Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таможенные сборы объект обложения

Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов

Комментарий к статье 75 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов

Исчисление таможенных пошлин, а также НДС и акцизов, уплачиваемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, начинается с установления объекта обложения.
Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые с таможенной территории Таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК). При этом уточняется, что под товарами в таможенном законодательстве понимаются: любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (транспортные средства, морские суда и т.д.) (подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК).
В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Однако при этом оговаривается, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ).
Похожие определения товара, используемые в целях налогообложения, содержатся в налоговом законодательстве других государств — членов Таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса Республики Беларусь «товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством».
База (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (п. 2 ст. 35 ТК). Выбор конкретной базы для исчисления таможенных пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.
Стоимостная характеристика товара — таможенная стоимость — используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам. Законодательной базой при регулировании вопросов определения и декларирования таможенной стоимости является глава 8 ТК, а также законодательство государств — членов Таможенного союза: Российской Федерации — глава 11 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», разделы III, IV Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе», глава 11 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», разделы III, IV Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII «О Таможенном тарифе».

При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении:

— количество (штуки, пары и др.);

— масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.);

— объем (литры, кубометры);

— иные характеристики (киловатт-часы и др.).

Налоговая база для исчисления НДС и акцизов на товары, ввозимые на территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах при ввозе товаров налоговая база по НДС определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При расчете акцизов на ввозимые товары налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма: а) их таможенной стоимости; б) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

В НК РФ вопросам определения налоговой базы НДС и акцизов на ввозимые товары посвящены ст. ст. 53, 54 (понятие налоговой базы и общие вопросы ее исчисления), 153 (налоговая база по НДС), 160 (порядок определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), 191 (порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).
В Налоговом кодексе Республике Беларусь соответствующие нормы содержатся в статьях 41 (понятие налоговой базы), 99 (определение налоговой базы налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами), 117 (определение налоговой базы по акцизам), 121 (порядок исчисления акцизов, взимаемых таможенными органами).
В Налоговом кодексе Республики Казахстан это ст. ст. 28 (понятие налоговой базы), ст. 246 (определение облагаемого НДС импорта), ст. 247 (размер облагаемого НДС импорта), ст. 283 (налоговая база по подакцизным товарам), ст. 297 (налоговая база импортируемых подакцизных товаров).

Читать еще:  Организация таможенного дела

Субъекты и объекты обложения таможенной пошлиной, налоговая база

Особое место в системе налогов и сборов занимает таможенная пошлина.

Таможенная пошлина – один из видов косвенного налогообложения. Она играет существенную роль как в формировании доходов государства, так и в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таким образом, таможенная пошлина взимается как при импорте, так и при экспорте товаров.

Таможенная пошлина до введения соответствующей главы Налогового кодекса не указана в НК РФ в качестве налога или сбора и взимается согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О таможенном тарифе», а также ряду других нормативных документов. К числу документов относятся такие, как Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, постановления и решения Правительства, регулирующие ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, виды льгот и преференций.

Вместе с тем таможенная пошлина имеет налоговую природу, поскольку является одним из видов налогов, позволяющих государству активно вмешиваться в экономическую жизнь страны и экономическими способами (таможенно-тарифные меры) регулировать внешнеэкономическую деятельность. При этом отдельные процедуры взимания и контроля за таможенными пошлинами регламентируются также и Налоговым кодексом.

Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющим на их конкурентоспособность на рынке. Она выступает в качестве основного стоимостного ограничения импортных или экспортных операций в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики страны.

Налогоплательщиками таможенных платежей являются декларанты или иные лица, определяемые Таможенным кодексом.

Условия, на основании которых осуществляется таможенная политика России, отражены в Законе РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. N 5003-1 (в редакции от 08.12.2010).

Объектом налогообложения таможенной пошлиной являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.

Налоговая база таможенной пошлины определяется как таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, или как их объемная характеристика в натуральном выражении.

В отличие от большинства действующих в России налогов, по таможенной пошлине не существует четко ограниченной шкалы ставок или единой ставки. Существует огромное количество таких ставок, которые устанавливаются в зависимости от номенклатуры ввозимого или вывозимого товара, от его характеристик и ряда других условий.

Таможенную стоимость заявляет, то есть декларирует, таможенному органу Российской Федерации декларант при перемещении товара через российскую таможенную границу. Таможенная стоимость определяется самим декларантом согласно принятым методам определения таможенной стоимости, контроль же за правильностью определения таможенной стоимости осуществляет таможенный орган, производящий таможенное оформление товара (таможня или таможенный пост).

Российским законодательством установлены следующие шесть методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации:

— по цене сделки с ввозимыми товарами;

— по цене сделки с идентичными товарами;

— по цене сделки с однородными товарами;

В Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» основным методом определения таможенной стоимости принят метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Ставки таможенных пошлин бывают трех видов:

1) адвалорные ставки – в процентах к таможенной стоимости товаров;

2) специфические ставки, установленные в определенной сумме за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные ставки.

Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенные пошлины систематизируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и публикуются в специальном сводном документе, носящем наименование Таможенного тарифа РФ. Ставки являются едиными для товаров, имеющих одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и не зависят от видов сделок или иных обстоятельств.

Таможенные сборы объект обложения

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспорт­ным пошлинам);

2) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);

3) балансировоч­ную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта това­ров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты клас­сификации таможенных пошлин:

по объекту обложения: 1) импортные; 2) экспортные; 3) транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

по способу взимания: а) адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); б) специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); в) комби­нированные (сочетают оба вида таможенного обложения);

по характеру происхождения: 1) автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые происхо­дят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режи­мом наибольшего благоприятствования); 2) конвенциальные (при­меняются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользую­щихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятство­вания в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с ме­ждународными договорами и являются минимальными);

Читать еще:  Организация таможенного контроля

по специфичности применения: а) антидемпинговые; б) специ­альные; в) компенсационные; г) преференциальные;

по времени действия: 1) генеральные; 2) временные; 3) се­зонные;

по способу исчисления: а) номинальные (сюда относятся та­рифные ставки, указанные в таможенном тарифе); б) эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные това­ры, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импорт­ные узлы и детали этих товаров);

по величине и последствиям: 1) запретительные (тариф на­столько велик, что полностью прерывает международную торговлю); 2) ограничительные (тариф притормаживает международную тор­говлю, порождает повышение цен, снижение объема экспортно-им­портных операций);

по количеству ставок для одного товара: а) простые; б) сложные.

Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвенциальными, так и автономными. Их применение призвано не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.

Демпинг в строго точном понимании опреде­ляется как продажа товара на внешнем рынке по цене ниже издержек производства. Поскольку фирмы неохотно предоставляют документа­цию, касающуюся себестоимости продукции, на практике используют­ся косвенные доказательства демпинга. Например, международные ор­ганизации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. (С 1967 г. действует Меж­дународный антидемпинговый кодекс.)

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защит­ной меры для отечественных производителей от иностранных конку­рирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления фак­та запрещенного международным законодательством получения экс­портером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются понижен­ным размером ставок и применяются в отношении товаров, происхо­дящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводят­ся на определенный период времени (например, на период примене­ния экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вто­рых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходя­щим из разных стран.

В результате различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую не зависимо от страны происхождения товаров. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике и, в принципе, не соответствует современным условиям борьбы на ми­ровом рынке.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому то­вару устанавливает две или большее число ставок таможенных по­шлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степе­ни, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Он позволяет показывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой сложное и многозначное явление, имеющее не только экономическое, но и политическое измерение. Однако с позиций финансовой науки тамо­женная пошлина — это одна из разновидностей косвенного налога, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенная по­шлина обладает всеми основными налоговыми атрибутами:

уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением;

таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

поступления от уплаченный таможенных пошлин не предназна­чены для финансирования конкретных государственных расходов.

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщи­ком) является декларант. Им может быть владелец товара, перевоз­чик товара, таможенный брокер.

Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количество перемещае­мых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновре­менно.

Ставки таможенной пошлины в России в соответствии с законо­дательством устанавливаются Правительством РФ.

Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к перемещаемым че­рез таможенную границу товарам, таможенные сборы за соответст­вующее оформление уплачиваются до или одновременно с приняти­ем таможенной декларации.

Таможенное законодательство РФ установило особый порядок уплаты таможенных доходов. Последние уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отноше­нии товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлени­ях, таможенные платежи уплачиваются государственному предпри­ятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета тамо­женных органов.

Итак, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, таможенная пошлина относится к косвенным налогам.

Во-вторых, таможенная пошлина и таможенные сборы являются источником доходов феде­рального бюджета (это закреплено в Налоговом кодексе РФ).

В-третьих, таможенная пошлина является общим налогом, поскольку не имеет целью покрыть какие-либо конкретные расходы.

В-четвер­тых, таможенные платежи относятся к разовым налогам, так как их уплата зависит от факта импорта (экспорта) товаров.

Статистика свидетельствует, что фискальная значимость тамо­женных пошлин в развитых странах снижается. Так, если в США еще в конце XIX в. за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не пре­вышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступле­ний от таможенных пошлин и в бюджете подавляющего большинст­ва промышленно развитых стран (см. табл. 1).

Читать еще:  Должностные лица таможенных органов рф

Таможенные сборы: оплата экспорта и импорта, способы начисления и расчётов

Современное законодательство точно регламентирует все аспекты МЭО в части вопросов транспортировки, таможенного оформления, доставки и сопровождения грузов. Предприниматели нашей страны – опытные крупные промышленники и начинающие бизнесмены всё более активно участвуют в международном товарообмене. Торговля на уровне разных стран позволяет активизировать свою предпринимательскую инициативу, увеличивать доходы и прибыль, увеличивать наполнение отечественного бюджета. Профессиональным промышленникам и новичкам сферы бизнеса крайне важно знать обо всех особенностях и видах таможенных сборов. В том числе: откуда берутся суммы таможенных сборов за таможенное оформление, их характеристики в концепции современного отечественного и международного права.

Что такое сбор за таможенное оформление и сопровождение?

Прежде всего, все аспекты международных торговых взаимоотношений на современном этапе регулируются Таможенным Кодексом России. Ст. 72 ТК РФ рассматривает таможенные сборы в качестве обязательных платежей, взимаемых органами таможенной службы за определённые действия, связанные с пропуском через границу товаров и услуг:

  • Таможенные сборы за таможенное сопровождение груза;
  • Иные процедуры, предусмотренные ТК РФ и нормативной базой стран, являющихся членами Таможенного союза.

Законодательство государств, которые входят в Таможенный союз солидарно устанавливают ставки и виды сборов. Согласно ст. 72 ТК размеры таможенного сбора не превышает уровня совокупной стоимости затратной части таможенного органа, проводящего определенные действия в отношении объекта, на который устанавливается сбор.

Кодекс и нормативные документы стран — участниц Таможенного союза определяют:

  • плательщиков таможенного сбора,
  • сроки внесения сборов,
  • порядки и правила их начисления,
  • процедуры по возврату, зачёту и взысканию.

Этими же отечественными и международными регулирующими документами предусматриваются случаи, когда сбор не оплачивается.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Виды таможенных сборов в России

По своей сущности сбор является специфическим видом налога, платой обязательного порядка, за оформление, хранение и сопровождение поставок товаров сотрудниками таможенной службы. Согласно ст. ст. 87, 320, п. 5 ст. 357 ТК рассматриваются все особенности таможенных процедур и виды таможенного сбора.

К таможенным сборам относятся следующие платежи:

  1. Суммы, обязательные к оплате таможенного оформления;
  2. Суммы, которые требуются в качестве оплаты таможенного сопровождения;
  3. Сбор – оплата за ответственное хранение товаров на таможенных складах.

Пошлины также подразделяются на ввозные, вывозные, сезонные и особые типы – специальную, антидемпинговую, компенсационную. Последние три типа обеспечивают безопасность национального товаропроизводителя, служат надёжной защитой от демпингового и субсидируемого потока товаров из-за рубежа. Все основные виды таможенной пошлины в этой статье.

Сбор за импорт

Таможенный сбор за импортные операции также называют ввозной пошлиной, которую по закону начисляют за товары, услуги и другие объекты таможенного права при их попадании на территорию нашего государства. Данный тип сборов являются дифференцированными:

  • На объекты торговли, приходящие в РФ из стран Таможенного союза или специальных таможенных зон, где установлен специальный преференциальный таможенный режим по международным многосторонним контрактам с участием России;
  • На объекты торговли, происходящие из государств и экономических сообществ, которые в РФ относятся к категории наибольшего благоприятствования. То есть это льготные ставки ввозной пошлины по единому таможенному тарифу России. Виды льгот по уплате таможенных платежей можно узнать из отдельной статьи.

Сбор за экспорт

Экспортным сбором называется ещё один вид оплаты — вывозной сбор за пересечение объекта начисления границы государства. То есть, при вывозе товаров, услуг и иных объектов за пределы страны или её таможенной территории.

Сбор за движение товаров через границу

Случаи перемещения грузов через таможенные кордоны Российской Федерации – массовое явление в условиях современной международной торговли. На сегодняшний день отечественное законодательство рассматривает следующие суммы обязательного налога на материальные ценности за пересечение ими границы РФ.

  1. Сбор в сумме 250, 00 руб. за осуществление передвижения товаров на территорию или за пределы РФ, которое производят физические лица, не являющиеся результатом предпринимательской деятельности. Исключением являются перевозки легкового транспорта в позиции 8702, 8703 ТН ВЭД.
  2. 375, 00 руб. вносятся за перевозки товаров железнодорожным транспортом. Учёт проводится по отдельным партиям грузов, перемещаемых по одной ТТ накладной.
  3. Сумма в 375, 00 рублей оплачивается за транспортировку через границы РФ ценных бумаг, номиналом в валютном выражении других стран. Учёт производят по каждой партии, отражённой в одной отдельной декларации.
  4. Сбор в 375, 00 рублей взимается при вторичной сдаче таможенной декларации по однотипным товарам в едином транзитном режиме.
  5. Таможенные продвижения грузов за границу или на территорию РФ с помощью воздушного или водного грузового транспорта. Возможно, перемещения товаров могут соответствовать приемам перемещения объектов по таможне, переработке, ремонта.
    Сюда же входит категория грузов при завершении действия времени таможенных операций, реэкспорт и реимпорт для внутреннего оборота – 7 500, 00 рублей.
  6. Оплата 3 750 рублей за подачу временной декларации периодичного таможенного оборота.

Размер сборов

Таможенный сбор в России и его размер, процедура их расчёта регулируются ч. 1 ст. 114 ТК РФ, базой для определения размера служит декларируемая стоимость ТМЦ и других ценностей подлежащих пересечению границы. Размер ставок фиксирован и выглядит следующим образом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector