приказу Минфина РФ от 13.04.2009 г. №34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета», под «государственном финансовым менеджментом» понимают совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса [4].

Целью государственного финансового менеджмента в отличие от корпоративного является улучшение качества жизни населения в стране в целом, обеспечение устойчивого экономического роста страны.

Ключевыми задачами государственного финансового менеджмента являются [3]:

— формирование достаточного объема бюджетных ресурсов в соответствии с потребностями социального и экономического развития страны, региона, муниципального образования;

— обеспечение эффективного распределения и использования совокупного объема бюджетных ресурсов в соответствии с основными направлениями расходов бюджета;

— повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг;

— обеспечение сбалансированности бюджета в процессе его исполнения;

— обеспечение минимизации финансовых рисков, возникающих при исполнении бюджета.

Государственный финансовый менеджмент обладает рядом особенностей, а именно [2]:

  • обеспечение оптимального и рационального использования финансовых ресурсов с целью развития страны и повышения благосостояния населения;
  • необходимость точного исполнения нормативно-правовых актов, предписаний, инструкций, распоряжений.

Современная система государственного финансового менеджмента включает в себя два ключевых компонента: условия реализации и инструменты и процедуры.

К условиям реализации государственного финансового менеджмента относят:

1. Нормативно-правовое регулирование, то есть наличие нормативно- правовых и методических документов, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе Минфином РФ.

2. Делегирование полномочий и обязанностей по осуществлению финансового менеджмента в государственном секторе «сверху вниз», то есть от главных распорядителей средств к операционным менеджерам.

3. Наличие системы подготовки кадров операционных менеджеров и внутренних аудиторов.

Инструменты и процедуры государственного финансового менеджмента затрагивают все этапы бюджетного процесса. Состав данного компонента представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Инструменты и процедуры государственного финансового менеджмента на 4 этапах бюджетного процесса

Совокупность данных этапов, включаемых в понятие государственный финансовый менеджмент, регламентирована также Комитетом по вопросам государственного управления Организации экономического сотрудничества и развития.

Современная система финансового менеджмента в секторе государственного управления характеризуется комплексным содержанием его функций. С одной стороны, данная система является составной частью общей системы государственного управления, в связи с этим, для нее характерны функции управления в целом, а именно организации, планирования, прогнозирования, координирования и контроля. С другой стороны, данная система содержит процессы управления финансовыми средствами, то есть содержит распределительную и контрольную функции финансов.

Действующая система государственного финансового менеджмента в России включает в себя 3 уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и муниципальный уровень. На каждом из этих уровней органы государственной власти в рамках финансового менеджмента осуществляют налоговый и бюджетный менеджмент, менеджмент межбюджетных отношений, инвестиционный менеджмент, а также риск- менеджмент и антикризисный финансовый менеджмент.

Согласно Бюджетному посланию на 2017-2019 гг. акцент сделан на повышении качества государственного финансового менеджмента непосредственно в субъектах РФ, повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, а также необходимости повышения открытости и прозрачности общественных финансов.

Однако, несмотря на активное развитие системы финансового менеджмента в государственном секторе в России за последние пять лет, данная система в настоящее время содержит ряд проблем, а именно [1]:

— наличие большего количества бюджетных рисков;

— наличие несовершенной системы показателей оценки эффективности финансового менеджмента;

— возможность субъективной интерпретации установленных показателей;

— невозможность сопоставления результатов прошлого периода с настоящим моментом времени, а также невозможности проведения сравнительного анализа данных.

В связи с этим основными направления совершенствования системы государственного финансового менеджмента в России могут являться:

— необходимость внедрения информационно-аналитических инструментов, программного обеспечения, направленного на сбор и анализ информации о текущем состоянии данной системы;

— совершенствование информационной системы взаимодействия по вопросам качества и контроля на всех уровнях управления;

— оптимизация показателей оценки эффективности данной системы;

— подготовка квалифицированных кадров операционных менеджеров и внутренних аудиторов государственного сектора.

Таким образом, в России необходимо совершенствовать методологию оценки качества финансового менеджмента как на федеральном уровне, так и на муниципальном уровне. Необходимость решения ключевых задач, утвержденных в Бюджетном послании, а также наличие ряда ключевых проблем, требуют необходимость дальнейшего развития финансового менеджмента на всех уровнях государственного управления. Поскольку именно от этого зависит эффективность управления государственными финансами, а, следовательно, и развитие российской экономики.

Финансовый менеджмент в государственном управлении;

Термин “финансовый менеджмент” в переводе означает “управление финансами». В широком понимании, финансовый менеджмент — наука и искусство принимать инвестиционные решения и находить для этого финансовые источники.

В более узком понимании финансовый менеджмент — это управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями субъектов рынка.

Инструменты и процедуры финансового менеджмента в секторе государственного управления, активно используются правительствами экономически развитых стран со второй половины 1980-х гг. К этому времени возобладала точка зрения, что государственные организации, как и частные компании, должны были использовать финансовые средства с максимальной отдачей. Более того, руководители государственных ведомств обязаны подходить к расходованию бюджетных ассигнований даже с большей ответственностью, чем менеджеры частных корпораций, поскольку они управляют ресурсами, принадлежащими всему обществу (деньгами налогоплательщиков).

Читать еще:  К субъектам муниципальной собственности относятся

На начальном этапе финансовый менеджмент рассматривался как инструмент контроля над бюджетными расходами. В настоящее время он понимается как система руководства финансами государственной организации, которая обеспечивает оптимальные способы использования ограниченных объемов бюджетных ресурсов для эффективного и результативного достижения целей, стоящих перед этой организацией.

Стандарты финансового менеджмента и модели оценки его уровня разрабатываются центральными ведомствами (министерствами финансов или высшими контрольными органами в сфере госфинансов) и отражаются в специальных регулирующих документах. В Австралии и США стандарты финансового менеджмента в секторе государственного управления утверждены законами. В Великобритании организовано структурное подразделение Казначейства – директорат финансового менеджмента, главная задача которого сформулирована следующим образом: обеспечить достижение мировых стандартов финансового менеджмента во всем секторе государственного управления.

Финансовый менеджмент в секторе государственного управления предполагает сопоставление расходов с результатами и определение сложившихся между ними соотношений. По итогам расчета различных показателей (экономичности, эффективности, результативности), мониторинга и учета всех факторов принимаются, выполняются, корректируются и контролируются управленческие решения об увеличении или уменьшении бюджетных расходов на осуществление тех или иных целей и задач ведомства.

В бюджетировании, ориентированном на результаты (БОР), в сфере бюджетных расходов меняют две важнейшие характеристики: объект управления и критерий управленческой эффективности.

Объектом управления становится структура совокупных расходов ведомства. В рамках традиционного бюджета таким объектом являлись неиспользованные вовремя бюджетные средства. Критерием управленческой эффективности является достижение результатов. В рамках традиционного бюджета об успехах ведомства судили по точности исполнения бюджетной росписи (устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией) и по величине неиспользованных средств на конец года.

Система финансового управления включает в себя:

1. нормативно — правовое регулирование – наличие комплексной системы нормативно-правовых и методических документов, разрабатываемых соответственно как Минфином, так и самими органами государственной власти. Эти документы должны обеспечивать наиболее эффективные решения в области финансового менеджмента, принятых руководителями любого звена министерства или ведомства, используя имеющуюся у них информацию и ресурсы;

2.система распределения полномочий и обязанностей в рамках финансового менеджмента на уровне ведомства — делегирование полномочий и обязанностей по осуществлению финансового менеджмента «сверху вниз»

3.обеспечение кадровых и технологических возможностей для осуществления финансового менеджмента,

— инструменты и процедуры.

1.на этапе составления бюджета:

1.1.увязываются расходы с результатами

1.2.бюджетное планирование на трехлетний период, интегрируется в бюджетный процесс; проекты доходов и расходов задаются на три года вперед, при этом проект годового бюджета соответствует первому году трехлетки;

1.3.единство планирования текущих и капитальных расходов на срок не менее трех лет, взаимоувязываются текущие/капитальные расходы и расходы на приобретение/обслуживание активов;

1.4.гибкость в определении структуры расходов — снижение детализации расходов по мере повышения уровня управленческой иерархии и предоставления ведомствам права переносить на следующие год ассигнования, не использованные на конец истекающего года);

2 на этапе исполнение бюджета:

реализуются соглашения об оказании государственных услуг

а) между министерством финансов и отраслевым министерством,

б) между отраслевым министерством и подведомственными ему органами и организациями

в) делегирование полномочий «снизу вверх»: и ответственности.

Распределение полномочий и ответственности закрепляется в нормативных актах ведомств, имеет предельно четкий характер и исключает дублирование.

Неукоснительно соблюдаются графики финансирования расходов. Ведомства получают запланированные бюджетные ассигнования от центрального финансового органа (казначейства) строго по графику, а также в установленном порядке в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Объем ассигнований может быть сокращен лишь в чрезвычайных обстоятельствах

3.на этапе учета и отчетности:

используют метод начисления в бухгалтерском учете, предоставляют в законодательный орган страны годовой отчет о деятельности ведомства и годовой бухгалтерской отчетности, достоверность которой подтверждается заключением органа государственного внешнего аудита; использование, наряду с бюджетным учетом и отчетностью, управленческого учета и отчетности.

4. на этапе внутреннего контроля и аудита:

1. анализ надлежащему проведению операций госуправления, соблюдению требований нормативно-правовых актов, защите ресурсов от злоупотреблений, мошенничества, коррупции;

2 проводится мониторинг деятельности и реализации бюджетных программ.

Важнейшей функцией внутреннего аудита является активное взаимодействие с органом государственного внешнего аудита, проверяющим и подтверждающим достоверность отчетов ведомства.

Эффективность госбюджета складывается из трех показателей: качества планирования бюджета, его исполнения и контроля над исполнением. Главным критерием оценки эффективности госбюджета становится конечный результат.

В качестве индикаторов выступают показатели по росту доли промышленного производства, увеличению числа малых и средних предприятий, расширению налоговой базы и т.д.

Новый трехлетний бюджет государства дает возможность для проведения более сбалансированной экономической и социальной политики.

Раздел 7. Налоги и налогообложение.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

студент, кафедра финансов и учета ИЭМ НИ ТГУ,

канд. экон. наук, доц. ИЭМ НИ ТГУ,

Сегодня в условиях финансового мирового кризиса, неопределенности на мировой политической арене, а также необходимости перехода к инновационному типу развития российской экономики особенно актуальными являются вопросы эффективного управления государственными финансами. Одной из ключевых целей управления государственными финансами является необходимость повышения прозрачности и результативности управления ими, которую возможно реализовать путем внедрение эффективной системы финансового менеджмента в секторе государственного управления в настоящее время.

Понятие «финансовый менеджмент» редко ассоциируется с государственным сектором экономики, однако первые инструменты и процедуры финансового менеджмента в данном секторе появились в экономически развитых странах, таких как США, Великобритания, во второй половине 1980–х годов. В России развитие системы государственного финансового менеджмента сегодня находится на начальном этапе развития, однако является очень важным и приоритетным направлением, что находит свое отражение в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.

Читать еще:  Финансы государственных и муниципальных учреждений

Согласно приказу Минфина РФ от 13.04.2009 г. №34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета», под «государственном финансовым менеджментом» понимают совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса [4].

Целью государственного финансового менеджмента в отличие от корпоративного является улучшение качества жизни населения в стране в целом, обеспечение устойчивого экономического роста страны.

Ключевыми задачами государственного финансового менеджмента являются [3]:

— формирование достаточного объема бюджетных ресурсов в соответствии с потребностями социального и экономического развития страны, региона, муниципального образования;

— обеспечение эффективного распределения и использования совокупного объема бюджетных ресурсов в соответствии с основными направлениями расходов бюджета;

— повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг;

— обеспечение сбалансированности бюджета в процессе его исполнения;

— обеспечение минимизации финансовых рисков, возникающих при исполнении бюджета.

Государственный финансовый менеджмент обладает рядом особенностей, а именно [2]:

  • обеспечение оптимального и рационального использования финансовых ресурсов с целью развития страны и повышения благосостояния населения;
  • необходимость точного исполнения нормативно-правовых актов, предписаний, инструкций, распоряжений.

Современная система государственного финансового менеджмента включает в себя два ключевых компонента: условия реализации и инструменты и процедуры.

К условиям реализации государственного финансового менеджмента относят:

1. Нормативно-правовое регулирование, то есть наличие нормативно- правовых и методических документов, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе Минфином РФ.

2. Делегирование полномочий и обязанностей по осуществлению финансового менеджмента в государственном секторе «сверху вниз», то есть от главных распорядителей средств к операционным менеджерам.

3. Наличие системы подготовки кадров операционных менеджеров и внутренних аудиторов.

Инструменты и процедуры государственного финансового менеджмента затрагивают все этапы бюджетного процесса. Состав данного компонента представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Инструменты и процедуры государственного финансового менеджмента на 4 этапах бюджетного процесса

Совокупность данных этапов, включаемых в понятие государственный финансовый менеджмент, регламентирована также Комитетом по вопросам государственного управления Организации экономического сотрудничества и развития.

Современная система финансового менеджмента в секторе государственного управления характеризуется комплексным содержанием его функций. С одной стороны, данная система является составной частью общей системы государственного управления, в связи с этим, для нее характерны функции управления в целом, а именно организации, планирования, прогнозирования, координирования и контроля. С другой стороны, данная система содержит процессы управления финансовыми средствами, то есть содержит распределительную и контрольную функции финансов.

Действующая система государственного финансового менеджмента в России включает в себя 3 уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и муниципальный уровень. На каждом из этих уровней органы государственной власти в рамках финансового менеджмента осуществляют налоговый и бюджетный менеджмент, менеджмент межбюджетных отношений, инвестиционный менеджмент, а также риск- менеджмент и антикризисный финансовый менеджмент.

Согласно Бюджетному посланию на 2017-2019 гг. акцент сделан на повышении качества государственного финансового менеджмента непосредственно в субъектах РФ, повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, а также необходимости повышения открытости и прозрачности общественных финансов.

Однако, несмотря на активное развитие системы финансового менеджмента в государственном секторе в России за последние пять лет, данная система в настоящее время содержит ряд проблем, а именно [1]:

— наличие большего количества бюджетных рисков;

— наличие несовершенной системы показателей оценки эффективности финансового менеджмента;

— возможность субъективной интерпретации установленных показателей;

— невозможность сопоставления результатов прошлого периода с настоящим моментом времени, а также невозможности проведения сравнительного анализа данных.

В связи с этим основными направления совершенствования системы государственного финансового менеджмента в России могут являться:

— необходимость внедрения информационно-аналитических инструментов, программного обеспечения, направленного на сбор и анализ информации о текущем состоянии данной системы;

— совершенствование информационной системы взаимодействия по вопросам качества и контроля на всех уровнях управления;

— оптимизация показателей оценки эффективности данной системы;

— подготовка квалифицированных кадров операционных менеджеров и внутренних аудиторов государственного сектора.

Таким образом, в России необходимо совершенствовать методологию оценки качества финансового менеджмента как на федеральном уровне, так и на муниципальном уровне. Необходимость решения ключевых задач, утвержденных в Бюджетном послании, а также наличие ряда ключевых проблем, требуют необходимость дальнейшего развития финансового менеджмента на всех уровнях государственного управления. Поскольку именно от этого зависит эффективность управления государственными финансами, а, следовательно, и развитие российской экономики.

Менеджмент в государственном секторе

Говоря о понятии «менеджмент», нельзя забывать о такой важнейшей сфере применения, как государственный сектор. Исторически сложилось, что управленческий персонал учреждений и предприятий госуровня решал наиболее сложные и масштабные задачи. Именно поэтому существование и развитие государственного сектора легло в основу того, что сейчас принято понимать под словом «менеджмент». Чаще всего значение данного термина определяется как управление и умение руководить. Конечно же, принципы менеджмента в государственной сфере и коммерции отличаются, тем не менее у них есть много общего.

История возникновения менеджмента

Специалисты, занимающиеся историей возникновения этого понятия, заявляют, что корни современного менеджмента не в коммерческих, а в общественных (государственных) организациях. Родоначальником научного менеджмента принято считать Ф. У. Тейлора. Его доклад 1912 года конгрессу США положил начало этому особому феномену. В качестве примера применения методов менеджмента он привел клинику Мейо, которая являлась некоммерческой организацией. Далее принципы менеджмента Тейлора применялись в армии США, находящейся в государственном управлении. Первая должность, соответствующая термину «менеджер», также была далека от бизнеса и называлась «управляющий городом». Таким образом, можно сделать вывод, что термин «менеджмент» зародился именно в государственной сфере.

Читать еще:  Действительный муниципальный советник

Различия между понятиями «менеджмент» в коммерции и государственном управлении

Для того чтобы выделить различия между этими понятиями, необходимо определить сферы их применения. Под коммерческим менеджментом принято понимать эффективное руководство организацией. Государственное управление гораздо шире. Здесь менеджмент применяется в самых различных видах деятельности человека и общества в целом. Отсюда же вытекают отличия в приоритетных целях. Коммерческий менеджмент в первую очередь ориентирован на получение прибыли. В то время как управленческая деятельность в государственной сфере строится на общенациональных и социальных интересах, правах и потребностях людей. Кроме этого, методы менеджмента, используемые в государственной сфере, отличаются от тех, которые применяются в коммерческой области, что обусловлено разной спецификой деятельности.

Применение менеджмента в государственном секторе

Мнения экспертов и ученых относительно применения менеджмента в секторе госуправления разделились на два направления. Одни выступают за невозможность использования менеджмента в госсфере. Другие, напротив, считают, что границы между этими двумя направлениями практически стерты. Сторонники и той и другой теории приводят ряд доводов.

  • Невозможность применения методов коммерции в госсфере. Главная цель деятельности государственного сектора – работа на благо общества. Среди основных задач – обеспечение порядка и справедливости, повышение материального благополучия страны, гарантия безопасности населения и урегулирование социальной сферы. То есть те функции, которые может выполнить только государственный аппарат. При этом госучреждения подвергаются большому давлению со стороны тех, кто каким-то образом принимает участие в деятельности государственных органов власти, – политиков и депутатов. Кроме этого, работа госсферы регулируется и контролируется законом, поэтому принципы менеджмента в государственном секторе должны им подчиняться. Важным пунктом также выступает оплата деятельности госсектора. Она производится не за счет получения коммерческой прибыли, а из доходов, полученных от налогоплательщиков.
  • Слияние коммерческих методов менеджмента с госсферой. Государственная сфера и сфера коммерции тесно взаимодействуют на местном уровне. Это именно та область, где применение методов менеджмента особенно актуально. Примером может выступать сфера коммунального хозяйства, когда требуется провести какие-то действия по его улучшению. Кроме этого, коммерческий сектор также подвержен регулированию законодательными органами и заинтересован во вмешательстве со стороны государственных структур, особенно в периоды спада продаж и при возникновении издержек. Важным показателем тесного взаимодействия между государственной деятельностью и менеджментом выступает финансовая сторона, когда при предоставлении каких-либо сервисов и услуг государственными учреждениями ими взимается плата с коммерческих организаций.

Функции менеджмента в государственном секторе

В современном мире роль рыночных отношений и коммерческих организаций в госсфере значительно возросла. Основными функциями менеджмента в государственном секторе являются: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Главным фактором выступает то, что первоочередной задачей государства является обеспечение комфортной жизни страны и населения. Государственный сектор – это не коммерческое предприятие, поэтому действия лидеров данной сферы должны быть не только эффективными, но и корректными с точки зрения права и политики, а также идти на благо социума и страны. Менеджмент в государственной сфере по своим выполняемым функциям весьма схож с коммерческим сектором, но имеет ряд специфических отличий.

  • Планирование. На этом этапе разрабатываются стратегии по развитию и реформированию государственной деятельности и управления. В госучреждениях планирование строится на основе целей, определяемых вышестоящими органами. Выполнение этой функции менеджмента напрямую связано с созданием региональных, федеральных и комплексных программ.
  • Организация. В государственном секторе применим административно-бюрократический стиль руководства со строгим соблюдением иерархии и субординации. Основным критерием карьерного роста выступает выслуга лет и стаж. Также присутствует четкое разделение на руководителей и исполнителей.
  • Мотивация. В государственном секторе материальное вознаграждение используется в меньшей степени, чем в коммерческих организациях. Стимулом чаще выступают неденежные поощрения: престижность должности, выполнение важной и ответственной работы, гарантии стабильности и карьерного роста.
  • Координация. Выполнение этой функции менеджмента обеспечивает слаженную деятельность различных органов управления в государственном секторе. Основной задачей является оптимизация материальных и временных затрат при достижении поставленных государством целей.
  • Контроль. Выполнение работы государственных учреждений подвержено проверке многими органами и структурами. Кроме этого, не стоит забывать о народных массах, СМИ и общественных организациях.

Специализация менеджера в государственном секторе

Специализация менеджера в государственной сфере отделилась как самостоятельная дисциплина от направления бизнес-администрирования (Business Administration). Это та наука, которая подготавливала профессионалов для работы в частных коммерческих организациях. Именно из нее в конце 20-го века в зарубежных странах произошло отдельное направление, получившее название «паблик-администрирование» (Public Administration) или «государственное управление». В России развитие образования происходило с некоторым запаздыванием. Тем не менее в 30-е годы был открыт Московский инженерно-экономический институт (МИЭИ), в котором впервые появилась кафедра государственного и муниципального управления. Образование по государственному и муниципальному управлению сегодня можно получить в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Здесь предусмотрены различные программы магистратуры, способствующие созданию карьеры в госсекторе, – «государственное и муниципальное управление», «управление в государственной сфере и бизнесе».

Карьера менеджера в государственном секторе

В современном мире квалифицированные специалисты, получившие специальное образование в сфере менеджмента, довольно востребованы для работы в государственном секторе. Трудовая деятельность в госсфере не только гарантирует стабильность, но и обеспечивает престижность и дает определенный статус в обществе, а также позволяет завести полезные связи и знакомства. Кроме того, работа в государственных учреждениях открывает обширные перспективы для карьерного роста.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческая деятельность в госсфере и менеджмент в коммерции имеют ряд существенных различий, но тем не менее между ними существует тесное взаимодействие. В сфере государственного управления используются многие принципы и методы менеджмента, доработанные и видоизмененные с учетом специфики работы госсектора.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector