Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники валютного права рф

Валютное право как отрасль российского права, его источники.

Валютное право – это комплексная отрасль российского законодательства, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей, осуществления валютных операций, валютного контроля и привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства.

Механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

– валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

– валютные отношения (те, которые складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями);

– регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.

Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения и регулируются Законом о валютном регулировании, в ст. 2 которого указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Валютные правоотношения можно объединить в две группы правоотношений: имеющих публично-правовую и гражданско-правовую природу.

Публично-правовые нормы регулируют статус субъектов валютного права, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, валютные ограничения, меры валютного регулирования, валютный контроль и ответственность за нарушения валютного законодательства. Поэтому публичные валютные отношения образуют валютную деятельность государства.

Валютные правоотношения гражданско-правового характера возникают между хозяйствующими субъектами, участвующими в обороте товаров, работ или услуг. Подобные правоотношения включают правоотношения, возникающие по поводу перехода права собственности на валютные ценности, валюту РФ и внутренние ценные бумаги, по поводу получения или предоставления кредитов в иностранной валюте, а также использования валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Частноправовой характер имеют правила российского валютного законодательства по поводу открытия счетов в иностранных банках: правоотношения по поводу открытия и ведения банковских счетов регулируются гражданским правом.

Предмет валютного права – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе валютной деятельности государства и осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Метод валютно-правового регулирования – это обусловленная комплексным характером совокупность специфических юридических признаков валютного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования валютных отношений.

Методы валютного права классифицируются на общие и особенные. Общие методы (императивный, диспозитивный) обусловлены юридической природой валютных отношений, их публичным и частноправовым характером. Специальные методы (репатриации валютной выручки, валютных ограничений, установления валютного курса и т.д.) используются в процессе реализации отдельных валютных операций или направлений валютной деятельности государства.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования); 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

На формирование и развитие валютного права России, его содержание влияет множество факторов, которые можно классифицировать по различным критериям. Основными факторами выступают:

– государственные интересы в международной финансовой сфере;

– государственная внутренняя и внешняя политика, в том числе финансовая политика государства.

В РФ валютное право не является самостоятельной отраслью права. Различные валютно-правовые институты являются предметами правового регулирования конституционного, финансового, административного, уголовного и гражданского права. Совокупность норм различных правовых актов, закрепляющих валютные отношения, составляют валютное право как комплексную отрасль законодательства.

Источники валютного права – это внешние конкретные формы его выражения, т.е. международные договоры, правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, органов валютного регулирования, содержащие нормы валютного права.

Содержанием источников валютного права являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валюты и валютных ценностей, валютного регулирования, отношения в сфере валютного контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение валютного правонарушения.

В зависимости от юридической силы в системе источников валютного права выделяются Конституция, международные договоры и соглашения, законы и подзаконные нормативные правовые акты.

1. Конституция имеет высшую юридическую силу на территории РФ, поэтому конституционные нормы, регулирующие валютные отношения, лежат в основе регулирования валютной сферы в РФ.

2. Международные договоры РФ являются важным источником валютного права. Согласно ст. 3 Закона о международных договорах международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

3. Федеральные конституционные законы. Среди них особое место занимает Закон о Правительстве РФ, в соответствии со ст. 15 которого Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль, а также руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

4. Федеральные законы – многочисленная группа источников валютного права, среди которой выделяются кодексы и обычные законы.

5. Следующая группа источников валютного права – подзаконные акты, внутри которых также имеется своя иерархия в соответствии с их юридической силой. Это – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Банка России.

Валютное право

Источники валютного права

Система источников российского валютного права представлена следующим образом.

Во-первых, российские правовые нормы:

  1. Конституция РФ;
  2. валютное законодательство;
  3. акты органов валютного регулирования;
  4. акты органов валютного контроля.

Во-вторых, нормы международного права.

Начнем с норм российского права.

Основы российского валютного права закреплены в Конституции РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания РФ подлежат федеральные законы в области финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106 Конституции РФ).

Таким образом, валютное регулирование относится исключительно к полномочиям федеральных органов власти.

Центральное место в системе валютного права РФ занимают законы. Важнейшим федеральным конституционным законом — источником валютного права является Закон о Правительстве РФ. Правительство является органом валютного регулирования, а также осуществляет функции в сфере валютного контроля. В соответствии со ст. 15 Закона Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль, а также руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Основополагающим источником валютного права является Закон № 173-ФЗ. В числе иных законодательных актов можно назвать: Закон о Банке России, Закон о банках, Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.

Важное значение в российском валютном праве имеют указы Президента РФ. Так, указом Президента РФ от 31.01.1996 № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» определены меры по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации.

Читать еще:  Валютные ограничения в рф

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 173-ФЗ органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных этим законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о Банке России ЦБ РФ принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций.

Сфера регулирования валютных отношений Банком России чрезвычайно широка: от чисто формальных отношений (порядок оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати) до правил совершения валютных операций (проведение расчетов юридических лиц — резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию РФ и т.д.). В качестве примера приведем Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Закон № 173-ФЗ предусматривает право органов валютного контроля издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Данные акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. При этом Закон № 173-ФЗ не указывает (в том числе и в главе 4 «Валютный контроль») вопросы, применительно к которым органы валютного контроля вправе издавать свои акты.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона № 173-ФЗ органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Органами валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 173-ФЗ являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Соответствующие полномочия предоставлены Правительством РФ только Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

Росфиннадзор, так же как и другие федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные какому-либо министерству, не уполномочен принимать нормативные правовые акты, обладая при этом компетенцией по изданию индивидуальных правовых актов.

Таким образом, все акты Росфиннадзора, принимаемые им в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 173-ФЗ, являются индивидуальными актами, принимаемыми в пределах компетенции указанного органа (в частности, с учетом ч. 5 ст. 22 Закона № 173-ФЗ). В качестве примера таких актов можно назвать следующие: предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ (протоколы об административных правонарушениях; постановления и определения по делу об административных правонарушениях).

Что же касается Банка России, то он при осуществлении валютного контроля может принимать как нормативные, так и ненормативные акты. Во втором случае, так же как и Росфиннадзор, Банк России может выносить предписания об устранении правонарушений, совершаемых кредитными организациями и валютными биржами.

Разъяснения практики применения валютного законодательства (а фактически — отражение складывающихся в сфере валютных отношений обычаев) содержатся в актах высших судов.

Действие норм валютного права в пространстве. В большинстве случаев нормы российского валютного права предназначены для действия внутри страны. Однако для некоторых норм характерна экстерриториальность, т.е. действие их за пределами РФ.

Нормы российского валютного права действуют за рубежом в силу прямого указания на это в международных договорах. Например, такую возможность для зарубежных органов МИД России предоставляют положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., двусторонних договоров РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Однако самая важная в этом отношении норма закреплена в ст. VIII Статей Соглашения о Международном валютном фонде 1944 г.: «Исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно настоящему Соглашению, не может быть обеспечено на территориях ни одного государства-члена. Кроме того, государства — члены по взаимному согласию могут сотрудничать в применении мер, направленных на повышение действенности правил валютных операций любого из них, при условии, что такие меры и правила не противоречат настоящему Соглашению». Иными словами, валютные контракты, в которых используется валюта любого государства — члена МВФ, противоречащие правилам валютного контроля, могут быть оспорены на территории любой страны МВФ.

В России за нарушения российского валютного законодательства, совершенные российскими резидентами за пределами территории РФ, резиденты привлекаются к административной и уголовной ответственности. В смысле ст. VIII Статей Соглашения валютными контрактами следует считать все валютные сделки, включая бартерные, компенсационные, сделки с ценными бумагами и сделки, в которых имеются элементы валютных операций, связанных с движением капитала. Для экстерриториального применения норм о валютном контроле не имеет значения момент нарушения, а также случаи, если государством не предусмотрен порядок их применения в отношении определенных сделок или субъектов.

Нормы международного валютного права в РФ. В Российской Федерации применяются нормы международного валютного права. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Пункт 3 ст. 5 Закона о международных договорах РФ дополняет конституционное правило: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Согласно ст. 4 Закона № 173-ФЗ международные договоры РФ применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Таким образом, сотрудники государственных органов и организаций, должностные лица, предприятия, граждане могут и обязаны руководствоваться в своей деятельности нормами международного валютного права.

В Российской Федерации нормы международного валютного права реализуются как путем издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы и таким же образом, что и международные нормы, так и путем непосредственного их применения в качестве регуляторов валютных отношений.

Прямое действие международных норм санкционировано нашим государством и основано на его суверенном праве допускать в качестве регуляторов внутренних отношений нормы иных систем права. При этом международные нормы применяются либо вместе с нормами права РФ, либо вместо них, от своего собственного имени, без какой-либо трансформации в нормы внутригосударственного права.

Государство санкционирует прямое применение международно-правовых норм в сфере валютных отношений. В частности, по ст. 4 Закона № 173-ФЗ «международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора».

Читать еще:  Режимы валютного курса

Статья 5 Закона о судебной системе РФ подчеркивает: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица. общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации. принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу».

Источники валютного права. Валютное законодательство России.

Источники права представляют Собой форму установления и выражения правовых норм. К источникам валютного права относятся Конституция РФ, решения Конституционного Суда РФ, федеральные законы, нормативные акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля, международные договоры.

Источником валютного права является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой в российской правовой системе. Конституция РФ выступает нормативным актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ не много норм валютного права, но они образуют основу правового регулирования валютных отношений. Как отмечалось выше, Конституция РФ в п. «ж» ст. 71 относит валютное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Данное положение логично следует из ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей одну из основ конституционного строя — единство экономического пространства. Обеспечение единого экономического пространства России предполагает единое регулирование валютных операций на всей территории страны. Таким образом, рассматриваемое положение Конституции РФ является правовой основой установления единообразного правового регулирования валютных отношений на всей территории РФ.

Источниками валютного права являются решения Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд РФ осуществляет толкование Конституции РФ, разрешает дела о соответствии Конституций РФ нормативных актов и не вступивших в силу международных договоров РФ в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В соответствии со ст. 79 указанного Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Указанное решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органа­ми и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ и не вступив­шие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Из указанных положений видно, что Конституционный Суд РФ, выполняя возложенные на него функции, осуществляет в строго определенных пределах и правотворчество.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ валютное законодательство РФ состоит из указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В настоящее время действует ряд федеральных законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют валютные отношения, например: Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) (ст. 140, 141, 317), Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 и др.), Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ) (ст. 12, 158 и др.), Закон о Банке России (ст. 4, 35, 68 и др.), Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон о банках) (ст. 5, 30 и др.) и др.

Федеральный закон № 173-ФЗ предусматривает право органов валютного контроля издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Данные акты не должны содержать положения, касающиеся вопро­сов регулирования валютных операций. При этом Федеральный закон № 173-ФЗ не указывает (в том числе и в гл. 4 «Валютный контроль») вопросы, применительно к которым органы валютного контроля вправе издавать свои акты. Статья 12 Закона РФ № 3615-1 прямо предусматривала, что указанные органы вправе определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Надо полагать, что Федеральный закон № 173-ФЗ содержит возможность сохранения указанного объема полномочий за органами валютного контроля. Это потенциально может быть раскрыто в принятых в соответствии с ним федеральных законах и актах органов валютного регулирования.

Принципиальным для правильного применения норм валютного законодательства РФ является правило, закрепленное в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу участников валютных операций.

Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Статья 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определяет международный договор РФ как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Наиболее важным международным договором в данной области следует признать Статьи Соглашения Международного валютного фонда (далее — Статьи Соглашения МВФ).

С учетом целей МВФ членство в этой организации предполагает принятие государствами-членами ряда существенных обязательств в области валютного регулирования и контроля и, соответственно, учет положений Статей Соглашения МВФ в национальном законодательстве. Так, согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения МВФ государства — члены МВФ могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала, но ни одно государство-член не имеет права применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2(Ь) ст. VIII исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В настоящее время членами МВФ являются около 170 стран. Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 г.

С точки зрения регулирования международными договорами отдельных видов валютных операций следует также обратить внимание на Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о переводном и простом векселе (1930 г.), Женевскую Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (1930 г.), и Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о чеках (1931 г.).

Акты валютного законодательства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием актов валютного законодательства РФ считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». По истечении 10 дней после дня официального опубликования указанные законы вступают в силу, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Читать еще:  Валютные ценности представляют собой

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Бюллетене международных договоров». Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.

Акты органов валютного регулирования также подлежат обязательному официальному опубликованию.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней со дня их подписания. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания

Действие российского валютного права распространяется на общественные отношения, возникающие в связи с проведени­ем валютных операций на территории РФ независимо от субъ­ектного состава таких операций, а также на общественные от ношения, связанные с проведением резидентами валютных операций за рубежом.

Иностранный (международный) элемент в имущественных отношениях, возникающих в связи с проведением валютных операций, может выражаться в следующем:

· одной из сторон таких отношений является нерезидент;

· сторонами указанных отношений являются резиденты, но объект валютной операции находится за границей;

· юридический факт, с которым связывается приобретение или отчуждение объектов валютных операций, имел место за границей.

Источники валютного права

Понятие источников валютного права

Источник права – это форма представления государственной воли, которая направлена на признание права конкретного содержания, на его создание, изменение или прекращение существования права определенного содержания.

В настоящее время юридическая наука еще недостаточно разработала проблему источников валютного права. Чаще всего под источником права принимают:

  • форму выражения правила, отображающего качество правовой нормы;
  • особый «резервуар», в котором содержаться юридические нормы;
  • форму выражения и установления правовых норм.

На современном этапе развития юридической науки под источниками права принимают два фактора: материальный смысл источника права и источник права, выраженный формально. Источник права (материальное выражение) включает духовные и материальные аспекты жизни социума, волю законодателя, природу вещей, божья воля и т.д. Формальный источник права — форма внешнего выражения содержания действующего права: непосредственная деятельность уполномоченных государственных органов по созданию права, выражение его через законы, постановления, указы и другие нормативные документы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источники валютного права — это совокупность официально обозначенных внешних форм, содержащих нормы, которые регулируют правовые отношения, проявляющиеся в процессе деятельности системы валютного регулирования, то есть формы внешнего содержания валютного права.

Органы, занимающиеся вопросами валютного регулирования, разрабатывают и издают нормативные акты по вопросам регулирования в валютной сфере в случаях, которые предусмотрены действующим Федеральным законом.

Виды источников валютного права

В валютном законодательстве в зависимости от субъекта правотворчества выделяют такие виды источников права, как: международные правовые акты, нормативный правовой акт, судебный прецедент.

По юридической силе среди нормативных и правовых актов выделяют законы и подзаконные акты. В свою очередь, законы по своей силе подразделяются на Основной закон (Конституция РФ) и обыкновенные законы, включающие кодифицированные (Гражданский, Таможенный, Уголовный, Бюджетный и Налоговый кодексы) и текущие (Закон о валютном регулировании и валютном контроле, Закон о Центральном Банке РФ, Закон о банках и банковской деятельности) законы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Виды подзаконных актов по сфере распространения: постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, Акты Министерств и ведомств, Акты Банка России. Конституция РФ, основной источник валютного права, является правовой основой валютного контроля и регулирования соответствующих правоотношений и ФЗ о валютном регулировании.

Международные договоры имеют непосредственное отношение к валютной сфере, кроме случаев, когда для применения международного договора РФ необходимо издание акта валютного законодательства РФ внутри государства.

Система источников валютного права в РФ

В ведение РФ находятся:

  • федеральные экономические службы, в том числе федеральные банки;
  • установление правовых основ единого валютного рынка;
  • валютное, финансовое, таможенное, кредитное регулирование, основы ценовой политики, денежная эмиссия.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы в сферах валютного, финансового, таможенного и кредитного регулирования, а также денежной эмиссии. Валютное регулирование является исключительно полномочиями федеральных органов власти.

Важнейшим источником валютного права является федеральный конституционный закон – Закон о Правительстве РФ. Правительство не только является органом валютного регулирования, но также реализует свои функции в сфере валютного контроля, руководит валютно-финансовой деятельностью относительно взаимоотношений иностранных государств с РФ.

Федеральный закон № 173 выступает основополагающим источником права в валютной сфере. В российском валютном законодательстве важную роль играют указы Президента РФ. Издание нормативных правовых актов в сфере валютного регулирования осуществляют органы валютного регулирования в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 173.

Центральный Банк РФ в соответствии с Законом о Банке России принимает акты в сфере положений, указаний и инструкций. Банком России регулируется значительная доля валютных отношений: от формальных актов (порядок оформления документов с образцами оттиска печати и подписей) до правил осуществления валютных операций (проведение расчетов по внешнеторговым сделкам резидентами и нерезидентами, предусматривающими приобретение с последующей продажей товаров в иностранных государствах без его ввоза на таможенную территорию).

Федеральный закон № 173 определяет право органов валютного контроля разрабатывать и издавать акты валютного контроля относительно вопросов, касающихся валютного законодательства России и акты органов валютного регулирования. Эти акты не могут включать положения относительно вопросов регулирования валютных операций.

Органы валютного контроля издают соответствующие акты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положений относительно регулирования операций в валютной сфере.

К органам валютного контроля относятся Банк России и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Правительство предоставило соответствующие полномочия исключительно Федеральной службе финансового и бюджетного надзора.

Акты Росфиннадзора, которые он принимает в соответствии с ФЗ № 173 являются индивидуальными актами, утвержденными и принимаемыми в границах компетенции указанного органа.

При реализации валютного контроля Банк России может принимать нормативные и ненормативные акты. В последнем случае Банк может выносить предписания, устраняющие правонарушения, которые совершают валютные биржи и валютные организации.

Акты высших судов содержат отражение валютных отношений, складывающихся в сфере валютных обычаев, то есть, разъяснение практики применения законодательства в валютной сфере.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector