Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальное транспортное предприятие относится

ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВЕ

Муниципальное право иначе — право местного самоуправления) — отрасль права, как совокупность правовых норм, устанавливающих основы местного самоуправления и регулирующая формы, порядок, полномочия, организацию и условия осуществления местного самоуправления, взаимодействие органов самоуправления с органами государственной власти. Муниципальное право не следует отождествлять с государственным правом, поскольку самоуправление представляет особую форму непосредственного народовластия.

Настоящий период развития муниципального права характеризуется международным признанием местного самоуправления в качестве одной из основ демократического строя, реализации принципов народовластия и приближения управления к гражданину на основе децентрализации власти. В соответствии с этим государства — участники Совета Европы разработали и приняли «Европейскую Хартию о местном самоуправлении». В ст. 2 Хартии указано, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». При этом «под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под ^ свою ответственность и в интересах местного населения» (ст.З Хартии).

Российская Федерация, являясь участником Совета Европы, обеспечила законодательное выполнение установленных Хартией принципов местного самоуправления в полном объеме. Согласно ст.З Конституции, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В ст. 12 Конституции указано, что «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Глав 8 «Местное самоуправление» Конституции определяет основы осуществления местного самоуправления. Федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют сущность и роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления, устанавливают общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены понятия:

«муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, . в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления»;

«вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации»;

«муниципальная собственность — собственность муниципального образования 1 ;

«местное самоуправление в Российской Федерации- признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»»

В упомянутом законе установлено, что термины «местный» и «муниципальный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Статья 6 закона относит к предметам ведения местного самоуправления различные направления деятельности, в том числе касающиеся транспорта и смежных вопросов:

организация транспортного обслуживания населения, муниципальных учреждений;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации осуществляются практические меры по организации местного самоуправления. В настоящее время идет процесс становления

1 В состав муниципальной собственности в соответствии с законом входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

законодательства субъектов федерации в области муниципального права. Конституции и уставы субъектов федерации устанавливают правовые нормы в области муниципального права, учитывающие исторически сложившиеся формы и местные особенности, национально-этнические традиции осуществления местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения издают нормативные правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов Российской Федерации.

Муниципальная служба и работа муниципальных служащих регулируется Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Субъекты федерации в соответствии с этим законом принимают свои законы об основах муниципальной службы, учитывающие местные условия и традиции.

Органы местного самоуправления, среди прочих решаемых ими вопросов, определяют цели, условия и порядок деятельности транспортных организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование тарифов на их услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. К таким организациям, прежде всего, относятся предприятия городского муниципального транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров по муниципальным автобусным, троллейбусным и трамвайным маршрутам, и метрополитен. Органы местного самоуправления выступают от имени пассажиров заказчиком данных перевозок, заключая с предприятиями-перевозчиками муниципальные контракты на перевозки.

В основе таких контрактов лежит муниципальный заказ, предъявляемый на основании ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на перевозки пассажиров муниципальным транспортом, льготы пассажирам в оплате проезда и финансировать часть расходов перевозчиков за свой счет в пределах возможностей местного бюджета (в порядке компенсации применения установленных ими социально благоприятных, но коммерчески нецелесообразных тарифов).

Общие правила заключения муниципальных контрактов специальным законом пока не установлены, поэтому к ним по аналогии применяют правила государственных контрактов, установленные Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации.

Наибольшее практическое значение имеет муниципальный заказ на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам автобуса, трамвая и троллейбуса. Помимо пассажирских перевозок, предметом муниципального заказа могут выступать транспортные услуги и работы с использованием средств транспорта по благоустройству территории муниципального образования и социально-транспортному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов транспортной инфраструктуры, производству продукции, оказанию иных услуг для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Читать еще:  Аренда части муниципального земельного участка

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что «органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации», Однако указанные социальные стандарты для транспортных потребностей пока не установлены и их разработка, мониторинг и постоянное обновление являются актуальными задачами транспортной науки.

Гражданским кодексом Российской Федерации в качестве одной из форм собственности признана муниципальная собственность. В частности, муниципальные образования могут иметь и имеют у себя в собственности предприятия транспорта, имущество транспортного назначения, финансовые ресурсы и проч. Практическая реализация различных управленческих решений органов местного самоуправления осуществляется за счет местных бюджетов. В соответствии с этим в составе бюджетов городов выделяют расходы по содержанию городского муниципального транспорта и расходы, предназначенные для компенсации затрат перевозчиков в связи с введенными льготами по оплате пассажирами проезда. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления (в том числе и в связи с эксплуатацией муниципального транспорта), возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими эти решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Государство поддерживает местное самоуправление финансовыми ресурсами. Концентрация государством в своем распоряжении финансовых ресурсов позволяет проводить политику социально-экономического выравнивания различных регионов. Практическое применение получили следующие формы государственной поддержки местного самоуправления в области обеспечения финансами:

закрепленные доходы — средства, в отношении которых установлена фиксированная доля (полностью или часть в процентах), на постоянной или временной основе в установленном порядке перечисляемая в местный бюджет;

регулирующие доходы — средства, поступающие в местный бюджет, как проценты от налогов или других платежей. Целью при этом выступает достижение сбалансированности доходов и расходов местного бюджета, а поступление осуществляется на последующий финансовый период (год);

дотации — средства, направляемые из «вышестоящего» бюджета в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов не хватает для формирования минимально достаточного местного бюджета;

субвенции — средства, выделяемые из «вышестоящего» бюджета на конкретные цели (например, на программу модернизации транспортной системы города) в целях выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории.

Муниципальные органы устанавливают наименования некоторых транспортных объектов — улиц и других местных дорог, остановок муниципального транспорта. Но в городах федерального значения присвоение наименований транспортным объектам осуществляется на уровне полномочий органов власти субъекта федерации.

Органам местного самоуправления законами могут делегироваться отдельные государственные полномочия. Поскольку государственные полномочия разделяются на федеральные и субъектов федерации, то и делегирование полномочий может осуществляться как федеральными законами, так и законами субъектов федерации. Конституцией (ст.132) установлено, что передача государственных полномочий органам местного самоуправления производится «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на федеральные органы исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

3) уполномоченные органы местного самоуправления — органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления;

4) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

5) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок — межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея;

6) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

7) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района;

8) автовокзал, автостанция — объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям;

9) владелец объекта транспортной инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании;

10) начальный остановочный пункт — первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании;

Читать еще:  Купля продажа муниципального имущества

11) конечный остановочный пункт — последний остановочный пункт, который указан в расписании;

12) пропускная способность остановочного пункта — максимальное количество транспортных средств, отправление которых может быть осуществлено за единицу времени из остановочного пункта;

13) вид транспортного средства — автобус, трамвай или троллейбус;

14) класс транспортных средств — группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств — длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств — длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств — длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств — длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств — длина более чем 16 метров);

15) рейс — путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт;

16) вид регулярных перевозок — регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;

17) регулярные перевозки по регулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

18) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок — документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок;

20) карта маршрута регулярных перевозок — документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту;

21) орган государственного транспортного контроля — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, или его территориальные органы;

22) участники договора простого товарищества — юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

23) уполномоченный участник договора простого товарищества — участник договора простого товарищества, который на основании выданной ему остальными товарищами доверенности или в соответствии с заключенным в письменной форме договором простого товарищества уполномочен совершать от имени всех товарищей сделки с третьими лицами;

24) чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, вызвавших приостановление работы отдельных видов транспорта, временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам или по размещенным на них и используемым для осуществления регулярных перевозок искусственным дорожным сооружениям либо прекращение функционирования объектов транспортной инфраструктуры;

25) паспорт маршрута регулярных перевозок — документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту;

26) утратил силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

Информация об изменениях:

27) документ планирования регулярных перевозок — нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 28 с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

28) характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, — наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.

3. Понятие «парковка» используется в значении, указанном в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

4. Понятия «государственный заказчик», «муниципальный заказчик» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

Транспортный комплекс муниципального образования может вклю­чать в себя: внутригородской, междугородный и пригородный пас­сажирский транспорт, транспортные парки и депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранс­порта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригород­ских перевозок используется железнодорожный и водный транс­порт, в крупнейших городах — метрополитены.

В собственности муниципальных образований могут находиться предприятия и организации, занимающиеся транспортными пере­возками, строительством и содержанием местных дорог. Органы ме­стного самоуправления могут привлекать к транспортному обслу­живанию населения, к содержанию муниципальных дорог на дого­ворных началах различные предприятия и организации.

■ перевозки пассажиров транспортом общего пользования по ус­тановленным маршрутам движения пассажирского транспорта с использованием остановочных пунктов, осуществляемые на основе муниципального заказа (осуществляются автобусами, троллейбусами, трамваями и метро по установленным тарифам с компенсацией перевозчикам недостающих доходов из-за предоставления отдельным категориям пассажиров права про­езда по льготным тарифам или бесплатно);

■ таксомоторные перевозки маршрутными таксомоторами (пере­возки в режиме маршрутного такси) — регулярные перевозки пассажиров и багажа на условиях повышенной комфортности по установленным маршрутам и графикам движения (как пра­вило, производятся автобусами, имеющими более восьми си­дячих мест, помимо сидения водителя, при условии размеще­ния пассажиров только на местах сидения).

Кроме общественных пассажирских перевозок, на территории муниципальных образований выполняются также и таксомоторные перевозки по индивидуальному заказу — перевозки пассажиров, осуществляемые легковым автомобильным транспортом (такси инди­видуального пользования) на основании лицензии.

Перевозки транспортом общего пользования и маршрутные пе­ревозки производятся предприятиями и предпринимателями на ос­новании специального разрешения (лицензии) и соглашения об организации маршрута, заключаемого с местной администрацией. Маршрут пассажирского транспорта — установленный и согласован­ный органом местного самоуправления, оборудованный специаль­ными указателями, остановочными пунктами и официально обнаро­дованный план следования пассажирского транспорта в соответствии с утвержденным расписанием и графиком движения транспортных средств. Совокупность маршрутов пассажирского транспорта, пред­назначенная для осуществления общественных пассажирских перево­зок на территории муниципального образования, составляет муници­пальную маршрутную сеть.

Организация обустройства, оптимизация и содержание муници­пальной маршрутной сети и остановочных пунктов осуществляется органами местного самоуправления за счет средств местного бюд­жета и долевого участия перевозчиков.

Читать еще:  Субъекты присвоения муниципальной собственности

Распределение маршрутов пассажирского транспорта между пе­ревозчиками все чаще осуществляется на основе открытого конкур­са. По результатам распределения маршрутов непосредственно с перевозчиками органами местного самоуправления заключаются соглашения об организации маршрутов.

На основании федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобиль­ным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 г. № 176 (в ред. от 12 июня 1990 г.) органы местного самоуправления прини­мают Правила организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования.

К полномочиям представительного органа местного самоуправ­ления, как правило, относится:

■ определение и утверждение объемов бюджетного финансиро­вания общественного пассажирского транспорта из местного бюджета на текущий год;

■ согласование создания за счет средств муниципального обра­зования муниципальных транспортных предприятий и орга­низаций;

■ принятие нормативных актов в сфере транспортного обслу­живания населения;

■ установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа, осу­ществляемые муниципальным транспортом;

■ определение порядка распределения маршрутов между пере­возчиками;

■ утверждение долгосрочных программ развития муниципально­го общественного пассажирского транспорта.

Утверждаемые органами местного самоуправления Положения о пользовании муниципальным пассажирским транспортом в муни­ципальных образованиях устанавливают порядок пользования транс­портом, права и обязанности пассажиров и работников муници­пального пассажирского транспорта.

В рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых субъекта­ми Российской Федерации, органы местного самоуправления уста­навливают на территории муниципальных образований тарифы на проезд, перевозку багажа и цены на проездные билеты в муници­пальном пассажирском транспорте.

Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие. Муниципальное унитарное предприятие

Предприятие – это автономный субъект хозяйствования, который учреждается и действует на основе существующего национального законодательства для производства продукции, предоставления услуг и выполнения работ.

Две основных цели его функционирования – удовлетворение появившихся потребностей и получение прибыли. Одной из форм организации хозяйственной деятельности является муниципальное предприятие. О его основных особенностях и пойдет речь в этой статье.

Категории хозяйственных субъектов

По Гражданскому кодексу РФ, фактически существует три больших группы коммерческих организаций:

  1. Хозяйственное общество, или товарищество.
  2. Производственный кооператив.
  3. Унитарное государственное или муниципальное предприятие.

Первая группа включает в себя наибольшее количество подкатегорий:

  • Полное общество.
  • Коммандитное товарищество.
  • ООО.
  • Общество с дополнительной ответственностью.
  • ОАО и ЗАО.

Кооператив – это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

Государственное и муниципальное предприятие: главные особенности

В последнюю категорию входят унитарные субъекты хозяйствования. Муниципальное предприятие – это особый вид коммерческой организации, в которой право собственности на имущество не закрепляется за отдельным человеком. Поэтому такой субъект хозяйственности и называется унитарным. Его имущество не распределяется на доли и паи, в том числе между людьми, которые на нем работают. По Гражданскому кодексу РФ, муниципальное предприятие всегда является унитарным. При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.

Некоммерческие организации

Кроме перечисленных субъектов хозяйствования, нацеленных на прибыль, по российскому законодательству могут создаваться добровольные гражданские объединения. Учреждать их может и государство. Выделяют следующие основные виды некоммерческих объединений:

  1. Потребительский кооператив.
  2. Религиозная или общественная организация.
  3. Фонд.
  4. Учреждение, в том числе и муниципальное.
  5. Ассоциация или союз.

Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие – это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.

Формы муниципальных предприятий

Все унитарные субъекты хозяйственности принято разделять на два вида. Все государственные учреждения можно отнести к одному из них.

Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.

Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. Государственный орган определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.

Процесс создания и работа

Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа. Правительство РФ также может создать казенное предприятие на основе имущества в его собственности. Учредительным документом выступает устав. Государственный или муниципальный орган несет ответственность при недостаточности имущества созданного им предприятия. Руководитель полностью подотчетен Правительству РФ в лице его уполномоченных органов.

Основные положения

Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ, унитарное предприятие представляет собой субъект хозяйствования, не наделенный правом собственности числящимся за ним имуществом. Его устав должен обязательно включать два пункта:

  • Предмет и цель деятельности.
  • Величина уставного фонда и источники его финансирования.

Фирменное наименование должно обязательно содержать указание на государственную собственность. По обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем имуществом, но не может выступать предметом залога или стать неплатежеспособным в результате банкротства своего собственника. В РФ действует специальный Федеральный закон, в котором описываются именно такие субъекты хозяйствования.

Возможности оперативного и полного управления

Любое муниципальное предприятие создается на основе решения местного государственного органа. Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ — также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector