Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи государственных и муниципальных финансов

Содержание и значение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы в экономической системе общества

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения ими возложенных на них полномочий в целях удовлетворения общественных потребностей.

Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, с целью выполнения государством своих функций.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Особое назначение в финансовой системе уделяется государственным и муниципальным финансам, данный факт обусловлен их своеобразными функциями — снабжать органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимой для бесперебойной работы. С помощью этих финансов органы местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, влияют на многие отрасли экономики и разглаживание отличий в социальных уровнях отдельных территорий.

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов:

1. Форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

2. Особенности административнотерриториального устройства государства, которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.

3. Особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой. Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испания и др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Для тех, кто хочет знать больше

Унитарное государство — более простая форма государственного устройства, при которой действует единая конституция, единая система государственных органов, единое гражданство.

Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы (провинции, районы, области и т.д.).

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Страны с такой формой представляют собой единое централизованное государство, состоящее из зависимых административно — территориальных единиц (Япония, Англия, Швейцария, Франция и др.). Унитарные государства имеют двухуровневую бюджетную систему: государственный бюджет и местные бюджеты (рис 7.1).

Отличительные признаки унитарного государства:

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Федеративное государство менее централизовано. Это единое союзное государство, состоящее из государственных образований, не являющихся самостоятельными государствами, с собственной компетенцией и системой органов власти и управления. Эти образования — субъекты федерации — носят названия штатов (США, Индия), земель (Германия, Австрия), республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов (Россия) и т.д.

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации^

В федеративных государствах трехуровневая бюджетная система: бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты (рис. 7.2).

Особенность федеративного устройства финансов состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.

Отличительные признаки федеративного государства:

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Цели и задачи государственных финансов

Основные цели государственных финансов

Государственные финансы – это экономические отношения, которые возникают в реальном денежном обороте в отношении создания, распределения и применения централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные финансы имеют четкие цели. Хотя они и учитывают социальные и экономические интересы отдельных представителей общества, во всех своих аспектах направлены на решение государственных задач.

Целями государственных финансов являются:

  • привлечение доходов с помощью системы налогообложения, различных сборов и неналоговых поступлений;
  • переназначение ресурсов согласно утвержденным характеристикам и направлениям развития социального, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными проектами, а также выполнением внутренних и внешних долговых обязательств.

Разработка и достижение целей госфинансов основывается на информации. Она важна в процессе принятия решений и контроля за ходом его выполнения. Источниками необходимых данных и сведений являются оперативная и статистическая отчетность, договора и расчетные документы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Читать еще:  Муниципальные районы забайкальского края

Государство может влиять на многие социально-экономические процессы в территориальном и отраслевом аспекте. Это возможно благодаря разнообразию финансовых связей по функциональному назначению.

Ключевую роль играют бюджетные отношения. С их помощью перераспределяются значительные денежные ресурсы от хозяйствующих субъектов (юридические и физические лица) в пользу государства и наоборот. Предназначением центрального бюджета является финансирование общегосударственных мероприятий, государственных целевых программ, обороны, охраны госграниц, обеспечение правопорядка, развитие социальной сферы и др. Цель центрального бюджета – это стабилизация экономики, поддержание единого уровня социальной защищенности населения.

Местные (локальные) бюджеты применяются для:

  1. координации экономических процессов,
  2. локализации производительных сил,
  3. развития территориальной инфраструктуры;
  4. воспроизводства человеческого капитала.

Целью внебюджетных фондов является финансирование отдельных целевых мероприятий за счет налоговых и иных отчислений или других источников. Денежные средства лишаются индивидуальности, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет применять финансовые ресурсы согласно поставленным целям.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный кредит связан с привлечением временно свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования потребностей и нужд государства. На международном уровне в отношения возникают между иностранными государствами и предприятия, а также международными и межгосударственными финансовыми организациями.

Задачи государственных финансов

Основной задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства или территориальных органов власти и распределение их на финансирование потребностей общества.

Конкретные задачи государственных финансов:

  • распределение и перераспределение национального дохода между сферами экономики
  • организация и контроль распределения денежных средств;
  • содержание аппарата государственных чиновников;
  • содержание армии;
  • реализация научных, экономических, культурных и образовательных проектов;
  • создание системы избирательных законодательных и исполнительных органов власти на разных уровнях;
  • прогнозирование развитие финансовой системы;
  • создание и внедрение системы сбалансированного бюджета на разных уровнях; обеспечение регулярных финансовых бюджетных поступлений;
  • финансирование выполнения функций государства.

Менеджмент в области организации финансов и проведение единой финансовой политики в России осуществляет Министерство финансов РФ. В его задачи входят:

  1. модернизация системы госбюджета;
  2. подготовка и исполнение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;
  3. централизация финансовых ресурсов на наиважнейших направлениях экономического и социального развития страны;
  4. формирование проекта федерального бюджета и гарантия его исполнения, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  5. подготовка программ государственных кредитов и займов и управление госдолгом РФ;
  6. подготовка и исполнение единой политики в области развития финансовых рынков;
  7. участие в процессе создания и проведения единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгметаллов и камней;
  8. создание единых методологических принципов составления бюджетов всех уровней и отчетов об их выполнении;
  9. проведение государственного финансового контроля;
  10. обеспечение методологического руководства бухучетом, отчетностью и аудитом.

Особенности управления госфинансами

Управление финансами – это действия государства, которые связаны с осуществлением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства. Финансы необходимы правительству для реализации собственных целей и задач и выполнения функций и обязательств перед целевой аудиторией.

Система управления государственными финансами является составной частью экономической правительства, которая основана на тщательно запланированном курсе экономического развития.

Для эффективного руководства финансами следует обеспечить взаимодействие трех элементов: политика налогообложения; бюджетная политика; кредитно-денежная деятельность.

Основными инструментами управления финансами государства являются: принятие государственного бюджета; отчет о выполнении госбюджета; специальные финансовые законы; наличие госдолга, размер которого устанавливается правительством; принятие и отмена различных видов налогообложения.

Управление финансами осуществляют специальные органы посредством особых приемов и методов, а также разнообразных санкций и стимулов. Основными органами управления госфинансами считаются законодательные или общие институты и органы оперативного управления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Задачи государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

Читать еще:  Государственный и муниципальный кредит и долг

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

2.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

единства законодательной и нормативной базы;

открытости и прозрачности;

разграничения полномочий и предметов ведения;

научного подхода к реализации намеченных целей;

экономичности и рациональности;

управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

  • либерализацию цен;
  • приватизацию;
  • социальную трансформацию;
  • интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Задачи по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

Задача 1.Годовой объем доходов бюджета субъекта РФ составит 765 млрд. руб., в том числе безвозмездные поступления из федерального бюджета – 120 млрд. руб. Субвенции составляют 30 млрд. руб. Объем расходов бюджета – 700 млрд.руб. Определите: а) предельный объем государственного долга субъекта РФ; б) предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;

VП.О.Д. – предельный объем государственного долга субъекта РФ;

VО.Д. – общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ;

VБ.П. – объем безвозмездных поступлений федерального бюджета;

V п.о.д. = 765 – 120 = 645 млрд. руб.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ в соответствии с ч.2 ст.107 БК РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

б) Согласно Бюджетному кодексу РФ. Глава 14. Статья 111. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга в очередном финансовом году по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 % объема расходов соответствующего бюджета.

Читать еще:  Ленинский муниципальный район московской области

Т.е. предельный объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ должен удовлетворять следующему условию:

ПОРО – предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;

ОР – объем расходов бюджета;

РС – расходы, осуществляемые за счет субвенций.

ПОРО = (700 — 30) * 15% = 100,5 млрд. руб.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ со ст.111 БК РФ, не должен превышать 15 % объема расходов бюджета субъекта РФ, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

Задача 2.Государство N получило заем у МВФ в размере 12 млрд. долл. на срок 5 лет. Привлеченные средства государство инвестирует в экономику. В результате ожидается прирост ВВП в размере 50 млрд. долл. в год. Ставка процента по займу составляет 10 % годовых. На сколько изменится величина государственного долга за этот период в абсолютной сумме и в процентах? Возрастет ли чистое долговое бремя? правильно

1) Величина государственного долга возрастет на всю сумму полученного иностранного займа, то есть на 12 млрд. долл. + сумму процентов за 5 лет.

Рассчитаем сумму процентов по займу:

S = PV * i * n / T *100%, где

S – сумма процентов по займу;

РV – сумма займа;

i –годовая ставка по займу;

n – срок кредита в днях;

T – число дней в году.

S (за 1 год) = 12 млрд. долл. * 10% * 365 / 365 * 100% = 1,2 млрд. долл.

S (за 5 лет) =1,2 млрд. долл. * 5 = 6 млрд. долл.

Так, величина государственного долга составит 12 + 6 = 18 млрд. долл. в абсолютном выражении, или 150% от суммы займа

2) для того, чтобы ответить на вопрос об увеличении долгового бремени, необходимо сопоставить сумму процентных выплат по займу и сумму ежегодного прироста ВВП, из которой обслуживается долг.

Сумма ежегодных процентных выплат по займу составит 1,2 млрд. долл., или 10% от его суммы.

Ежегодный прирост ВВП от инвестиционных проектов составит 50 млрд. долл. Разница в размере 50 — 1,2 = 48,8 млрд.долл. Ежегодно страна получит чистый прирост ВВП в размере 48,8 млрд.долл., а общая сумма долга, которая должна быть погашена за счет этих средств, составляет 18 млрд.дол. Следовательно, она может быть легко погашена в первый же год пользования займом. В этом случае уменьшится и сумма процентов по займу. Таким образом, чистое долговое бремя не возрастет.

Задача 3.В стране А экономическая ситуация охарактеризуется следующими показателями: ставка подоходного налога равна 20% (применяется пропорциональная система налогообложения); расходы государственного бюджета – 200 млрд. ден. ед.; фактические доходы населения – 600 млрд. ден. ед.; возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов – 1200 млрд. ден. ед.

а) фактическое состояние бюджета (фактический дефицит/профицит)

б) структурное состояние бюджета (структурный дефицит/профицит)

в) циклическое состояние бюджета (циклический дефицит/профицит).

Сделайте вывод по задаче. правильно

а) Факт. доходы гос. бюджета = фактические доходы населения * ставка подоходного налога

Факт. доходы гос. бюджета = 600 * 20% = 120 млрд. ден. ед.

Факт. состояние бюджета = факт. доходы гос. бюджета – расходы гос. бюджета

Факт. состояние бюджета = 120 – 200 = — 80 млрд. ден. ед.

Отрицательное значение данного показателя означает фактический дефицит гос. бюджета, который составляет 80 млрд. ден. ед.

б) Под структурным состоянием бюджета понимают разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Формула:

B S структурное состояние бюджета;

G — расходы гос. бюджета;

t – ставка подоходного налога;

Y – возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов.

B S = 200 – (1200*20%) = — 40 млрд. ден. ед.

Отрицательное значение данного показателя означает структурный дефицит гос. бюджета, который составляет 40 млрд. ден. ед.

в) Доходы гос.бюджета, при полной занятости = возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов * ставка подоходного налог

Доходы гос.бюджета, при полной занятости = 1200 * 20% = 240 млрд. ден. ед.

Циклическое состояние бюджета = расходы гос. бюджета — доходы гос.бюджета, при полной занятости

Циклическое состояние бюджета = 200 – 240 = — 40 млрд. ден. ед.

Второй вариант решения:

Циклическое состояние бюджета = факт. состояние бюджета – структурное состояние бюджета

Циклическое состояние бюджета = — 80- (-40) = — 40 млрд. ден. ед.

Отрицательное значение данного показателя означает циклический дефицит гос. бюджета, который составляет 40 млрд. ден. ед.

Вывод: Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов. Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений. Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Задача 4.В стране N ВВП при полной занятости экономических ресурсов может составлять 400 млрд. $, фактический ВВП равен 320 млрд. $. Сумма налогов в совокупности составляет 15% от ВВП (при этом допускается, что налоги являются единственным источником доходов государственного бюджета). Государственные расходы равны 52 млрд. $. а) что такое полная занятость ресурсов? б) Определите фактическое состояние бюджета. в) Определите состояние бюджета при полной занятости ресурсов. г) Сделайте вывод о характере взаимосвязи между состоянием макроэкономических показателей и состоянием государственного бюджета.

а) Полная занятость ресурсов возможна при отсутствии циклической безработицы и означает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10 — 20 % их общего объема.

б) Налоговые поступления = факт. ВВП * сумма налогов

Состояние бюджета = налоговые поступления — гос. расходы

Налоговые поступления = 320 млрд. долл. * 15% = 48 млрд. долл.

Состояние бюджета = 48 – 52 = — 4 млрд. долл.

Отрицательное значение данного показателя означает дефицит гос. бюджета, который составит 4 млрд. долл.

в) Налоговые поступления = ВВП при полной занятости ресурсов * сумма налогов

Состояние бюджета = налоговые поступления — гос. расходы

Налоговые поступления = 400 млрд. долл. * 15% = 60 млрд. долл.

Состояние бюджета = 60 – 52 = 8 млрд. долл.

Положительное значение данного показателя означает профицит гос. бюджета, который составит 8 млрд. долл.

Вывод: состояние государственного бюджета (дефицит или профицит) напрямую зависит от занятости экономических ресурсов страны. Таким образом, при полной занятости ресурсов государственный бюджет будет профицитным, а при фактическом ВВП при том же уровне государственных расходов, бюджет будет дефицитным.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector