Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальное автономное некоммерческое учреждение

Вопросы-ответы по бухгалтерии

Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию? 16.06.2014 16:40

Вопрос: Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию?

Ответ: Правовой статус автономной некоммерческой организации (далее — АНО) и автономного учреждения (АУ) имеет как общие черты, так и существенные различия.

Общие черты обусловлены тем, что и АНО, и АУ являются некоммерческими организациями. Соответственно, им присущи основные признаки некоммерческих организаций, указанные в ст. 50 ГК РФ: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности; предпринимательская деятельность может осуществляться ими постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям; прибыль не распределяется между учредителями.

Различия в правовом статусе обусловлены, прежде всего, целями, для которых создаются эти некоммерческие организации: АУ выступают инструментом реализации государственных (муниципальных) обязательств в социальной сфере.

Основным документом, регламентирующим статус автономных некоммерческих организаций, является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 этого Закона автономная некоммерческая организация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Автономное учреждение является одним из видов государственных и муниципальных учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Правовое положение АУ определяется ст. 120 ГК РФ и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 2 этого закона АУ признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Проведем сравнительный анализ правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО) и автономного учреждения (АУ).

АНО: граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: учредителем могут выступать только РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя осуществляют соответствующие органы власти, а также государственная академия наук — в отношении подведомственных ей автономных учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ст. 6 Закона N 174-ФЗ).

2. Цель деятельности:

АНО: предоставление услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (определены уставом) (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

АНО: вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель утверждает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (части 1 и2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

4. Источник финансирования:

АНО: добровольные имущественные взносы учредителей (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 3 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

5. Права на имущество:

АНО: Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества является, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

6. Распоряжение имуществом:

АНО: учитывая, что имущество является собственностью АНО, она осуществляет владение, пользование и распоряжение этим имуществом по своему усмотрению в соответствии с его назначением для выполнения уставных задач и целей.

АУ: учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Читать еще:  Государственные и муниципальные ресурсы

7. Распоряжение доходами:

АНО: Вся прибыль от предпринимательской деятельности является собственностью организации и не может распределяться между учредителями (п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом N 174-ФЗ. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества (части 8 и 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

8. Структура органов:

АНО: высший орган управления — коллегиальный высший орган управления, наименование которого определяется учредительными документами. Основная его функция — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана;

исполнительный орган — может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации (ст.ст. 28-30 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Органами АУ являются наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). Структура, компетенция органов, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения. Решение важнейших вопросов в деятельности АУ отнесено к компетенции учредителя (ст.ст. 8 и 9 Закона N 174-ФЗ).

9. Имущественная ответственность:

АНО: Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: АУ отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ. АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ (части 4-6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Относительно преобразования автономного учреждения в автономную некоммерческую организацию отметим следующее.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций определяется Законом N 7-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 17 этого Закона преобразование государственных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Однако ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом N 174-ФЗ (ст. 18), ни иными федеральными законами не предусмотрена возможность реорганизации автономного учреждения в форме преобразования. Предусмотренная же ч. 14 ст. 5 и ч. 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ возможность изменения типа учреждения преобразованием не является.

Поэтому реорганизация автономного учреждения путем его преобразования (в том числе в АНО) не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке. Косвенно это подтверждено судебной практикой, свидетельствующей о неправомерности реорганизации учреждений путем преобразования (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А29-1240/2005А, ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, от 01.06.2005 N Ф09-3377/04-С4, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 20АП-546/2009).

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Читать еще:  Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований октмо

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

Автономное учреждение

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Согласно статьям 120 и 296 Гражданского кодекса учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое «Автономное учреждение» в других словарях:

Автономное учреждение — 1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных… … Официальная терминология

Автономное учреждение Московской области — некоммерческая организация, созданная на базе имущества, находящегося в собственности Московской области для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов… … Официальная терминология

Учреждение (организация) — Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера. [1] Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на… … Википедия

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество… … Бухгалтерская энциклопедия

Учреждение — У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения). Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и… … Википедия

Бюджетное учреждение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Муниципальное учреждение физической культуры и спорта — бюджетное или автономное учреждение, созданное в установленном порядке администрацией муниципального образования для реализации политики в сфере физической культуры и спорта на территории муниципального образования. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ… … Официальная терминология

Северное Тушино (парк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Северное Тушино. Государственное автономное учреждение культуры г. Москвы «Парк культуры и отдыха „Северное Тушино“» … Википедия

Гуманитарный лицей (Ижевск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гуманитарный лицей. Гуманитарный лицей Основана 1990 Директор Михаил Петрович Черемных Тип Лицей Учеников более 300 (2012) Адрес Россия … Википедия

Некоммерческая организация — (НКО) организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных … Википедия

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Читать еще:  Условия аренды муниципального имущества

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector