Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль таможенных платежей

Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета

Таможенные пошлины — это платежи, которые участвуют в процессе регулирования государством внешнеэкономических связей. Они во многом определяют положение страны в международной системе разделения труда, её экономическое состояние, обеспечивают значительную часть доходов страны. На протяжении всей истории страны таможенным платежам уделялось большое значение, что можно заметить и по сей день.

Федеральный бюджет — это центральный элемент бюджетной системы страны. Таможенные сборы — это часть системы, с помощью которой осуществляется пополнение федерального бюджета. Изучая опыт передовых стран, можно отметить, что система таможенных платежей — это главное условие сильного и развитого государства. Обеспечение уплаты таможенных платежей является гарантией постоянного пополнения казны страны, а также условием существования сильного государства.

Для детального анализа изучим таможенную ситуацию на протяжении нескольких последних лет. В 2011 году таможенные сборы способствовали поступлению в федеральный бюджет страны 5845,7 млрд. рублей, а в 2013 году эта сумма составила 6505 млрд. рублей, а в 2015 году эта сумма уменьшилась до 4910,7 рублей. Необходимо заметить, что в 2015 году произошло сильное сокращение объемов декларирования. Одной из главных причин этого стало сокращение объема производства многих товаров, разорение крупных фирм, а также ухудшение внешнеполитической ситуации, введение санкций на ряд товаров. Неурегулированная система таможенных уплат в России также наносит ущерб отечественным производителям.

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

При проведении государством политики по регулированию импорта необходимо учитывать, что импорт удовлетворяет потребность населения и избавляет от дефицита той или иной продукции. За этот период импорт стал преобладать в стране, ситуация поменялась только после того, как произошла девальвация рубля, что способствовало снижению конкурентоспособности зарубежных товаров. В этом случае рекомендуется усилить внешнеэкономическую политику по импорту с целью поддержки отечественного производителя.

При этом в целях обеспечения защиты от импортной интервенции следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а именно, необходимы: государственная поддержка промышленных предприятий в виде налоговых льгот и льготных кредитов;

  • регулирование цен на продукцию естественных монополий;
  • государственная поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в области фундаментальных исследований;
  • жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД;
  • реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Россия способна производить сама, с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России.

Как отмечает М.Е. Верстова, «таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства» . В связи с этим можно сказать, что таможенные платежи являются неотъемлемой частью обязательных платежей государства, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Но, тем не менее все это не даёт гарантии того, что финансовая система страны может находиться под угрозой. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина.

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возлагаются обязанности по пополнению федерального бюджета страны, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Для того, чтобы спрогнозировать сумму поступающих средств в местную казну необходимо проводить планирование на государственном уровне и планирование внутри системы, устанавливая определенные контрольные показатели, которые должны быть достигнуты по истечении определенного отрезка времени.

Основной причиной такого глобального снижения являлись санкции, который были введены в ряде стран, а также нестабильный курс валюты и падение цены на топливо. После событий, произошедших на Украине, Российская экономика потерпела убытки. Многие российские предприниматели испытывали трудности со сбытом товара, а ухудшающиеся события лишь обострили обстановку. В связи с этим ужесточилась ситуация пополнения внутреннего бюджета страны за счет внешнеэкономической деятельности.

Но несмотря на экономическую обстановку наблюдаются рост объемов продаж по определенной группе товаров и в определенные государства, а именно:

  • в страны дальнего зарубежья производится отправка железа, пластмассы, удобрений, средства наземного транспорта;
  • в страны СНГ происходит поставка пшеницы, подсолнечного масла, удобрений, а также пластмассы.
Читать еще:  Таможенный кодекс рф 2020

С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации.

Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.

Все цели по стратегическому развитию страны прописываются в послании Президента РФ. Они должны отражаться в бюджете государства, с помощь которого в стране осуществляются различные цели, в том числе и осуществляется повышение качества жизни населения, обеспечивается обороноспособность и осуществляется национальная безопасность. С помощью федерального бюджета происходит повышение экономического роста страны, решаются ряд социальных проблем.

Следует отметить, что экономика страны находится в шатком состоянии, которое связано с острой политической обстановкой в мире, а именно финансовый кризис, санкции, военные действия, девальвация рубля, инфляция, присоединение Крыма, который требует постоянного капиталовложения. Всё это ставит внешнеторговую деятельность России под угрозу.

Таким образом, таможенные платежи являются основным источником пополнения федерального бюджета страны. Его роль является ведущей среди иных источников. Что бы обеспечить постоянное пополнения федерального бюджета через данную систему, необходимо структурировать и качественно проработать всю систему таможенных сборов.

Роль таможенных платежей. Понятие и виды таможенных платежей

Исторически сложился такой порядок, при котором пересечение товаров границ государства влечет за собой взимание с товаров обязательных платежей и прохождение других таможенных формальностей.

Многообразие обязательных платежей, связанных с перемещение товаров через таможенную границу объясняется тем, что все они имеют различную природу и выполняют разные функции.

Современные экономические теории утверждают, что налогообложение выполняет три функции:

Фискальная(состоит в возможности большей мобилизации средств в бюджетную систему);

Распределительная(играет особую роль в процессе воспроизводства. Посредством этого государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения);

Стимулирующая (это своеобразный инструмент, рычаг и орудие, благодаря которым государство воздействует на те или иные субъекты экономической деятельности путем формирования предпочтительных видов деятельности.

Таможенные платежи как вид налогов играют важную роль в системе государственных доходов и составляют порядка 30% доходной части бюджета РБ.

Уплата таможенных платежей – одно из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Таможенные платежи – это обязательные платежи, установленные законодательством, поступление которых в бюджет РБ обеспечивается через таможенные органы РБ.

Основными правовыми документами по взиманию таможенных платежей являются Законы РБ «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», « Об акцизах» и Таможенный кодекс РБ (раздел VII).

По способу изъятия налоги делятся на:

· Прямые налоги – предполагают непосредственное изъятие части доходов плательщика налогов (подоходный налог, налог на прибыль, поимущественный налог и др.).

· Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенный налог переносит бремя (полностью или частично) на потребителя товара.

В главе 22 ТК перечислены виды таможенных платежей, дается краткая характеристика важнейших из них. К таможенным платежам относятся:

-ввозные таможенные пошлины;

-вывозные таможенные пошлины;

-специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;

-налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

-акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством о мерах по защите экономических интересов РБ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК для взимания ввозных таможенных пошлин.

Таможенные платежи условно можно разделить на три группы:

1. Платежи, связанные с перемещением товаров через таможенную границу (это как бы основные платежи);

Рассматривая обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет в связи с перемещением товаров (основная группа таможенных платежей), необходимо различать следующие их виды:

таможенные сборы за таможенное оформление;

налог на добавленную стоимость.

таможенные платежи, уплачиваемые физическими лицами при перемещении товаров, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности и исчисляемые по единым ставкам пошлин и налогов

налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, от реализации товаров, ввезенных для демонстрации на выставках и ярмарках.

2. Сборы за выдачу таможенными органами разрешений, предоставляющих права в сфере таможенных правоотношений;

К платежам за выдачу таможенными органами различных разрешений относятся сборы:

А) за выдачу лицензий и возобновление действий лицензий на:

— учреждение таможенного склада;

— учреждение магазина беспошлинной торговли;

— учреждение свободного склада;

— учреждение склада временного хранения;

Читать еще:  Запрос в таможню

— осуществление деятельности в качестве таможенного агента;

— осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.

Б) за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

В) сборы за включение банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами РБ гарантами уплаты таможенных платежей, в реестр гарантов;

Г) плата за принятие предварительного решения;

Д) плата за участие в таможенных аукционах.

3. Платежи за оказание услуг таможенными органами. Это еще одна группа таможенных платежей, которые также непосредственно не связаны с перемещением товаров через таможенную границу, — это платежи за оказание услуг таможенными органами:

— сборы за хранение товаров;

— сборы за таможенное сопровождение товаров;

— плата за информирование и консультирование;

— сборы за осуществление таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

— сборы за выдачу марок таможенного контроля.

В отличие от основных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием получения разрешения, выдаваемого таможенным органом на пользование либо распоряжения товаром в зависимости от требований и ограничений, обусловленных избранным таможенным режимом, таможенные платежи этой группы не носят налогового характера, поскольку строятся на возмездной основе.Например, за размещение товара на таможенном складе, принадлежащем таможенному органу, необходимо платить владельцу склада сборы за хранение товара.

В случае помещения товара на склад, владельцем которого является не таможенный орган, а субъект хозяйствования, получивший разрешение таможенного органа на учреждение такого склада, сборы за хранение уплачиваются владельцу склада, но этот платеж не будет таможенным.

Остановимся на характеристике отдельных видов таможенных платежей основной группы, уплата которых является неотъемлемым условием перемещения товаров через таможенную границу РБ.

Роль таможенных платежей в повышении эффективности внешнеэкономической деятельности

Таможенные платежи играют особую роль в системе экономических отношений. Их эффективное использование является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства.

Реализация регулирующей и защитной функций таможенной пошлины основана на перераспределении добавленной стоимости от иностранных товаропроизводителей в пользу национальных. Таким образом, общий уровень тарифной защиты в отрасли определяется дополнительно обеспечиваемой величиной добавленной стоимости.

Таможенные пошлины также решают задачу защиты от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, под которым понимается снижение доли национальных товаров на внутреннем рынке и сокращение масштабов их производства. В то же время создаваемый уровень тарифной защиты должен обеспечивать позитивное воздействие иностранной конкуренции, стимулирующее рост качества товаров национальных производителей, снижение общего уровня издержек в отрасли, использование прогрессивных технологий и современных материалов.

Сегодня таможенные платежи в России не выполняют своего объективно обусловленного потребностями страны

экономического назначения, поскольку не служат действенным инструментом обеспечения ее конкурентной позиции.

Основной причиной этого является то, что современный российский импортный таможенный тариф не обеспечивает в полной мере ни регулирующую, ни защитную функцию таможенной пошлины. В действующем ввозном таможенном тарифе реализован принцип перехода от дифференцированных к ограниченному числу ставок таможенных пошлин. В настоящее время для подавляющего числа товаров применяются единообразные адвалорные ставки таможенных пошлин. Это целесообразно при реализации фискальных приоритетов, но негативно влияет на обеспечение защиты экономических интересов российских товаропроизводителей.

На современном этапе таможенный тариф в России не оптимизирован ни с точки зрения защиты отечественной промышленности, ни с точки зрения пополнения доходной части федерального бюджета, ни с точки зрения поддержания активного сальдо платежного баланса страны (порой явно наблюдается тарифная эскалация, а в ряде случаев таковая отсутствует в отношении различных видов готовой продукции).

Проблема формировании бюджетных доходов на текущий момент не является такой острой, как несколько лет назад, поэтому ставки таможенных пошлин должны определяться не интересами федеральных доходов, а уровнем добавленной стоимости в защищаемой отрасли. Таможенная пошлина должна способствовать ее перераспределению от иностранных товаропроизводителей к отечественным, что возможно лишь при развитии производства внутри страны, реализации принципа тарифной эскалации и поощрении импорта технологического оборудования. При этом наличие таможенной защиты необходимо поставить в зависимость от роста производительности труда, эффективности производства в конкретных отраслях промышленности.

Уровень производительности труда в промышленно развитых странах обычно высок, что обуславливает сравнительно низкий уровень затрат и позволяет поддерживать относительно невысокий уровень ставок таможенных пошлин. Отечественные товаропроизводители пока не могут конкурировать на равных с иностранным: для них требуется более высокий уровень ставок. При этом следует избегать монополизма и необходимо поощрять свободу конкуренции, стимулировать отечественных товаропроизводителей на выпуск конкурентоспособной продукции.

Особую роль в отечественной экономике играет вывозная таможенная пошлина. Эта пошлина не поощряется развитыми странами и ВТО, так как считается, что она искажает уровень мировых цен в международной торговле. Однако в России вывозная таможенная пошлина дает наибольший объем поступлений, что обусловлено ее взиманием с сырьевых товаров, которые являются главной составляющей российского экспорта.

Читать еще:  Зона таможенного контроля это

Вышеизложенные положения позволяют обобщить и уточнить роль таможенных платежей в современной экономике:

— таможенные платежи создают стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара при его движении на внутренний рынок страны или вывозимого сырья на мировой рынок;

— избирательно повышая либо понижая ставки таможенных платежей применительно к таможенным пошлинам, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики;

— таможенные платежи (в разрезе ввозных пошлин) защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров и создают национальным производителям условия, позволяющие им конкурировать с иностранными товаропроизводителями;

— таможенные платежи широко используются в качестве рычага давления на страны-экспортеры с целью заставить их пойти на определенные уступки;

— таможенные платежи являются эффективным инструментом интеграции страны в мировую экономику, обеспечения ее конкурентоспособности на международных рынках.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 189 ;

Какую роль играют таможенные платежи в регулировании рынка товаров?

Таможенные платежи являются довольно большой доходной частью государственного бюджета. Они составляют более тридцати процентов от всех поступлений. Российским законодательством закреплён определённый механизм начисления таких платежей и порядок их уплаты.

Для чего придуманы таможенные пошлины?

Платежи, которые возникают при пересечении государственной границы тем или иным товаром, называются таможенными. Они являются основным экономическим регулятором товарооборота. Такой инструмент стимулирует внешнеторговые отношения и является своеобразным ограничителем стоимости продукции в условиях конкуренции.

Таможенные платежи могут быть сдерживающим фактом при осуществлении определённой экономической политики государства. Пошлины распространяются как на ввозимые товары (импорт), так и на вывозную продукцию (экспорт). Рассмотрим каждую группу отдельно.

Роль и назначение ввозных пошлин

Для сохранения определённого баланса платёжеспособности населения, а также для регулирования количества ввозимых товаров, государством были установлены ввозные пошлины. Нетрудно догадаться, что уплата таможенных платежей увеличивает конечную стоимость продукции. Но такой факт не всегда является отрицательным.

За счёт увеличения цены импортного товара происходит стимуляция внутреннего рынка и отечественного производителя. Конкурентоспособность предприятий значительно увеличивается. И в результате потребитель получает высококачественный товар собственного производства по доступной цене. Именно такую цель преследовали экономисты при создании подобных сборов. Иными словами, ввозные пошлины защищают внутренний рынок и пополняют казну государства.

Для чего нужна экспортная пошлина?

Виды таможенных платежей, которые уплачиваются при вывозе товаров за пределы государственной границы, называются экспортными пошлинами. В мировой экономике такие меры не очень популярны. В основном взиманием экспортных платежей занимаются государства, которые держат под контролем определённый ресурс. С помощью такого налога происходит выравнивание объёма продаж. Кроме того, исключается такое явление, как дефицит.

Иногда мировые цены на определённый товар становятся наиболее привлекательными, чем внутренние, и производители, в целях получения наибольшей прибыли, стараются экспортировать свою продукцию в неограниченных размерах. Таможенные платежи и налоги в таком случае играют регулирующую роль.

Откуда берутся ставки таможенных платежей?

Товары, которые облагаются таможенными начислениями, перечислены в систематизированном списке. Каждый вид имеет свой номенклатурный код и соответствующую ставку пограничного сбора. От того, откуда прибыл товар, меняется основная ставка сбора.

Например, в зависимости от торгово-политических отношений между странами таможенные платежи могут быть льготными или завышенными. Если происхождение товара не определено, то налог уплачивается в двойном размере. А для малоразвитых стран таможенный сбор может вообще отсутствовать. Такие виды платежей называются преференциальными.

Особые и сезонные сборы

Ряд экспортных товаров имеет сезонный характер. Для таких видов продукции предусмотрены специальные таможенные платежи. Срок их действия ограничен шестью месяцами. Такой период наиболее интересен поставщикам сельскохозяйственной продукции, так как основной тариф в этот момент не действует. Такая мера также является регулирующей. Она помогает сохранять баланс внутреннего рынка. Виды таможенных платежей, имеющие статус особых, подразделяются на три группы:

  • Антидемпинговые налоги. Применяются с целью пресечения ввоза товара по слишком низкой цене. Таким приёмом часто пользуются страны для продвижения своей продукции на внешние рынки, а также в рекламных целях.
  • Специальные виды таможенных платежей. Вводятся в случае угрозы отечественным производителям в связи с большими партиями импортного товара. Также такие санкции могут быть введены как ответные меры на дискриминационные действия других государств.
  • Компенсационные таможенные платежи. Применяются в том случае, когда при производстве продукции были использованы субсидированные денежные средства.

Кто освобождается от уплаты пошлины?

Товары, имеющие гуманитарный или безвозмездный характер, полностью освобождаются от пограничных платежей. Такая продукция может быть импортирована по линии межгосударственных отношений. Также освобождаются от платежей оборудование и приборы для военнослужащих, научная литература и книжные издания, имеющие определённую историческую ценность, российская и иностранная валюта. Все эти льготы закреплены законодательством и имеют строго ограниченный список.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector