Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планирование расходов бюджета муниципального образования

Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

Статья просмотрена: 2883 раза

Библиографическое описание:

Быкова, Н. Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования / Н. Н. Быкова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37018/ (дата обращения: 11.04.2020).

Вопрос формирования и развития местного самоуправления является важным не только для ученых и политиков, но и для граждан, поскольку именно муниципалитеты призваны обеспечивать их интересы. Эффективность муниципального управления во многом зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами, которые и составляют доходную часть местного бюджета. В данной статье будут рассмотрены особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования.

Ключевые слова: местные налоги, налоговые доходы, местный бюджет, доходы бюджетов муниципальных образований, увеличение налоговых доходов

При развитии рыночных принципов хозяйствования, функции местных органов власти приобретают расширенный и всё более сложный характер, а проводимые реформы приходятся на нижний уровень бюджетной системы. Именно бюджетам муниципальных образований необходимо уделять особое внимание, ведь они представляют собой гарант финансового обеспечения развития регионов.

Средства бюджетов муниципальных образований являются важнейшим источником финансовых ресурсов, которые необходимы для решения вопросов местного значения. Величина доходной части бюджета муниципального образования и степень его сбалансированности во многом определяют уровень социально-экономического развития территории.

В зоне ответственности местного самоуправления лежат вопросы, связанные с экономическим и социальным развитием территории, ее инвестиционной привлекательностью, качеством жизни населения, инфраструктурным оснащением муниципального образования, охраной окружающей природной среды, и многое другое. Наличие собственных финансовых ресурсов позволяет муниципальным образованиям самостоятельно определять приоритетные направления, решать насущные, характерные для данной территории проблемы.

Обозначенные вопросы являются предметом исследования в России и за рубежом. В Европейской хартии местного самоуправления [1] говорится о том, что автономия муниципальных образований должна обеспечиваться государственной поддержкой и финансовой самостоятельностью органов местного самоуправления. При этом основная часть финансовых ресурсов должна пополняться благодаря местным налогам и сборам, в отношении которых муниципалитеты вправе устанавливать ставки, льготы, порядок обложения в пределах, разрешенных законодательством.

В последние годы в России много сделано для укрепления финансовой и экономической независимости муниципальных образований. Однако вопрос полной обеспеченности органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения все возрастающего количества возложенных на них полномочий, остался нерешенным.

Важной составляющей конституционного строя нашего государства является местное самоуправление. Оно осуществляется непосредственно населением либо с помощью органов местного самоуправления. Чтобы решить вопросы местного значения, учитывая интересы населения, при этом соблюдая исторические и иные местные традиции, на исполнительные и представительные органы власти муниципального образования возложены различные задачи и функции, выполнение которых требует значительных финансовых ресурсов.

Основой для исполнения расходных обязательств муниципального образования служит местный бюджет. Права и полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяют им, благодаря бюджету, распоряжаться местными финансовыми ресурсами [2, с. 8].

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [3]. То есть можно сказать, что местный бюджет — есть фонд, в котором сосредоточены финансовые ресурсы муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль исполнения которого осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления [2, с. 10].

Бюджеты муниципальных образований выполняют следующие функции:

– формирование фондов финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности местных органов власти;

– распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

– контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти [4, с. 3].

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

– Конституцией Российской Федерации;

– Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– Бюджетным кодексом Российской Федерации;

– другими федеральными законами;

– конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации;

– уставами и иными правовыми актами органов местного самоуправления.

Формирование и исполнение местного бюджета основано на принципах:

– полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

– эффективности использования бюджетных средств;

– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Согласно принципу самостоятельности муниципальных бюджетов, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно и под свою ответственность осуществлять бюджетный процесс.

Организация бюджетного процесса позволяет выявить возможные способы и пути для того, что максимально усовершенствовать управление государственными и муниципальными финансами. Это связано с тем, что этот процесс является неотъемлемым элементом всех сфер финансово-бюджетной деятельности органов власти на государственном и муниципальном уровне. Следует отметить, что изменения в экономической, социальной и финансовой политике государства на том или ином конкретном этапе развития страны существенно влияют на бюджетный процесс [5, с. 7].

Читать еще:  Государственный и муниципальный финансовый контроль это

Рассмотрим упомянутое выше понятие бюджетного процесса. Бюджетный кодекс дает этому понятию следующее определение: бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [3].

Первым этапом бюджетного процесса является составление проектов бюджетов, которое осуществляется исполнительным органом власти, т. е. администрацией муниципального образования.

В традиционном бюджетном процессе бюджетополучатели испрашивают столько же средств на очередной год, что и в текущем бюджетном году с поправкой в зависимости от уровня инфляции. А также испрашиваются и дополнительные средства на очередной финансовый бюджетный год по новым видам деятельности. Следствием такого порядка организации бюджетного процесса является то, что бюджетный процесс становится расходно-ориентированным. Это приводит к быстрому росту бюджетных расходов, то есть к большому дефициту бюджета и будущей нестабильности муниципальных финансов. В расходно-ориентированном бюджетном процессе решения по отдельным деталям бюджета идут от части к целому [5, с. 5].

Учитывая отрицательные последствия традиционного бюджетного процесса, рекомендуется вместо движения «снизу-вверх» формировать бюджет «сверху вниз», то есть начинать составлять проект бюджета с определения бюджетно-политических целей или ограничений, таких как уровень налогов, уровень инфляции, уровень расходов и т. д.

Второй этап бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение проекта бюджета, на котором после обсуждения законодательным (представительным) органом власти муниципального образования и публичных слушаний принимается решение об утверждении бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год и на плановый период.

При составлении проектов бюджетов невозможно гарантировать, что фактические доходы и расходы бюджетов будут полностью совпадать с проектными. К примеру, количество налоговых поступлений, составляющих значительную часть доходов бюджетов, невозможно точно рассчитать заранее. Можно предусмотреть и разработать правила налогообложения и ставки различных налогов, однако, налоговая база зависит в основном от общественно-экономического развития территории, а на это влияют многие факторы. То же самое можно сказать и о расходах бюджетов. Устанавливая размер субсидий и условия их получения, невозможно предугадать в точности, какое количество граждан обратится за получением субсидий.

Важное хозяйственное значение для населения муниципального образования имеет следующий этап бюджетного процесса — исполнение бюджета, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех запланированных доходов и финансирования бюджетных расходов.

В России установлена казначейская система исполнения бюджетов. Основная роль в этом процессе принадлежит Федеральному казначейству, которое обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, то есть зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета бюджета. Осуществляя бюджетные операции через свои счета, Федеральное казначейство обеспечивает полный учет и контроль каждого этапа исполнения доходов и расходов бюджетов.

Организация исполнения местных бюджетов регламентирована нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие порядки и механизмы. К ним относятся:

– основное ежегодное решение о бюджете представительного органа власти муниципального образования;

– другие вспомогательные подзаконные правовые акты (порядки, положения и др.), регулирующие процесс исполнения бюджета.

Указанные документы определяют требования к выполнению процедур при поступлении доходов и выдаче разрешения на использование муниципальных бюджетных средств.

В ходе исполнения бюджета ведется бюджетный учет и составляется бюджетная отчётность, являющиеся частью бюджетного процесса. Наличие необходимой информации об исполнении законов (решений) о бюджетах имеет решающее значение для обеспечения эффективного управления государственными и муниципальными финансами. Бюджетный учет, а именно регистрация и предоставление экономической информации, позволяет на всех уровнях государственной и муниципальной администрации принимать обоснованные решения на основе оценки и анализа относительно дальнейшей деятельности по организации исполнения бюджетов.

Бюджетная отчётность составляется по результатам бюджетного учета. В финансовых отчетных документах представлена информация о результативности и эффективности финансовой деятельности органов местного самоуправления. Главный финансовый документ бюджетной отчетности — годовой отчет об исполнении бюджета, который составляется исполнительным органом, то есть администрацией муниципального образования, и утверждается решением представительного органа местного самоуправления [5, с. 12].

Таким образом, можно сказать, что основной задачей бюджетного учета является формирование полной и достоверной информации об исполнении доходов и расходов местного бюджета.

§ 3. Бюджетное планирование как элемент управления муниципальным образованием

3.1. Управление бюджетом – это один из способов управления муниципальным образованием.

Управление местным бюджетом основывается на бюджетном плане и плане социально-экономического развития. Основной функцией планирования является формулирование целей и задач для их осуществления.

Читать еще:  Муниципальное собрание череповецкого района

Бюджетное планирование неразрывно связано с планированием социально-экономического развития муниципального образования. Эти два плана должны быть взаимосвязаны. В этой связи они разрабатываются и принимаются одновременно.

Целями такого планирования являются:

1) обеспечение социально-экономического развития муниципального образования;

2) прогнозирование объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

3) прогнозирование финансовых последствий выполнения планов и программ;

4) определение возможностей по осуществлению различных мер в рамках местного бюджета.

Бюджетное планирование может быть перспективным и годовым. Но его сроки действия необходимо увязывать со сроками, на которые определен план социально-экономического развития муниципального образования, так как бюджет должен обеспечивать выполнение плана социально-экономического развития. Совместное обсуждение и принятие этих двух планов позволяет судить о реальности выполнения намеченной цели, прозрачности в расходовании средств на развитие территории.

Наглядным примером является г. Ростов-на-Дону, где все расходы бюджета связываются с выполнением конкретных работ, оказанием услуг и т.д. .

См.: решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 354 // Сборник нормативных актов Ростовской-на-Дону городской Думы. 2009. С. 136.

В литературе высказывается мнение о введении перспективного многолетнего планирования; годового и перспективного (интегрированного); годового .

См.: Ковалева Т.И. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации. М.: КноРус, 2009. С. 18.

Система бюджетного планирования – совокупность организации, методов и процедур проекта формирования бюджета.

Возможны три варианта бюджетного планирования:

– годовое планирование и перспективное финансовое планирование (два этапа составления бюджета с едиными агрегированными показателями для очередного финансового года);

– перспективное (многолетнее) планирование, в котором годовое планирование полностью интегрировано (один формат, единые процедуры).

Бюджетное планирование можно разделить на два относительно самостоятельных блока:

– разработку перспективного (среднесрочного) финансового плана на среднесрочный период;

– разработку бюджета на очередной финансовый год.

Результатом годового бюджетного планирования является составление проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, основой которого является перспективный финансовый план на среднесрочный (трехлетний) период, составление проекта которого, в свою очередь, является результатом среднесрочного финансового планирования.

При этом в соответствии со ст. 174 Бюджетного кодекса РФ среднесрочное финансовое планирование основано на результатах среднесрочного и долгосрочного социально-экономического планирования, а также основных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования.

Процесс разработки годового бюджета обеспечивается за счет выполнения отдельных элементов перспективного финансового плана, относящихся к очередному бюджетному году. При этом годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана.

Перспективный финансовый план нормативно не утверждается и разрабатывается в целях формирования представления представительных органов местного самоуправления и предполагаемых направлений социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.

План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед муниципальным образованием в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Отдельные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной сфере.

Перспективное бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи:

– обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

– определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном финансовом плане и через него в бюджетах, с учетом ограничений по доходам;

– формирование обоснованных программ по реализации приоритетов развития территории;

– осуществление мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

– повышение обоснованности стратегических решений;

– повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Процесс годового бюджетного планирования конкретного муниципального образования заключается в детализации по направлениям, механизмам и срокам выполнения расходных обязательств, уточнении графика и особенностей учета поступления доходов, управлении текущей ликвидностью, краткосрочными заимствованиями, оценке и решении проблем, возникающих в результате образования временных кассовых разрывов, установлении четких требований к финансовым аспектам деятельности главных распорядителей бюджетных средств.

Разработка годового бюджета обеспечивается за счет выполнения и детализации отдельных элементов перспективного финансового плана. Принятие бюджета только на очередной финансовый год не дает возможности выработать и осуществить необходимые шаги в направлении желаемых прогнозируемых изменений и при необходимости провести корректировку. Можно отметить следующие недостатки годового планирования:

– неувязанность текущего, среднесрочного и стратегического планирования;

– отсутствие преемственности в бюджетной политике;

– годовой бюджет не согласуется с долгосрочными целями муниципального образования с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу;

– отсутствует программный подход в планировании;

– проблема планирования в реализации инвестиционных программ;

– препятствие в заключении долгосрочных контрактов.

Годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана. Вместе с тем ввиду возможностей появления объективных факторов, обусловливающих возникновение отличий годовых объемов финансовых ресурсов бюджета муниципального образования, а также принимая во внимание необходимость получения точного плана поступления доходов в течение года, некоторые отличия имеют право на существование . Однако эти исключения справедливы только в отношении доходной части бюджета.

Читать еще:  Стимулирующие субсидии муниципальным образованиям

См.: Региональное финансовое планирование: Обзор зарубежного и российского опыта. СПб.: ГП МЦСЭИ “Леонтьевский центр”, 2003. С. 22.

Процедуры бюджетного планирования неразрывно связаны практически со всеми сферами деятельности финансовых органов. Так, для процесса бюджетного планирования информация основных структурных подразделений финансовых органов является необходимыми исходными данными (например, реестры расходных обязательств, оценка возможных объемов заимствований). И наоборот, результаты бюджетного планирования являются исходными данными для последующей работы по другим направлениям деятельности финансовых органов (например, для обеспечения сбалансированности финансового плана или проекта бюджета могут быть определены конкретные потребности в заимствованиях) .

URL: http://geoims.com/ – сайт Управления финансами – управление региональными и муниципальными финансами.

Значительная часть функций, связанных с бюджетным планированием, может быть непосредственно возложена на отраслевые структурные подразделения, непосредственно занимающиеся, например, управлением доходами и расходами. При этом обязательно выделяются структурные подразделения в составе финансового органа, который непосредственно занимается разработкой проекта бюджета и перспективного финансового плана в процессе бюджетного планирования.

3.2. Стадии бюджетного планирования.

Ежегодный цикл бюджетного планирования начинается после утверждения представительным органом проекта бюджета, но не позднее начала года, предшествующего прогнозируемому, и заканчивается после принятия указанным органом бюджета на очередной финансовый год .

URL: http://geoims.com/ – сайт Управления финансами – управление региональными и муниципальными финансами.

В календарном плане цикла финансового планирования можно выделить следующие этапы (стадии):

а) первая стадия. Процесс формирования на среднесрочный период сценарных условий и основных направлений бюджетной, налоговой, долговой и инвестиционной политики (с программой действий администрации), в котором должны участвовать финансовый орган и орган, отвечающий за развитие экономики (далее – экономический орган). Экономический орган разрабатывает сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития. На основе этих материалов и обобщения результатов исполнения перспективного финансового плана финансовый орган разрабатывает основные параметры финансового плана на очередной период планирования. Стадия заканчивается утверждением (согласованием) на уровне местной администрации основных направлений налоговой и долговой политики, сценарных условий, основных параметров прогноза и перспективного финансового плана;

б) вторая стадия. Финансовый орган вырабатывает перспективный финансовый план и контрольные цифры для проекта бюджета на следующий год;

в) третья стадия. Разработка проекта бюджета муниципального образования на основе утвержденного финансового плана (с участием главных распорядителей бюджетных средств – субъектов бюджетного планирования). Внесение поправок в перспективный финансовый план, учитывающих последние прогнозы развития территории и основные показатели проекта бюджета на очередной год;

г) четвертая стадия. Проект бюджета вместе с программой действий администрации и финансовым планом рассматривается исполнительным органом власти (перед передачей на рассмотрение представительному органу власти).

Составление проектов бюджетов финансовыми органами – важный этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования.

Он состоит из двух стадий: подготовительной (проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.) и конкретно-адресный (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджетных средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению) .

См.: Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации. М.: КноРус, 2009.

Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проекта бюджета также проводится финансовыми органами. Внутри финансовых органов всех уровней организационно-методическую работу бюджетного планирования ведут соответствующие финансовые подразделения, финансовые отделы управления исполнительных органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность по составлению проектов бюджетов;

д) пятая стадия. С учетом утвержденного бюджета, уточнения показателей прогноза социально-экономического развития и иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана.

В результате последовательного выполнения указанных стадий перспективный финансовый план встраивается в бюджетный процесс в качестве самостоятельного звена, выполняя в том числе роль утвержденных на уровне исполнительной власти (после завершения бюджетной реформы – на уровне представительной власти) ориентиров для разработки проектов бюджета.

Таким образом, бюджетное планирование – это элемент управления финансовыми ресурсами.

Под управлением финансовыми ресурсами следует понимать установленную законами и подзаконными актами постоянную сознательную профессиональную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, направленную на разработку, принятие, исполнение решений по формированию, обсуждению, утверждению, исполнению местного бюджета в интересах жителей муниципального образования . В свою очередь плановое управление финансовыми ресурсами является составной частью управления муниципальным образованием.

См.: Управление муниципальным образованием. Организационно-правовой и финансово-экономический аспекты / Под ред. Н.В. Постового. М., 2011. С. 88, 89.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector