Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее руководство таможенным делом осуществляет

ТЕМА 4. Таможенное дело в российской федерации

4.1. Руководство таможенным делом

Конституция Российской Федерации определяет таможенное регулирование как установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу J

Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы особых экономических зон являются таможенной границей

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной.
Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие систему, в которую входят:

Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов;

Особенности управления в таможенных органах Российской Федерации

Проблемы управления в таможенных органах РФ приобрели в настоящее время особую актуальность. Это обусловливается рядом весьма существенных особенностей управления таможенными органами России.

Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, которая является необходимой основой для всей жизни и деятельности таможенных органов.

Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой динамичностью. Чтобы всегда отвечать постоянно изменяющимся условиям, в которых решается задача обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов страны, таможенная организация должна быть гибкой, должна оперативно совершенствовать свою организационную структуру[1]. Естественно, что и система управления[2] в таможенном организме призвана не только поспевать за этими изменениями, но и опережать их, представляя простор новому, сохраняя лучшее из старого.

В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высокой степенью социально-политической ответственности, которая возлагается на органы управления и руководителей за принятые решения, за «управленческий акт».

Ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.

В-четвертых, особенностью управления в таможенных органах является то обстоятельство, что таможенные органы и их должностные лица постоянно подвергаются воздействию криминальных структур. От них требуется колоссальное напряжение духовных и физических сил. Поэтому огромное значение имеет формирование у личного состава высоких морально-психологических качеств.

Таким образом, управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни.

Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления — поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи — функции.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации». Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического суверенитета и экономической безопасности России.

Круг субъектов общего руководства таможенным делом согласно Таможенному кодексу включает, прежде всего, Правительство Российской Федерации. Но если толковать этот термин расширительно, то в него с определенной долей условности можно включить и деятельность в сфере таможенного дела Федерального Собрания РФ.

Президент Российской Федерации в силу своего конституционного положения также выполняет значительный объем функций и полномочий в сфере таможенного дела.

Читать еще:  Уничтожение внутренних таможенных пошлин в россии

Правительство Российской Федерации активно действует в сфере нормативно-правого регулирования многих вопросов экономической сферы таможенного дела, в частности, таможенно-тарифных правил и др.

Под организационной структурой таможенного органа следует понимать совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, а также соответствующим Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Непосредственное руководство со стороны ФТС РФ заключается, в частности, в том, что все составные части таможенного дела постоянно находятся в центре внимания руководства Центрального аппарата ФТС РФ, его коллегии, управлений и отделов, а также непосредственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функционально и организационно глубоко связанных и действующих под его руководством.

Одним из направлений такого непосредственного руководства, помимо систематических организационных мероприятий, является нормативно-правовая деятельность, которая является весьма обширной и охватывает, по существу, все элементы и участки таможенного дела. Часть своих задач и функций Центральный аппарат ФТС решает непосредственно, а часть через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и другие подведомственные организации и учреждения.

Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между этим органом и таможнями.

РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов.

Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным образом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управления с большой степенью жесткости организационной структуры способен функционировать лишь в строго заданных параметрах.

Таким образом, в зависимости от того, насколько ход управляемых процессов поддается предсказанию, создаются органы управления с узкоспециализированной (жесткой) либо универсальной организационной структурой. Вариация гибкости организационной структуры позволяет максимально эффективно осуществлять те функции, для реализации которых предназначен орган управления.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т.е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

Структура любого таможенного органа формируется в результате сознательной деятельности. На ее становлении непосредственно сказывается влияние тех целей, которые должностные лица рассчитывают достичь, создавая структуру конкретного органа. И это очевидно, ибо каждая структурная единица (подразделение) таможенного органа обеспечивает выполнение запрограммированных функций. Именно необходимость выполнения определенных функций обусловливает создание того или иного органа или его структурного подразделения.

Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа путем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

В ФТС, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с видами осуществляемых ими функций существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-аналитические и др.)

Следует отметить, что такая классификация структурных подразделений является наиболее общей. Она позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подразделений таможенного органа. Однако, как уже отмечалось, объективно существующий процесс разделения труда вызывает необходимость последующего, более детального и глубокого расчленения основных, специфических и общих функций, закреплением их за соответствующими подразделениями.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Между функциями и организационной структурой существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых, по общему правилу, конкретная функция закрепляется за структурным подразделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующими правами и несет ответственность за ее реализацию. Однако, если некоторые функции тесно связаны между собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реализации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа должно опираться на соблюдение таких важнейших требований к структуре органа управления, как простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях.

Организация общего и непосредственного руководства таможенным делом в Российской Федерации

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Читать еще:  Сущность и назначение таможенных платежей

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации (далее — Федеральная таможенная служба) Федеральная таможенная служба реализует свои полномочия непосредственно и через подчиненные таможенные органы Российской Федерации (далее — таможенные органы)

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет

Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется ГТК России,

являющимся центральным органом федеральной исполнительной власти.

Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных

платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.д.) создаются специальные

Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК) и военизированными

органами (указ Президента РФ «Об отнесении таможенных органов к государственным

военизированным организациям»). Таможенные органы составляют единую систему,

в которую входят:

— региональные таможенные управления;

По состоянию на 1 марта 1995 года в систему таможенных органов Российской

Федерации наряду с ГТК входят 15 региональных таможенных управлений (12 территориальных

и 3 специализированных), 144 таможни (67 пограничных и 77 внутренних), 503

таможенных поста (192 пограничных, 299 внутренних и 12 акцизных). За последние

годы значительно возросла численность таможенных служащих. Если в 1991 году

в таможенных органах работали всего 7 тыс. человек, то сейчас армия таможенников

выросла до 53 тыс.

Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами,

предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство

допускает выполнение отдельных действий, относящихся к компетенции таможенных

органов, иными государственными органами, предприятиями и организациями. При

этом таможенные органы вправе контролировать такую деятельность (например,

деятельность владельца частного склада временного хранения, таможенного перевозчика

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие

таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач.

В настоящее время таможенные органы обеспечивают реализацию 20 основных

функций, зафиксированных в ТК (ст. 10). Среди них:

— участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие

в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров,

перемещаемых через российскую границу;

— защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции

экономической безопасности, являющейся экономической основой суверенитета

— содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности,

общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека,

защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов

российских потребителей ввозимых товаров;

— применение средств таможенного регулирования торгово-экономических

отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств

через таможенную российскую границу;

— осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного

оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

— осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

— борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства,

относящегося к товарам, перемещаемым через российскую таможенную границу;

пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного,

исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран,

объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений;

содействие в борьбе с международным терроризмом;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации в части,

касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров,

затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными

и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями,

занимающимися вопросами таможенного дела;

— другие функции, предусмотренные законодательством.

Не входят в таможенную систему, но являются подведомственными ГТК:

— таможенные лаборатории, которые создаются ГТК для проведения экспертиз

и исследований товаров в таможенных целях;

— научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального

и дополнительного образования (например, Таможенная академия);

— вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные

и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению

задач таможенных органов.

К последним относятся многочисленные таможенные склады и склады временного

хранения, учрежденные таможенными органами. На 1 марта 1995 года были открыты

1021 склад временного хранения и 406 таможенных складов.

Имущество таможенных органов, а также вышеперечисленных организаций и

учреждений, подведомственных ГТК, является федеральной государственной собственностью.

Рассмотрим подробнее отдельные органы, входящие в таможенную систему

Таможенная территория и таможенные границы

Руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляется Правительством РФ. Общее руководство заключается в выборе стратегии и тактики осуществления таможенногодела, определение его направлений и конкретных составных частей; координации и контроля развития; акцентирования внимания на тех или иных сторонах и таможенной деятельности имеющие значение для экономическог

о суверенитета и экономической безопасности РФ. Непосредстенную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральная служба уполномоченная в области таможенного дела. В соответствии с таможенным кодексом 1993 года центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющее непосредственное руководство таможеннвм делом является Гос Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ) В соответствии с указом президента от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» после вступления в силу ГТК РФ преобразован в ФТС РФ и его функции по принятию нормативно-правовых актов передается Мин. Эконом. Развития и торговли РФ. Указом президента от 06густановлено что ркуоводство фед. там. службы осуществляет Праительство РФ. Функции мин.эконом.развития и торговли по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела передаются ФТС РФ.

Таможенные органы. Это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела и подчиненные ей таможенные органы РФ. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. (ФТС России; РТУ; Таможни; Таможенные посты) Центральным таможенным органом является ФТС России. Часть своих задач и функций ФТС РФ решает непосредственно, а часть через РТУ, таможни и таможенные посты. РТУ являются промежуточным звеном между ФТС и таможнями. Таможни РФ непосредственно решают часть задач в сфере таможенного дела. Подчиняются таможни тому РТУ в зоне деятельности которого находятся. Отдельные таможни родчинены ФТС РФ (Домодедово, Внуково). В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты, которые являются первичным звеном системы таможен органов. Таможенные посты осуществляют свою деятельность под руководством таможни в состав которой входят. Создание, реорганизация и ликвидация РТУ и там. постов осуществляет ФТС РФ. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению определенных функций, совершен. таможенных операций, а также регион деятельности определяет ФТС. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Читать еще:  Таможенный кодекс рф 2020

Производственный потенциал. Его образуют средства производства которые являются составной частью нац. богатства и эконом. потенциала страны. Средства производства образуют основные и оборотные фонды. Основные фонды – это общая сумма капит. товаров находящихся в распоряжении предприятия или отрасли экономики, с помощью которых производятся други етовары или услуги. Народное хоз-во России располагает огромным производственным потенциалом. Размещение основных производственных фондов складывается в соответствии с законами и факторами территориальной организации хаз-ва. Около ? всех в т.ч. основных фондов приходится на европейскую часть РФ и только ? на восточн р-ны Среди европейских регионов ведущ место занимают: уральские, поволжские, центральные, а на востоке — западно-сибирские. Таким образом размещение производственного потенциалапротивоположно размещению важных природных ресурсов,которые сосредоточены главным образом на востоке страны. В настоящее время основные производственные фонды устарели и требуют обнавления. Степень износа 35-40%, а в отрасли производящей товары еще больше. Таким износом отличаются фонды центр. черноземья, поволжья, урала и западной сибири. Это связанно с тем что в предреформенный период вводимые основные фондыпреимущественно пополняли новые мощности а не заменяли устаревшие. Отраслевая структура всех промышленных основных фондов по экон. районам определяется двумя показателями: 1. территориальная специализация производства 2. степень фондоемкости отраслей. Фондоемкость – стоимость производственных основн. фондов/ед. производственной продукции. Самый высокий удельный вес промышленности в фондах имеет Урал >40%, а самый низкий сев. кав около 27%,Самый высокий удельный вес с/х в фондах имеет черноземье>25%, самый низкий европейский север 7%. Переход к рынку выдвинул новые региональные проблемы технической реконструкции хозяйства. В ходе этой реконструкции целесообразноизменение размещения производственного потенциала, которое заключается во-первых в перепрофилировании крупных предприятий в соответствии с отрасливыми факторами, во-вторых в разумном дроблении технологических циклов с передислокацией их частей, в-третьих в выведении из крупных городов вредных в экономическом отношении предприятий.

Научный и инновационный потенциал. Н. Потенциал составляет сеть научных организаций, функционирующих в целях произ-ва, распространения и внедрения в практику, научных знаний. К научному потенциалу организации относятся: научно-исследовательские, конструкторские и проектные институты,а также исследовательские подразделения ВУЗов. Россия располагает достаточно крупным научным потенциалом. В сфере науки трудится 3% всех занятых, а вместе с отраслью образования и культуры около 14%. Однако научная база ослаблена по сравнению с СССР, а расходы на науку по сравнению с США ниже. Научно-технические, культурные и организационные знания – это интеллектуальный потенциал, который выступает в рыночной экономике важными факторами конкурентной среды. По некоторым данным для большинства компаний соотношение его цены к физ. капиталу колеблется от 5:1 до 16:1. Инновац. потенциал – способность различных отраслей народного хоз-ва, производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Инновационный потенциал включает в себя: 1. научные, проектные и конструкторские разработки. 2. Мощности эксперементальных услуг связанные с подготовкой нового производства. 3. Средства технологического контроля. Как и производственный потенциал в большей степени научный потенциал сконцентрирован в европейских районах. Здесь размещены свыше 4/5 научных кадров, в том числе более половины в северо-западных и центральных районах. Наличие крупной научной базы в регионе это серьезная предпосылка размещения в нем новых и развития действующих предприятий соответствующих отраслей, а также высших и средне-спец. учреждений. Региональная структура научных учреждений разного профиля имеет свою специфику. Для институтов специализир. на исследованиях теоретического профиля, важным условием размещения является наличие крупных научно-инфю ВУЗам. А для институтов занимающихся прикладными разработками, ведущим условием является близость к ведущим предприятиям отрасли и органам управления ими. Поэтому научно-иссл. учреждения занятые фундаментальными разработками концентрируются в крупных экономических и культурных центрах (Москва, СПБ, Новосибирск)

Природный потенциал. Саставляет прородные ресурсы территории РФ. Природные ресурсы – компоненты природной среды природные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Земля и водные рес-сы не только самые большие из естественных, но они как и рабочая сила и производственые фонды имеют многоцелевое направление, использ. во всех отраслях и сфераххозяйства. К сфере природных ресурсов относятся: земли, воды, недра, ресурсы животного и растительного мира имеющие общегосударственное значение. Россия самая богатая землей страна. Земельный фонд составляет 1707 млн. га 51% относится к лесному фонду, 38% с/х земли, 7% земли гос. запаса, +1% промышленность, транспорт, воен. объекты, +1% природные заповедники, +1% населенные пункты. Практически используется 2/5. Региональное распределение земельных ресурсов отличается резкой неравномерностью. Разрыв в землеобеспечении между европейской и азиац. частями страны достигает 11-кратной величины а между экономическими районами центр – дальний восток, разрыв составл. 51 раз. Все европейские районы кроме северного бедны земельными ресурсами зато восток распологает коллосальным земелным фондом, обеспеченность землей до 7 раз больше чем в среднем. Поверхностно-водные ресурсы РФ оцениваются ы 41,6 тыс. куб км. В основном в бассейнах рек (Лена, Волга) на 1-го человека приходится ок 30тыс куб м в год. Кроме этого учитываются запасы подземных вод.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector