Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планирование государственных и муниципальных финансов это

Планирование государственных финансов;

Тема 7. Планирование доходов и расходов государства

7.1. Планирование государственных финансов

7.2. Бюджетные доходы и расходы

7.3. Планирование межбюджетных отношений

7.4. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета

Потребление материальных и трудовых ресурсов и прочих ресурсов в процессе воспроизводства обусловлено движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование. Государственные финансы необходимы для выполнения государством организаторско-хозяйственных функций. В структуре государственных финансов выделяются федеральные финансы, финансы субъектов РФ, местные финансы, а также бюджеты разных уровней управления, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит.

Финансовые ресурсы, которыми располагает государство для обеспечения различных потребностей, образует государственные доходы, а их использование на те же цели — государственные расходы. Основная часть доходов и расходов государства отражается в его бюджете, который представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.

Социально-экономическое развитие страны в огромной степени зависит от степени рационального планирования государственных финансов. Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений. Оно включает определение объема денежных средств и их источников, выявление резервов роста доходов, экономии расходов, установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными фондами и других показателей.

Потребность в финансовых ресурсах определяется затратами на развитие производства, оборону, реализацию социально-культурных программ и обеспечение других общегосударственных нужд. Источником финансовых ресурсов выступает часть общественного продукта в форме денежных накоплений, амортизационных отчислений, доходов от внешнеэкономической деятельности, а также налоги, сборы, добровольные взносы, денежные сбережения населения.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.

Федеральные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов этих субъектов РФ, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Они предназначены для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

При разработке бюджета на очередной год разрабатывается сводный финансовый план на три года, из которых:

первый год — это год, на который составляется бюджет;

следующие два года — плановый период, в течение которого ожидаются результаты заявленной экономической политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается на основе прогнозов развития и целевых программ. Он позволяет полнее учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объем и направления использования. Между сводным финансовым балансом и федеральным бюджетом существует тесная связь, если сводный финансовый баланс отражает требования финансовой политики, то бюджет обеспечивает проведение ее в жизнь.

Бюджетная система основывается на следующих принципах:

единство бюджетной системы Российской Федерации;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

эффективность использования бюджетных средств;

общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает общность правовой базы, денежного обращения, форм соответствующей документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения учета средств бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы предполагает полное или частичное закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти.

Принцип самостоятельности бюджетов включает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов бюджетов каждого уровня; определять направления расходования средств, источники финансирования дефицита бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы подлежат в обязательном порядке и в полном объеме отражению в бюджетах, в государственных внебюджетных фондах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств предполагает достижение заданных результатов с наименьшим объемом бюджетных средств.

Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

В основе финансового планирования лежит бюджетный процесс. Он представляет собой регламентируемую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Составление бюджетов на очередной год основывается на:

• бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития страны;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

• прогнозе свободного финансового баланса;

• плане развития государственного и муниципального сектора экономики.

Формирование федерального бюджета осуществляется в два этапа.

На первом этапе разрабатывается прогноз функционирования экономики страны на очередной год.

На втором этапе федеральными органами исполнительной власти распределяются предельные объемы бюджетного финансирования, формируется перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовываются объемы их финансирования.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, а также другие документы:

• основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год;

• прогноз сводного финансового баланса по территории РФ;

• прогноз консолидированного бюджета;

• расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

• проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;

• поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на предстоящий год.

Рассмотрение Государственной Думой проекта федерального бюджета включает четыре чтения.

Читать еще:  Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований 2020

В первом чтении Государственная Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, программу внешних заимствований и предоставления кредитов.

Кроме того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета:

• доходы по группам, подгруппам и статьям;

• распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• размеры несбалансированности бюджета и источники покрытия дефицита;

• общий объем расходов.

Результатом обсуждения является принятие проекта федерального бюджета в первом чтении и утверждение его основных характеристик.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может:

• передать его в согласительную комиссию;

• вернуть в Правительство РФ на доработку;

• поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении. Утверждается также размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств.

В третьем чтении Государственная Дума обсуждает расходы бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, а также перечень защищенных статей, программу внешних заимствований.

В четвертом чтении рассматриваются поправки к закону, а также поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.

Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В ситуации, когда закон о федеральном бюджете на очередной год отклоняется Президентом РФ, он передается для преодоления разногласий в согласительную комиссию.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, то он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней.

Финансовое планирование и прогнозирование

В государстве на всех уровнях управления существует объективная необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов, достижения сбалансированности и пропорциональности функционирования и развития всего народного хозяйства.

Сбалансированность (пропорциональность) — такое состояние хозяйства страны, при котором обеспечивается его устойчивое, динамическое поступательное развитие в соответствии с общественной стратегией и общественными приоритетами.

Важнейшей функцией государственного и муниципального регулирования рыночной экономики является разработка и реализация стратегии социально-экономического развития с помощью прогнозирования, планирования и программирования.

Планирование — это осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности.

Финансовое планирование — это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства и муниципалитета, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность

— рациональное соотношение между величиной доходов до уплаты налогов и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, муниципалитетам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.[17]

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на по-

казателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Главными объектами финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в планах свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующем финансовом плане. Относительная обособленность отдельных звеньев финансов предопределяет необходимость разработки единой объединенной системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, а также отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам, в которых отражается движение бюджетных фондов, формы и методы их образования и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц.

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономического развития РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан.

Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.

Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:

• доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

• пенсии и пособия;

• доходы от обмена товарами между группами населения;

• оплата товаров и услуг;

• налоги и добровольные взносы;

• сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (510 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. 23

Читать еще:  Субъектами управления муниципальными финансами являются

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

• построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

• метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовое программирование — метод финансового

планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

• установление приоритетов государственных расходов по направлениям;

• повышение эффективности-расходования государственных средств;

• прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование, как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Государственное и муниципальное финансовое планирование

Понятие, цели и задачи государственного финансового планирования

Ключевое условие достижения целей деятельности Правительства РФ по обеспечению стабильного экономического роста и повышению уровня и качества жизни населения – это эффективное управление общественными финансами. Основными инструментами являются государственное финансовое планирование и прогнозирование.

Государственное финансовое планирование – это целенаправленная деятельность органа госвласти по установлению оптимальных количественных значений соотношения между активами и обязательствами государства.

Главной целью финансового планирования на уровне государства является определение возможных размеров финансовых ресурсов, капитала, доходов и резервов.

Важная функция государственного финансового планирования – это управление рисками сбалансированности и стабильности национальной финансовой системы. Оно предусматривает:

  • создание списка рисков;
  • оценку вероятности наступления риска и степени влияния;
  • комплекс мер по минимизации рисков и преодолению их последствий.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Критерием эффективности государственного финансового планирования считается достижение показателей, которые определяют устойчивое и стабильное состояние финансовой системы государства. Государственное финансовое планирование основывается на результатах экономической оценки состояния планируемого объекта в прошлом, анализе текущих возможностей и перспектив инвестирования.

В качестве объектов государственного финансового планирования выступает финансовая деятельность самого государство и его субъектов.

Задачи государственного финансового планирования:

  1. установление размера финансовых ресурсов по каждому источнику их формирования в целом по государству и его хозяйствующих субъектов;
  2. определение размера и направлений расходования финансовых средств и расстановка приоритетов их использования;
  3. обеспечение согласованности материальных и финансовых ресурсов, их эффективное и экономное применение;
  4. формирование условий для укрепления устойчивости предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  5. установление экономически целесообразного размера финансовых резервов, необходимых для уменьшения и прогнозирования финансовых рисков.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Этапы и методы государственного финансового планирования

Процесс государственного финансового планирования осуществляется в рамках трех этапов:

  • оценка выполнения финансового плана за отчетный период и текущий год;
  • определение плановых показателей;
  • составление финансового плана на следующий год или два года.

Первый этап предполагает использование метода экономического анализа, который позволяет установить процент выполнения плановых показателей за отчетный период. Данные параметры сравниваются с фактическими показателями. Также определяются резервы повышения доходов государства, разрабатываются меры роста эффективности применения финансовых средств, рассчитывается ожидаемое выполнение плана.

Различают следящие виды экономического анализа, применяемые на первой стадии государственного финансового планирования:

  1. вертикальный анализ (определение структуры плана, доли определенных параметров в общем показателе и их влияние на итоговый результат);
  2. горизонтальный анализ (сравнительный анализ плановых показателей с фактическими, и плановых показателей за текущий период с плановыми за отчетный год);
  3. факторный анализ (установления влияния определенных факторов на финансовые показатели);
  4. трендовый анализ (установление тенденций изменения динамики финансовых показателей, сравнивая плановые или отчетные показателей за ряд лет и проведение прогнозирования показателей на плановый период).

На втором этапе рассчитываются плановые показатель, которые выражают конкретные задания по мобилизации и использованию финансовых средств. Такие показатели бывают утверждаемые (обязательные) и расчетные, которые применяются для обоснования и согласования плановых заданий.

На этом этапе используются такие методы расчета показателей, как экстраполяции, индексный, нормативный и программно-целевой.

Третий этап – завершающий, на котором составляется финансовый план как обязательный для исполнения документ. Он утверждается уполномоченным органом или должностным лицом. На данном этапе применяется балансовый метод, который увязывает финансовые средства хозяйствующих субъектов с потребностями в них. Это определяется на основе прогноза социально-экономического развития, изучения уставных документов и др.

Также широко используется метод оптимизации плановых решений. Это разработка нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один наиболее оптимальный. В этом случае применяются разные критерии выбора, такие как максимум доходов госбюджета, минимум текущих расходов, максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и т.д..

Особенности муниципального финансового планирования

В рамках финансовой политики муниципальных образований практикуется среднесрочное финансовое планирование. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком от года до трех лет в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципалитета.

Финансовый план муниципальных образований разрабатывается ежегодно по форме и порядке, который установлен высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, т.е. местной администрацией. Она же утверждает этот план и одновременно с бюджетом представляет в законодательный орган.

Но наиболее важным с точки зрения реализации целей деятельности органов местного самоуправления, считается долгосрочное или стратегическое финансовое планирование. На этом этапе осуществляется согласование основных интересов всех участников финансового планирования.

Кроме местных бюджетов формируются и внебюджетные фонды. Движение денежных ресурсов отражается соответственно в сметах доходов и расходов, которые являются финансовыми планами этих фондов.

На территориальном уровне, как и на общегосударственном, в систему финансового планирования входит разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов и отчетов движения денежных средств населения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

§ 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии

Правовые основы планирования финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий установлены постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Порядок финансового планирования детализируется в уставе каждого государственного или муниципального предприятия.

Финансовое планирование на государственном или муниципальном предприятии — это часть его финансовой деятельности, регулируемая нормами финансового права и направленная на достижение баланса доходов и расходов предприятия, обеспечение ликвидности, платежеспособности и роста рентабельности в целях реализации функций и задач государства (муниципального образования).

Читать еще:  Государственный и муниципальный финансовый контроль это

Финансовое планирование позволяет максимально нейтрализовать влияние внешней рыночной среды на государственные или муниципальные предприятия и снизить риск ее возможного негативного влияния. В условиях становления рыночной формы экономики роль финансового планирования значительно изменилась. Сегодня государственные и муниципальные предприятия имеют определенную заинтересованность в реальном представлении своего финансового положения и его перспективного развития, поскольку это позволяет, во-первых, своевременно выполнять государственные заказы, обязательства перед бюджетной системой, банками, кредиторами и поставщиками, избегая тем самым правовых санкций; во-вторых, успешно осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Планирование финансовой деятельности унитарных и казенных предприятий играет важную роль и для их собственника — государства или муниципального образования, — по-скольку позволяет прогнозировать объемы и стоимость предоставления обществу государственных услуг, оценивать уровень развития предприятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций.

Основным принципом составления финансовых планов является их сбалансированность, т. е. соответствие доходов и рас-ходов, что позволяет, во-первых, обеспечивать финансовую устойчивость предприятия и, во-вторых, гарантировать выполнение государственных заказов.

Юридическое значение финансового планирования имеет два аспекта. Во-первых, финансовый план представляет собой нормативное правовое оформление экономических показателей (доходных и расходных статей), в результате чего они приобретают форму финансово-планового акта, устанавливают компетенцию субъектов складывающихся в данной сфере правоотношений, становятся обязательными для исполнения и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Во-вторых, финансовые планы государственных и муниципальных предприятий являются объектом бюджетных правоотношений, по-скольку являются основой плана развития государственного или муниципального сектора экономики, на основании которого составляется проект бюджета соответствующего территориального уровня.

В настоящее время императивность в разработке финансового плана установлена только для казенных предприятий. Обязанность унитарных предприятий по составлению планов финансовой деятельности строго не регламентирована, однако, как правило, названные предприятия разрабатывают бизнес- планы. Бизнес-план состоит из девяти разделов, обобщающих задачи текущего и перспективного (стратегического) развития предприятия. Составление бизнес-плана позволяет выбирать наиболее эффективные решения возникающих хозяйственных и финансовых вопросов, в результате чего повышается финансовая устойчивость унитарного предприятия.

Завершающим и одновременно обобщающим разделом бизнес-плана является финансовый план, который концентрирует итоги предыдущего планирования производственной деятельности, конкурентной среды, объема продаж и полученной (предполагаемой) прибыли, использования собственных и привлеченных финансовых ресурсов и т. д. Составление финансового плана предназначено для решения ряда важных задач: во- первых, осуществляется расчет потребности унитарного пред-приятия в денежных средствах; во-вторых, определяются источники финансирования деятельности предприятия; в-третьих, рассчитывается степень его доходности (рентабельности) и самоокупаемости.

На основе установления состава финансовых ресурсов унитарного предприятия формируются различные денежные фонды целевого назначения: амортизационный, фонд накопления и потребления, инвестиционный и др. Финансовое планирование позволяет выявить не только денежные потребности унитарного предприятия, но и определить дополнительные источники собственных финансовых ресурсов, т. е. выявить их резервы и возможные варианты экономии.

Обязательным элементом финансового плана является определение движения денежных средств в порядке выполнения финансовых обязательств: расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с кредитными организациями, страховщиками и т. д. Прогнозирование обязательных платежей позволяет унитарному предприятию реализовывать оптимальную налоговую политику, своевременно выполнять расчеты с поставщиками и кредиторами, что значительно снижает риск производственной деятельности и сокращает отвлечение финансовых средств на выплату штрафных санкций.

Финансовые планы предприятий разрабатываются на различные временные промежутки, вследствие чего их можно подразделить на три вида: оперативные, текущие и стратегические (перспективные).

Оперативный финансовый план составляется на календарный месяц, детализирует денежный оборот предприятия, порядок поступления и расходования денежных средств: выплату процентов за пользование заемными средствами, уплату налогов, поступление выручки от реализованной продукции и т. д.

Текущий финансовый план составляется унитарным предприятием, как правило, на ближайший год и определяет на этот период состав финансовых ресурсов, порядок их образования, поступления, использования и расходования.

Стратегический финансовый план определяет цели финансовой деятельности унитарного предприятия, основные показатели его развития, инвестиционную и ценовую политику, соотношение собственных и привлеченных финансовых ресурсов, порядок их перераспределения по различным фондам и т. д.

Перспективные финансовые планы составляются, как правило, на три-пять лет, однако по мере выполнения определенных финансовых задач, оперативных или текущих планов они могут корректироваться.

Составление финансового плана и его строгое выполнение способствует и организации финансового контроля на унитарном предприятии.

Финансовая деятельность казенных предприятий осуществляется на основании плана-заказа и плана развития. План-заказ казенного предприятия составляется ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти и согласовывается с Минэкономразвития и Минфином России. Основой плана-заказа служит определяемая уполномоченным органом власти потребность в продукции (работах, услугах), производимой предприятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных гражданско-правовых договоров. После необходимого согласования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает план-заказ и доводит его до сведения казенного предприятия не позднее чем за три месяца до начала планируемого года. После утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год план-заказ подлежит уточнению в месячный срок, что продиктовано необходимостью корректировки его показателей в зависимости от индекса инфляции и динамики цен.

План-заказ содержит совокупность следующих основных показателей по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд: объем поставок продукции (работ, услуг) с указанием качественных и количественных характеристик, сроков поставок, цен и условий их изменения; фонд оплаты труда и возможность его уменьшения при невыполнении плана-заказа (увеличение фонда оплаты труда допускается из прибыли казенного предприятия); лимит численности работников; объем выделяемых бюджетных средств и условия их предоставления.

Утвержденный план-заказ является основой для разработки казенным предприятием плана развития, который обязательно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. План развития предусматривает следующую совокупность хозяйственных и финансовых операций, направленных на успешное выполнение плана-заказа: мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы ка-зенного предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности; задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей; задания по созданию и освоению новых видов продукции; задания по подготовке и переподготовке кадров; условия реализации плана развития завода, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.

Финансовый контроль за выполнением плана-заказа и плана развития осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти на основании ежеквартальной статистической и бухгалтерской отчетности, составляемой казенным предприятием.

Следовательно, финансовое планирование является важнейшим механизмом осуществления финансовой деятельности на государственных и муниципальных предприятиях. Соблюдение финансовых планов позволяет грамотно и эффективно аккумулировать, использовать и распределять государственные (муниципальные) денежные средства в децентрализованном секторе финансовой системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector