Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований

Среди государственных и муниципальных доходов определенное место занимают неналоговые доходы.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности, от оказания органами государства или местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Общий неналоговых доходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ. Он является единым и детализируется по уровням бюджетной системы бюджетной классификацией. При этом, характеристика видов неналоговых доходов дана в ст. 42—46 БК РФ. Согласно действующему законодательству к неналоговым доходам относятся:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в госу-дарственной или муниципальной собственности:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталаххозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Названные, доходы в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

К числу этих доходов относятся самые различные доходы, которые могут образоваться у бюджетного учреждения в результате осуществления платной образовательной, медицинской деятельности и т.д. Кроме того, к числу неналоговых доходов от оказания услуг следует относить плату за регистрацию сделок с недвижимым имуществом, которую взимают юстиции по государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

1. Согласно типовой смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утвержденной Министерством финансов РФ в 1999 г., к доходам бюджетного учреждения относятся: доходы от реализации производимой продукции (работ, услуг); поступления за выполнение социально-творческих заказов; поступления от платных форм культурной деятельности; поступления от проведения работ, мероприятий (оказание услуг) по договорам с юридическими и физическими лицами.

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в ке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Так, ст. 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что 50% от суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, зачисляются в федеральный бюджет, остальные 50% зачисляются в соответствующие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств), полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы России, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Иные неналоговые доходы. Например, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам (ст. 45 БК РФ). Кроме того, как прочие нена-логовые доходы следует рассматривать доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 43 БК РФ). В частности, это средства от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Помимо отмеченного, для федерального бюджета «иными неналоговыми являются доходы от внешнеэкономической деятельности (ст. БК РФ).

Неналоговые доходы бюджетов имеют много общего с налоговыми доходами. Их перечень, как и налоговых доходов, дан в законодательных актах — БК РФ, НК РФ. Кроме того, правовой режим уплаты в бюджет неналоговых доходов почти всегда определен законодательными актами. Применительно к большинству доходов таким актом является ГК РФ. Именно в нем определен режим арендной платы, жи, залога, доверительного управления и т.д. В других случаях к числу таких нормативных актов относятся КоАП, УК РФ и др.

Вместе с тем, по многим другим показателям неналоговые доходы существенно отличаются от налоговых. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Так, добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекается благотворительная помощь и т.д. В ряде случаев неналоговые доходы формируются за счет обязательных платежей (например, в соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год»1). В нормативных актах устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Например, принудительно взыскиваются компенсации за ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию. Для неналоговых доходов характерна большая целевая ность расходования поступивших средств, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого платежа.

Кроме названного, неналоговые доходы отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечисления в бюджетную систему неналоговых доходов. У неналоговых доходов, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогового обложения. Поскольку большинство неналоговых доходов не имеют фискально-систематического характера, то они твердо не планируются в доходной части бюджета.

Порядок уплаты неналоговых доходов регламентируется комплексом нормативных правовых актов, являющихся источниками не только финансового права. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества, а взимание отдельных штрафных санкций — административным, гражданским, уголовным, арбит- ражно-процессуальным, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным кодексами. Большинство неналоговых дохо-дов образуются в результате гражданско-правовых отношений, но, являясь доходами государства (муниципальных образований), относятся к финансово-правовым категориям. Например, доходы от продажи, от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества поступают в бюджет в результате реализации гражданско-правовых отношений между покупателем или арендатором и государством, выступающим в качестве продавца или арендодателя.

В составе неналоговых доходов значительный удельный вес занимают административные платежи и штрафные санкции. Причина этому — бюджетный дефицит, который вынуждает государственные и муниципальные органы увеличивать бюджетов счет применения административных мер.

В советское время важным неналоговым источником дохода государства были лотереи. Однако в связи с развитием рыночной экономики государство утратило монопольное право на проведение лотерей. Так, согласно Указу Президента РФ от 19 сентября 1995 г., государственные предприятия спортивных лотерей, находящиеся в федеральной собственности, преобразованы в открытые акционерные общества. При этом все акции созданных таким образом акционерных обществ подлежат внесению в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские В настоящее время государство осуществляет лицензирование де-ятельности по организации и проведению лотерей, определяет порядок уплаты, размер регистрационного сбора и квоты его распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также облагает налогами организации, занимающиеся лотерейной деятельностью . разрешений на проведение всероссийских лотерей, независимо от их отраслевой специфики, а также их регистрация осуществляются Министерством финансов РФ. Постановлением Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» от 13 августа 1997 г. в целях пополнения доходов федерального бюджета Министерству финансов РФ предписано начиная с 1997 года проводить Всероссийскую государственную лотерею. Однако только в федеральном бюджете на 1999 г. были запланированы в качестве неналоговых доходы от проведения подобной лотереи в размере 500 млн руб.

Читать еще:  Государственный и муниципальный финансовый контроль это

В качестве потенциально возможного доходного источника лотереи могут использоваться для покрытия расходов на реализацию федеральных и региональных программ развития физической культуры и на реализацию государственной политики в сфере санаторно-курортного дела и туризма, на поддержку малого и создание конкурентной среды и т.д.

Несколько более активно лотереи используются для пополнения бюджетов субъектов РФ. Например, в Татарии в 1996 г. проводилась денежно-вещевая лотерея с целью мобилизации финансовых средств на восстановление памятников истории и архитектуры; в Воронежской области в 2000 г. проводилась областная благотворительная лотерея в целях выполнения социальных программ. и получения дополнительных источников финансирования, направленных затем на поддержку малообеспеченных семей; в Саратовской области в 1997 г. проводилась благотворительная лотерея «200 лет Саратовской губернии» и т.д.

§ 3. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований

Неналоговые доходы государства и муниципальных образовании — это поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности, от оказания государственными органами или органами местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Перечень неналоговых доходов установлен п. 3 ст. 41 БК РФ, является единым и детализируется по уровням бюджетной системы бюджетной классификацией. Согласно действую-щему законодательству к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в госу-дарственной или муниципальной собственности: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на воз-вратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, либо дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Названные доходы в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной соб-ственности, либо как доходы от оказания платных услуг;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 части первой НК РФ, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены БК РФ (п. 2 ст. 46);

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы, например, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, прави-тельств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

В составе неналоговых доходов значительный удельный вес занимают административные платежи и штрафные санкции. Причина этого — бюджетный дефицит, который вынуждает государственные и муниципальные органы увеличивать доходы бюджетов за счет применения административных мер.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются за-конодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Так, на добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекается благотворительная помощь и т. д. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных актах устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Например, принудительно взыскиваются компенсации за ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность расходования поступивших средств, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого платежа.

Неналоговые доходы также отличаются от налоговых субъ-ектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в сфере установления, взимания и перечисления в бюджетную систему неналоговых доходов. У неналоговых доходов, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогового обложения. Поскольку большинство неналоговых доходов не имеют фискально-систематического характера, они твердо не планируются в доходной части бюджета.

Порядок установления, исчисления и взимания неналоговых доходов регламентируется комплексом нормативных правовых актов, являющихся источниками не только финансового права. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества, а взи-мание отдельных штрафных санкций — административным, гражданским, уголовным, арбитражно-процессуальным, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Большинство неналоговых доходов образуется в результате гражданско-правовых отношений, но, являясь доходами государства (муниципальных образований), относятся к финансово-правовым категориям. Так, согласно БК РФ, Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» прибыль Центрального банка РФ после формирования резервов и фондов может быть перечислена в доход федерального бюджета. Данные отношения между государством и Центральным банком РФ относятся к финансово- правовым, поскольку складываются в процессе аккумулирования денежных средств в доход государства, и здесь Центральный банк РФ выступает в роли обычного юридического лица, производящего обязательные отчисления в бюджет. Особенностью этих отношений является то, что их объект (50% прибыли банка) образуется в результате гражданско-правовой деятельности Центрального банка РФ. Однако государство, являясь собственником его имущества, вместо налогообложения его деятельности ограничивает банк в праве распоряжения своей прибылью. Таким образом, в финансовых отношениях по формированию неналоговых доходов государства Центральный банк РФ обладает правосубъектностью юридического лица, которая в большей степени определена правом государственной собственности на его имущество. Аналогичным образом определяется и правовое положение свободного остатка прибыли унитарных государственных и муниципальных предприятий, подлежащего перечислению в соответствующий бюджет.

В советское время важным неналоговым источником дохода государства были лотереи. Однако в связи с развитием рыночной экономики государство утратило монопольное право на проведение лотерей. Так, согласно Указу Президента РФ от 19 сентября 1995 г. № 956 «Об особом порядке коммерциализации государственных предприятий спортивных лотерей, находящихся в федеральной собственности, с одновременным преобразованием их в акционерные общества» государственные предприятия спортивных лотерей, находящиеся в федеральной собственности, преобразованы в открытые акционерные общества. При этом все акции созданных таким образом акционерных обществ подлежат внесению в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские лотереи».

В настоящее время правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, составляет Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» .

Осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает: выдачу разреше-ний на проведение международных и всероссийских лотерей и проведение лотерей на территориях нескольких субъектов РФ; ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей; издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей; контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; установление форм и сроков представления отчетности о лотереях; установление обязательных нормативов лотереи; установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей; установление ответственности за нарушение законодательства РФ в области организации лотерей и проведения лотерей.

Читать еще:  Общероссийский классификатор муниципальных образований октмо

В зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную.

Государственная лотерея — лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект РФ. От имени Российской Федерации организатором государственной ло- 1среи, проводимой на всей российской территории, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. От имени субъекта РФ организа- юром государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта РФ, может быть только соответствующий упол-номоченный орган исполнительной власти региона.

Организатором негосударственной лотереи может быть му-ниципальное образование или созданное в соответствии с зако-нодательством РФ и имеющее место нахождения в России юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления.

Федеральным законом «О лотереях» введено ограничение на проведение лотерей в период избирательных кампаний. Так, в период избирательной кампании, кампании проведения референдума не допускается организация лотерей, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Законодательством установлены обязательные требования к финансовым инструментам, используемым при проведении лотерей. Статья 10 Федерального закона «О лотереях» к обязательным нормативам лотереи относит размер призового фонда и размер целевых отчислений от лотереи.

Размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее 50%, но не более 80%.

Размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее 10% выручки от проведения лотереи.

Целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско- патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов РФ, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности. Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи.

Целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи зачисляются в доход федерального бюджета. Правительство РФ в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от всероссийской государственной лотереи. Например, в федеральном бюджете 2006 г. целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи составили 79 млрд руб.

Целевые отчисления от региональной государственной лотереи зачисляются в доход бюджета соответствующего субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в проекте закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от региональной государственной лотереи.

Как правило, неналоговые доходы зачисляются в соответст-вующие бюджеты в полном объеме и являются их собственностью.

Существуют некоторые отличительные особенности неналоговых доходов в бюджетах различных уровней. Так, прибыль Центрального банка РФ, а также большая часть поступлений от внешнеэкономической деятельности зачисляются в федеральный бюджет. Административные платежи и штрафные санкции могут зачисляться во все звенья бюджетной системы в зависимости от уровня органа, применяющего эти санкции. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, от приватизации государственного и муниципального имущества, от реализации бесхозного и конфискованного имущества, от сдачи в аренду муниципальной собственности и другие доходы зачисляются в соответствующие бюджеты.

Неналоговые государственные и муниципальные доходы;

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.

Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.

Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.

К ним относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;

— доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

— проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;

— доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

— перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

— платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

— доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

Административные платежи и сборы:

таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;

— сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

— санкции за нарушение порядка применения цен;

— административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

— суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и

недостаче материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).

Учитывая наличие названных общих признаков данных платежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это закреплено а Законе РФ «О налоговой системе Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.), в Налоговом кодексе РФ 1998 г. Такой же подход предпринят и в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., который также отнес упомянутые платежи к группе налоговых доходов. Поэтому без отождествления с налогами они и в настоящем учебнике рассматриваются в главах, посвященных налоговой системе.

Читать еще:  Купля продажа муниципального имущества

Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ[286]. Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41) и используются соответственно задачам названных фондов. Действующим законодательством в налоговую систему они не включены (Закон РФ «Об основах налоговой системы»). Однако Налоговый кодекс РФ в перечне федеральных налогов и сборов называет «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды» (ст. 13) без указания их характеристики как страховых, что не соответствует упомянутым нормам Конституции РФ.

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Поскольку лотерейная деятельность связана с получением доходов и распределением их между организаторами лотерей и государством (или муниципальными образованиями), а также приобретателями лотерейных билетов, затрагивает права и законные интересы граждан, осуществляется государственное регулирование этой деятельности и она находится под государственным контролем.

Порядок проведения лотерей и распределения средств от их проведения регулируются Временным положением о лотереях в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 19 сентября 1996 г. (до принятия соответствующего федерального закона)[287], постановлением Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» от 13 августа 1997 г.[288]

Согласно Временному положению лотерея — групповая или массовая игра, в ходе которой организатор лотереи производит между участниками лотерей — собственниками лотерейных билетов розыгрыш призового фонда лотереи.

По территориальным масштабам могут проводиться лотереи: муниципальные, региональные, всероссийские и международные. Международными считаются лотереи, которые проводятся на двух или более муниципальных административных территориях, из которых хотя бы одна муниципальная административная территория принадлежит Российской Федерации и хотя бы одна — иностранному государству.

Все лотереи, проводимые на территории РФ, подлежат государственной регистрации. Выдача разрешений на проведение всероссийских и международных лотерей, а также их регистрация осуществляется Министерством финансов РФ. Государственная регистрация региональных и муниципальных лотерей проводится в соответствии с законодательством субъектов Федерации.

В условиях лотереи обязательно должны содержаться, помимо других, сведения о порядке формирования призового фонда, его структуре и объеме, о порядке расчетов организатора лотереи по обязательствам перед бюджетом.

Установлены следующие обязательные нормативы для лотерей:

— по объему призового фонда;

— по объему отчислений на благотворительные цели (для благотворительных лотерей);

— по объему лицензионных отчислений;

— пропорции распределения лицензионных отчислений по категориям бюджета и на нужды регистрирующего органа.

Объем призового фонда в зависимости от вида (целенаправленности) лотерей устанавливается в размерах от не менее 50% до не менее 25% к общему объему выручки.

Таким образом, часть средств, привлекаемых в результате распространения лотерейных билетов, поступает в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Следует иметь в виду, что хотя добровольность является общим принципом проведения лотерей и выпуска облигаций займов, эти формы привлечения средств существенно различаются между собой. У организатора лотереи отсутствует обязанность возврата средств, затраченных на приобретение лотерейных билетов (и выплаты доходов) каждому из их приобретателей, как по займам. И вырученные от реализации лотерейных билетов средства лишь частично возвращаются участникам лотереи через призовой фонд, используемый только по выигравшим билетам. Соответственно и в распоряжение государства и муниципального образования поступает часть дохода от проведения лотереи. В отличие от облигаций займов, лотерейные билеты ценными бумагами не являются.

1. Дайте понятия государственных и муниципальных (местных) доходов. В чем их основное правовое различие?

2. Что составляет правовую основу системы государственных и

3. На какие виды (группы) подразделяются государственные и

муниципальные доходы? Проведите классификацию по разным основаниям.

4. Чем различаются между собой налоговые и неналоговые

государственные и муниципальные доходы?

5. Какие виды поступлений денежных средств зачисляются в

государственные и муниципальные доходы на добровольной основе?

6. Какие виды поступлений денежных средств в составе государственных и муниципальных доходов являются обязательными платежами?

7. Что относится к заемным средствам в составе финансовых ресурсов

государства и муниципальных образований?

8. Каковы особенности лотерей как способа привлечения средств

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований

Среди государственных и муниципальных доходов опреде­ленное место занимают неналоговые доходы.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образова­ний — это поступающие в распоряжение государства и муници­пальных образований доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной соб­ственности, от оказания государственными органами или органа­ми местного самоуправления платных услуг, платежи эквивален­тного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на доброволь­ных началах.

Перечень неналоговых доходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ, является единым и детализируется по уровням бюджетной сис­темы бюджетной классификацией. Согласно действующему за­конодательству к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности: средства, по­лучаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во времен­ное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципаль­ной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организа­циях; средства, получаемые от передачи имущества, находяще­гося в государственной или муниципальной собственности, под

Глава 14. Правовое регулирование доходов

залог, в доверительное управление; плата за пользование бюд­жетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возврат­ной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных то­вариществ и обществ, либо дивидендов по акциям, принадле­жащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципаль­ным образованиям; часть прибыли государственных и муници­пальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; другие предусмотрен­ные законодательством Российской Федерации доходы от ис­пользования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Названные доходы в полном объеме учитываются в смете доходов и расхо­дов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответ­ствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собствен­ности, либо как доходы от оказания платных услуг;

средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также сред­ства, полученные в возмещение вреда, причиненного Россий­ской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образовани­ям, и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в каче­стве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 части первой НК РФ, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о феде­ральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законо­дательством РФ о налогах и сборах для соответствующих нало­гов и сборов, федеральными законами о бюджетах государствен­ных внебюджетных фондов. Так, ст. 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено, что 50 про-

Дата добавления: 2015-02-05 ; просмотров: 515 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector