Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъектами управления муниципальными финансами являются

Глава 32. Управление муниципальными финансами

32.1. Содержание процесса управления
муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии: 1

1) финансовое планирование;

2) бюджетный процесс;

3) оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности ¾ составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей ¾ процесс контроля. Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

1) финансовые органы ¾ производят финансовое планирование;

2) бюджетные органы ¾ организовывают и осуществляют бюджетный процесс;

3) контрольные органы ¾ контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) ¾ это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения. 2

Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм ¾ это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.

Рис. 32.1. Структура муниципального финансового механизма

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

1) финансовое планирование ¾ комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);

2) прогнозирование ¾ прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;

3) функция организации ¾ создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;

4) регулирование ¾ воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;

5) координация ¾ согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;

6) стимулирование ¾ побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;

7) функция контроля ¾ проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями ¾ получателями бюджетных средств.

Планирование в системе муниципального финансового управления

На первоначальном этапе процесса управления муниципальными финансами на основе финансового анализа проводится финансовое планирование. Планирование ¾ важнейший и обязательный этап любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития.

Важным показателем планирования являются его сроки. Формы планирования и их содержание представлены в табл. 32.1.

Таблица 32.1

Формы муниципального финансового планирования
и их содержание

Разделение планирования на три основные формы (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участков, поскольку в ходе финансового планирования все органы местного самоуправления участвуют в решении единых задач.

С точки зрения реализации целей органов местного самоуправления наиболее важен этап долгосрочного планирования. Именно на этом этапе определяется стратегия развития муниципального образования и согласуются основные интересы всех участников финансового планирования.

Как правило, сроки долгосрочного планирования совпадают со сроками полномочий органов самоуправления. Определение приоритетов должно базироваться на тщательном анализе перспектив развития муниципального образования и происходить при взаимодействии всех органов власти и населения. Исполнительная власть, которая разрабатывает приоритеты развития, крайне заинтересована в процессе согласования и утверждения приоритетов, так как она делает единомышленниками и соучастниками этого процесса все общественные силы, что позволяет избежать конфликтов (или свести их к минимуму) на последующих стадиях формирования финансового плана и бюджета.

Читать еще:  Долговая политика муниципального образования

Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют подготовку и согласование финансовых планов на основе приоритетов, установленных законодательным органом местного самоуправления. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с подготовкой проекта бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Утверждение бюджета муниципального образования осуществляет законодательный орган местного самоуправления. Финансовый план представительным органом власти не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

1 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Управление муниципальными финансами

32.1. Содержание процесса управления муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии.

  1. Финансовое планирование.
  2. Бюджетный процесс.
  3. Оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей — процесс контроля . Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

  1. финансовые органы — производят финансовое планирование;
  2. бюджетные органы — организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
  3. контрольные органы — контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) — это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения.

32.2. Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм — это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

  1. финансовое планирование — комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);
  2. прогнозирование — прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;
  3. функция организации — создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;
  4. регулирование — воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;
  5. координация — согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;
  6. стимулирование — побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;
  7. функция контроля — проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями — получателями бюджетных средств.

Субъекты управления финансами

Понятие финансов

Финансы являются неотъемлемой частью жизни общества. Они проникают во все ее сферы и поддерживают отношения между субъектами экономических отношений. С их помощью можно отследить объем совокупного предложения, уровень потребления, интенсивность деловой активности, хозяйственный потенциал, благосостояние населения, темпы экономического развития, платежеспособность субъекта, наличие резервных фондов и так далее. Они дают полную информацию о текущем состоянии исследуемого объекта, а также его потенциале.

Читать еще:  Администрация муниципального образования город салехард

Финансы описывают ту часть денежных отношений, которая касается создания резервных фондов частного пользования, либо формирования и использования государственного бюджета. Макроэкономическое распределение бюджета связано с распределением совокупного дохода, либо общественного продукта. Финансы являются одним из инструментов государственного воздействия на работу рыночного механизма. Кроме того, они позволяют выявить дополнительные резервы роста или экономической стабилизации. Основная задача финансовой деятельности – обеспечение хозяйственных отношений между субъектами при обеспечении индивидуальных интересов каждого из участников.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Среди принципов финансового обращения можно выделить:

  • формирование единого правого поля;
  • проведение стандартизации обмена данными и документами;
  • создание единых условий для кредитной, денежной и фискальной политики;
  • целевое использование денег;
  • диверсификация источников дохода, а также проектов инвестирования;
  • обеспечение рыночного баланса.

Функции финансов, прежде всего, связаны с созданием условий для движения денежных средств между субъектами, объектами отношений, территориями, странами, отдельными регионами. Они позволяют равномерно распределять национальные, международные и общемировые средства. Кроме того, финансы дают возможность государству воздействовать на экономическую стабильность и рост путем решений финансовой политики. Например, могут сокращаться или увеличиваться субсидии, изменяться объемы государственных закупок, применяться налоговые льготы и так далее. Можно сказать, что финансы не только определяют направленность денежного обращения, финансовый результат, но и позволяют решать вопросы в социальной, политической и экономической жизни общества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Роль и значение финансового менеджмента

Современные системы хозяйствования придерживаются рыночной модели отношений. Для них характерна свобода субъектов, их стремление к индивидуальной выгоде. Максимизация дохода осуществляется за счет сбытовых операций, частью которых является взаимный финансовый расчет. Получается, что все субъекты связаны между собой не только хозяйственными, но и финансовыми отношениями. Любое изменение в работе одного субъекта моментально сказывается на всех его связях. Одним из ярких примеров является финансовый кризис 2008 года, который начался с проблем на ипотечном рынке США, но постепенно распространился на всю финансовую систему мира. Кроме того, он стал причиной глубоко экономического спада.

Управление финансами, прежде всего, направлено на оптимизацию работы сферы обращения. С его помощью осуществляется координация действий, связанных с увеличением финансового результата, повышением эффективности использования денежных ресурсов. Объектами управления могут выступать средства домашних хозяйств, деньги реального сектора, государственные бюджетные средства. Финансовый менеджмент решает две задачи, а именно, диверсифицирует источники формирования доходов, а также ищет новые направления для инвестирования.

Управление финансовой деятельностью предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Предварительный анализ.
  2. Разработка стратегического и тактического плана.
  3. Внедрение управленческих решений в реальную деятельность.
  4. Обеспечение обратной связи.
  5. Контроль и внесение изменений в план.

Постоянный мониторинг финансовой деятельности, сбор и анализ данных позволяют своевременно реагировать на любые изменения в системе хозяйствования. Финансовый данные показывают не только текущее положение субъекта, его платежеспособность, но также дают возможность принять обоснованные решения в смежных областях его экономического развития.

Субъекты управления финансами

Значимость управления финансами была определена выше. Субъектами финансового менеджмента выступают органы, специальные службы и подразделения различных объектов, чьей основной деятельностью является обеспечение контроля над исполнением внутреннего финансового законодательства страны.

В России на общегосударственном уровне субъекты управления финансами осуществляют законотворческую деятельность, а также реализуют исполнение принятых решений на практике. К этим субъектами относятся Президент РФ, Правительство, Федеральное собрание. Непосредственными исполнителями принятых распоряжений и законов становятся Министерство финансов, а также Федеральные налоговая и таможенная службы.

На региональном и муниципальном уровне существует своя иерархия органов финансового управления. Например, это может быть законодательное собрание муниципального субъекта. Если говорить об отдельных предприятиях или индивидуальных предпринимателях, то их финансовая деятельность определяется уставными документами, а также организационно-правовой формой. Каждый индивид так же может быть субъектом финансового управления, осуществляя менеджмент собственных средств.

Читать еще:  Неналоговые доходы государства и муниципальных образований

В России главным исполнительным и контролирующим органом управления финансами выступает Министерство финансов России. В его обязанности входят:

  • Финансовое планирование для всей экономики в целом, а также для отдельный отраслей.
  • Осуществление методического руководства.
  • Разработка бюджета на федеральном уровне.
  • Составление консолидированного бюджета.
  • Контроль и отчетность использования федеральных бюджетных средств.

Так же, Министерство финансов принимает участие в прогностической деятельности, стратегическом и тактическом планировании. Оно занимается вопросами улучшения бюджетной системы, а также вносит предложения по оптимизации кредитно-денежной политики.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Управление финансами: сущность, объекты, субъекты, элементы, методы

Тема 3. Управление финансами. Финансовый контроль.

1. Управление финансами: сущность, объекты, субъекты, элементы, методы

2. Финансовое планирование, финансовое прогнозирование.

3. Принципы, методы и виды планирования.

4. Финансовый контроль: его сущность, формы, виды и методы.

5. Органы управления и финансового контроля.

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Управление присуще всем сферам человеческой деятель­ности. Одной из важнейших областей управленческой деятель­ности является управление финансами.Под управлением фи­нансами понимается воздействие на финансовые отношения сцелью максимально эффективного распределения (перераспре­деления) финансовых ресурсов.

В любой управляемой системе выделяют объекты и субъек­ты управления. Применительно к финансам объектами управ­ления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и при­нимаются в качестве объектов управления:

1) государственные финансы;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций;

3) страховые отношения.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1) финансовые органы и налоговые инспекции;

2) финансовые службы предприятий, учреждений и орга­низаций;

3) страховые органы;

Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

1) финансовое планирование;

2) стратегическое и оперативное управление;

3) финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в систе­ме управления финансами. В ходе финансового планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансо­вых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое пла­нирование основывается на анализе финансовой информации, в первую очередь на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

К финансовой информации предъявляются определенные требования, основное из которых полезность, под которой по­нимаются ее уместность, достоверность, понятность и сопоста­вимость; наличие необходимых элементов, а также использо­вание определенных принципов (в том числе и ограничитель­ных) включения данных в отчетность.

Составными частями финансового планирования являют­ся бюджетное и итоговое планирование.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осу­ществляют Государственная Дума, аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Под оперативным управлением финансами понимается со­вокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управ­ление финансами сводится к маневрированию финансовыми ре­сурсами в целях решения конкретных задач текущего периода. Оперативное управление финансами в нашей стране осу­ществляют Министерство финансов РФ, финансовые управле­ния органов местного самоуправления, дирекции внебюджет­ных фондов, страховых организаций, финансовые службы пред­приятий, учреждений иорганизаций.

На стадии оперативного управления финансами действует финансовый контроль, который помогает сопоставить факти­ческие результаты использования финансовых ресурсов с пла­новыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.

Методы управления финансами:

Экономические:

фискальная политика. Это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры гос. расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;

финансовое планирование;

координация финансовых ресурсов, на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы;

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector