Объекты финансового управления муниципального образования
Глава 32. Управление муниципальными финансами
32.1. Содержание процесса управления
муниципальными финансами
Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии: 1
1) финансовое планирование;
2) бюджетный процесс;
3) оценка результатов.
Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности ¾ составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей ¾ процесс контроля. Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.
Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:
1) финансовые органы ¾ производят финансовое планирование;
2) бюджетные органы ¾ организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
3) контрольные органы ¾ контролируют расходование средств.
Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) ¾ это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения. 2
Муниципальный финансовый механизм
Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.
Финансовый механизм ¾ это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.
Рис. 32.1. Структура муниципального финансового механизма
Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:
1) финансовое планирование ¾ комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);
2) прогнозирование ¾ прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;
3) функция организации ¾ создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;
4) регулирование ¾ воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;
5) координация ¾ согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;
6) стимулирование ¾ побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;
7) функция контроля ¾ проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.
В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями ¾ получателями бюджетных средств.
Планирование в системе муниципального финансового управления
На первоначальном этапе процесса управления муниципальными финансами на основе финансового анализа проводится финансовое планирование. Планирование ¾ важнейший и обязательный этап любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития.
Важным показателем планирования являются его сроки. Формы планирования и их содержание представлены в табл. 32.1.
Таблица 32.1
Формы муниципального финансового планирования
и их содержание
Разделение планирования на три основные формы (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участков, поскольку в ходе финансового планирования все органы местного самоуправления участвуют в решении единых задач.
С точки зрения реализации целей органов местного самоуправления наиболее важен этап долгосрочного планирования. Именно на этом этапе определяется стратегия развития муниципального образования и согласуются основные интересы всех участников финансового планирования.
Как правило, сроки долгосрочного планирования совпадают со сроками полномочий органов самоуправления. Определение приоритетов должно базироваться на тщательном анализе перспектив развития муниципального образования и происходить при взаимодействии всех органов власти и населения. Исполнительная власть, которая разрабатывает приоритеты развития, крайне заинтересована в процессе согласования и утверждения приоритетов, так как она делает единомышленниками и соучастниками этого процесса все общественные силы, что позволяет избежать конфликтов (или свести их к минимуму) на последующих стадиях формирования финансового плана и бюджета.
Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют подготовку и согласование финансовых планов на основе приоритетов, установленных законодательным органом местного самоуправления. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с подготовкой проекта бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Утверждение бюджета муниципального образования осуществляет законодательный орган местного самоуправления. Финансовый план представительным органом власти не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.
1 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Управление муниципальными финансами
32.1. Содержание процесса управления муниципальными финансами
Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии.
- Финансовое планирование.
- Бюджетный процесс.
- Оценка результатов.
Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей — процесс контроля . Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.
Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:
- финансовые органы — производят финансовое планирование;
- бюджетные органы — организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
- контрольные органы — контролируют расходование средств.
Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) — это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения.
32.2. Муниципальный финансовый механизм
Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.
Финансовый механизм — это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.
Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:
- финансовое планирование — комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);
- прогнозирование — прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;
- функция организации — создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;
- регулирование — воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;
- координация — согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;
- стимулирование — побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;
- функция контроля — проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.
В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями — получателями бюджетных средств.
Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Местные бюджеты используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. Основная задача местного бюджета для любого муниципального образования — доведение до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Муниципальные финансы включают:
· средства местного бюджета;
· муниципальные внебюджетные фонды;
· государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
· другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов — текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:
— Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130)
— Главная роль местных бюджетов — создание финансовой базы.
Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
14 Финансовое регулирование, его значение и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.Финансовое регулирование) — совокупность мер по перераспределению финансовыхресурсов, в результате которых изменяются темпы роста отдельных структурных подразделений; можетосуществляться посредством саморегулирования участниками производства (напр., за счет измененияинвестиций, распределения прибыли и т.п.) и путем государственного вмешательства (напр., измененияналоговых ставок, льгот, ввода штрафных санкций и т.п.).основным субъектом финансового регулирования выступает государство.Формы государственного регулирования:— Система государственного планирования;- Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)- Система государственного предпринимательства- Рынок государственного заказа (иногда включают в 3 форму)Государство формирует экономическую политику и осуществляет законодательное регулирование экономики на макро- и микроуровнях, то есть государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на экономические процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности и не предполагает наличия преимущества государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. Один из важнейших инструментов гос. регулирования – финансы. Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую политику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики. Инструменты: бюджет, внебюджетные фонды, различные виды функционирования финансовой политики.Наряду с гос. регулированием может происходить финансовое саморегулирование с помощью инструментов: финансовый рынок и финансы предприятий. Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:
1)прямые;
2)косвенные
Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.
К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.
Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.
Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.
Управление финансами местного самоуправления
Понятие финансов местного самоуправления
Финансы местного самоуправления выступают важнейшим элементом финансовой системы всего государства.
Финансы местного самоуправления являются финансово-материальной основой реализации местными органами управления своих полномочий.
От эффективности аккумуляции и использования органами публичного управления местного уровня финансов напрямую зависит эффективность местной системы управления, реализация прав и обеспечение интересов местного населения, благосостояние населения муниципалитета. Именно поэтому повышение эффективности управления финансами местного самоуправления должно рассматриваться органами публичного управления в качестве одной из основных управленческих задач, реализуемых на местном уровне.
Система финансов местного самоуправления представлена следующими элементами:
- собственные доходы муниципалитета, в том числе доходы, привлекаемые муниципалитетом посредством установления и взимания местных налогов и сборов, доходы, извлекаемые муниципалитетом из осуществления муниципальными организациями своих функций и из использования имущества, входящего в состав собственности муниципалитета, доходы в виде платы, взимаемой с населения за предоставление муниципальных услуг и др.;
- государственное финансирование;
- средства, привлекаемые в рамках муниципального кредита и займа и пр.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Эффективность управления финансами местного самоуправления
Понятие эффективности управления финансами местного самоуправления является понятием теоретическим. В законодательстве инструментов определения эффективности управления финансами на уровне муниципалитета, как и на уровне государства не закреплено, однако в рамках правового регулирования бюджетных отношений используется принцип эффективности использования бюджетных средств, который в определенной степени применим и для оценки эффективности управления финансами муниципалитетом.
Так, эффективность управления финансами местного самоуправления предполагает, что органы муниципального управления при планировании, привлечении и использовании финансов местного самоуправления исходят из необходимости решения задач социально-экономического развития с использованием наименьшего объема средств при достижении максимального полезного результата.
Наиболее перспективным способом управления финансами местного самоуправления сегодня в теории и практике признается программно-целевой метод, когда финансы аккумулируются и используются исходя из приоритетных направлений развития муниципалитета посредством реализации конкретных программно-целевых мероприятий. Указанный метод выступает удобным средством управления финансами местного самоуправления, поскольку позволяет распределять финансы под конкретные цели с опорой на предполагаемые результаты в виде конкретных показателей. С позиции контроля эффективности управления этот инструмент характеризуется оперативностью и прозрачностью: проанализировать эффективность использования финансов при реализации конкретных программных мероприятий легче и быстрее, чем проанализировать эффективность развития муниципалитета в конкретном направлении за длительный период.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Управление финансами местного самоуправления: социально-экономическая эффективность
При реализации органами местной власти полномочий по управлению финансами местного самоуправления необходимо ориентироваться на социальную и экономическую полезность такого управления. Так, эффективными управление финансами в целом и реализация конкретной муниципальной целевой программы в частности могут быть признаны, когда намеченный социально полезный эффект реализуется посредством использования минимального объема финансово-материальных ресурсов.
Иначе говоря, эффективность управления финансами оценивается с позиции пользы для населения и экономии средств населения, так как финансы местного самоуправления преимущественно формируется из налогов и сборов, взимаемых с населением, платы за оказание муниципальных и государственных услуг, взимаемой с населения и др.
Роль муниципальных органов управления финансами местного самоуправления
Компетенцию органов публичной власти местного уровня в сфере управления финансами местного самоуправления составляют следующие аспекты:
- определение процедуры разработки, составления, анализа проекта местного бюджета, процесса его утверждения и исполнения, а также порядка проведения контрольных мероприятий его исполнения;
- непосредственно разработка, составление, анализ проекта местного бюджета, его утверждение и исполнение, реализация контрольных процедур его исполнения, утверждение соответствующего отчетного документа об исполнении бюджета;
- установление процедуры предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, непосредственное предоставление таких трансфертов;
- управление активами муниципалитета, а также долгом муниципалитета, предоставление муниципальных займов гарантий кредитов;
- определение и конкретизация процедуры использования бюджетной классификации в отношении местного бюджета и др.
Представительный орган местного самоуправления в сфере управления финансами муниципального образования решает следующие задачи: парламент муниципального образования занимается рассмотрением бюджетного проекта, его утверждением, а также анализирует и утверждает отчетный документ об исполнении бюджета исполнительными органами муниципального образования. Другими словами, он реализует функцию последующего контроля над исполнением бюджета муниципального образования исполнительными органами и др.
Исполнительные органы муниципалитета в сфере управления финансами местного самоуправления решают задачи распоряжения имуществом, которое входит в состав муниципальной собственности, непосредственной разработки и составления бюджетного проекта, внесения бюджетного проекта в местный парламент для утверждения, обеспечения непосредственного исполнения утвержденного бюджетного проекта, подготовки бюджетной отчетности, представления в местный парламент отчета об исполнении бюджета.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь