Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы функционирования государственных и муниципальных финансов

Основы функционирования государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

2.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

единства законодательной и нормативной базы;

открытости и прозрачности;

разграничения полномочий и предметов ведения;

научного подхода к реализации намеченных целей;

экономичности и рациональности;

управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

  • либерализацию цен;
  • приватизацию;
  • социальную трансформацию;
  • интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

Читать еще:  2 государственный и муниципальный финансовый контроль

3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Правовые основы государственных и муниципальных финансов.

Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные

с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:

— разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
— поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
— финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
— регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
— осуществление мер по охране окружающей среды.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном

Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

предварительный, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;

текущий, производимый в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);

последующий, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов

8. Правовые основы денежной эмиссии.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.

Правовой основой денежного обращения выступают: нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 30 декабря 2008 года), «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2008 года), нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 4 августа 1997 года, Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости россиских денежных знаков и масштаба цен» от 18 сентября 1997 года). Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка Российской Федерации.

Денежная система РФ — это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя:

— официальную денежную единицу (банкноты — билеты Банка России, а также металлическую монету);

— эмиссию наличных денег;

— организацию наличного денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация — обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам.

В Российской Федерации правом осуществления эмиссии наличных денег, то есть дополнительного выпуска в обращение денежных знаков, наделен только Банк России. Центральный банк РФ имеет оборотную кассу и резервные фонды.

Эмиссия представляет собой не просто выпуск денег в обращение — она является самостоятельным направлением финансовой деятельности государства, которое обладает рядом особенностей.

Во-первых, эмиссия первична по отношению к другим видам финансовой деятельности .эмиссия является отправной точкой всей финансовой деятельности государства.

Во-вторых, эмиссия носит систематический характер. Она представляет собой процесс планомерного выпуска в оборот денежных средств, проводимого на основе прогнозного планирования Банка России, которое, в свою очередь, основывается па данных кассовых оборотов и аналитической отчетности.

В-третьих, денежная эмиссия обладает свойством единства. Оно проявляется в том, что в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации — субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права па выпуск своих денежных знаков.

В-четвертых, эмиссия всегда носит законный характер

В-пятых, обязательным субъектом денежной эмиссии является государство, выступающее в лице ЦБ РФ.

Особую роль в осуществлении денежной эмиссии играют расчетно-кассовые центры Банка России (РКЦ). В РКЦ создаются резервные фонды, в которых хранится запас не выпущенных в обращение банкнот и металлической монеты, а также оборотные кассы, основной функцией которых является прием и выдача наличных денег в течение операционного дня. Технически процесс эмиссии заключается в перемещении денежных средств из резервных фондов в оборотные кассы РКЦ. Следует пояснить, что деньги в резервных фондах не считаются находящимися в обращении, и в случае возникновения потребности в денежных знаках банкноты и монеты из резервных фондов перемещаются в оборотную кассу. Деньги в оборотной кассе уже считаются выпущенными в обращение. Подкрепление оборотных касс происходит на основании эмиссионных разрешений, которые выдаются в пределах установленной Правительством РФ эмиссионной директивы, определяющей предельный объем выпуска в обращение денежных средств. Для оборотных касс устанавливается лимит остатка наличных денег, при превышении которого происходит перевод всей сверхлимитной наличности в резервный фонд РКЦ. Посредством перечисления денежных средств из операционной кассы в резервный фонд происходит изъятие наличных денег из обращения. Осуществление такой операции происходит автоматически и не требует специального распоряжения ЦБ РФ.

В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет Директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:

Читать еще:  Льгота на муниципальный налог

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа представляет собой- полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Правовые основы государственных и муниципальных финансов.

Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные

с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:

— разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
— поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
— финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
— регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
— осуществление мер по охране окружающей среды.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном

Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

предварительный, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;

текущий, производимый в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);

последующий, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов

8. Правовые основы денежной эмиссии.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.

Правовой основой денежного обращения выступают: нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 30 декабря 2008 года), «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2008 года), нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 4 августа 1997 года, Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости россиских денежных знаков и масштаба цен» от 18 сентября 1997 года). Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка Российской Федерации.

Денежная система РФ — это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя:

— официальную денежную единицу (банкноты — билеты Банка России, а также металлическую монету);

— эмиссию наличных денег;

— организацию наличного денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация — обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам.

В Российской Федерации правом осуществления эмиссии наличных денег, то есть дополнительного выпуска в обращение денежных знаков, наделен только Банк России. Центральный банк РФ имеет оборотную кассу и резервные фонды.

Эмиссия представляет собой не просто выпуск денег в обращение — она является самостоятельным направлением финансовой деятельности государства, которое обладает рядом особенностей.

Во-первых, эмиссия первична по отношению к другим видам финансовой деятельности .эмиссия является отправной точкой всей финансовой деятельности государства.

Во-вторых, эмиссия носит систематический характер. Она представляет собой процесс планомерного выпуска в оборот денежных средств, проводимого на основе прогнозного планирования Банка России, которое, в свою очередь, основывается па данных кассовых оборотов и аналитической отчетности.

В-третьих, денежная эмиссия обладает свойством единства. Оно проявляется в том, что в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации — субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права па выпуск своих денежных знаков.

В-четвертых, эмиссия всегда носит законный характер

В-пятых, обязательным субъектом денежной эмиссии является государство, выступающее в лице ЦБ РФ.

Особую роль в осуществлении денежной эмиссии играют расчетно-кассовые центры Банка России (РКЦ). В РКЦ создаются резервные фонды, в которых хранится запас не выпущенных в обращение банкнот и металлической монеты, а также оборотные кассы, основной функцией которых является прием и выдача наличных денег в течение операционного дня. Технически процесс эмиссии заключается в перемещении денежных средств из резервных фондов в оборотные кассы РКЦ. Следует пояснить, что деньги в резервных фондах не считаются находящимися в обращении, и в случае возникновения потребности в денежных знаках банкноты и монеты из резервных фондов перемещаются в оборотную кассу. Деньги в оборотной кассе уже считаются выпущенными в обращение. Подкрепление оборотных касс происходит на основании эмиссионных разрешений, которые выдаются в пределах установленной Правительством РФ эмиссионной директивы, определяющей предельный объем выпуска в обращение денежных средств. Для оборотных касс устанавливается лимит остатка наличных денег, при превышении которого происходит перевод всей сверхлимитной наличности в резервный фонд РКЦ. Посредством перечисления денежных средств из операционной кассы в резервный фонд происходит изъятие наличных денег из обращения. Осуществление такой операции происходит автоматически и не требует специального распоряжения ЦБ РФ.

Читать еще:  Неналоговые доходы государства и муниципальных образований

В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет Директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа представляет собой- полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Правовые основы муниципальных финансов

31.1. Европейская хартия о местном самоуправлении — о финансовых основах местной власти

В Европейской хартии о местном самоуправлении записано, что органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание собственными финансовыми «средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций», при этом финансовые средства «должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям».

Кроме того, в Европейской хартии о местном самоуправлении установлено, что:

  • по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать самостоятельно в пределах, определенных законом;
  • финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы адаптироваться, насколько это возможно, к изменению издержек, возникающих при осуществлении местными органами своей компетенции;
  • защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или иного эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерности в распределении потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора, которой органы местного самоуправления обладают в пределах своей компетенции.

Эти положения Европейской хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти и получать отражение в законодательстве данной страны.

31.2. Федеральное законодательство России — о финансах местного самоуправления

Конституция Российской Федерации — основной нормативно-правовой акт, определяющий взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу разграничения законодательных, исполнительных и судебных полномочий и предметов ведения.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия его деятельности. Это находит свое выражение , прежде всего:

  • в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (статья 8);
  • в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (статья 132);
  • в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (статья 132).

Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из бюджетных и внебюджетных средств, получаемых кредитных ресурсов, валютных средств, а также средств органов территориального общественного самоуправления. Местные бюджеты должны утверждаться в интересах населения соответствующих территорий.

Самостоятельность местного бюджета как части бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается:

  • наличием собственных источников доходов;
  • правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
  • правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства изъятию не подлежат);
  • правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Общеэкономическая эффективность местных финансов во многом зависит от законодательного закрепления полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления.

В статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации устанавливаются предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения, перечисленным в статье 72, «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации». Эти законы должны содержать нормы, позволяющие разграничить виды расходных полномочий между уровнями власти по соответствующим функциям. При этом в Конституции Российской Федерации заранее никак не уточняется степень участия Российской Федерации и ее субъектов в реализации соответствующих предметов ведения. Таким образом, согласно Конституции Российской Федерации предоставлены опережающие права в деле разграничения расходных полномочий по предметам совместного ведения.

В области регулирования финансов местного самоуправления вторым по значимости документом после Конституции Российской Федерации до 2003 г. являлся Бюджетный кодекс Российской Федерации. В нем вопросы разграничения расходных полномочий рассматривались как с точки зрения наделения того или иного уровня власти соответствующей компетенцией (статьи 7, 8, 9), так и с точки зрения разграничения финансирования тех или иных конкретных видов расходов между уровнями бюджетной системы. Перечень вопросов местного значения, включающий 30 пунктов, был установлен в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 6 пункт 2).

Сопоставляя указанные документы, можно прийти к следующим выводам. В Бюджетном кодексе Российской Федерации не говорилось об однозначном разграничении расходных полномочий по предметам совместного ведения, а только предусматривалась возможность согласования расходных полномочий соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок согласования распределения и закрепления расходов в сферах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определялся Правительством Российской Федерации.

Главный недостаток перечня вопросов местного значения состоял в том, что в него попали некоторые пункты, неразрывно связанные с расходными полномочиями, относящимися к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это касалось, прежде всего, организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования и здравоохранения, а также охраны общественного порядка.

Таким образом, в указанных нормативных актах не было проведено четкого разграничения полномочий между органами власти в отношении предметов ведения. Общий недостаток всех указанных документов заключается в том, что в них произошла подмена понятий (разграничение финансирования объектов собственности вместо разграничения финансирования расходных функций; экономическая классификация расходов вместо функциональной их классификации). Кроме того, при большой детализации расходов ясно выступает отсутствие разграничения полномочий по многим видам затрат, особенно между субъектами Российской Федерации и местными органами власти.

Обозначенные проблемы были устранены в результате принятия Федеральных законов от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». Действие указанных законов направлено на реформирование органов государственной власти и местного самоуправления. Соответственно и полномочия местных и региональных властей также подпадают под реформирование. В результате пересмотра разграничения предметов ведения и полномочий был четко сформулирован круг вопросов, относимый к компетенции региональных и местных органов власти.

Указанными выше федеральными законодательными актами внесена ясность во многие вопросы, касающиеся расходных полномочий органов власти. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в статьях Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, касающихся вопросов местного значения, остались нечеткие формулировки: «организация», «обеспечение», «создание условий», «участие», которые могут трактоваться неоднозначно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector