Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально экономическая сущность муниципальных финансов

Муниципальные финансы: сущность, система, управление, реформирование

Автор: admin · Опубликовано 23.02.2017 · Обновлено 25.02.2017

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы в себя включают:

  • — внебюджетные муниципальные фонды;
  • — средства местных бюджетов;
  • — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
  • — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
  • Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
  • — финансовой государственной поддержки;
  • — принцип самостоятельности;
  • — принцип гласности.

CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный обо­рот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается пото­ком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денеж­ного оборота.

Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования му­ниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных про­грамм развития общественного сектора и производства, учреждений и органи­заций бюджетной сферы и так далее. Их функциониро­вание полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию соци­ально ориентированной рыночной экономики.

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Муниципальные и государственные финансы функциониру­ют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном

Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:

Финансы во многом зависят от совершенных преобра­зований в отношениях между различными звеньями финансовой сис­темы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и фи­нансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципаль­ный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная орга­низация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финан­совых средств в государстве производится с помощью интегри­рованной системы по управлению финансовыми потоками.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в рефор­мировании экономики России.

Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.

В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.

Сущность и функции муниципальных финансов

Чтобы понять механизм финансирования муниципальных предприятий, необходимо разобрать понятие муниципальные финансы.

Муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот— это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее финансовым звеном.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и, прежде всего муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию.Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение муниципальных задач.

Муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы.Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов, во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения, регулирования и контроля бюджетных потребностей ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функция муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессыкак в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

-контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

-контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

-контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

-контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

-контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Состояние муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

-единства законодательной и нормативной базы;

-открытости и прозрачности;

-разграничения полномочий и предметов ведения;

-научного подхода к реализации намеченных целей;

-экономичности и рациональности;

-управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегияопределяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансовв реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

-адаптации к рыночным преобразованиям;

-стимулированию инвестиционной активности.

Экономическая стабилизацияна макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, из­менение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

Финансовая адаптацияк рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

-интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активностьгосударства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим, и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Можно сделать выводы:

1. Муниципальные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

2. Муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.

3. Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

4. Финансы способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

5. Муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях — распределительной и контрольной.

6. Муниципальных финансов в реформировании российской экономики сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

Сущность муниципальных финансов.

Местные финансы– это совокупность экономических отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов, выпуска и погашения государственных муниципальных ценных бумаг и других финансовых средств. Основными принципами организации местных финансов являются самостоятельность, государственная финансовая поддержка и гласность.

Формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении), уставов и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и других законодательных актов.

В решении вопросов организации местных финансов участвуют органы государственной власти РФ и субъектов РФ. Они выполняют следующие функции: – регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, а также между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; – обеспечивают выполнение федеральных и региональных целевых программ и контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств; – разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, социальные нормы, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; – оказывают методическую помощь в работе по формированию и исполнению местных бюджетов; – контролируют соблюдение налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ со стороны органов местного самоуправления; – компенсируют увеличение или уменьшение расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ или органами государственной власти субъектов РФ; – наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей им материальных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления этих полномочий; – осуществляют другие функции.

Социальный стандарт – это установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека. Социальные нормы – это показатели обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Норматив минимальной социальной обеспеченности – расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя по текущим расходам.

В формировании и исполнении местных бюджетов участвуют органы местного самоуправления. Их полномочия приведены ниже:

– представительные органы вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы;

– представительные органы вносят изменения и дополнения в правовые акты о местном бюджете на текущий финансовый год;

– органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в местные бюджеты.

Формирование и исполнение местных бюджетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав. Формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ и Законом о местном самоуправлении.

Местные бюджеты состоят из доходов и расходов. Доходы местных бюджетов включают собственные доходы и муниципальные заимствования (в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг). К собственным доходам местных бюджетов относятся следующие виды доходов: 1. Средства самообложения граждан – разовые платежи, размер которых устанавливается местными референдумами (сходами граждан). 2. Доходы от местных налогов и сборов (по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления). 3. Доходы от региональных налогов и сборов (по ставкам, установленным законами субъектов РФ). 4. Доходы от федеральных налогов и сборов (по нормативам и ставкам, установленным законодательством РФ и законами субъектов РФ). 5. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней. 6. Доходы от муниципального имущества. 7. Прибыль муниципальных предприятий после уплаты налогов и сборов. 8. Штрафы, установление которых относится к компетенции органов местного самоуправления. 9. Добровольные пожертвования. 10. Иные доходы.

Финансовая помощь из бюджетов субъектов РФ осуществляется в различных формах. Это могут быть:

дотациина выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений из региональных и районных фондов финансовой поддержки поселений. Эти фонды создаются в составе расходов соответствующих бюджетов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Распределение средств этих фондов осуществляется с учетом численности населения и потребителей данного вида бюджетных услуг, площади территории, уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами;

дотациина выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов;

– субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований из фонда софинансирования социальных в составе расходов бюджетов субъектов РФ;

субвенции на осуществление переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ государственных полномочий за счет федерального и регионального фондов компенсаций. Размер субвенций определяется федеральным законом и законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год;

субсидии для долевого финансирования инвестиционных проектов и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований из фонда муниципального развития в составе расходов бюджетов субъектов РФ.

Местные бюджеты расходуются на следующие цели:

– решение вопросов местного значения;

– обслуживание и погашение муниципального долга;

– выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);

– оплата муниципального заказа на поставки товаров, работ и услуг;

– осуществление отдельных государственных полномочий, переданных местным органам власти;

– долевое финансирование инвестиционных проектов;

– долевое финансирование приоритетных социально значимых проектов;

– страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности и предпринимательского риска;

– иные цели, предусмотренные уставом муниципального образования.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. Источники финансирования дефицита местного бюджета могут использоваться только на инвестиции и не могут быть направлены на обслуживание и погашение муниципального долга.

Положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании разрабатывают самостоятельно представительные органы местного самоуправления.

Исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с БК РФ.

38. Муниципальное образование: виды и разделение полномочий.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.08.2017 2017-08-13

Статья просмотрена: 2422 раза

Библиографическое описание:

Петрушина, О. В. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований / О. В. Петрушина, М. С. Свиридова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45357/ (дата обращения: 11.04.2020).

В экономической литературе муниципальные финансы рассматриваются в узком и широком экономическом содержании. Под муниципальными финансами в узком значении понимается совокупность социально экономических отношений, по поводу формирования и использования денежных доходов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и необходимых для реализации их функций. [1, c.15] Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Фактически такая постановка вопроса сводит элементы муниципальных финансов к содержанию местного бюджета.

В широком смысле в систему муниципальных финансов включаются все местные финансы, в том числе и финансы самостоятельных хозяйствующих субъектов муниципального образования: финансы предприятий и организаций различных форм собственности, а также населения, направляемые на развитие территории муниципального образования. [3, c.150] Мы считаем, что данный подход вполне правомерен, так как на территории муниципального образования функционируют финансовые подсистемы федеральных и региональных органов власти, домашние хозяйства, коммерческие и некоммерческие предприятия. Именно с этой позиции муниципальные финансы рассматриваются при финансовом планировании, разработке среднесрочного прогноза финансового плана, формировании налогового потенциала и финансовой политики. Из этого следует, что в данном контексте системообразующим элементом муниципальных финансов является местный бюджет, в котором аккумулируются местные финансовые ресурсы для решения вопросов местного значения.

Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы. К местным финансам относятся финансы сельских и городских поселений, городов и районов, а также округов.

Рису. 1. Местные финансы в финансовой системе РФ

Общеэкономическая эффективность местных финансов во многом зависит от законодательного закрепления полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. В Российской Федерации законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предметам ведения местного самоуправления в рамках территории муниципального образования отнесен ряд вопросов местного значения. Для этого обратимся к рисунку 2.

Рис. 2. Функциональное значения местного самоуправления

К вопросам местного значения полноправно относят:

– принятие и изменение уставов муниципальных образований;

– владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;

– формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

– содержание и использование муниципальных учреждений жилищного фонда и нежилых помещений;

– организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования и здравоохранения;

– охрана общественного порядка;

– регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований и др.

Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного определения в зависимости от отношений к конкретному уровню бюджетной системы. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные определения понятия местных бюджетов, также имеется множество мнений по поводу их сущности. Данная ситуация объясняется сложностью и многогранностью этого понятия.

Концептуальное содержание понятия местного бюджета

Понятие

Автор

Концепция

форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [4]

статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации

форма движения денежных средств

совокупность задач, поручаемых местным органам власти, и совокупность средств, которыми они располагают для их удовлетворения

Элемент (звено) бюджетной системы

средство удовлетворения местных потребностей, за счет доходных источников

совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных советов

план финансовых ресурсов,

реальные ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении местных властей для осуществления их функции» [5]

На наш взгляд, местный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода, в виде фонда жизнеобеспечения конкретной территории, благодаря которой осуществляется финансирование важнейших отраслей социальной, коммунальной и других сфер деятельности городов, районов, сел.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Чтобы понять какие функции выполняют местные бюджеты обратимся к рисунку 3.

Рис. 3. Экономическая сущность местных бюджетов

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

– сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [6] (ст. 130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

– формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

– с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

Имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

Таким образом, местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Читать еще:  Федеральные и муниципальные финансовые институты
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector