Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальные бюджетные фонды

Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

  • Государственные финансы и финансовая политика государства
  • Бюджетная система и ее основные принципы
  • Типы бюджетных систем
  • Уровни бюджетной системы РФ
  • Консолидированный бюджет РФ
  • Доходы государства

Внебюджетные фонды: экономическая сущность, необходимость, источники, структура

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Классификация внебюджетных фондов, их отличия от целевых бюджетных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

В финансовой системе России внебюджетные фонды получили большое значение в 90-е гг., в начале экономических реформ. Кризисные явления в экономике вызвали нехватку финансовых ресурсов для решения самых неотложных проблем. Предполагалось, что за счет создания внебюджетных фондов можно будет обеспечить необходимые расходы самостоятельными источниками финансирования.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фонды

Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. Данная система действует в соответствии с федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

Ранее действовавший Государственный фонд занятости населения РФ ликвидирован с 1 января 2001 г.

Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета. Основной источник формирования доходов ПФ — страховые платежи. При расчете облагаемой взносами в пенсионный фонд доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат.

Социальные внебюджетные фонды являются федеральной собственностью.

Общеэкономические внебюджетные фонды

Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб.

Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств.

Платежи во внебюджетные фонды носили обязательный характер.

Практика широкого использования общеэкономических внебюджетных фондов себя не оправдала. Формирование их доходов и осуществление расходов не могло в полной мере контролироваться налоговыми органами. Поэтому в 1999 г. федеральные общеэкономические внебюджетные фонды были включены в бюджет, т. е. преобразованы в целевые бюджетные фонды. К числу включенных в федеральный бюджет относились: Федеральный дорожный фонд РФ; Федеральный экологический фонд РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд развития таможенной системы РФ; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Субъектам Федерации органами федеральной власти было рекомендовано включить региональные внебюджетные фонды в состав бюджетов соответствующих уровней, т. е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды.

Статьей 17 Бюджетного кодекса РФ целевой бюджетный фонд определен как фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого фонда.

В статье 54 Бюджетного кодекса РФ указывается, что доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета.

В качестве примера целевого бюджетного фонда можно привести Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. Он существовал в 1999-2000 г.

Распорядителем средств данного фонда являлось Министерство природных ресурсов РФ. Оно определяло перечень расходов фонда.

Читать еще:  Государственный и муниципальный кредит и долг

В 2001 г. в соответствии с законом о федеральном бюджете были упразднены следующие целевые бюджетные фонды:

  • Федеральный дорожный фонд РФ;
  • Федеральный экологический фонд РФ;
  • Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
  • Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью;
  • Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ;
  • Фонд по охране озера Байкал;
  • Фонд содействия военной реформе.

В 2001-2002 гг. в составе федерального бюджета существует лишь целевой бюджетный Фонд Министерства РФ по атомной энергии.

В 2001 г. целевые бюджетные фонды существовали в ряде субъектов Федерации. В частности, бюджет Москвы включал:

  • Территориально-экологический фонд;
  • фонды развития территорий административных округов города Москвы;
  • фонды развития территорий районов Москвы;
  • Жилищно-инвестиционный фонд;
  • Фонд пожарной безопасности;
  • Фонд безопасности дорожного движения;
  • Фонд борьбы с преступностью;
  • Фонд рекламы и городской информации.

Например, источниками формирования доходов Территориального экологического фонда были:

  • отчисления от платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
  • средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения;
  • средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
  • средства, предназначенные на компенсационное озеленение;
  • средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции.

Средства Фонда расходовались на следующие цели:

  • разработка имеющих городское значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
  • финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы;
  • финансирование строительства и реконструкция природоохранных объектов.

Наличие в бюджете Москвы целевых фондов развития территорий административных округов и фондов развития территорий районов связано с особенностями организации финансовой системы в этом субъекте Федерации. Территория Москвы разделена на административные округа, а они в свою очередь — на районы. Однако ни округа, ни районы не имеют самостоятельных бюджетов. Их потребности финансируются из целевых фондов, включенных в бюджет Москвы.

Целевые бюджетные фонды: понятие, виды, значение

Бюджетный фонд – форма денежного фонда, образуемая в соответствии с законодательством РФ. Представляет собой обособленные в бюджетной системе финансовые средства, управляемые и используемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования приоритетных направлений экономики государства.

Многообразие форм бюджетных фондов позволяет разделить их на:

    1. собственно целевые бюджетные фонды;
    2. фонды, образованные в составе расходов бюджетов;
    3. резервные фонды.

Характерные черты целевого бюджетного фонда:

    • узкая целевая направленность;
    • образуется за счет доходов целевого назначения;
    • доходы, поступающие в фонд, связаны с конкретными направлениями расходования;
    • поступление средств и их расходование происходит каждый год в течение всего периода существования фонда;
    • привязка длительности функционирования к продолжительности достижения той цели, ради которой создан.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Однако в теории бюджетного права они имеют место быть. Характерными чертами целевого фонда обладают:

    инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды);

Согласно ст. 179.2 БК РФ, и нвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного п артнерства.

Указанные фонды не является ни «подушкой безопасности» для экономики, каким был Стабилизационный фонд РФ, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства. У инвестиционного фонда есть своя цель — стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, и достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.

Роль и значение целевых бюджетных фондов:

    • они являются финансовой базой обеспечения выполнения определенных целей бюджетной политики;
    • образование целевых бюджетных фондов используется как один из методов стимулирования отдельных направлений социально-экономического развития общества;
    • целевые бюджетные фонды служат гарантией надлежащего использования средств, мобилизация которых имеет целевой характер.

Виды целевых бюджетных фондов:

    1. государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
    2. муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.

К государственным относились фонды финансовой поддержки, которые были образованы в составе федерального бюджета РФ для достижения целей государства на определенном этапе развития экономики (например, Фонд финансовой поддержки субъектов ФФПС, Федеральный Фонд софинансирования расходов, Федеральный фонд компенсаций).

Глоссарий

Администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющий(ее): — контроль за правильностью исчисления, — полнотой и своевременностью уплаты, — начисление, — учет, — взыскание, — принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджет

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций государства (федеральный и региональный уровень) и местного самоуправления (местный уровень). 2. Представляет собой главный финансовый документ страны (региона, муниципалитета, поселения), утверждаемый органом законодательной власти соответствующего уровня управления.

Бюджет государственного внебюджетного фонда

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Читать еще:  Государственные и муниципальные финансы структура функции

Бюджет консолидированный

Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). Консолидированным может быть бюджет на местном уровне (свод бюджета муниципального образования и бюджетов входящих в него поселений), региональном (свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований), федеральном (свод всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Бюджет муниципального образования

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 2. Основной финансовый документ муниципального образования, поселения на текущий финансовый год, принимаемый высшим законодательным органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация

Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется: — ГРБС – в целях исполнения бюджета в части расходов; — Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета — в целях исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации

Совокупность всех бюджетов в РФ: федерального, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная смета

Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета представлена в разрезе кодов бюджетной классификации расходов.

Бюджетное обязательство

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные ассигнования

Предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные инвестиции

Средства бюджета, направленные на приобретение, модернизацию государственного (муниципального) имущества.

Бюджетный процесс

Деятельность по подготовке проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджет субъекта Российской Федерации

1. Фонд денежных средств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ может быть: — собственно бюджет региона – фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; — консолидированный – включает в себя бюджет региона и бюджеты муниципальных образований, входящих в состав данного региона. 2. Основной финансовый документ региона на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджет федеральный

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения государства. 2. Основной финансовый документ страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Ведомственная структура расходов бюджета

Распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ.

Внешний долг

Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг

Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте РФ (рублях).

Главный администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, имеющий(ее) в своем ведении администраторов доходов бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, напрямую получающий(ее) средства из бюджета и наделенный правом распределять их между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Государственная или муниципальная гарантия

Вид долгового обязательства государства (муниципального образования). Предполагает обязанность государства (муниципального образования) уплатить кредитору (бенефициару) определенную денежную сумму за должника (принципала) за счет средств соответствующего бюджета при наступлении гарантийного случая.

Государственная программа

Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственное (муниципальное) задание

Документ, содержащий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственные (муниципальные) услуги (работы)

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями.

Государственный (муниципальный) долг

Обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя субъектом РФ (муниципальным образованием).

Дефицит бюджета

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Дотации

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования.

Доходы бюджета

Поступающие от населения, организаций, учреждений в бюджет денежные средства в виде: — налогов; — неналоговых поступлений (пошлины, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п.); — безвозмездных поступлений; — доходов от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Кредиты, доходы от выпуска ценных бумаг, полученные государством (органами местного самоуправления), не включаются в состав доходов.

Единый счет бюджета

Счет (совокупность счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета

Средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита (кредиты банков, кредиты от других уровней бюджетов, кредиты финансовых международных организаций, ценные бумаги, иные источники).

Казенное учреждение

Государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лимиты бюджетных обязательств

Объем прав (в денежном выражении) по принятию и исполнению казенным учреждением бюджетных обязательств в текущем финансовом году и плановом периоде.

Межбюджетные отношения

Взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету.

Непрограммные расходы

Расходные обязательства, не включенные в государственные программы.

Обоснование бюджетных ассигнований

Документ, содержащий информацию о бюджетных средствах в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

Отчетный финансовый год

Год, предшествующий текущему финансовому году.

Очередной финансовый год

Год, следующий за текущим финансовым годом.

Плановый период

Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Читать еще:  Содержание муниципальных финансов

Получатель бюджетных средств (ПБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или находящееся в ведении ГРБС казенное учреждение, имеющий(ее) право на исполнение своих функций за счет средств соответствующего бюджета.

Профицит бюджета

Превышение доходов бюджета над его расходами.

Публично-правовое образование

— Российская Федерация (федеральное государство) в целом; — Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа; — Муниципальные образования.

Публичные обязательства

Обязательства публично-правового образования, вытекающие из нормативных актов (законов, постановлений, распоряжений и др.), перед населением, организациями, другими публично-правовыми образованиями.

Распорядитель бюджетных средств (РБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или казенное учреждение, наделенный(ое) правом распределять полученные средства бюджета между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Расходное обязательство

Обязанность публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному уровню бюджета, международной организации средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджета

Выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Сводная бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Текущий финансовый год

Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Участники бюджетного процесса

Субъекты, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Финансовый орган

На федеральном уровне – Министерство финансов Российской Федерации. На уровне субъекта РФ – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (министерства финансов, департаменты финансов, управления финансов и др.). На местном уровне – органы (должностные лица) местных администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (департаменты финансов, управления финансов, финансовые отделы и др.).

Бюджетные фонды

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

  1. Система бюджетных фондов
  2. Бюджетные фонды РФ
  3. Использование бюджетного фонда
  4. Федеральные бюджетные фонды
  5. Бюджетные и внебюджетные фонды
  6. Государственные бюджетные фонды
  7. Фонды бюджетных учреждений

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector