Порядок и формы уплаты таможенных платежей
Статья 116. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов
Статья 116. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 116 настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Часть 1 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
1. Ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.
ГАРАНТ:
Часть 2 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
2. По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации. Распоряжение суммами ввозных таможенных пошлин, уплаченных до подачи таможенной декларации, осуществляется применительно к порядку, предусмотренному статьей 121 настоящего Федерального закона, с учетом положений международного договора государств — членов Таможенного союза.
ГАРАНТ:
Часть 3 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза.
ГАРАНТ:
Часть 4 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
4. Предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае, если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату плательщику в порядке, установленном статьей 148 настоящего Федерального закона. В случае, если по результатам указанного расследования принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат зачислению на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза.
ГАРАНТ:
Часть 5 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
5. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, а также предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае, если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату плательщику в порядке, установленном статьей 148 настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:
Часть 6 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.
ГАРАНТ:
Часть 7 не применяется со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
7. Налоги, а также таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
ГАРАНТ:
Часть 8 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
8. Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в частях 1, 3 — 7 настоящей статьи, за товары, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары.
9. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
10. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
11. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
12. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
13. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Часть 14 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ часть 14 статьи 116 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
14. Уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов в соответствии с настоящим Федеральным законом может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (далее — электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.
ГАРАНТ:
Часть 15 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ часть 15 статьи 116 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
15. При уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов информационный обмен между участниками расчетов осуществляют юридические лица, ответственные за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства. Требования к указанным юридическим лицам, порядок организации взаимодействия между ними, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, определяются Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
Часть 16 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ часть 16 статьи 116 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
16. Порядок и технологии совершения операций по уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Порядок и формы уплаты таможенных платежей. Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве — члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ст. 84 ТК ТС).
В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве — члене таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств — членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства — члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве — члене таможенного союза.
Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств — членов таможенного союза. Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст. 3 Соглашения «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»).
При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.
Ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.
По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации.
Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами-членами таможенного союза в порядке, установленном международным договором государств-членов таможенного союза.
Сторонами достигнута договоренность о распределении доходов от импортных пошлин между бюджетами государств Таможенного союза: Россия – 87,97%, Белоруссия — 4,7%, Казахстан — 7,33%.
Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются национальным законодательством государств ТС, в котором подлежат уплате таможенные платежи.
Таможенные платежи могут быть уплачены в любой форме, к ним относятся:
— безналичный расчет (платежное поручение, таможенные карты, зачет авансовых сумм, денежного залога, излишне уплаченных и излишне взысканных платежей);
— наличный расчет (оформление таможенного приходного ордера).
Согласно ст. 118 ФЗ ОТР для российских участников внешнеэкономической деятельности предусмотренауплата таможенных пошлин, налогов в централизованном порядке, которая может осуществляться плательщиками, заключившими с ФТС России или таможенными органами таможенной службой соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов.
Например, оглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей между ФТC России и плательщиком таможенных платежей заключается при условии, если:
— сумма уплаченных таможенных платежей за последний год превышает 100 миллиардов рублей;
— отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей;
— внешнеэкономическая деятельность осуществляется свыше трех лет;
— ввоз и (или) вывоз товаров осуществляется не реже одного раза в месяц и не менее, чем через 2 таможенных органа:
— отсутствуют совершенные неоднократно (два и более раза) административные правонарушения.
Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.
Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей– это действие или комплекс действий декларанта по перечислению денежных средств в бюджет, которые должны быть выполнены в сроки, установленные таможенным законодательством.
Обязанность плательщика по уплате таможенных платежей считается исполненной (ст.117 ФЗ ОТР):
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;
2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;
3) с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом заявления о зачете;
4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
6) с момента зачисления денежных средств на счета в полном объеме, — в случае взыскания таможенных платежей за счет:
а) товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;
б) залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.
Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при ликвидации или реорганизации юридического лица, устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.
Уплата таможенных платежей: размер и способы оплаты
Тема таможенных пошлин и законодательства начинает интересовать граждан в связи с необходимостью ввозить или вывозить товары через границу, и предстает перед ними запутанной и трудной для восприятия. Когда происходит возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, в каких размерах взимаются платежи и от каких критериев зависят, куда уплачивать пошлины и какие способы предусмотрены. Обо всём этом в статье.
Законодательная база
Несмотря на сущность таможенных пошлин, как государственных фискальных платежей, их регламентация приводится в обособленном блоке юридических норм, действующем не только на территории России, но и в странах-участниках экономической интеграции.
Основные источники таможенного права:
- международное законодательство;
- Таможенный кодекс Таможенного Союза;
- закон «О таможенном тарифе» 1993 года;
- закон «О таможенном регулировании» 2010 года;
- закон «О службе в таможенных органах» 1997 года;
- другие законы и нормативно-правовые акты.
В апреле 2017 года был подписан договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Однако документ ещё не обрёл юридическую силу и ожидает выполнения всеми участниками: Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией, необходимых условий кодекса.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Основы
Чтобы разобраться в теме уплаты таможенных пошлин, необходимо для начала упрощённо понять, как работает вся таможенная система.
ЕАЭС — единая геоэкономическая территория, на которой действует общее таможенное законодательство. В рамках этого союза существуют единые таможенные платежи и их виды.
Ввозные, или импортные платежи:
- Таможенная пошлина, обязанность уплаты которой связана с перемещением товаров через внешнюю границу союза;
- Акцизы — касаются узко ограниченного круга товаров (алкогольная и табачная продукция, продукты нефтепереработки и др.);
- НДС — один из объектов этого налога — импорт; в зависимости от того, на территорию какого члена союза ввезён товар, применяются нормы соответствующего налогового законодательства (для России это Налоговый кодекс, в частности, его 21-ая глава);
- Таможенный сбор — уплачивается как компенсация за действия органов таможни по контролю, сопровождению и отпуску товаров.
Экспортные, или вывозные платежи:
- таможенная пошлина;
- таможенный сбор.
Экспорт не облагается налогами в силу значимости и поощрения его для национальной экономики. Но и для операций импорта члены интеграции предусматривают льготы, квоты и преференции, касающиеся отдельных стран.
Теперь перейдём к вопросу конкретных случаев уплаты пошлин.
Когда возникает обязанность по уплате таможенных платежей?
Ответ на этот вопрос содержится в Таможенном кодексе:
- незаконный ввоз и вывоз товаров на территорию ЕАЭС через таможенную границу; причём норма касается не только непосредственных участников нелегального перемещения, но и лиц, осведомленных об этом и покупателей импортного товара;
- поступление товаров в пределы интеграции — по пересечении границ перевозчиком;
- выбытие заграничных товаров с территории интеграции — также возникает у перевозчика;
- процедура выпуска в отношении некоторых товаров;
- процедура выпуска в отношении некоторых товаров для внутреннего потребления;
- временное хранение заграничных товаров в ЕАЭС;
- процедура экспорта;
- процедура транзита импортных товаров;
- процедура переработки импортных товаров;
- процедура переработки импортных товаров за пределами интеграции;
- процедура переработки импортных товаров для внутреннего потребления;
- временный допуск импорта;
- временных вывоз;
- реэкспорт;
- беспошлинная торговля импортными товарами;
- перемещение товаров для личного употребления.
Все эти случаи являются отдельными таможенными процедурами и имеют правила и условия применения.
Каждое лицо вправе:
- Выбрать таможенную процедуру, которая ему наиболее удобна, соблюдая её порядок и заявляя о выборе в декларации.
- Изменить одну процедуру на другую по правилам таможенного законодательства.
При импорте моментом начала процедуры считается непосредственное перемещение через таможенную границу.
При экспорте — с момента размещения товара на территории таможенного контроля, т. е. с начала оформления процедуры. Однако дата уплаты платежей и форма устанавливаются каждой страной-участником интеграции самостоятельно.
Валюта таможенных пошлин
Уплата таможенного налога производится в валюте, действующей в стране-члене ЕАЭС, таможенную границу которой пересекают с товарами.
Способы уплаты таможенных платежей
Помимо уплаты пошлин, непосредственно в ходе процедуры перемещения товаров, законодательство предоставляет возможность обеспечения уплаты. По сути, обеспечение уплаты таможенных платежей ТК ТС — это разрешение на перемещение товара в данный момент с обязательством уплаты фискальных платежей позже, в течение срока обеспечения. Такая мера обусловлена важностью сроков в экономических операциях и поощрением экономической деятельности.
В 86-ой статье Таможенного кодекса приведены нормы обеспечения уплаты таможенных платежей. Это:
- денежное обеспечение;
- поручительство;
- банковская гарантия;
- и залог имущества.
Каждое лицо вправе выбрать любой из приведенных способов по своему усмотрению.
Дополнительно каждая страна из интеграции может устанавливать другие пути обеспечения уплаты — например, заключение договора страхования. А если у таможенного органа нет сомнений в уплате пошлины лицом, он может даже не требовать обеспечения.
О некоторых способах уплаты и обеспечения подробнее.
Банковская гарантия
Поручительство — это гражданско-правовое мероприятие, когда одна сторона соглашается погасить обязательство второй стороны, если вторая сторона не способна выполнить его самостоятельно. В случае таможенной сферы — это:
- Гарант, т. е. банк, кредитная или страховая организация, кредитор;
- Принципал, т. е. участник ВЭД;
- Бенефициар — таможенный орган.
По просьбе принципала гарант выдаёт письменное согласие на выступление в качестве поручителя.
Таможенные органы принимают поручительства только тех банков и организаций, которые включены в реестр банков таможенной службы.
Нормы гарантийного способа уплаты определяются с учётом особенностей законодательства страны таможенного объединения. В случае России необходимо обратить внимание на положения Гражданского кодекса.
Авансовые таможенные платежи
Авансы учтены законодательством в интересах участников ВЭД. Такие платежи вносятся на счёт таможенного органа за будущие таможенные платежи и не связаны с конкретной партией товаров или процедурой.
На практике часты случаи, когда таможенный орган списывает сумму авансов в бюджетную систему, если авансодатель некоторое время не распоряжается ею.
Какие есть способы распоряжения авансом? Это:
Таможенные органы часто отказывают в зачёте авансовых платежей, выдвигая различные, иногда неправомерные претензии к документации и условиям зачета или возврата.
Удалённая уплата таможенных платежей
Не раз говорилось об особенностях таможенного законодательства стран-участников ЕАЭС. Где содержатся нормы российского таможенного права? Основной их источник это федеральный закон о таможенном регулировании.
В 116-ой статье этого закона рассматривается возможность удалённой уплаты таможенных пошлин через банкоматы, платежные и электронные терминалы. Обязанность по предоставлению и обеспечению аппаратных и программных средств ложится на таможенные органы.
Суть способа заключается в формировании электронной декларации, заверяемой цифровой подписью, и уплатой пошлины по удалённому каналу. А во время прохождения таможенного контроля перевозчик всего лишь предоставляет в качестве подтверждения чек, сформированный технологией.
Такой способ существенно упрощает и облегчает прохождение таможни.
Порядок уплаты таможенных платежей в различных таможенных процедурах
Уплата таможенных платежей при таможенном транзите
После регистрации транзитной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до завершения срока процедуры транзита.
Суть порядка уплаты — оплата в том порядке, который применяется для процедуры экспорта, но с последующим возвратом или зачётом средств.
Обязанности по уплате таможенных платежей при временном хранении
После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.
Уплата при экспорте
После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.
При выпуске для внутреннего потребления
После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.
Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей
Пошлины уплачиваются либо в кассу наличными средствами, либо на счета бюджетной системы:
- банковским переводом,
- по удалённой схеме,
- способами обеспечения уплаты, о которых упоминалось выше.
В любом случае плательщику выдаётся подтверждающий платёжный документ — чек или квитанция, один экземпляр которого предоставляется в таможенный орган, а другой остаётся у плательщика.
Отсутствие квитанции и даже выявление факта неуплаты пошлины не служат основанием для отказа в приёме декларации, однако для выпуска товаров необходимо исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, так как законом предусмотрена ответственность за неуплату таможенных платежей.
В заключение предлагаем посмотреть видеоинструкцию по удалённой уплате платежей через платёжную систему «Таможенная карта»:
Уплата таможенных пошлин имеет различные нюансы — выбор процедуры пересечения границы, компетентное заполнение и представление документов, своевременная оплата пошлин до выпуска товаров, выбор способа оплаты. Руководство таможенным законодательством, в первую очередь Таможенным кодексом ЕАЭС и законом о таможенном регулировании, обеспечит сведение к минимуму процессуальных и фактических ошибок.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.
Бесплатная консультация по телефону:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
Порядок, сроки и формы уплаты таможенных платежей.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов является декларант или иные лица, на которые возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов ТС и ФЗ.
Существующий в ТС порядок уплаты определяется статьей 76 ТК ТС, из которой следует, что:
· Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взимаются) в государстве-члене ТС таможенным органом, которым производится выпуск товара, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита или на территории, которой выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
· В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене ТС таможенным органом, который выпустил товар в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено частью 2 ТК ТС. После того, как будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств-членов ТС, что товар, помещенный под процедуру таможенного транзита, находится на территории другого государства-члена ТС, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве-члене ТС.
· Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
· Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между госудраствами-членами ТС в порядке, установленном Соглашением от 20.05.2010 г. «Об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин), налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие». В соответствии с ним таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа того государства-члена ТС, в котором они подлежат уплате, а затем распределяются между сторонами в валюте соответствующей стороны в следующем размере:
ü Республика Беларусь – 4,7%
ü Республика Казахстан – 7, 33%
· Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин в настоящее время устанавливается Соглашением от 25.01.2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран». В соответствии с ним, каждая из сторон формирует перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин с указанием ставок этих пошлин и направляет его в КТС. КТС на основании полученных данных формирует единый перечень товаров, поставляемых в третьи страны, с указанием этих пошлин и направляет его сторонам для применения. Корректировка сводного перечня возможна по согласованию сторон соглашения.
Форма уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанностей по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государства-члена ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Порядок и формы уплаты в РФ (статья 116 ФЗ):
§ Ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств-членов ТС. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачислены в счет уплаты иных платежей.
§ По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут выплачиваться до подачи таможенной декларации.
§ Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального Казначейства.
§ Налоги, а также таможенные пошлины и налоги на товары для личного пользования, уплачиваются на счет Федерального Казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
§ Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке, путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в ФЗ за товары, предполагаемые к ввозу в РФ или вывозу из РФ за определенный период вне зависимости от того, в какой налоговый орган будет подана таможенная декларация на такие товары.
§ Уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств – электронные терминалы – а также через платежные терминалы или банкоматы.
Согласно пункту 2 статье 82 ТК ТС сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с:
ü Международными договорами государств-членов ТС — при установлении таможенных процедур;
ü Законодательством государств-членов ТС – при установлении специальной таможенной процедуры.