Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неналоговые государственные и муниципальные доходы

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований

Среди государственных и муниципальных доходов определенное место занимают неналоговые доходы.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности, от оказания органами государства или местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Общий неналоговых доходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ. Он является единым и детализируется по уровням бюджетной системы бюджетной классификацией. При этом, характеристика видов неналоговых доходов дана в ст. 42—46 БК РФ. Согласно действующему законодательству к неналоговым доходам относятся:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в госу-дарственной или муниципальной собственности:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталаххозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Названные, доходы в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

К числу этих доходов относятся самые различные доходы, которые могут образоваться у бюджетного учреждения в результате осуществления платной образовательной, медицинской деятельности и т.д. Кроме того, к числу неналоговых доходов от оказания услуг следует относить плату за регистрацию сделок с недвижимым имуществом, которую взимают юстиции по государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

1. Согласно типовой смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утвержденной Министерством финансов РФ в 1999 г., к доходам бюджетного учреждения относятся: доходы от реализации производимой продукции (работ, услуг); поступления за выполнение социально-творческих заказов; поступления от платных форм культурной деятельности; поступления от проведения работ, мероприятий (оказание услуг) по договорам с юридическими и физическими лицами.

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в ке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Так, ст. 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что 50% от суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, зачисляются в федеральный бюджет, остальные 50% зачисляются в соответствующие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств), полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы России, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Иные неналоговые доходы. Например, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам (ст. 45 БК РФ). Кроме того, как прочие нена-логовые доходы следует рассматривать доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 43 БК РФ). В частности, это средства от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Помимо отмеченного, для федерального бюджета «иными неналоговыми являются доходы от внешнеэкономической деятельности (ст. БК РФ).

Неналоговые доходы бюджетов имеют много общего с налоговыми доходами. Их перечень, как и налоговых доходов, дан в законодательных актах — БК РФ, НК РФ. Кроме того, правовой режим уплаты в бюджет неналоговых доходов почти всегда определен законодательными актами. Применительно к большинству доходов таким актом является ГК РФ. Именно в нем определен режим арендной платы, жи, залога, доверительного управления и т.д. В других случаях к числу таких нормативных актов относятся КоАП, УК РФ и др.

Вместе с тем, по многим другим показателям неналоговые доходы существенно отличаются от налоговых. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Так, добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекается благотворительная помощь и т.д. В ряде случаев неналоговые доходы формируются за счет обязательных платежей (например, в соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год»1). В нормативных актах устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Например, принудительно взыскиваются компенсации за ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию. Для неналоговых доходов характерна большая целевая ность расходования поступивших средств, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого платежа.

Кроме названного, неналоговые доходы отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечисления в бюджетную систему неналоговых доходов. У неналоговых доходов, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогового обложения. Поскольку большинство неналоговых доходов не имеют фискально-систематического характера, то они твердо не планируются в доходной части бюджета.

Порядок уплаты неналоговых доходов регламентируется комплексом нормативных правовых актов, являющихся источниками не только финансового права. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества, а взимание отдельных штрафных санкций — административным, гражданским, уголовным, арбит- ражно-процессуальным, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным кодексами. Большинство неналоговых дохо-дов образуются в результате гражданско-правовых отношений, но, являясь доходами государства (муниципальных образований), относятся к финансово-правовым категориям. Например, доходы от продажи, от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества поступают в бюджет в результате реализации гражданско-правовых отношений между покупателем или арендатором и государством, выступающим в качестве продавца или арендодателя.

В составе неналоговых доходов значительный удельный вес занимают административные платежи и штрафные санкции. Причина этому — бюджетный дефицит, который вынуждает государственные и муниципальные органы увеличивать бюджетов счет применения административных мер.

В советское время важным неналоговым источником дохода государства были лотереи. Однако в связи с развитием рыночной экономики государство утратило монопольное право на проведение лотерей. Так, согласно Указу Президента РФ от 19 сентября 1995 г., государственные предприятия спортивных лотерей, находящиеся в федеральной собственности, преобразованы в открытые акционерные общества. При этом все акции созданных таким образом акционерных обществ подлежат внесению в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские В настоящее время государство осуществляет лицензирование де-ятельности по организации и проведению лотерей, определяет порядок уплаты, размер регистрационного сбора и квоты его распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также облагает налогами организации, занимающиеся лотерейной деятельностью . разрешений на проведение всероссийских лотерей, независимо от их отраслевой специфики, а также их регистрация осуществляются Министерством финансов РФ. Постановлением Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» от 13 августа 1997 г. в целях пополнения доходов федерального бюджета Министерству финансов РФ предписано начиная с 1997 года проводить Всероссийскую государственную лотерею. Однако только в федеральном бюджете на 1999 г. были запланированы в качестве неналоговых доходы от проведения подобной лотереи в размере 500 млн руб.

Читать еще:  Собрание депутатов агаповского муниципального района

В качестве потенциально возможного доходного источника лотереи могут использоваться для покрытия расходов на реализацию федеральных и региональных программ развития физической культуры и на реализацию государственной политики в сфере санаторно-курортного дела и туризма, на поддержку малого и создание конкурентной среды и т.д.

Несколько более активно лотереи используются для пополнения бюджетов субъектов РФ. Например, в Татарии в 1996 г. проводилась денежно-вещевая лотерея с целью мобилизации финансовых средств на восстановление памятников истории и архитектуры; в Воронежской области в 2000 г. проводилась областная благотворительная лотерея в целях выполнения социальных программ. и получения дополнительных источников финансирования, направленных затем на поддержку малообеспеченных семей; в Саратовской области в 1997 г. проводилась благотворительная лотерея «200 лет Саратовской губернии» и т.д.

Неналоговые государственные и муниципальные доходы;

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.

Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.

Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.

К ним относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;

— доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

— проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;

— доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

— перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

— платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

— доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

Административные платежи и сборы:

таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;

— сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

— санкции за нарушение порядка применения цен;

— административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

— суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и

недостаче материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).

Учитывая наличие названных общих признаков данных платежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это закреплено а Законе РФ «О налоговой системе Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.), в Налоговом кодексе РФ 1998 г. Такой же подход предпринят и в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., который также отнес упомянутые платежи к группе налоговых доходов. Поэтому без отождествления с налогами они и в настоящем учебнике рассматриваются в главах, посвященных налоговой системе.

Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ[286]. Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41) и используются соответственно задачам названных фондов. Действующим законодательством в налоговую систему они не включены (Закон РФ «Об основах налоговой системы»). Однако Налоговый кодекс РФ в перечне федеральных налогов и сборов называет «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды» (ст. 13) без указания их характеристики как страховых, что не соответствует упомянутым нормам Конституции РФ.

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Поскольку лотерейная деятельность связана с получением доходов и распределением их между организаторами лотерей и государством (или муниципальными образованиями), а также приобретателями лотерейных билетов, затрагивает права и законные интересы граждан, осуществляется государственное регулирование этой деятельности и она находится под государственным контролем.

Порядок проведения лотерей и распределения средств от их проведения регулируются Временным положением о лотереях в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 19 сентября 1996 г. (до принятия соответствующего федерального закона)[287], постановлением Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» от 13 августа 1997 г.[288]

Согласно Временному положению лотерея — групповая или массовая игра, в ходе которой организатор лотереи производит между участниками лотерей — собственниками лотерейных билетов розыгрыш призового фонда лотереи.

По территориальным масштабам могут проводиться лотереи: муниципальные, региональные, всероссийские и международные. Международными считаются лотереи, которые проводятся на двух или более муниципальных административных территориях, из которых хотя бы одна муниципальная административная территория принадлежит Российской Федерации и хотя бы одна — иностранному государству.

Читать еще:  Финансы государственных и муниципальных учреждений

Все лотереи, проводимые на территории РФ, подлежат государственной регистрации. Выдача разрешений на проведение всероссийских и международных лотерей, а также их регистрация осуществляется Министерством финансов РФ. Государственная регистрация региональных и муниципальных лотерей проводится в соответствии с законодательством субъектов Федерации.

В условиях лотереи обязательно должны содержаться, помимо других, сведения о порядке формирования призового фонда, его структуре и объеме, о порядке расчетов организатора лотереи по обязательствам перед бюджетом.

Установлены следующие обязательные нормативы для лотерей:

— по объему призового фонда;

— по объему отчислений на благотворительные цели (для благотворительных лотерей);

— по объему лицензионных отчислений;

— пропорции распределения лицензионных отчислений по категориям бюджета и на нужды регистрирующего органа.

Объем призового фонда в зависимости от вида (целенаправленности) лотерей устанавливается в размерах от не менее 50% до не менее 25% к общему объему выручки.

Таким образом, часть средств, привлекаемых в результате распространения лотерейных билетов, поступает в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Следует иметь в виду, что хотя добровольность является общим принципом проведения лотерей и выпуска облигаций займов, эти формы привлечения средств существенно различаются между собой. У организатора лотереи отсутствует обязанность возврата средств, затраченных на приобретение лотерейных билетов (и выплаты доходов) каждому из их приобретателей, как по займам. И вырученные от реализации лотерейных билетов средства лишь частично возвращаются участникам лотереи через призовой фонд, используемый только по выигравшим билетам. Соответственно и в распоряжение государства и муниципального образования поступает часть дохода от проведения лотереи. В отличие от облигаций займов, лотерейные билеты ценными бумагами не являются.

1. Дайте понятия государственных и муниципальных (местных) доходов. В чем их основное правовое различие?

2. Что составляет правовую основу системы государственных и

3. На какие виды (группы) подразделяются государственные и

муниципальные доходы? Проведите классификацию по разным основаниям.

4. Чем различаются между собой налоговые и неналоговые

государственные и муниципальные доходы?

5. Какие виды поступлений денежных средств зачисляются в

государственные и муниципальные доходы на добровольной основе?

6. Какие виды поступлений денежных средств в составе государственных и муниципальных доходов являются обязательными платежами?

7. Что относится к заемным средствам в составе финансовых ресурсов

государства и муниципальных образований?

8. Каковы особенности лотерей как способа привлечения средств

Неналоговые государственные и муниципальные доходы

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей пла­тельщиков, с одной стороны, и органов государственной влас­ти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований – это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также сред­ства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государ­ственные и муниципальные лотереи, служащие источником до­ходов государства и муниципальных образований, выпуск го­сударственных и муниципальных денных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятель­ности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, посколь­ку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой -либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуще­ством (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных сданным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природ­ными ресурсами).

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

— доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

— средства самообложения граждан;

— иные неналоговые доходы.

Учитывая наличие названных общих признаков данных пла­тежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это получило закрепление в НК РФ.

Все большее значение приобретает привлечение в распоря­жение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и му­ниципального кредита, в том числе государственным и муни­ципальным займам, институтам страхования.

Также на добровольных началах государство и муниципаль­ные образования привлекают средства путем проведения ло­терей.

Лотерея .,- форма добровольного привлечения средств на-

. селения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или ве­щевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Нормативно- право вое регулирование лотерей в РФосуще­ствляется в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. №138-ФЗ «О лотереях», вступившим в силу 1 января 2004 г.. Согласно данному Закону лотерея — игра, которая про­водится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответ­ствии с условиями лотереи.

Проводимые в РФлотереи можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от способа ее проведения лотерея подразде­ляется на тиражную, бестиражную и комбинированную.

Тиражная лотерея — лотерея, в которой розыгрыш призо­вого фонда между всеми ее участниками проводится единовре­менно после распространения лотерейных билетов. Проведе­ние такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Бестиражная лотерея — лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, Т.е. до распространения среди участников лотереи. При прове­дении бестиражной лотереи участник такой лотереи может не посредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лоте­рейный билет выигрышным или нет.

Комбинированная лотерея — лотерея, в которой выигрыш­ные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лоте­рейного билета, так и после про ведения розыгрыша призового фонда лотереи.

2. Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется:

— на лотерею, право на участие в которой связано с внесе­нием платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

— лотерею, право на участие в которой не связано с внесе­нием платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая ло­терея).

3. Лотерея в зависимости от территории ее проведения под­разделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.

Международная лотерея — лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию РФна основании международного договора РФ.

Всероссийская лотерея — лотерея, которая проводится на всей территории РФ.

Региональная лотерея — лотерея, которая проводится на территории одного субъекта РФ.

Муниципальная лотерея — лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования.

4. Лотерея в зависимости от организатора лотереи подраз­деляется на государственную и негосударственную.

Государственная лотерея — лотерея, организатором которой является РФили субъект РФ.От имени РФорганизатором го­сударственной лотереи, проводимой на всей территории Рос­сийской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Читать еще:  Государственный и муниципальный кредит и долг

Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством РФи имеющее место нахождения в Россий­ской Федерации юридическое лицо. От имени, муниципально­го образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образова­ния, может быть только уполномоченный орган местного са­моуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФне могут быть орга­низаторами негосударственной лотереи.

В Российской Федерации предусмотрено государственное регулирование отношений, возникающих в области организа­ции лотерей и их про ведения, включающее:

— выдачу разрешений на проведение международных и .всероссийских лотерей и проведение лотерей на терри­ториях нескольких субъектов РФ;

— ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;

— издание в установленном порядке нормативных право­вых актов, регулирующих организацию и проведение ло­терей;

— контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от их проведения;

— установление форм и сроков представления отчетности о лотереях;

— установление обязательных нормативов лотереи;

— установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей;

— установление ответственности за нарушение законода­тельства РФв области организации лотерей и проведе­ния лотерей.

Кроме того, орган государственного регулирования лотерей устанавливает обязательные нормативы лотереи, к которым относятся:

1) размер призового фонда по отношению к выручке от про­ведения лотереи должен составлять не менее 50%, но не более 80%;

2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный ее условиями, должен составлять не менее 10% выручки от про­ведения лотереи.

Целевые отчисления от лотереи используются для финансиро­вания социально значимых объектов и мероприятий (в том чис­ле мероприятий, направленных на развитие физической культу­ры и спорта, образование, здравоохранения, гражданско-патри­отического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризм, экологиче­ское развитие), а также осуществления благотворительной дея­тельности.

Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исхо­дя из обязательных нормативов.

§ 3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы

В отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера в отличие от налогов свойственна определенная поскольку

взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности или получение юридически значимых услуг (консульский сбор, плата за выдаваемые паспорта, плата за опробование и клеймение изделий из драго-ценных металлов), права на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т. е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены за пользование природными ре

сурсами). Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.

Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы от сдачи в аренду государственного или муниципального имущества; дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муници-пальным образованиям; проценты, полученные от размещения в банках временно свободных бюджетных средств; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РФ и др.);

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (поступления от приватизации организаций; от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им земельных участков, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования, квартир, акций; реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов);

административные платежи и сборы (исполнительский сбор; сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций);

штрафные санкции, возмещение ущерба (поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен, за нецелевое использование бюджетных средств; административные штрафы; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей, и др.);

доходы от внешнеэкономической деятельности (поступления средств от централизованного и прочие поступления

от внешнеэкономической деятельности; оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств; таможенные пошлины и сборы и др.).

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т. п.), по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему, подконтрольность налоговым или в соответствующих случаях таможенным органам). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).

Учитывая сходство данных платежей с налогами, законодательство объединило их в единую систему платежей, названную НК РФ системой налогов и сборов (гл. 2). Такой же подход принят и в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муни- ципалъного кредита, в том числе государственным и муниципальным займам (гл. 14 БКРФ).

Также на добровольных началах государство и ные образования привлекают средства путем проведения лотерей. Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов. Порядок организации и проведения лотерей урегулирован Федеральным законом от 13 ноября 2003 г. «О лотереях» . До этого Закона действовали подзаконные акты временного характера. Согласно названному Закону лотерея — это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организаторлотереи) проводитрозыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. В зависимости от территории их проведения лотереи могут быть международными, всероссийскими, региональными и муниципальными. В зависимости от организатора лотереи подразделяются на государственные и негосударственные.

Поскольку лотерейная деятельность связана с получением доходов и распределением их между организаторами лотерей, государством (или муниципальными образованиями) и приобретателями лотерейных билетов, а также затрагивает права и законные интересы граждан, осуществляется государственное регулирование этой деятельности. Государственное регулирование в данном случае включает в себя: выдачу разрешений уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления, ведение реестра лотерей, контроль за их проведением, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей. Кроме того, федеральными правовыми актами устанавливаются формы и сроки предоставления отчетности о лотереях, обязательные нормативы лотереи, порядок налогообложения организаторов и участников лотерей.

К обязательным нормативам лотереи относятся: а) размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее 50%, но не более 80%; б) размер целевых отчислений от лотереи, ее

условиями, должен составлять не менее 10% от выручки. Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления, исходя из размера обязательного норматива. Целевые отчислений используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (по развитию физической культуры и спорта, образования, науки и т. п.), а также осуществления благотворительной деятельности.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите понятие государственных и муниципальных (местных) доходов. Что в них общего и в чем основное правовое различие?

Назовите правовые акты, регулирующие систему государственных и муниципальных доходов.

На какие виды (группы) подразделяются государственные и муниципальные доходы? Проведите классификацию по разным основаниям.

Назовите признаки, по которым различаются между собой налоговые и неналоговые государственные и муниципальные доходы.

Какие виды поступлений денежных средств в составе государственных и муниципальных доходов являются обязательными платежами?

Какие виды поступлений денежных средств зачисляются в состав государственных и муниципальных доходов на добровольной основе?

Что относится к заемным средствам в составе финансовых ресурсов государства и муниципальных образований?

Каковы особенности лотерей как способа привлечения средств государства и муниципальных образований?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×