Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фискальная и протекционистская функция таможенных органов

Фискальные и протекционистские таможенные пошлины: определение и взимание

При перемещении товаров через государственную границу взимается таможенная пошлина – вариант косвенных налогов. Уплата пошлины является обязательным и непременным условием ввоза или вывоза товара. Сбор выполняется в пользу государства и может быть нескольких видов.

Нормативное регулирование

Все процедуры, выполняемые при перемещении товаров через границу Таможенного Союза, регулируются главным нормативно-правовым актом – Таможенным Кодексом. Одной из таких процедур является взимание таможенных пошлин. ТК России описывает все виды сборов, их назначение, порядок взимания, исключения и прочее.

  • Ст. 318 рассматривает все возможные виды пошлин: ввозные, вывозные, компенсационные, специальные и, конечно, фискальные и протекционистские.
  • В 319 ст. ТК приводится порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате сбора. Здесь же приводятся и исключения, когда налоги не уплачиваются. Такие случаи связаны с ситуациями, описанные в Налоговом Кодексе России.
  • 320 ст. указывает на лица, ответственные за уплату пошлины. Как правило, таковым является декларант или представитель.
  • 321 ст. вводит ограничения по общей допустимой сумме налога.

Собственно исчисление таможенных пошлин регулируют статьи 322–327.

  • Ст. 322 указывает на объект обложения – перемещаемые товары. Основой для исчисления пошлины выступает их таможенная стоимость.
  • Ст. 323 описывает процедуру заявления таможенной стоимости. Данные о стоимости указывает декларант. Таможенные органы обязаны контролировать и проверять заявленные сведения.
  • Ст. 324 указывает, что исчисление пошлин производится декларантом самостоятельно, за исключением отдельных случаев. Выплата сбора возможна только в российских рублях.
  • В ст. 325 предписывается для исчисления пошлины применять данные Таможенного тарифа и Налогового Кодекса РФ.
  • Ст. 326 указывает при перерасчете иностранной валюты принять курс, устанавливаемый Центральным Банком России.
  • Ст. 327 описывает необходимые мероприятия, выполняющиеся при незаконном перемещении товаров, неуплате налога, нарушении условий ввоза и прочих правонарушениях.
  • Ст. 329 устанавливает сроки уплаты и ограничения.

Классификация таможенных пошлин

Разбор понятий

Таможенная пошлина – опосредованный налог, взимаемый в пользу государства при перемещении через границу товаров и транспортных средств. Существует множество видов таможенных платежей. По цели взимания все они делятся на 4 вида:

  • фискальные – поступают только в государственный бюджет;
  • протекционистские – выполняют своеобразную защитную функцию, предупреждая засилье иностранных товаров на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые – скорее, разновидность протекционистских, взимаются с тех импортных товаров, стоимость которых ниже стоимости собственных аналогов;
  • преференциальные – льготные. Распространятся на определенные виды товаров, например, согласно договору.

Что такое фискальные таможенные пошлины

Фискальная пошлина – исторически самый старый вид таможенного обложения. Как правило, таким налогом облагаются товары, которое не производятся в стране – например, сигары, кофе, чай. Величина фискального сбора учитывается при расчете стоимости этого товара на внутреннем рынке страны для обложения налогом.

Фискальная функция – главная задача таможенных сборов, так как они составляют значительную часть бюджета – до 35%. В равной мере это относится как к импортным, так и экспортным пошлинам. По сравнению с другими сборами величина фискальной пошлины относительно невелика. В целом ряде случаев чисто фискальная пошлина со временем может трансформироваться в протекционистскую.

Что такое протекционистские и фискальные таможенные пошлины

Что такое протекционистские таможенные пошлины

Под протекционизмом подразумевается государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от зарубежной конкуренции. Протекционизм ограничивает ввоз определенных импортных товаров, составляющих конкуренцию отечественным, и обладающих более низкой стоимостью. В отдельных случаях вводится полный запрет.

Один из инструментов этой политики – протекционистские пошлины. По сути, это дополнительные сборы, которые государство вводит на некоторые импортные товары с тем, чтобы повысить их стоимость и сделать неконкурентоспособными на внутреннем рынке.

Различают 3 вида протекционизма:

  • жесткий – предполагает высокий уровень таможенных платежей, дополнительные таможенные барьеры, затрудняющие ввоз товара;
  • умеренный – более низкий уровень пошлины, простой порядок ввоза товаров;
  • мягкий – собственно говоря, обратное явление. В этом случае вводят льготные пошлины для отдельных торговых представителей. Импортные товары, как правило, изначально не могут конкурировать с отечественными аналогами.

Антидемпинговая пошлина как разновидность протекционистской вводится в тех случаях, когда заявленная цена товара, ввозимая на территорию страны, ниже, чем стоимость этого товара на территории страны-производителя. Такой вариант может нанести существенный урон отечественному изготовителю. Чтобы не допустить этого, вводится антидемпинговые пошлины в том размере, в каком они компенсируют потери.

Антидемпинговая пошлина действует в течение не более 5 лет с момента введения. Если повторное антидемпинговое исследование приносит те же результаты, то новый срок действия исчисляется с момента пересмотра.

Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле

Как они устанавливаются и применяются

Расчет таможенной пошлины обязан выполнить декларант. Исключение составляют товары, на которые не нужно подавать отдельной декларации, и ситуации, при которых требуется выплата дополнительного обеспечения. В таких случаях расчет производят таможенные органы.

Расчет платежа довольно сложен и включает несколько частей.

  • Ввозная пошлина – ставка определяется в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза. Применяется она к товарам, ввозимым из союза третьих стран. В зависимости от типа – адвалорные, специфические, комбинированные, ставки рассчитываются по разным формулам.
  • Налог на добавленную стоимость – наиболее близкий к понятию фискальный. Выступает косвенным налогом и взимается в пользу государства.
  • Акцизы – тоже являются вариантом фискального платежа и взимаются при ввозе товаров.
  • Таможенные сборы – платеж, который требует таможенная служба, по сути, за свою работу: таможенные операции, сопровождение, выпуск товара и прочее.
Читать еще:  Размер вывозной таможенной пошлины

Помимо базовых, действуют самые разные льготы, квоты и специальные ставки – антидемпинговые и протекционистские. Последние имеют временные рамки и периодически пересматриваются.

Собственно процедура расчета выполняется в несколько этапов.

  • Сначала определяется метод расчета ввозной или вывозной пошлины. Для первой, например, действует такая формула: совокупная стоимость груза и доставки вместе с единым тарифом составляют основу для начисления НДС. В общий платеж входит полученная сумма, НДС и таможенный сбор, представляющий собой фиксированную ставку от таможенной стоимости.
  • На основе кода товара в ВЭД и базовые ставок, пошлин, акциза, сборов и НДС, определяется сумма платежа.
  • Затем учитывается действие особых ставок: протекционистских, антидемпинговых, специальных, сезонных, льготных и прочих.
  • Полученная сумма платежа должна находиться в соответствии с существующей нормативной базой. Одна из обязанностей таможни – проверка документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость.

Фискальные таможенные пошлины – основной вид платежа, применяемый к ввозимым товарам, которые не производятся внутри страны. Протекционистские – специальные пошлины, назначаемые только по отношению к тем импортным товарам, которые составляют слишком большую конкуренцию отечественным аналогам. Оба вида пошлин являются инструментом государства по защите собственного производителя.

Это видео расскажет также и о видах таможенных пошлин:

Таможенное регулирование и таможенное дело в РФ

I. В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств (ТТС) через таможенную границу РФ.

Иными словами, посредством таможенного регулирования государство регламентирует перемещение ТТС через таможенную границу.

Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Конституция РФ закрепляет: «На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Нормативно-правовую базу таможенного регулирования составляют:

1) таможенное законодательство РФ, которое состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов;

2) законодательство РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, основными актами которого являются Федеральные законы от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Функции таможенного регулирования:

1. Протекционистская функция таможенного регулирования направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

Таможенное регулирование призвано защитить экономику РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичных товаров, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят товары отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование «ножниц цен» на мировом и внутреннем рынках. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность — чрезмерный импорт, который затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели — обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 ФЗ «О государственном регулировании ВЭД»).

С помощью таможенного регулирования решается задача по рационализации товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Читать еще:  Отмена внутренних таможенных пошлин дата

Таможенное регулирование может быть использовано и для поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса РФ (Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления ВЭД). Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.

2. Охранительная функция защиты прав и свобод человека и общественных интересов. На основании актов законодательства РФ и международных договоров РФ может быть запрещен ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных ТТС исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ.

3. Фискальная функция таможенного регулирования. Уплачиваемые таможенным органам таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета. О значении этой функции таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

4. Обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. О нацеленности таможенного регулирования на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством говорится, например, в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

В Концепции национальной безопасности РФ (раздел IV) в качестве важнейших задач во внешнеэкономической сфере названы следующие:

— создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

— расширение рынков сбыта российской продукции;

— формирование единого экономического пространства с государствами — участниками СНГ.

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.

II. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением ТТС через таможенную границу.

Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования, а так­же запреты и ограничения — есть те барьеры, препятствия, через кото­рые необходимо пройти для осуществления действий по ввозу и выво­зу ТТС. Какими же методами и средствами обеспечивается их соблюдение?

Метод всегда показывает, как происходит регулирование, какие способы и приемы используются в правовых отношениях. Средство же — это то, что связывает объект и субъект деятельности, цель и ре­зультат. С помощью средств удовлетворяется интерес субъектов права. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

К элементам таможенного дела относятся:

Из сказанного можно сделать вывод о том, что таможенное дело представляет инструментарий таможенного регулирования.

Основными средствами (инструментами) таможенного регулирования являются:

— таможенные пошлины и иные таможенные платежи (Таможенно-тарифное регулирование),

— различные запреты и ограничения, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование), и т.д.

Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и осуществляется таможенными органами РФ. Они являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят: федеральная таможенная служба (ФТС), уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.

РФ участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Предметом таможенного регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между РФ, Правительством РФ и зарубежными государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе о создании на территориях стран — членов СНГ таможенного союза и единого таможенного пространства.

РФ также имеет определенные международные обязательства о построении своей таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой, Россия должна стремиться к совместимости своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.

Основные понятия в системе таможенного дела

Кивалов С.В. (ру) Таможенная политика Украины (2002)

3.2. Функции таможенной политики

Таможенная политика и таможенная деятельность всегда были неразрывно связаны в первую очередь с внешнеэкономической деятельностью государства, поскольку причиной их возникновения является наличие межгосударственных экономических (торговых) связей в качестве объекта государственного влияния и контроля. Этот факт обусловливает преобладание экономического характера функций таможенной политики.

Читать еще:  Классификатор уплаты таможенных платежей

На сегодняшний день мы можем выделить три основные функции таможенной политики: фискальную, регулятивную и защитную.

Содержание фискальной функции таможенной политики заключается в наполнении государственного бюджета за счет взимания пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизного сбора с товаров и других предметов при перемещении через таможенную границу. От перечисленных выше взысканий следует отличать такие таможенные платежи как: сбор за таможенное оформление, плата за хранение товаров на таможенных складах, таможенное сопровождение и т.д.. Эти платежи не выполняют фискальной функции, а является платой за услуги таможни. Фискальная функция таможенной политики является древнейшей за все остальные, поскольку история подобного вида государственной деятельности достигает еще древних Египта (третье тысячелетие до н.э.) и Вавилон (второе тысячелетие до н. Н.э.). Выполнение фискальной функции оставалось единственной задачей таможенной деятельности для европейских государств примерно до конца XVII в., Логическим завершением этого периода в развитии таможенного дела стало формирования единой таможенной политики в рамках государства, отмена внутреннего пошлины.

Регулятивная функция таможенной политики на сегодняшний день имеет приоритетное значение. Регулятивная функция предполагает воздействие со стороны государства и его компетентных органов на внешнеэкономические отношения с помощью средств экономического и неэкономического (административного) характера с целью регулирования последних в целях обеспечения национальных интересов и интересов национальных товаропроизводителей и создание благоприятных для них условий, обеспечение выполнения государственной политики в сфере экономики, выполнения международно-правовых обязательств государства. Подобное регулирование осуществляется посредством установления ставок пошлин и сборов, лицензирования, квотирования и установления других нетарифных ограничений. Впервые подобные функции в таможенной сфере начала осуществлять Великобритания, примерно с середины XVII ст. Это было напрямую связано с Великими географическими открытиями XVI ст. и развитием колониальной системы. Для более эффективной эксплуатации колониальных владений и развития национальной промышленности колонии обязывались торговать только с метрополией, при использовании для перевозок английских кораблей таможенные ставки несколько уменьшились и т.д.. Именно с середины XVII ст. государство начинает активно вмешиваться в внешнеэкономические отношения с целью их регулирования.

Третьей базовой функцией таможенной политики является защитная функция. Иногда эту функцию еще называют «правоохранительной» но она как функция государственной политики имеет несколько шире значение, чем просто правоохранительная деятельность государства. Эта функция в первую очередь направлена на защиту государства от внешних угроз и в широком смысле включает: защиту национальной безопасности государства, поддержания мира и международной безопасности, общественного порядка, нравственности, защита внутреннего рынка, обеспечение экологической безопасности, защиту интересов потребителей, создание условий для поддержания законности относительно порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, эффективную борьбу с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, содействие борьбе с международным терроризмом, преступностью и т.д.. Большая часть подобных задач реализуется в процессе выполнения таможенными органами своих таких контрольных функций, как: таможенный, валютный, экологический, медико-санитарный и другие виды контроля, а также при выполнении задач по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (надо отметить, что в украинском национальном законодательстве не урегулирован вопрос о предоставлении таможенным органам статуса правоохранительных, хотя фактически они выполняют подобные функции).

В некоторых случаях охранительная функция таможенной политики получала приоритетное значение и становилась главной задачей государства в таможенной сфере. Это характерным для так называемых закрытых обществ, примерами которых могут быть средневековая Япония, правительство которой пытался ограничить любое иностранное влияние, бывший СССР с его монополией внешней торговли (ст. 2. Таможенного кодекса СССР 1928 главной задачей таможенных органов называла «фактический контроль выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли «), существующие коммунистические режимы на Кубе и в Северной Корее.

Для выполнения государством своих функций в рамках таможенной политики существуют определенные средства воздействия на соответствующую группу общественных отношений, входящих в один специфического института государства, который определяется понятием «таможенное дело». Они классифицируются на две большие группы — средства тарифного и нетарифного регулирования (подробнее они будут рассмотрены в последующих главах). Подобные средства государственного влияния, в большинстве случаев, реализуются при перемещении физическими и юридическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, они закрепляются соответствующими нормами законодательства, носят общеобязательный характер и обеспечиваются принудительной силой государства. В процессе реализации таможенной политики каждый из ее средств может реализовывать одну отдельную функцию, а несколько, например, уплата пошлины выполняет и фискальную и регулятивную функции, административное взыскание за нарушение таможенных правил в виде штрафа выступает в качестве наказания в отношении субъекта правонарушения и в качестве компенсации государственному бюджету платежей, которые не были взысканы в результате этого правонарушения. Таким образом, отдельные средства таможенной политики, объединяясь в специфическом государственном институте под названием «таможенное дело», конечной целью своего применения имеют реализацию главной функции таможенной политики Украины — защита национальных интересов и национальной безопасности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector