Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы уплаты таможенных пошлин

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Комментарий к статье 86 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

В ст. 86 ТК конкретизированы отдельные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, в п. 1 указанной статьи предусматриваются следующие обеспечительные меры: 1) внесение денежных средств (денег); 2) банковская гарантия; 3) поручительство; 4) залог имущества. Данный перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является открытым, поскольку законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Российское и белорусское таможенное законодательство дополнительных обеспечительных мер не предусматривает. Отдельного упоминания заслуживает Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», в п. 1 ст. 144 которого помимо названных способов обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрена дополнительная обеспечительная мера — страхование. Особенности ее применения закреплены в ст. 149 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».
Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, следует сделать несколько замечаний общего порядка.
Под уплатой таможенных пошлин, налогов понимается совершение плательщиком действий по внесению установленной суммы соответствующего таможенного платежа на определенный таможенным законодательством счет или в кассу таможенного органа. Сущность исполнения данной обязанности составляет совершение таким лицом действия, направленного на переход права собственности на принадлежащие ему денежные средства к государству. Публично-правовая природа данной обязанности не исключает гражданско-правового характера отдельных элементов механизма ее реализации, одними из которых и являются отдельные обеспечительные меры.
Все способы обеспечения исполнения уплаты таможенных пошлин, налогов, как предусмотренные в ТК, так и установленные национальным таможенным законодательством одного из государств — членов Таможенного союза, следует разделить на две группы: 1) обеспечительные меры, связанные с установлением прав на имущество плательщика (другого лица), реализация которых позволяет взыскать таможенные платежи за счет стоимости такого имущества (внесение денежных средств, залог имущества); 2) обеспечительные меры, предполагающие возникновение обязательства третьих лиц уплатить таможенные платежи за плательщика в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) им данной обязанности (банковская гарантия, поручительство, применительно к Республике Казахстан — страхование).
Внесение денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает зачисление предполагаемых сумм соответствующих таможенных платежей на счет, определенный национальным законодательством государств — членов Таможенного союза. В Российской Федерации таким счетом является счет Федерального казначейства, в Республике Казахстан — счет временного размещения денег таможенного органа, в Республике Беларусь — счет таможенного органа. Правовая природа денег обуславливает возникновение у получателя права собственности на них. Однако применительно к рассматриваемой обеспечительной мере предполагается их возвратность в случае надлежащего исполнения плательщиком своих обеспечиваемых таким способом обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. В случае же их неисполнения (ненадлежащего исполнения) подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из находящихся на названных выше счетах сумм. Порядок взыскания устанавливается национальным законодательством государств — членов Таможенного союза (ст. 145 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 145 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», ст. 267 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

При применении залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов между таможенным органом и плательщиком заключается договор о залоге. Национальным законодательством государств — членов Таможенного союза устанавливается, что предметом залога могут быть вещи (товары), ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которые могут быть предметом залога в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. В Российской Федерации и Республике Казахстан к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, обращением взыскания на заложенное имущество, применяются положения гражданского законодательства (ч. 2 ст. 140 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», п. п. 6, 7 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»). В Республике Беларусь к правоотношениям, связанным с обращением взыскания на заложенное имущество, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Республики Беларусь (п. 3 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Залог имущества не предполагает переход к залогодержателю права собственности на заложенное имущество. Собственником заложенного имущества продолжает быть залогодатель. Залогодержатель приобретает право удовлетворить свои требования за счет стоимости заложенного имущества, обратив взыскание на него в установленном законом порядке. Залог может быть предоставлен таможенному органу как плательщиком таможенных пошлин, налогов, так и иным лицом в случаях, предусмотренных законодательством государств — членов Таможенного союза. В случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченной залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет стоимости заложенного имущества (в Российской Федерации и Республике Казахстан — в порядке, определенном гражданским законодательством, в Республике Беларусь — Гражданским кодексом Республики Беларусь).
Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает, что банк (иная кредитная или страховая организация), включенный в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет национальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в Российской Федерации — Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Республике Казахстан — Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), по просьбе плательщика выдает письменное обязательство внести сумму соответствующих таможенных платежей в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком данной обязанности. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, подлежат применению положения национального банковского и гражданского законодательства государств — членов Таможенного союза (ч. 2 ст. 141 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», п. 2 ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Однако применение банковской гарантии как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет ряд особенностей по сравнению с данной мерой, применяемой для обеспечения гражданско-правовых обязательств:

— установлены специальные требования, предъявляемые к банкам (иным кредитным или страховым организациям) для включения их в реестр организаций, имеющих право выдавать банковские гарантии, а также правила ведения данного реестра (см. ст. 142 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. ст. 265, 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь, главы 9 — 12 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З «Банковский кодекс Республики Беларусь», п. 1 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», ст. 26 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»);

— могут быть предусмотрены специальные обязанности банков (иных кредитных или страховых организаций), включенных в реестр для выдачи банковских гарантий (например, ст. 143 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

— определены основания для исключения банков (иных кредитных или страховых организаций) из названного выше реестра (например, ст. 144 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь);

— установлены специальные требования к содержанию банковской гарантии (ч. 4 ст. 141 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», п. 2 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», ст. 165 Банковского кодекса Республики Беларусь);

— определен порядок рассмотрения предоставленной банковской гарантии таможенным органом (например, ч. ч. 8 — 10 ст. 141 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», п. 3 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»);

— установлены ограничения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной (страховой) организацией для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (например, ч. 14 ст. 141 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

— определен специальный порядок предъявления требования гаранту об уплате сумм таможенных пошлин, налогов в случае неисполнения этой обязанности их плательщиком (п. 4 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», ст. 374 ГК РФ, ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З «Банковский кодекс Республики Беларусь»).

При применении поручительства для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей предполагается возложение такой обязанности в случае ее неисполнения или исполнения ненадлежащим образом на предварительно определенное лицо — поручителя. В соответствии с национальным законодательством государств — членов Таможенного союза поручитель солидарно отвечает с плательщиком (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», п. 1 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ч. 3 ст. 146 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган по своему усмотрению в полном объеме может предъявить требования по уплате соответствующих таможенных платежей, пеней, процентов как самому плательщику, так и поручителю (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», п. 2 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 2 ст. 363 ГК РФ).
В п. 3 ст. 86 ТК закреплены принципы применения рассматриваемого института:

— непрерывность обеспечения уплаты таможенных платежей в течение всего его срока;

— достаточность срока действия обеспечительных мер для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении соответствующего обязательства.

Читать еще:  Таможенные льготы это

Уплата таможенных платежей: размер и способы оплаты

Тема таможенных пошлин и законодательства начинает интересовать граждан в связи с необходимостью ввозить или вывозить товары через границу, и предстает перед ними запутанной и трудной для восприятия. Когда происходит возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, в каких размерах взимаются платежи и от каких критериев зависят, куда уплачивать пошлины и какие способы предусмотрены. Обо всём этом в статье.

Законодательная база

Несмотря на сущность таможенных пошлин, как государственных фискальных платежей, их регламентация приводится в обособленном блоке юридических норм, действующем не только на территории России, но и в странах-участниках экономической интеграции.

Основные источники таможенного права:

  • международное законодательство;
  • Таможенный кодекс Таможенного Союза;
  • закон «О таможенном тарифе» 1993 года;
  • закон «О таможенном регулировании» 2010 года;
  • закон «О службе в таможенных органах» 1997 года;
  • другие законы и нормативно-правовые акты.

В апреле 2017 года был подписан договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Однако документ ещё не обрёл юридическую силу и ожидает выполнения всеми участниками: Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией, необходимых условий кодекса.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Основы

Чтобы разобраться в теме уплаты таможенных пошлин, необходимо для начала упрощённо понять, как работает вся таможенная система.

ЕАЭС — единая геоэкономическая территория, на которой действует общее таможенное законодательство. В рамках этого союза существуют единые таможенные платежи и их виды.

Ввозные, или импортные платежи:

  • Таможенная пошлина, обязанность уплаты которой связана с перемещением товаров через внешнюю границу союза;
  • Акцизы — касаются узко ограниченного круга товаров (алкогольная и табачная продукция, продукты нефтепереработки и др.);
  • НДС — один из объектов этого налога — импорт; в зависимости от того, на территорию какого члена союза ввезён товар, применяются нормы соответствующего налогового законодательства (для России это Налоговый кодекс, в частности, его 21-ая глава);
  • Таможенный сбор — уплачивается как компенсация за действия органов таможни по контролю, сопровождению и отпуску товаров.

Экспортные, или вывозные платежи:

  1. таможенная пошлина;
  2. таможенный сбор.

Экспорт не облагается налогами в силу значимости и поощрения его для национальной экономики. Но и для операций импорта члены интеграции предусматривают льготы, квоты и преференции, касающиеся отдельных стран.

Теперь перейдём к вопросу конкретных случаев уплаты пошлин.

Когда возникает обязанность по уплате таможенных платежей?

Ответ на этот вопрос содержится в Таможенном кодексе:

  • незаконный ввоз и вывоз товаров на территорию ЕАЭС через таможенную границу; причём норма касается не только непосредственных участников нелегального перемещения, но и лиц, осведомленных об этом и покупателей импортного товара;
  • поступление товаров в пределы интеграции — по пересечении границ перевозчиком;
  • выбытие заграничных товаров с территории интеграции — также возникает у перевозчика;
  • процедура выпуска в отношении некоторых товаров;
  • процедура выпуска в отношении некоторых товаров для внутреннего потребления;
  • временное хранение заграничных товаров в ЕАЭС;
  • процедура экспорта;
  • процедура транзита импортных товаров;
  • процедура переработки импортных товаров;
  • процедура переработки импортных товаров за пределами интеграции;
  • процедура переработки импортных товаров для внутреннего потребления;
  • временный допуск импорта;
  • временных вывоз;
  • реэкспорт;
  • беспошлинная торговля импортными товарами;
  • перемещение товаров для личного употребления.

Все эти случаи являются отдельными таможенными процедурами и имеют правила и условия применения.

Каждое лицо вправе:

  1. Выбрать таможенную процедуру, которая ему наиболее удобна, соблюдая её порядок и заявляя о выборе в декларации.
  2. Изменить одну процедуру на другую по правилам таможенного законодательства.

При импорте моментом начала процедуры считается непосредственное перемещение через таможенную границу.
При экспорте — с момента размещения товара на территории таможенного контроля, т. е. с начала оформления процедуры. Однако дата уплаты платежей и форма устанавливаются каждой страной-участником интеграции самостоятельно.

Валюта таможенных пошлин

Уплата таможенного налога производится в валюте, действующей в стране-члене ЕАЭС, таможенную границу которой пересекают с товарами.

Способы уплаты таможенных платежей

Помимо уплаты пошлин, непосредственно в ходе процедуры перемещения товаров, законодательство предоставляет возможность обеспечения уплаты. По сути, обеспечение уплаты таможенных платежей ТК ТС — это разрешение на перемещение товара в данный момент с обязательством уплаты фискальных платежей позже, в течение срока обеспечения. Такая мера обусловлена важностью сроков в экономических операциях и поощрением экономической деятельности.

В 86-ой статье Таможенного кодекса приведены нормы обеспечения уплаты таможенных платежей. Это:

  • денежное обеспечение;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;
  • и залог имущества.

Каждое лицо вправе выбрать любой из приведенных способов по своему усмотрению.

Дополнительно каждая страна из интеграции может устанавливать другие пути обеспечения уплаты — например, заключение договора страхования. А если у таможенного органа нет сомнений в уплате пошлины лицом, он может даже не требовать обеспечения.

О некоторых способах уплаты и обеспечения подробнее.

Банковская гарантия

Поручительство — это гражданско-правовое мероприятие, когда одна сторона соглашается погасить обязательство второй стороны, если вторая сторона не способна выполнить его самостоятельно. В случае таможенной сферы — это:

  • Гарант, т. е. банк, кредитная или страховая организация, кредитор;
  • Принципал, т. е. участник ВЭД;
  • Бенефициар — таможенный орган.

По просьбе принципала гарант выдаёт письменное согласие на выступление в качестве поручителя.

Таможенные органы принимают поручительства только тех банков и организаций, которые включены в реестр банков таможенной службы.

Нормы гарантийного способа уплаты определяются с учётом особенностей законодательства страны таможенного объединения. В случае России необходимо обратить внимание на положения Гражданского кодекса.

Авансовые таможенные платежи

Авансы учтены законодательством в интересах участников ВЭД. Такие платежи вносятся на счёт таможенного органа за будущие таможенные платежи и не связаны с конкретной партией товаров или процедурой.

На практике часты случаи, когда таможенный орган списывает сумму авансов в бюджетную систему, если авансодатель некоторое время не распоряжается ею.

Какие есть способы распоряжения авансом? Это:

Таможенные органы часто отказывают в зачёте авансовых платежей, выдвигая различные, иногда неправомерные претензии к документации и условиям зачета или возврата.

Удалённая уплата таможенных платежей

Не раз говорилось об особенностях таможенного законодательства стран-участников ЕАЭС. Где содержатся нормы российского таможенного права? Основной их источник это федеральный закон о таможенном регулировании.

В 116-ой статье этого закона рассматривается возможность удалённой уплаты таможенных пошлин через банкоматы, платежные и электронные терминалы. Обязанность по предоставлению и обеспечению аппаратных и программных средств ложится на таможенные органы.

Суть способа заключается в формировании электронной декларации, заверяемой цифровой подписью, и уплатой пошлины по удалённому каналу. А во время прохождения таможенного контроля перевозчик всего лишь предоставляет в качестве подтверждения чек, сформированный технологией.

Такой способ существенно упрощает и облегчает прохождение таможни.

Порядок уплаты таможенных платежей в различных таможенных процедурах

Уплата таможенных платежей при таможенном транзите

После регистрации транзитной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до завершения срока процедуры транзита.

Суть порядка уплаты — оплата в том порядке, который применяется для процедуры экспорта, но с последующим возвратом или зачётом средств.

Обязанности по уплате таможенных платежей при временном хранении

После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.

Уплата при экспорте

После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.

При выпуске для внутреннего потребления

После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.

Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей

Пошлины уплачиваются либо в кассу наличными средствами, либо на счета бюджетной системы:

  • банковским переводом,
  • по удалённой схеме,
  • способами обеспечения уплаты, о которых упоминалось выше.

В любом случае плательщику выдаётся подтверждающий платёжный документ — чек или квитанция, один экземпляр которого предоставляется в таможенный орган, а другой остаётся у плательщика.

Отсутствие квитанции и даже выявление факта неуплаты пошлины не служат основанием для отказа в приёме декларации, однако для выпуска товаров необходимо исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, так как законом предусмотрена ответственность за неуплату таможенных платежей.

В заключение предлагаем посмотреть видеоинструкцию по удалённой уплате платежей через платёжную систему «Таможенная карта»:

Уплата таможенных пошлин имеет различные нюансы — выбор процедуры пересечения границы, компетентное заполнение и представление документов, своевременная оплата пошлин до выпуска товаров, выбор способа оплаты. Руководство таможенным законодательством, в первую очередь Таможенным кодексом ЕАЭС и законом о таможенном регулировании, обеспечит сведение к минимуму процессуальных и фактических ошибок.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Таможенные платежи: все, что вам нужно знать о них сегодня

Все о таможенных платежах в ВЭД: виды таможенных платежей, расчет таможенных платежей и способы уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи являются одним из источников пополнения федерального бюджета России. В начале ноября Федеральная таможенная служба огласила следующие цифры: за десять месяцев 2019 года сумма таможенных платежей, перечисленных таможенными органами в федеральный бюджет, составила 4,69 трлн. рублей. За октябрь таможенники перечислили в бюджет 517,26 млрд. рублей.

Читать еще:  Отмена внутренних таможенных пошлин дата

Большую часть суммы уплаченных таможенных платежей составляют перечисления юридических лиц (импортеров/экспортеров, таможенных декларантов, брокеров и других участников внешнеэкономической деятельности).

Физлица тоже вносят свой вклад – в некоторых случаях уплата таможенных платежей и для них является обязательным делом. Например, взимание таможенных платежей с физлиц в виде пошлины происходит при ввозе дорогостоящих товаров, транспортных средств (пускай зачастую предназначенных для личного пользования).

Виды таможенных платежей

Основными законодательными документами, регламентирующими правила уплаты таможенных платежей, являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года №289-ФЗ.

Согласно ТК ЕАЭС к таможенным платежам при импорте товаров в РФ относятся ввозная таможенная пошлина, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, а также акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).

Базой для исчисления таможенных платежей в зависимости от вида импортируемого товара и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, объем или иная характеристика товара).

Кто обязан платить таможенные платежи

Плательщиками таможенных платежей являются декларант или иные лица, у которых возникла такая обязанность. Под иными лицами законодательством определены поручители декларанта (в соответствии с договором поручительства).

Если рассмотреть формы таможенных платежей, то можно выделить следующие несколько категорий плательщиков таможенных сборов:

1) За таможенные операции и за таможенное сопровождение – лица, у которых возникает обязанность по уплате таможенных платежей (декларант, таможенный представитель, перевозчик).

2) За хранение – лица, поместившие импортные товары на склад временного хранения таможенного органа.

В случае выпуска груза с таможенного поста без фактической оплаты применяется процедура обеспечения уплаты таможенных платежей.

Исчисление таможенных платежей

Для исчисления таможенных пошлин и налогов применяются ставки таможенных платежей, действующие на день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС.

Размер и порядок расчета таможенных платежей зависит от следующих обстоятельств.

1. Если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), порядок уплаты таможенных платежей определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.

2. Если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10, применяются методы:

· При начислении таможенных платежей применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.

· Для исчисления налогов применяется наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость, наибольшая из ставок акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), соответствующих товарам, входящим в такую группировку, в отношении которых установлена наибольшая из ставок таможенных пошлин.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений. После чего осуществляется возврат (зачет) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов. Либо взыскание неуплаченных сумм.

Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.

Исчисление и таможенных платежей осуществляется импортером самостоятельно. Исключение — случаи, предусмотренные пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС (когда исчисление производится таможенным органом).

Сведения об исчислении таможенных платежей указываются при декларировании товаров в ДТ, таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном ТК ЕАЭС или Евразийской экономической комиссией.

Таможенные платежи при ввозе товаров исчисляются в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате. Исключение — случаи, предусмотренные международными договорами в рамках ЕАЭС и двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС (когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте).

В отношении продукции, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС, могут применяться следующие льготы по уплате таможенных платежей:

· льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы),

· льготы по уплате вывозных таможенных пошлин,

· льготы по уплате налогов,

· льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

Исчисление налога на добавленную стоимость

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию России определен статьей 160 Налогового кодекса РФ. Перечень товаров, ввозимых на территорию России и не подлежащих налогообложению НДС, определен статьей 150 НК РФ. Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.

Еще одним видом таможенных платежей является акциз. Особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС определены статьей 186 НК РФ. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Ставки акциза можно узнать в статье 193 НК РФ.

Исчисление таможенных сборов

Таможенные сборы – это обязательный платеж, взимаемый за совершение таможенными органами таможенных операций. К таможенным сборам относятся:

· таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров;

· таможенные сборы за таможенное сопровождение;

· таможенные сборы за хранение.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей

В Федеральной таможенной службе назвали следующие наиболее распространенные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей в 2018 году:

· недостоверное заявление базы исчисления таможенных платежей;

Из сообщения на сайте Федеральной таможенной службы России: «Основные действия проверяемых лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных пошлин, заключались в занижении таможенной стоимости товаров путем недостоверного заявления сведений либо невключения в структуру ее формирования лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности».

· занижение суммы таможенных пошлин и налогов и иных платежей;

В таможенной службе уточнили, что наиболее характерным способом, используемым в данной схеме, является занижение суммы таможенных пошлин посредством манипуляции со ставками таможенных пошлин, установленными Единым таможенным тарифом и кодами ТН ВЭД ЕАЭС.

· недостоверное заявление страны происхождения товаров с целью уклонения от уплаты антидемпинговых и иных специальных видов таможенных пошлин.

В качестве примера в ФТС привели случаи, когда на территорию Российской Федерации ввозились гусеничные бульдозеры производства Китайской Народной Республики, в отношении которых установлена необходимость применения антидемпинговой пошлины.

Из сообщения на сайте Федеральной таможенной службы России: «В ходе проверок выявлены факты заявления недостоверных сведений о заводе-изготовителе бульдозеров, что повлекло неправомерное применение ставки антидемпинговой пошлины в размере 11,31% вместо 44,65%».

Ответственность за неуплату таможенных платежей

В зависимости от тяжести совершенного правонарушения последствия могут наступить как в рамках Кодекса об административных правонарушениях, так и в рамках Уголовного кодекса РФ.

Административная ответственность

согласно статье 16.22 КоАП РФ за нарушение сроков уплаты таможенных платежей полагается административный штраф в размере:

· от 500 до 2500 рублей – для граждан;

· от 5000 до 10000 рублей — для должностных лиц;

· от 50000 до 300000 рублей — на юридических лиц.

Уголовная ответственность

Санкции за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное в крупном размере, прописаны в статье 194 УК РФ и предусматривают штраф от 100000 до 500000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; обязательные работы на срок до 480 часов; принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на тот же срок.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается:

· штрафом в размере от 300000 до 500000 рублей (или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до трех лет);

· принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

· лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если правонарушение совершено должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, то наказание следующее:

· лишение свободы — на срок от пяти до десяти лет;

· штраф — в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до пяти лет;

· ограничение свободы на срок до полутора лет.

Необходимое пояснение: уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза (в одной или нескольких товарных партиях), превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Способы уплаты таможенных платежей

Как юрлица и физлица могут на сегодняшний день оплачивать таможенные платежи? Денежные средства могут быть внесены в виде электронных таможенных платежей через кредитные организации или с использованием программных и технических средств (устройств) в рамках платежной системы оператора таможенных платежей.

Наличными (только для физических лиц) — через кредитные организации и кассы таможенного органа.

Юридические лица – участники ВЭД могут переводить денежные средства на свой единый лицевой счет в ФТС с помощью карты платежной системы «Таможенная карта». Таможенная карта позволяет осуществлять все виды таможенных платежей онлайн 24/7 одновременно с подачей декларации.

Читать еще:  Фз о таможенном тарифе действующая редакция

Чтобы начать пользоваться услугами «Таможенной карты» необходимо:

· выбрать банк-эмитент таможенной карты (среди партнеров платежной системы ведущие государственные и частные банки страны, банки с иностранным капиталом, региональные банки);

· определиться с тарифом (оплата только за совершенные операции или фиксированная абонентская плата);

· заключить договор с банком, привязав таможенную карту к расчетному счету или открыв дополнительный карточный счет;

· получить таможенную карту на физическом носителе или оформить виртуальную таможенную карту (после обращения в банк можно в течение нескольких минут получить доступ к виртуальной карте в личном кабинете и пользоваться всеми преимуществами таможенной карты для расчетов по ВЭД), а также оформить электронную подпись для осуществления платежей через Личный кабинет или систему электронного декларирования.

Рассчитать таможенные платежи и пройти все этапы таможенного оформления поможет программа электронного декларирования «Таможенной карты».

Обеспечение уплаты таможенных платежей: таможня нас бережёт от нас самих

Большинство операций, подразумевающих перемещение грузов через таможенную границу, сводятся к импорту и экспорту. Авансовые платежи продавцам и необходимость найти крупные суммы для уплаты таможенных сборов задолго до момента конечной реализации товара часто останавливают начинающих предпринимателей от заключения выгодных, но растянутых во времени сделок.

Для поиска свежих бизнес идей можно покопаться в более сложных режимах ВЭД, к примеру, переработка вне таможенной территории, транзит и прочее. В отличие от простого импорта/экспорта, где для очистки товаров необходимо 100%-ное авансовое внесение таможенных платежей, в двух последних случаях субъекты ВЭД сталкиваются с понятием обеспечения таможенных платежей.

Что представляет собой таможенное обеспечение по ТК ТС

По ТК ТС таможенное обеспечение подразумевает выпуск товара с таможни без фактической отправки таможенных платежей, а под определённые гарантии со стороны декларанта.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

При каких условиях применяется

Все случаи применения обеспечения можно разделить на безусловные и исключительные.

Первые всегда применяются при следующих режимах внешнеэкономической деятельности:

  • таможенный транзит;
  • переработка вне таможенной территории;

Прикрываясь транзитом и переработкой, некоторые предприниматели фактически осуществляют беспошлинный импорт и экспорт: товар всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита, и наоборот — «рассосаться» за рубежом во время переработки.

Исключительные — термин говорит сам за себя. Это отдельно взятые таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договорённостями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведённые сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет). Пример расчёта таможенных платежей онлайн калькулятором вот тут, а документы, необходимые для ведения внешнеэкономической деятельности вы найдёте в специальном разделе нашего ресурса.

Классификация исключительных случаев применения таможенного обеспечения довольно условна:

  • Изменение сроков уплаты таможенных платежей, предусмотренное международными договорами;
  • Выпуск товаров с последующими экспертизами (экспертизы в широком понимании: пробы продукции, дополнительные проверки, получение дополнительных сертификатов, подтверждений стоимости и прочее);
  • Выпуск товаров, отнесённых к условно выпущенным (когда товары должны быть размещены на таможенный склад, но фактически не могут быть там размещены);
  • Прочие случаи (таможенное регулирование это не сборник правил, а живой процесс, где каждый неоднозначный случай обязан быть рассмотрен индивидуально, однако на это уходит время, а таможенные органы не имеют права задерживать товар дольше, чем это предусмотрено законодательством РФ).

Отдельным пунктом выделяют:

  • Таможенное обеспечение для субъектов хозяйствования, занимающихся таможенной деятельностью: таможенные представители, владельцы СВХ, МБТ, собственники таможенных складов, уполномоченные экономические операторы, таможенные перевозчики.

Генеральное обеспечение

Если субъект ВЭД планирует в течение длительного времени работать в режиме, подразумевающем использование таможенного обеспечения, или покрыть соответствующим видом деятельности большую территорию, связанную с привлечением нескольких таможенных органов, то для облегчения работы он может оформить Генеральное обеспечение таможенных платежей (ГТО).

ГТО — это своего рода абонемент, который подтверждается одним из таможенных органов и признаётся остальными, задействованными в схеме поставок. ГТО действует на обозначенной территории определённый промежуток времени. Один таможенный орган принимает генеральное обеспечение и выдаёт подтверждения для предоставления в остальные задействованные таможенные органы.

В генеральном таможенном обеспечении как документе указывается:

  • Таможенный орган-принципал (который принял и подтвердил обеспечение);
  • Субъект ВЭД, его предоставивший;
  • Сумма обеспечения;
  • Срок действия;
  • Перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
  • Если есть таможенный орган, в котором совершается несколько операций, то дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО по данному органу.

Размер обеспечения

Размер таможенного обеспечения для безусловных случаев определяется согласно кодам ТН ВЭД без учёта преференций и льгот:

  1. Для таможенного транзита – полная пошлина и НДС, обязательные к оплате при импорте;
  2. При вывозе для переработки – полная экспортная пошлина (если применима), обязательная к оплате при экспорте. О документах, подтверждающих экспорт, читайте здесь. Эта информация будет особенно полезна начинающим участникам ВЭД;
  3. Для подакцизного товара в РФ существуют отдельные требования по размеру таможенного обеспечения, сейчас это определённые фиксированные суммы. Ставки акцизов вы можете посмотреть в предыдущей статье.
  • При процедуре таможенного транзита принимаются во внимание таможенные ставки государств Таможенного Союза. Если они отличаются от ставок РФ, то к расчёту принимается максимальная, как если бы товар оказался на территории этого государства с максимальной ставкой.
  • Для исключительных случаев размер таможенного обеспечения рассчитывается, исходя из имеющихся данных о товаре, при наличии нескольких вариантов к расчёту приминается максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
  • В случае если субъект ВЭД подозревается в определённом виде мошенничества, то к базовой максимальной сумме прибавляются размеры потенциально применимых штрафов, которые бы были применены, если случай мошенничества был бы подтвержден.
  • Для случаев, когда нет исходных данных для подсчёта потенциальных пошлин (не подтверждена стоимость, нет данных по коду), — применяется информация по стоимости аналогичного, на взгляд таможни, товара.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Таможенное обеспечение — это своего рода залог, где субъект ВЭД выступает залогодателем, а таможенный орган залогодержателем. К этим отношениям могут привлекаться третьи стороны – поручители.

Теперь о видах залогов — они же способы обеспечения.

Залог имущества

Оформляется в виде договора о залоге имущества между таможней и декларантом (юр. лицом).

  • ранее заложенное имущество;
  • имущество, находящееся за пределами РФ;
  • быстро портящиеся товары;
  • объекты и продукцию энергетической промышленности.

Банковская гарантия

Может быть предоставлена банком, страховой или другой кредитной организацией, включённой в реестр таможенных гарантов. В течение трёх дней таможенный орган обязан проверить поданную гарантию и подтвердить её, или отказаться принять.

Отказом для принятия банковской гарантии может послужить неправильное оформление документов или превышение сумы общего лимита гаранта. Поэтому лучше справки по своему потенциальному гаранту уточнять заранее на таможне.

Поручительство

Смысл поручительства, как способа обеспечения уплаты таможенных платежей, такой же, как и банковской гарантии, только гарант не включён в таможенный реестр, и предложение рассматривается не 3, а 15 дней.

Для того чтобы таможня одобрила поручителя, необходимо, чтобы он отправил на таможню предложение рассмотреть его кандидатуру, приложив проект трёхстороннего договора поручительства или двухстороннего договора плюс согласие декларанта принять поручительство.

Желание поручителя стать гарантом опять же должно быть подкреплено надёжной банковской гарантией.

Внесение денежного залога на счёт ФК

Отправив всю сумму, необходимо получить таможенную расписку, которую потом нужно предоставить в конкретный таможенный орган для получения гарантии. Хотя деньги и лежат у таможни на счету, отдельно взятый таможенный орган об этом ничего не знает.

При возникновении полных или частичных обязательств по гарантии возможны следующие варианты движения средств:

  • Сумма пошлин и налогов вычитается из внесённой суммы залога и засчитывается в счёт уплаты будущих таможенных платежей (оставшиеся деньги по истечению срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или засчитываются в счёт будущих операций);
  • Сумма пошлин и налогов отдельно вносится плательщиком, а сумма залога возвращается ему в полном объёме (или по желанию засчитываются в счёт будущих операций);

Самым простым способом получения таможенного обеспечения на первый взгляд является денежный залог, но это экономически выгодно только, если суммы небольшие и в конечном итоге платежи действительно будут подлежать оплате.

Для случаев, когда пошлины и налоги все же не будут удержаны, лучше воздержаться от беспроцентного замораживания крупных сумм на счетах таможни и воспользоваться одним из видов неденежных залогов.

Возможные проблемы

Для новичка в сфере ВЭД информация о существовании таможенного обеспечения может показаться сложной и противоречивой, однако, на практике процесс сводится к нескольким простым действиям.

Вот мнение специалиста на тему способов обеспечения уплаты таможенных платежей:

При слаженной деятельности проблем организационного характера появляются редко, в отличие от финансовых. Последние же возникают в тех случаях, когда у таможенных органов появляется почва для увеличения суммы таможенного обеспечения. Чтобы предотвратить подобные спекуляции со стороны таможни необходимо заранее подготовить всю информацию по товару и согласовать коды ТН ВЭД в тарифном отделе своей региональной таможни.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector