Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностные лица таможенных органов рф

Должностные лица и работники таможенных органов Российской Федерации

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации

Статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» раскрывает понятие «должностные лица таможенных органов».

С принятием Федерального закона «О службе в таможенных органах» (1997 г.) и до принятия Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (2002 г.) все должностные лица являлись сотрудниками таможенных органов, которым в установленном законом порядке присваивались специальные звания. Согласно Федеральному закону N 78-ФЗ часть сотрудников перешли на должности федеральной государственной гражданской службы, содержание понятия должностного лица таможенных органов претерпело изменения (см. комментарий к преамбуле).

К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в настоящее время относятся: 1) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания — сотрудники таможенных органов; 2) лица, которым присваиваются классные чины. Комментируемый Закон прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими, что создает некую законодательную неопределенность в их правовом статусе.

Таким образом, в настоящее время понятие «должностные лица таможенных органов» является собирательным, включающим в себя две категории служащих, проходящих службу в таможенных органах.

Следует отметить, что Федеральный закон N 78-ФЗ не установил критерии, по которым должно было происходить разделение должностей на категории. В результате перехода части сотрудников таможенных органов на условия государственной гражданской службы сотрудниками остались должностные лица правоохранительного блока таможенных органов РФ (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), а также руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно. Вместе с тем в таможенных органах происходит постепенный перевод руководителей неправоохранительного блока на должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, можно предположить, что в перспективе сотрудниками таможенных органов останутся только сотрудники правоохранительных подразделений. Представляется, что с принятием федерального закона «О правоохранительной службе» понятие «сотрудник таможенного органа» должно приобрести четкую концептуальную основу.

Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.

Работники таможенных органов

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются должности работников таможенных органов. Должностные обязанности работников не связаны с выполнением задач и функций, возложенных на таможенные органы. На должностях работников в таможенных органах работают водители, уборщики, коменданты, кладовщики, лифтеры, сторожа, архивариусы и др.

Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Приказом ГТК России от 28 декабря 1999 г. N 930 утверждена Типовая форма трудового договора с работниками таможенных органов.

Должностные лица таможенных органов РФ

«. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее — сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов. «

Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Должностные лица таможенных органов РФ» в других словарях:

Должностные лица таможенных органов — граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды … Таможенное право. Глоссарий

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — граждане Российской федерации, принятые на работу (на контрактной основе) в таможенные органы РФ в качестве должностных лиц этих органов; при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства … Юридическая энциклопедия

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ — работники, занимающие штатные должности в данных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий (пункт 5 Положения о порядке и условиях прохождения службы в… … Таможенное дело. Толковый словарь

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — граждане Российской федерации, принятые на работу (на контрактной основе) в таможенные органы РФ в качестве должностных лиц этих органов; при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства … Энциклопедический словарь экономики и права

ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ — определены в ст. 9 ТК. Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции: участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику; обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Читать еще:  Размер вывозной таможенной пошлины

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов — таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ — документ, в соответствии с которым должностные лица Республики Беларусь несут дисциплинарную ответственность; утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 N 243. Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов Республики… … Таможенное дело. Толковый словарь

Ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов — за неправомерные решения, действия или бездействия должностные лица и иные работники таможенных органов Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ — лица, имеющие классные чины и занимающие должности в налоговых органах. В соответствии с Положением о классных чинах работников Государственной налоговой службы РФ (Приложение № 3 к Указу Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340) устанавливаются … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Глава 60. Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (ст. 420-422)

Правовой статус есть совокупность полномочий (прав и обязанностей) должностных

лиц. ТК устанавливает требования, предъявляемые к должностным лицам таможенных

органов РФ. Согласно ст. 420 ТК должностными лицами таможенных органов могут

быть только граждане России, обладающие определенными деловыми и моральными

качествами, имеющие соответствующее образование, способные по состоянию здоровья

выполнять возложенные на них задачи.

При первом назначении на должность может устанавливаться испытательный

срок до 1 года. Лица, не выдержавшие установленного испытания, увольняются

с таможенной службы.

Прием граждан на работу в таможенные органы РФ осуществляется на контрактной

основе. Впервые назначаемые на должность граждане принимают присягу, текст

которой установлен ст. 420 ТК. Должностным лицам таможенных органов присваиваются

специальные звания, бесплатно выдается соответствующая форменная одежда.

При исполнении своих служебных обязанностей должностные лица таможенных

органов являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Статья 421 ТК содержит гарантии надлежащего исполнения должностными лицами

своих служебных обязанностей. Так, должностное лицо таможенного органа в своей

деятельности руководствуется только: 1) законодательством и иными правовыми

актами РФ, 2) международными договорами РФ, 3) приказами непосредственного

начальника. Никто не имеет права понуждать должностное лицо выполнять обязанности,

не возложенные на таможенные органы РФ законодательством России.

ТК запрещает незаконное воздействие или вмешательство в любой форме в

деятельность таможенных органов РФ и их должностных лиц. Под незаконным воздействием

или вмешательством следует понимать такое влияние на должностных лиц, которое

осуществляется посредством насилия, угроз, подкупа и т.п. и имеет целью изменить

решение, принимаемое таможенным органом, или действие, осуществляемое должностным

За совершение вышеуказанных противоправных деяний виновное лицо привлекается

к ответственности, предусмотренной, например, ст. 264 (Воспрепятствование

доступу должностного лица таможенного органа РФ на территорию и в помещения

для проведения таможенного контроля), ст. 446 (воспрепятствование должностному

лицу таможенного органа РФ в проведении таможенного обследования и других

процессуальных действий), ст. 448 (незаконное воздействие или вмешательство

с целью повлиять на принимаемое решение либо осуществляемое действие). Подробнее

см. комментарий к гл. 39, 63.

ТК запрещает создание и деятельность политических партий в таможенных

органах РФ. Должностные лица таможенных органов РФ в своей служебной деятельности

не могут быть связаны решениями политических партий и других общественных

объединений, преследующих политические цели.

ТК налагает на должностных лиц таможенных органов ряд ограничений. Так,

должностные лица не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью,

в том числе через посредников; быть поверенными у третьих лиц по таможенным

вопросам; выполнять любую оплачиваемую работу на условиях совместительства,

кроме научной, преподавательской и творческой деятельности; выполнять связанные

с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера; оказывать

с использованием своего служебного положения любое не предусмотренное законодательством

РФ содействие лицам и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; самостоятельно

или через представителей принимать участие в управлении хозяйствующими субъектами;

организовывать забастовки и участвовать в их проведении.

Законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа,

согласно ст. 422 ТК, обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями,

организациями, государственными органами и их должностными лицами и иными

работниками, а также физическими лицами.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица

таможенного органа, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных

на это лицо обзязанностей, влекут ответственность, предусмотренную ст. 437

Оскорбление должностного лица таможенного органа РФ, угроза, сопротивление,

Читать еще:  Таможенный тариф 1724 года кратко

насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество влекут ответственность,

налагаемую в соответствии с предписаниями статей главы 63 ТК и УК.

Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества должностных лиц

таможенных органов, а также членов их семей от преступных посягательств в

связи с исполнением этим лицом своих служебных обязанностей гарантируется

Федеральным законом от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей,

должностных лиц правоприменительных и контролирующих органов» .

Должностные лица таможенных органов РФ не несут ответственности за моральный,

физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением физической

силы, специальных средств и огнестрельного оружия в предусмотренных главой

61 ТК случаях, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

Таможенное право России

Полномочия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по применению принудительных мер

В соответствии со ст. 12 Закона о таможенном регулировании таможенные органы РФ выполняют определенные функции, в числе которых можно выделить следующие:

  • обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (т.е. пресечение действий, направленных на несоблюдение этого порядка);
  • обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу (иными словами осуществляется отслеживание, чтобы на территорию Российской Федерации не ввозились запрещенные товары, соблюдались квоты и т.д.);
  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности (т.е. противодействие явлениям, связанным с несоблюдением этих прав);
  • обеспечение в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
  • ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

При этом, применяя принудительные меры, таможенные органы выявляют негативную реакцию государства на действия, совершаемые вопреки или с нарушением установленных законодательством правил.

Под принуждением понимается отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку установленные (законом, иным нормативным актом) правила нарушены (не соблюдены, проигнорированы), нарушена и воля властвующего субъекта, и он воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения (соблюдения установленного порядка поведения, действий и т.д.).

Принуждение играет важную роль в охране интересов России в области таможенного дела и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что таможенные органы РФ систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Принуждение включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, арест товаров, запрещение эксплуатации транспортных средств и т.п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Во многих случаях в таможенном деле принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно или по незнанию совершили правонарушение. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Из курса административного права известно, что меры принуждения делятся на меры пресечения и наказания. Последние считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные или уголовные санкции.

Разберем особенности и порядок применения мер принуждения в таможенном деле.

Обычно ученые разделяют меры пресечения на специальные, процессуальные и общие.

Рассмотрим меры пресечения, которые вправе применять таможенные органы в отношении лиц, совершающих правонарушения в таможенном деле в соответствии с приведенной классификацией.

В соответствии со ст. 26-30 Закона о таможенном регулировании в целях оперативного пресечения правонарушений должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по применению физической силы и специальных мер.

Также физическая сила, в том числе приемы рукопашного боя, может применяться для задержания лиц, совершивших правонарушение, преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.

Специальные средства, перечень которых определяется правительством РФ (наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта и т.д.), могут быть использованы должностными лицами в следующих случаях:

  • для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;
  • отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;
  • задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение (сопротивление) или могут причинить вред окружающим или себе;
  • пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;
  • остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица таможенного органа остановиться.
Читать еще:  Статистическое таможенное декларирование личный кабинет

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностные лица таможенных органов при отсутствии специальных средств вправе применять оружие или использовать любые подручные средства.

Должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях:

  • для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;
  • в целях пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа,
  • при приближении, т.е. сократив при этом расстояние, указанное должностным лицом таможенного органа, или в случае прикосновения к оружию указанного должностного лица;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;
  • задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;
  • остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;
  • обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;
  • предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового нападения, угрожающего жизни людей.

О каждом случае применения специальных средств или оружия должностное лицо таможенного органа обязано в возможно короткие сроки в письменной форме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору в течение 24 ч.

Кроме этого, в арсенале таможенных органов РФ имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры, которые используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об уголовных преступлениях или административных нарушениях, совершенных в области таможенного дела.

В первую очередь к этим мерам относятся:

  • доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения (если составление протокола является обязательным);
  • административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, должностные лица таможенных органов могут применять при выявлении нарушений таможенных правил в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Применяется должностными лицами таможенных органов РФ, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Доставление, административное задержание, арест товаров производится должностными лицами таможенных органов в соответствии с правилами, утвержденными КоАП РФ. Кроме этого, в некоторых случаях ФТС России в рамках своей компетенции устанавливает перечни должностных лиц таможенных органов, которые вправе применять принудительные меры воздействия. Например, приказом ФТС России от 1 марта 2012 г. № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» был утвержден следующий перечень.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector