Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установление ставок таможенных пошлин

Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина . 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) , который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС , также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы , согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.

Вывозные (экспортные) таможенные платежи

  1. Вывозная таможенная пошлина . Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы . Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Таможенные льготы, квоты и преференции

Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

Тарифные квоты

Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

  1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
  2. Действии особых ставок : специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
  3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара ;
  4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
  5. Существующей нормативно-правовой базе , в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

Размер таможенных пошлин

Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

Виды ставок таможенных пошлин

Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

Адвалорная ставка

Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

СТП – сумма таможенной пошлины;
ТС – таможенная стоимость товара;
СП – ставка таможенной пошлин.

Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

Специфическая ставка

Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

Читать еще:  Система таможенных платежей это

Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

СТП – сумма таможенной пошлины;
ФХ – физическая характеристика товара;
СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

Комбинированная ставка

Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

Особые виды ввозных таможенных пошлин

Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

    • Специальные . Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
    • Антидемпинговые . Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
    • Компенсационные . Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

  • Сезонные . Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

Важ­но по­ни­мать, что боль­шинст­во та­мо­жен­ных бро­ке­ров име­ют свою спе­ци­а­ли­за­цию. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при вы­бо­ре та­мо­жен­но­го пред­ста­ви­те­ля, за­ве­до­мо ин­те­ре­су­ясь при­ори­те­та­ми в меж­ду­на­род­ных на­прав­ле­ни­ях и спо­со­бах пе­ре­воз­ки, объ­емах, и осо­бен­но — то­вар­ной но­мен­кла­ту­ре то­ва­ров. За­бла­гов­ре­мен­но изу­чив все ню­ан­сы со­труд­ни­чест­ва, мож­но из­бе­жать мно­гих разо­ча­ро­ва­ний в бу­ду­щем.

Ставки таможенных пошлин и порядок их установления.

Идея создания глобального единого экономического пространства, из которой исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижение ставок таможенных пошлин до их полной ликвидации.

С учетом этого регулирование импорта путем прямого установления количественных объемов ввоза практически во всех основных государствах-участниках МТ заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаропотоков. Таможенно-тарифное регулирование несет фискальные и/или защитные функции. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин:

— экспортные (используются редко);

— транзитные (в настоящее время практически не применяются).

В зависимости от методики установления уровня таможенных пошлин различают пошлины:

— специфические, т. е. в виде фиксированной суммы с единицы измерения;

— адвалорные, т. е. в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара;

— альтернативные (комбинированные), когда таможенные органы самостоятельно выбирают между специализированной и адвалорной в сторону более высокой.

Обычно таможенные тарифы содержат несколько уровней ставок:

— общие ставки (или, иначе, максимальные, генеральные, автономные);

— наиболее благоприятные (минимальные);

Однако поскольку почти все государства, задействованные в международную торговую систему, связаны через ВТО или двусторонние торговые договоры обязательством о предоставлении РНБ, применение «общих», максимальных, ставок в отношении товаров какого-либо государства фактически означает дискриминацию этого государства в МТ.

Структура таможенных тарифов крупных развитых государств, как правило, содержит 2—3 колонки с соответствующими ставками пошлин. В ряде государств тарифы более дифференцированы: в тарифе Венесуэлы — 7 колонок, Сенегала — 9, Мали — 17.

Структура таможенных тарифов по мере развития МТ усложнилась. Первоначально существовали одноколонные тарифы и применялась единая ставка ко всем импортировавшимся товарам, независимо от страны происхождения. Это не позволяло гибко решать торгово-политические задачи.

В современных тарифах товары распределяются по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило, прямо пропорционален степени обработки ввозимого товара: чем технологичнее товар, тем выше пошлина. Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности.

В свою очередь, такая практика развитых государств не соответствует объективным групповым интересам развивающихся стран, так как именно они являются основными поставщиками сырьевых ресурсов в развитые страны. По этой причине многие развивающиеся страны в целях развития национальной экономики стремятся к повышению степени обработки вывозимого сырья, что повышает и его цену.

Процесс оценки товаров в целях таможенного обложения может превратиться в дополнительный барьер импорту, особенно если таможенные органы сами контролируют и определяют (как правило, в сторону повышения) стоимость товаров с тем, чтобы получить в бюджет государства больший объем пошлин.

В ст. VII ГАТТ был установлен принцип: таможенная стоимость должна основываться на фактической стоимости товара. По итогам Токио-раунда было принято Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке товаров), уточненное и дополненное в ходе Уругвайского раунда. В настоящее время оно является частью пакета документов ВТО, обязательных для всех государств-участников ВТО.

В основу таможенной оценки товара, согласно Соглашению, должна быть положена «цена сделки», т. е. реально уплаченная или подлежащая уплате сумма. Дополнительные расходы покупателя (комиссионные расходы, стоимость упаковки, фрахта, страховки и т.д.) могут включаться в эту цену по усмотрению стран-участниц Соглашения.

Что касается цен, которые образуются при обращении товаров между предприятиями, входящими в одну ТНК, — «трансфертных цен», — то они сами по себе не могут считаться неприемлемой основой для таможенной оценки. Однако таможенное учреждение вправе усомниться в обоснованности таких цен, и в этом случае бремя доказывания обоснованности лежит на импортере.

Линия на сокращение уровня таможенного обложения товаров с последующей ликвидацией пошлин является одним из важнейших направлений деятельности ВТО. Решения о снижении уровня таможенного обложения принимались в рамках ГАТТ на следующих многосторонних торговых переговорах:

1. Женева (Швейцария) — 1947 г.

2. Аннеси (Франция) — 1949 г.

3. Торки (Великобритания) — 1950 г.

4. Женева — 1956 г.

5. «Диллон — раунд», Женева — 1960—1961 гг.

6. «Кеннеди — раунд», Женева — 1964—1967 гг.

7. «Токио — раунд», Токио — Женева — 1973—1979 гг.

8. «Уругвайский раунд», г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай) — Женева — 1986-1994 гг.

Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 году до 40% в середине 50-х годов, около 10% — в 70-х годах, 5— 7% — в 90-х годах.

В соответствии с решениями Уругвайского раунда МТП ГАТТ (после «четырехстороннего соглашения» 1993 года между США, ЕС Японией и Канадой) подлежат полной отмене пошлины на ряд товаров (строительное, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, цемент, офисную мебель и др.). Одновременно должно быть произведено снижение пошлин на некоторые другие товары, в том числе товары PC, проведена гармонизация пошлин. В результате общая величина таможенного обложения снизится до 3%.

Кроме того, тарифная работа в ВТО идет не только по пути прямого снижения ставок, но и по пути своеобразного «замораживания» (по терминологии ГАТТ — «связывания» или «консолидирования») ставок на существующем или согласованном уровне.

По итогам Уругвайского раунда, доля «связанных» ставок в тарифах развитых государств возрастет до 98—99%, PC — до более 70% всей товарной номенклатуры.

Особое место в таможенно-тарифном регулировании МТ занимают антидемпинговые и компенсационные пошлины. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционируемых международным экономическим правом в ответ на правонарушение, выражающееся в демпинге и субсидировании экспорта.

Читать еще:  Способы уплаты таможенных пошлин

Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пошлины, взимаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера.

Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между «нормальной» и фактической экспортной ценой, и только тогда, когда результатом демпинга является материальный ущерб национальной промышленности.

Компенсационной называется пошлина, которая, согласно ст. VI ГАТТ, «устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара».

Вышеприведенные положения были развиты по итогам Токио-раунда в Соглашении о применении ст. VI ГАТТ («Антидемпинговый кодекс») и Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах 1979 года.

В ходе Уругвайского раунда Соглашения были модернизированы и включены в обязательный пакет ВТО. Зачастую введение антидемпинговых и компенсационных пошлин используется произвольно, противоправно, выборочно — в нарушение международного экономического права.

Для установления антидемпинговой пошлины необходимы три условия:

1. должен быть констатирован ФАКТ демпинга;

2. должно быть констатировано причинение ущерба национальному производству;

3. должна быть выявлена причинная связь между демпингом и ущербом.

Антидемпинговое расследование осуществляется государственными компетентными органами по заявлению соответствующей национальной отрасли производства, которая должна быть представлена производителями, имеющими более чем 50%-ную долю в отечественном производстве данного продукта.

Материальный ущерб может быть выражен в таких формах, как сокращение продаж, прибыли, объема выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, недоиспользование производственных мощностей.

Ущерб выражается также и в факторах неблагоприятного воздействия на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, уровень зарплаты, объемы инвестиций и т. д.

Если в ходе расследования невозможно установить конкретного поставщика демпингового товара, то антидемпинговая пошлина может быть введена не против товаров невыявленной организации-экспортера, а в отношении товаров определенной страны. Устанавливается такая пошлина в размере н на срок, способных нейтрализовать ущерб от демпинга (но не более чем на 5 лет).

Компенсационные меры могут применяться только в отношении субсидий, признанных «специфическими». Таковыми они признаются, если субсидия предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же право на субсидию общедоступно, установлены объективные критерии ее получения, то такая субсидия не является «специфической».

Выделяются две категории специфических субсидий:

— запрещенные (направлены на экспорт продукции или на использование отечественных товаров вместо импортных); в отношении них действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

— дающие основания для судебного разбирательства; в этих случаях субсидирующая сторона обязана отозвать субсидию или компенсировать ущерб.

В число разрешенных, «неспецифических», субсидий входит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптации предприятий к требованиям охраны окружающей среды и т.п.

Под субсидией понимается вклад, дотация правительства или государственного органа: передача средств, прямые переводы, кредитные гарантии, финансовые льготы, налоговые льготы, любые формы поддержки доходов и цен.

Материальный ущерб от субсидирования считается существующим, если общая величина субсидии в стоимости товара выше 5%. Компенсационные пошлины вводятся властями импортирующей страны на основе итогов расследования.

Программы субсидирования, существующие в странах с переходной экономикой, должны быть прекращены или приведены в соответствие с Соглашением в течение 7 лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. Развивающимся странам предоставляется для этого 8 лет. Для наименее развитых из PC этот срок не установлен.

Виды ставок таможенных пошлин можно разделить на три основные группы:

· адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

· специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

· комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

Существуют также особые виды пошлин: сезонные, специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Сезонные пошлины устанавливаются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ, причём ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году. Порядок применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин регулируется ФЗ «О таможенном тарифе», ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную границу России в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, или используются в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяют в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применению особых видов пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

Ставки таможенных пошлин и порядок их установления;

Компенсационные пошлины

Виды таможенных пошлин

1. Ввозные таможенные пошлины

2. Вывозные таможенные пошлины

3. Особые пошлины

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

Специальные пошлины применяются:

в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины,

применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в этот момент, если подобный ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в России.

применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или ввозе которых прямо либо косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в России.

Процедура применения особых видов пошлин. Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины.

При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

1. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании ТК тс.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской

Читать еще:  Зоны таможенного контроля создаются

Пошлины почти во всех странах подразделяются на

Таможенным кодексом ТС установлены следующие виды таможенных платежей:

· таможенная пошлина (таможенный тариф);

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· сбор за выдачу и возобновление квалификационного аттестата по таможенному оформлению;

· сбор за выдачу и возобновление лицензий таможенными органами РФ;

· таможенные сборы за хранение товаров;

· таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

· плата за информирование и консультирование;

· плата за принятие предварительного решения;

· плата за участие в таможенных аукционах;

· сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий.

Виды ставок таможенных пошлин:

Вывозная таможенная пошлина — порядок уплаты для новичков и профессионалов, занимающихся ВЭД

При экспортировании товаров за рубежи таможенной границы России накладываются вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Если вы занимаетесь внешней торговлей или планируете открыть такой бизнес, эта статья придоставит вам массу новых знаний или поможет вспомнить изученное. Из неё вы узнаете, что такое вывозная таможенная пошлина и как правильно её рассчитать. Мы расскажем, как уплатить экспортную пошлину и сколько времени даётся на эту процедуру. А также о льготах и квотах на вывозные пошлины.

Что это такое?

Таможенные пошлины на вывоз представляют собой налоги, собираемые при экспорте товаров. Их главная задача: пополнение государственной казны. Иностранная продукция, ввозимая на территорию РФ, не облагается этими пошлинами, для неё предусмотрена ввозная таможенная пошлина Таможенного союза.

Ставки пошлин назначает правительственные органы стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). А правила исчисления пошлин установлены Таможенным кодексом Таможенного союза. При возникновении ситуации, неописанной Кодексом, получают полномочия законы государства.

Налоги на вывоз товара обычно устанавливаются на некоторый срок для корректировки баланса торговли страны.

Пошлинами на вывоз, как правило, облагается сырьё:

  • древесный уголь;
  • деревянные изделия и, собственно, древесина;
  • сырая нефть и продукты из неё;
  • этиловый неденатурированный спирт.

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» устанавливает правовые основания для наложения таможенных пошлин. Таможенным кодексом РФ закреплён порядок исчисления таможенных сборов. Изменение ставок вывозных пошлин контролируется Правительством РФ.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Расчёт и ставки пошлин на экспорт

Формула расчёта экспортной таможенной пошлины на вывоз товара из России зависит от типа её ставки. Российским законом «О таможенном тарифе» установлены III типа ставок.

  • Адвалорная или стоимостная ставка добавляется в виде процентов к таможенной цене вывозимых изделий. Сумма таможенных сборов равна произведению этой ставки, выраженной в процентах, и таможенной стоимости.
  • Специфическая ставка постановляется в денежном значении за количество облагаемых товаров. Денежной единицей выступает евро.
  • Комбинированная ставка совмещает в себе и стоимостные, и численные значения вывозимых товаров. Размер пошлины устанавливается либо путём сравнением этих величин, либо их сложением. Это зависит от типа комбинированной ставки. Конечная сумма вывозного налога выявляется способом сравнения по наибольшему значению.

Уплата экспортных пошлин

Пошлины уплачиваются продавцом или экспортёром. Следующие случаи не попадают под это правило:

  • Таможенный орган постановил собственные требования уплаты таможенных сборов;
  • Использование почтовой сети для перемещения товара.

Дополнительные таможенные уплаты по решению таможенного органа после проверки данных заявителя могут исчисляться в случае, если:

  • Предприниматель указал недостоверные данные о стране-изготовителе;
  • Нарушены правила классификации экспортируемых товаров согласно Товарной номенклатуры ВЭД;
  • Стоимость или количество товара определяется таможенной организацией.

Сроки исчисления пошлин на вывоз товаров из России

Сроком уплаты экспортных таможенных сборов является отрезок времени, за который необходимо заплатить суммы таможенных платежей, или происшествие, из-за которого Кодекс обязывает оплатить таможенные пошлины.

Статья 329 Торгового Кодекса Российской Федерации устанавливает такие виды сроков:

  • При вывозе товара за таможенную границу РФ у срока уплаты таможенных сборов отсутствуют ограничения по времени. Он определяется мероприятием, которое имеет прямое отношение к возникновению обязанности уплатить таможенные платежи — подачей в таможенные органы декларации.
    На некоторые периодически декларируемые товары распространены определённые исключения, а ещё на вещества, перемещаемые при помощи трубопровода.
  • В случае смены таможенного режима сборы нужно уплатить в течение дня окончания действия сменяемого таможенного режима.
  • При употреблении условно выпущенного груза не по назначению, сроком уплаты сборов на вывоз считается день, когда произошло нарушение ограничения по распоряжению и пользованию товаром. Если определить такой день невозможно, сроком уплаты являются сутки, в которые таможенный орган принял декларацию.
  • Если предприниматель нарушил требования таможенных операций и обязан уплатить таможенные платежи, сроком будет считаться день, в котором имело место нарушение (выдача с отсутствием разрешения таможенной организации или потеря товаров, перемещаемых по внутритаможенному транзиту, временно складируемых или находящихся под таможенным режимом склада таможни, площадки беспошлинной торговли).
    Если установить этот день невозможно, уплата таможенных пошлин должна производиться в течение суток, в которые стартовали такие операции (день доставки груза на таможенный участок, день получения бумажной санкции на внутритаможенный транзит, день окончания, день помещения груза под таможенный режим).
  • Срок исчисления таможенных сборов при применении особых таможенных операций назначается отдельно для каждой операции. К примеру, физически лица с ручной кладью или сопровождаемым багажом уплачивают таможенные сборы при пересечении границы России.

Изменения, рассрочка и отсрочка уплаты

Торговый Кодекс Российской Федерации не исключает изменение срока уплаты таможенных платежей или возможность рассрочки, отсрочки уплаты таможенных пошлин. Они могут относиться как ко всей сумме сборов, так и её части.

Рассрочка и отсрочка могут быть на срок 1-6 месяцев при наличии хотя бы одного из нижеприведённых оснований:

  1. Торговец осуществляет транспортировку товаров по межгосударственному соглашению;
  2. Предприниматель пострадал от задержек государственного спонсирования или оплаты госзаказов;
  3. Перевоз через границу таможни скоропортящихся товаров;
  4. Ущерб плательщику из-за воздействия стихийных бедствий, техногенной катастрофы и т. п.

Смена срока уплаты таможенных сборов сопровождается взысканием процентов (добавляемых к сумме задолженности).

Если предприниматель обанкротился или в отношении него возбудили уголовное дело, таможенная организация:

  • отзывает выданное ранее разрешение;
  • признаёт недействительным ранее выданное разрешение на отсрочку или рассрочку уплаты таможенного платежа.

Льготы на вывозные таможенные пошлины

Льготы в ВЭД направлены на обеспечение определённых участникам торговли более выгодными условиями относительно остальных. Таможенными льготами может быть:

  • освобождение от уплаты таможенных платежей;
  • более простой процесс пропуска товаров сквозь таможенную границу или полное освобождение от этих процедур;
  • дарование полномочий на вывоз из страны товаров, перевоз которых по закону запрещён и прочие.

Тарифные льготы — вид льгот, представляющий собой:

  • возмещение ранее уплаченных пошлин,
  • освобождение от уплаты таможенных сборов,
  • снижение ставок пошлин.

Бухгалтерский учёт

Для начисления вывозных таможенных пошлин создают проводку:

  • Подсчёт дебет 90 «Таможенные пошлины».
  • Подсчёт кредит 68 «Расчёты по таможенным пошлинам».

В бухгалтерском учёте уплата пошлины нужно отразить проводкой:

  • Подсчёт дебет 68 «Расчёты по таможенным пошлинам».
  • Кредит 52 (51).

В учёте бухгалтерии вывозные таможенные сборы исчисляют в дебет субсчёта «Вывозные сборы» счёта 90 «Продажи». Подробнее о счетах учёта таможенных пошлин вот тут.

Итоги

Резюмируем: таможенные пошлины на вывоз — налоги, собираемые при экспорте товаров. Их главная цель — пополнение государственного бюджета. Иностранная продукция не облагается этими пошлинами. Ставки пошлин назначает правительственные органы стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Правила сбора пошлин установлены Таможенным кодексом Таможенного союза. При возникновении ситуации, неописанной Кодексом, получает полномочия законодательство государства.

Формула расчёта экспортной таможенной пошлины на вывоз товара из России зависит от типа её ставки. Российским законом «О таможенном тарифе» установлены 3 типа ставок:

  1. адвалорная ставка;
  2. специфическая ставка;
  3. комбинированная ставка.

Основы и особенности таможенной экспортной процедуры, а также уплаты вывозной пошлины, в данном видео:

Сроком уплаты экспортных таможенных сборов является отрезок времени, за который необходимо уплатить суммы таможенных платежей, или происшествие, из-за которого Кодекс обязывает оплатить таможенные пошлины.

Льготами на экспортные пошлины называют более выгодные условия для торговли.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector