Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сделки с муниципальным имуществом

Глава 8. Сделки с муниципальным имуществом

Глава 8. Сделки с муниципальным имуществом

1. Сделки с объектами муниципальной собственности совершаются уполномоченными лицами в соответствии с действующим гражданским законодательством и правовыми актами района.

2. В отношении объектов муниципальной собственности могут осуществляться сделки, не противоречащие действующему законодательству, в том числе:

— иные виды сделок.

3. Для совершения сделок, связанных с отчуждением муниципального не движимого имущества вне зависимости от его стоимости, а также муниципального движимого имущества, восстановительная (балансовая) стоимость которого равна или более чем в 5 тысяч раз превышает установленный федеральным законом мини- труда, необходимо решение районного Совета.

Уполномоченный орган осуществляет подготовку необходимой документации и представляет ее Главе администрации района для вынесения вопроса о разрешении сделки на рассмотрение районного Совета.

До вынесения вопроса о совершении указанной сделки на рассмотрение районного Совета уполномоченный орган получает заключение отдела экономики об экономической целесообразности совершения сделки с муниципальным имуществом.

4. Под муниципальным имуществом, в отношении которого совершаются сделки, понимается имущество, находящееся в муниципальной собственности Хлевенского муниципального района.

5. Порядок заключения и иные-требования к отдельным видам Сделок с муниципальным имуществом регулируются в соответствии с действующим гражданским законодательством, настоящим Положением, а также соответствующим Положением, утверждаемым районным Советом.

6. Муниципальное предприятие в отношении недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не вправе без предварительного согласия уполномоченного органа:

— продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду;

— отдавать в залог;

— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал (в том числе в качестве вклада при заключении договора простого товарищества) и распоряжаться иным способом.

7. Муниципальное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, переданным ему на праве хозяйственного ведения, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность, и с учетом ограничений, установленных настоящим Положением.

Уставом муниципального унитарного предприятия могут быть установлены виды сделок с муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, которые предприятие вправе осуществлять исключительно с согласия администрации района.

8. Муниципальные учреждения не вправе без предварительного согласия администрации района распоряжаться муниципальным имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления.

9. Для получения согласия на совершение сделок муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения представляют в уполномоченный орган следующие документы:

— проект соответствующего договора об использовании муниципального имущества;

— описание муниципального имущества, которое является предметом сделки;

— экономическое обоснование возможности совершения сделки;

— иные документы по требованию уполномоченного органа;

10. Уполномоченный орган рассматривает по ступившие документы ив течение 15 рабочих дней с даты их поступления сообщает о принятом решении муниципальным предприятиям и учреждениям.

По результатам рассмотрения представленных документов издается соответствующее распоряжение Главы администрации района, в котором содержатся результат рассмотрения документов и краткое описание условий сделки, на которых разрешено ее совершение. Совершение сделок по передаче в аренду муниципального имущества согласовывается (в случае, когда такое согласование обязательно) без издания соответствующего распоряжения.

11. В отношении сделок, для совершения которых в соответствии с пунктом 3 настоящей главы не требуется согласие районного Совета, администрация района вправе:

— разрешить совершение сделки;

— разрешить ее совершение на иных условиях, чем те, которые содержатся в представленных документах;

— запретить совершение сделки в случаях, если ее условия противоречат действующему законодательству или если ее совершение не позволит муниципальному унитарному предприятию или муниципальному учреждению осуществлять уставную деятельность в полном объеме.

12. Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения в течение 10 дней после совершения сделок с муниципальным имуществом представляют в уполномоченный орган отчет о ее совершении.

13. В случае, если в соответствии с действующим антимонопольным законодательством для совершения сделки необходимо согласие или уведомление антимонопольного органа, предприятия и учреждения, совершающие сделку, самостоятельно и за свой счет совершают все необходимые действия.

14. Сделка, совершенная муниципальным унитарным предприятием или муниципальным учреждением без предварительного согласия администрации района (в случае, когда такое согласие обязательно), является недействительной.

Виды сделок с государственной и муниципальной собственностью;

Сделка – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Основные черты сделок следующие:

— сделка – это правомерное действие;

— сделка – волевое действие, то есть направленное на достижение определенной правовой цели. Внешнее выражение воли в форме, доступной восприятию, называется волеизъявлением. Воля может быть выражена устно, письменно, с помощью конклюдентных действий (компостирование абонементного талона для оплаты проезда в общественном транспорте), при помощи молчания (например, продление договора аренды при продолжении пользования арендованным имуществом арендатором по истечении срока договора, если нет возражений арендодателя);

Читать еще:  Бабич государственные и муниципальные финансы

— сделка всегда направлена на достижение правовой цели в виде возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Типичная для данного вида сделок правовая цель называется основанием сделки (например, основанием договора купли-продажи всегда является переход за плату права собственности на имущество к другому лицу). От основания сделки следует отличать ее правовой результат — те правовые последствия, которые реально наступили в результате совершения сделки. Для действительных сделок характерно совпадение основания и правового результата сделки.

Продажа государственной и муниципальной собственности.

Продажа объектов государственной и муниципальной собственности осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственной и муниципальной собственности: на конкурсе, через выкуп арендованного имущества, на аукционе, путем продажи акций акционерных обществ.

Объектами продажи могут быть:

— свободные от обязательств объекты государственной и муниципальной собственности;

— несвободные от обязательств объекты государственной и муниципальной собственности, в договорах или иных документах, на передачу которых предусмотрена возможность их изъятия, в том числе и для последующей продажи;

— сданные в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими права аренды;

— прочие объекты государственной и муниципальной собственности, которые могут находиться в собственности других лиц.

Аренда и субаренда государственной и муниципальной собственности.

В системе управления государственной и муниципальной собственностью аренда и субаренда занимают особое место. Общим основанием для передачи имущества в аренду является превышение арендной платой (без амортизации и налога на имущества) прибыли на капитал при использовании объекта непосредственно собственником.

Целесообразность передачи имущества в аренду определяется следующими факторами:

— имущество не используется собственником в текущей хозяйственной деятельности, то есть не приносит дохода;

— имущество используется собственником, но приносит убытки;

— имущество на текущем этапе развития не может быть вовлечена в хозяйственный оборот по экономическим причинам (нехватка оборотных средств, затраты на ввод в эксплуатацию и т.д.).

Для того чтобы обеспечить защиту имущества от риска гибели или порчи, одновременно с договором аренды может заключаться договор страхования передаваемого в аренду государственного или муниципального имущества.

Объекты государственной и муниципальной собственности могут быть переданы в аренду, как правило, любому физическому или юридическому лицу на основании торгов. Передача может осуществляться:

— по конкурсу, когда использование имущества предполагает наличие определенных условий, связанных с функциональным назначением выставляемых на конкурс объектов собственности;

— на аукционе, когда от арендатора не требуется выполнение никаких дополнительных условий, внесения арендной платы и использования имущества в соответствии с его назначением;

— по факту пользования — при изменении или прекращении вещных прав, приведших к необходимости оформления договора аренды: а) при приватизации государственной и муниципальной собственности, б) при окончании сроков действия правоустанавливающих документов, в) в порядке правопреемства;

— как внеконкурсная передача — в исключительных случаях, перечень которых, как правило, содержится в нормативных актах, регулирующих процесс передачи прав на имущество.

Законодательство предусматривает возможность переуступки прав аренды третьему лицу при согласовании с собственником или его представителем при условии, что третье лицо принимает на себя все обязательства арендатора.

Арендатор вправе совершать следующие сделки с правами аренды:

— передавать в субаренду;

— передавать права аренды в залог;

— внести права аренды в уставной капитал хозяйственных обществ;

— передавать права аренды в порядке наследования, обмена, доверительного управления.

Одной из самых распространенных операций с правами аренды является субаренда. Ряд норм по договорам субаренды имущества заложено в ГК РФ: к ним применяются правила аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 615 ГК РФ). Арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду. Субарендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом, в том числе передавать в залог права субаренды, вносить в уставные капиталы и т.д. Субарендаторами могут быть любые физические и юридические лица. При этом объем имущества, которое может быть передано в субаренду или ее часть, как правило, установлено в договоре аренды.

Доверительное управление. В практике управления государственной и муниципальной собственностью существует институт доверительного управления, то есть делегирования прав по управлению имуществом на основе договора. При этом передаются права на распоряжение, пользование и владение имуществом, но собственник устанавливает частичные ограничения в реализации этих прав. Первоначально доверительное управление касалось только акций приватизированных предприятий. После вступления в силу ГК РФ доверительное управление распространилось на все имущество.

По ГК РФ учредителем доверительного управления может быть только собственник. Доверительное управление осуществляется в его интересах или в интересах лица, указанного в договоре. Право собственности к доверительному управляющему не переходит, он не может управлять имуществом в своих интересах. В доверительное управление не может быть передано имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Читать еще:  Муниципальные программы волгограда

Доверительный управляющий действует от своего имени, но указывает, что он является таковым. К функциям доверительного управления могут быть отнесены подбор арендаторов, подготовка проектов договоров аренды, контроль за их соблюдением и т.д. Управляющий следит за использованием имущества по назначению, его состоянием и т.п.

Назначение управляющего назначается по итогам открытого конкурса на право заключения договора доверительного управления имуществом.

Договор доверительного управления муниципальным имуществом прекращается в следствии: а) ликвидации юридического лица или выгодоприобретателя; б) отказа выгодоприобретателя от получения выгоды по договору; в) признанием индивидуального предпринимателя, являющегося доверительным управляющим несостоятельным (банкротом); г) отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для него лично.

Законодательно предусмотрена возможность выкупа имущества, находящегося в доверительном правлении при согласовании с собственником.

Передача объектов государственной и муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения.

Объекты государственной и муниципальной собственности могут передаваться в хозяйственное ведение государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Решение о передачи объектов собственности в хозяйственное ведение, как правило, принимается одновременно при создании унитарного предприятия. Право собственности на имущество унитарным предприятиям не передается. В случаи перехода права собственности на государственные и муниципальные предприятия как имущественный комплекс (в силу их приватизации) к другому собственнику, то за предприятием сохраняется право хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Право хозяйственного ведения не может быть передано предприятием другим юридическим или физическим лицам.

Имущество, принадлежащее предприятию или иному лицу на праве хозяйственного ведения, не может быть без согласования с собственником продано, передано в аренду, внесено в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия.

Предприятие обязано за свой счет содержать данное имущество и нести расходы на его эксплуатацию.

Часть прибыли от использования государственной или муниципальной собственности, принадлежащей на праве хозяйственного ведения предприятию, размер которой устанавливается договором, перечисляется в соответствующий уровень бюджетной системы РФ.

Передача объектов государственной и муниципальной собственности на праве оперативного управления.

Объекты государственной и муниципальной собственности могут передаваться в хозяйственное ведение государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Право оперативного управления еще более ограничивает субъекта, им обладающего. Это право подразумевает необходимость использовать имущество с той целью, с которой оно было передано. Право оперативного управления представляет собой особое вещное право юридического лица владеть, пользоваться и распоряжаться государственным и муниципальным имуществом в пределах, установленных законом, целями его деятельности, заданиями собственника (чаще всего здесь имеется в виду необходимость соблюдения сметы расходов) и назначением данного имущества.

Государственные и муниципальные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете или целевым назначением.

Имущество, закрепленное за государственным или муниципальным учреждением на праве оперативного управления, остается в государственной или муниципальной собственности соответственно.

Имущество может быть передано или изъято из оперативного управления решением государственными или муниципальными органами, уполномоченными осуществлять передачу или наделять таким правом.

Передача объектов государственной и муниципальной собственности на праве безвозмездного пользования.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет договор безвозмездного пользования как договор ссуды. Некоторые объекты государственной и муниципальной собственности могут быть переданы в безвозмездное пользование:

— государственным и муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям в случаи нецелесообразности передачи им данного имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление;

— юридическим лицам — некоммерческим организациям и физическим лицам, которым государство или муниципалитет в соответствии с законодательством обязано оказывать содействие в организации их деятельности;

— органам государственной и муниципальной власти.

Ссудополучатель государственной или муниципальной собственности не вправе без письменного разрешения ссудодателя передавать его в аренду, залог, в качестве вклада в уставной капитал. Ссудополучатель обязан вернуть имущество ссудодателю в том состоянии, в каком он его брал, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором. Пользователь обязан самостоятельно нести расходы по содержанию и эксплуатации данного объекта собственности. (В основном распространяется на недвижимое имущество, нежилые помещения).

Управление государственным и муниципальным имуществом

Правовая основа управления имуществом: законы и подзаконные акты с учетом последних изменений законодательства. Анализ судебного толкования (принятых в последние годы постановлений Пленумов Верховного суда). Перспектива изменений законодательства.

Учет государственного и муниципального имущества: проблемные вопросы из практики разрешения спорных ситуаций. Порядок ведения я реестра государственного и муниципального имущества, оформление право собственности на отдельные виды имущества. Методическое обеспечение предоставления информации из реестра.

Порядок и условия наделения имуществом государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Требования к составу предоставляемого имущества, к его принадлежностям и к документации. Особо ценное имущество. Права государственных и муниципальных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений на имущество и особенности их осуществления. Порядок изъятия имущества из хозяйственного ведения и оперативного управления.

Читать еще:  Сколько в московской области муниципальных районов

Порядок передачи имущества в аренду (зданий, сооружений, линейных объектов). Особенности передачи в аренду земельных участков. Случаи предоставления имущества в аренду без торгов. Требование статьи 611 Гражданского кодекса РФ. Виды договора аренды. Существенные условия договора. Арендная плата: порядок ее установления и изменения. Применение при изменении арендной платы статьи 451 Гражданского кодекса РФ. Возможность передачи арендаторами имущества в субаренду. Аренда со множественностью лиц на стороне арендаторов. Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом. Налоговые риски.

Мнение Конституционного суда РФ в отношении государственной и муниципальной собственности:

  • передача и распределение имущества,
  • целевое назначение,
  • регулирование использования и распоряжения,
  • служебное жилье,
  • капитальный ремонт многоквартирных домов,
  • отчуждение субъектам малого и среднего предпринимательства).

Сделки с недвижимым имуществом.
Особенности недвижимости как объекта сделок. Порядок совершения и особенности сделок, связанных с переходом права собственности на объекты недвижимости. Особенности договора безвозмездного пользования имуществом. Особенности инвестирования в создание объекта недвижимости. Налоговые последствия согласования сделок с недвижимостью.

Бесхозяйное имущество — обязанность управления (комитетов) имущественных отношений по проведению его регистрации, законодательные требования по определению собственника.

Особенности управления объектами незавершенного строительства.

Порядок передачи государственного и муниципального имущества в собственность (приватизация, купля-продажа). Обязательные условия договоров. Особенности передачи земельных участков в собственность. Проблемы, возникающие в процессе приватизации объектов недвижимости.

Государственный и муниципальный контроль правомерности заключения договоров аренды и купли-продажи государственного и муниципального имущества и его изменения. Способы защиты прав публично-правовых образований. Регламент взаимодействия должностных лиц публично-правовых образований с представителями контролирующих органов. Последствия установления нарушений:

  • предписания, обязательные для исполнения организатором торгов, аукционной комиссией, продавцом имущества,
  • действия, осуществляемые нарушителем с целью устранения нарушений, выявленных при контроле; документы, подтверждающие осуществление таких действий.

Списание имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Управление государственным и муниципальным имуществом

Правовая основа управления имуществом: законы и подзаконные акты с учетом последних изменений законодательства. Анализ судебного толкования (принятых в последние годы постановлений Пленумов Верховного суда). Перспектива изменений законодательства.

Учет государственного и муниципального имущества: проблемные вопросы из практики разрешения спорных ситуаций. Порядок ведения я реестра государственного и муниципального имущества, оформление право собственности на отдельные виды имущества. Методическое обеспечение предоставления информации из реестра.

Порядок и условия наделения имуществом государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Требования к составу предоставляемого имущества, к его принадлежностям и к документации. Особо ценное имущество. Права государственных и муниципальных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений на имущество и особенности их осуществления. Порядок изъятия имущества из хозяйственного ведения и оперативного управления.

Порядок передачи имущества в аренду (зданий, сооружений, линейных объектов). Особенности передачи в аренду земельных участков. Случаи предоставления имущества в аренду без торгов. Требование статьи 611 Гражданского кодекса РФ. Виды договора аренды. Существенные условия договора. Арендная плата: порядок ее установления и изменения. Применение при изменении арендной платы статьи 451 Гражданского кодекса РФ. Возможность передачи арендаторами имущества в субаренду. Аренда со множественностью лиц на стороне арендаторов. Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом. Налоговые риски.

Мнение Конституционного суда РФ в отношении государственной и муниципальной собственности:

  • передача и распределение имущества,
  • целевое назначение,
  • регулирование использования и распоряжения,
  • служебное жилье,
  • капитальный ремонт многоквартирных домов,
  • отчуждение субъектам малого и среднего предпринимательства).

Сделки с недвижимым имуществом.
Особенности недвижимости как объекта сделок. Порядок совершения и особенности сделок, связанных с переходом права собственности на объекты недвижимости. Особенности договора безвозмездного пользования имуществом. Особенности инвестирования в создание объекта недвижимости. Налоговые последствия согласования сделок с недвижимостью.

Бесхозяйное имущество — обязанность управления (комитетов) имущественных отношений по проведению его регистрации, законодательные требования по определению собственника.

Особенности управления объектами незавершенного строительства.

Порядок передачи государственного и муниципального имущества в собственность (приватизация, купля-продажа). Обязательные условия договоров. Особенности передачи земельных участков в собственность. Проблемы, возникающие в процессе приватизации объектов недвижимости.

Государственный и муниципальный контроль правомерности заключения договоров аренды и купли-продажи государственного и муниципального имущества и его изменения. Способы защиты прав публично-правовых образований. Регламент взаимодействия должностных лиц публично-правовых образований с представителями контролирующих органов. Последствия установления нарушений:

  • предписания, обязательные для исполнения организатором торгов, аукционной комиссией, продавцом имущества,
  • действия, осуществляемые нарушителем с целью устранения нарушений, выявленных при контроле; документы, подтверждающие осуществление таких действий.

Списание имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector