Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и инструменты валютного регулирования

Валютное регулирование: сущность, факторы и инструменты

Валютное регулирование — составная часть механизма реализации валютной политики, проводимой для достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.

Валютное регулирование — это комплекс законодательных, административных и экономических мер в сфере валютных отношений, предпринимаемых государством на национальном и международном уровнях для управления движением валютных ценностей внутри страны и в процессе внешнеэкономической деятельности.

Государственное вмешательство в международные валютные отношения присутствовало на всех этапах эволюции мировых валютных систем. Оно выступает составной частью системы регулирования международных валютных отношений, направленного на преодоление негативных возмущений рыночной среды, развитие на основе конкуренции и сотрудничества, изменение соотношения спроса и предложения, результатом которых является формирование валютного курса. Оптимальная реализация рыночных форм регулирования происходит после того, как государство целенаправленно создаст для этого необходимые условия, а степень превалирования одной формы над другой всегда зависит от конкретной ситуации. При осложнении валютно-экономического положения усиливается государственное валютное регулирование, и наоборот, при улучшении экономического положения происходит либерализация режима валютных отношений.

В зависимости от степени и характера воздействия валютного регулирования на участников валютного рынка вмешательство государства в валютные отношения может быть прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование реализуется через нормативные положения, решения и указания, исходящие от монетарных властей государства по отношению к непосредственным субъектам валютного рынка. Косвенное регулирование осуществляется посредством влияния на поведение финансово-кредитных и некредитных учреждений через инструменты валютно-финансовых рынков. К формам прямого государственного валютного регулирования относят государственные меры воздействия на изменение валютного курса (девальвация и ревальвация валют), использование валютного контроля и валютных ограничений, а также обязательное валютное резервирование, установление лимита на открытую валютную позицию. К формам косвенного валютного регулирования следует отнести дисконтную и девизную политику (валютные интервенции), операции на открытом рынке.

К основным направлениям валютного регулирования относятся:

• регулирование конвертируемости валюты;

• регулирование текущих операций;

• регулирование международного движения капитала;

1. Регулирование режима конвертации валюты. Как известно, еще недавно владение валютой частными лицами в России расценивалось как уголовное преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, и процветал «черный» валютный рынок. Для предприятий существовало множество льготных валютных курсов, что создавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции. Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные курсы валютпо различным операциям, группам товаров и странам, характерна для некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Некоторые ограничения конвертации валюты сохранялись в развитых странах Западной Европы до середины 1980-х гг. Китай поощряет конвертацию долларов в юани, однако обратная операция сопряжена с определенными трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот вывоз требует многоступенчатых разрешений и согласований. Всем, кто желает поменять юани на доллары, чтобы их вывезти, пытаются продать китайские товары на вывоз. Граждане КНР имеют право получать доллары из-за границы, хранить валюту в банках и покупать на них юани. Покупка долларов внутри страны пока запрещена. Ограничения па конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны па этапе его становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом для расширения международных связей и экономического развития. Поэтому международный опыт свидетельствует, что вначале государства снимают ограничения с нерезидентов, затем с резидентов, ослабляютконтроль за проведением текущих операций и в последнюю очередь либерализируют режим вывоза капитала. Только с отменой всех вышеперечисленных ограничений национальная валюта с юридической точки зрения становится свободно конвертируемой.

2. Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции с валютой, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим валютным операциям относят обслуживание большинства экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнеторговым регулированием и экспортным контролем.

Основными формами валютного регулирования текущих операций являются:

· ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специальных контролируемых счетах, которые можно при необходимости блокировать;

· обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров центральному и уполномоченным банкам или на валютной бирже;

· ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

· внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;

· ограничения на форвардные покупки иностранной валюты импортерами;

· запрещение продажи части товаров за рубеж за национальную валюту;

· запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

Основной тенденцией последних лет становится либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного контроля в развитых зарубежных странах. Многие страны, такие как Франция и Италия, практиковавшие в 1970—1980-е гг. достаточно жесткие системы валютного контроля, значительно их смягчили. Однако практически во всех развитых странах сохранилась система экспортного контроля по существующим в разных формах специальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспортом которых был ранее регламентирован Координационным комитетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоящее время в эту систему контроля включены практически все страны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров. В некоторых странах экспортный список достаточно широк, например, в Японии он включает товары массового спроса (рис, цветные металлы, текстильные изделия, товары точного машиностроения и др.). Контроль над экспортом осуществляется в основном через лицензирование и квотирование экспортной деятельности. При этом срок действия лицензии может быть достаточно коротким. Например, в Японии он равен трем месяцам. В основе французского законодательства, регулирующего экспорт вооружений и продукции двойного назначения, лежит запретительный принцип, в соответствии с которым разрешение на экспорт каждый раз оформляется как исключение.

3. Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком более 180 дней.

Основными формами валютного регулирования движения капитала являются:

· лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

· разрешительная процедура вывоза капитала, т.е. каждая операция по вывозу капитала должна быть разрешена органами валютного контроля;

· запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им национальных ценных бумаг (практиковался в ФРГ и Японии);

· обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);

· ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными лицами;

· ограничения на форвардные продажи национальной валюты.

4. Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кредитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и тщательной фиксации информации обо всех видах движения валюты.

Одной из форм валютных ограничений является режим валютного управления (currencyboard). Сущностью данного режима является установленная договоренность проводить эмиссию национальной валюты, обеспеченную иностранной. Гонконг является характерным примером такого механизма. Гонконгские монетарные власти удерживают долларовые резервы для покрытия банковских резервов в гонконгских долларах и наличной валюты в обращении. Это налагает определенную фискальную дисциплину, но гонконгский регулятор не может действовать в качестве кредитора последней инстанции, в отличие от центрального банка.

На выбор конкретных форм валютного регулирования, например, западноевропейских стран, оказала влияние их валютная политика в процессе восстановления конвертируемости валют после Второй мировой войны. Переход к частичной обратимости валют приводил к постепенному отказу от некоторых валютных ограничений. В результате сужения круга валютных ограничений и мер валютного контроля произошли сокращение прямого вмешательства государства и возрастание значения косвенного регулирования рыночного характера.

Для стран с переходной экономикой и развивающимися рынками процесс становления валютного регулирования предполагает сочетание форм прямого и косвенного регулирования валютного рынка. Чем глубже интегрируется национальное хозяйство в мировое, тем больше стремление государства к созданию условий и мер, способствующих снижению неблагоприятных последствий влияния внешнего фактора для своей экономики.

Валютное регулирование — самостоятельный метод государственного регулирования экономики наряду с денежно- кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием. Валютное регулирование, с одной стороны, находится в зависимости от денежно-кредитного регулирования, так как валюта — это деньги, используемые в международных экономических отношениях. С другой стороны, валютное регулирование оказывает прямое воздействие на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование в свою очередь влияет на валютные отношения.

Валютное регулирование реализуется посредством инструментов валютного регулирования. Инструменты валютного регулирования — это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.

Рис.4 Классификация инструментов государственного валютного регулирования

Инструменты валютного регулирования можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.

Валютное законодательство представляет собой комплекс законов и подзаконных актов, регламентирующих области компетенции центрального банка и правительства в сфере валютных отношений, устанавливающих порядок совершения операций с валютой и определяющих правила валютного регулирования и валютного контроля со стороны государственных органов.

К основным валютным ограничениям относятся: выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Способы реализации валютных ограничений: регулирование международных платежей и переводов капиталов, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрация и руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Основные принципы валютных ограничений: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках; лицензирование валютных операций; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение конвертируемости валют.

К инструментам косвенного валютного регулирования относится денежно-кредитное регулирование. Денежно-кредитная политика также основывается на общей экономической концепции развития страны. Основными инструментами этой политики являются учетная ставка центрального банка страны, нормативы резервных отчислений и эмиссионная стратегия ЦБ. Для развитых стран характерны ориентация на регулирование денежного рынка через учетную ставку и жесткая монетарная политика. Например, в 2007— 2010 гг. Федеральная резервная система США пошла на многократное снижение учетной ставки для того, чтобы удешевить кредиты, привлечь капитал в реальный сектор экономики и таким образом обеспечить выход из наметившейся рецессии. Такой метод уже приносил США успех в аналогичной ситуации в начале 1990-х гг. Широкое использование денежной эмиссии характерно для некоторых развивающихся стран. Этот метод опасен возможной гиперинфляцией и используется сейчас редко. Очевидно, что денежная политика может влиять на валютную политику и валютный курс. Например, применявшаяся в начале 1990-х гг. в России эмиссионная политика способствовала росту денежной массы, уменьшению реального (за вычетом инфляции) процента, оттоку капитала из страны и падению курса рубля.

Читать еще:  Механизм валютной политики

Инструментами внешнеторгового регулирования являются импортные и экспортные тарифы, квоты, меры стимулирования экспорта (например, льготное кредитование экспорта) и т.п. Естественно, эти меры влияют на торговый и платежный балансы, а через них — на валютный курс.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 2302 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Методы и инструменты валютного регулирования

Валютное регулирование реализуется посредством инструментов валютного регулирования [Прил. А].

Инструменты валютного регулирования — это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.

Инструменты валютного регулирования можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты [13].

К административным инструментам валютного регулирования относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортёрам, а также целый ряд законодательно закреплённых валютных ограничений.

Доля продажи валютной выручки экспортёрами — один из важнейших управляющих параметров, который можно использовать для регулирования валютного рынка и проведения политики курсообразования. Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие ситуации:

1. Спрос на иностранную валюту уравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потокам экспорта, а валютный курс будет стабильным при невмешательстве центрального банка.

2. Спрос на иностранную валюту, несмотря на введённый процент обязательной выручки, всё-таки превышает предложение валюты. В этих условиях возможны следующие варианты при режиме регулируемого плавания валют: а) произойдёт обесценение национальной валюты; б) центральный банк осуществляет интервенции иностранной валюты из своих золотовалютных резервов и удерживает курс национальной валюты. [9]

3. Предложение иностранной валюты превысит спрос на иностранную валюту. В этих условиях центральный банк осуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежную массу в стране.

Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортёрами, центральный банк может регулировать курс национальной валюты, объём золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.

Валютное регулирование может осуществляться и путём введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ограничения — устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, перевода валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль над валютными операциями). Валютные ограничения могут быть связаны с проведением как текущих, так и операций, связанных с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны. [10]

К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютного регулирования относят инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.

Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты.

К инструментам прямого валютного регулирования относят валютные интервенции и дисконтную политику.

Валютные интервенции представляют собой действия центрального банка, направленные на покупку или продажу иностранной валюты. Промежуточной целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной валюты. Валютные интервенции могут быть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний, а также выплат по внешним долгам.

Валютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны.

Иногда центральные банки проводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки с иностранными и внутренними активами с тем, чтобы свести к нулю влияние своих сделок с валютой на национальное предложение денег. Такое положение центральных банков получило название «стерилизации». Предположим, что центральный банк предпринимает продажу иностранной валюты на валютном рынке, преследуя промежуточную цель не допустить снижения курса национальной валюты и обеспечить его стабильность. Если данная операция не будет «стерилизована», то произойдёт уменьшение денежной массы страны, что будет сказываться на повышении обменного курса иностранной валюты. [11]

Центральный банк может осуществлять «стерилизацию», например, покупая ценные бумаги на фондовом рынке. В этом случае произойдёт увеличение денежной массы. В конечном итоге «стерилизация» позволяет нейтрализовать негативное уменьшение денежной массы, предотвратить дефляцию.

Однако дополнительные рублёвые поступления, оказавшись на валютном рынке, могут вновь оказывать понижающие давление на курс национальной валюты. И вновь центральному банку придётся принимать меры по поддержанию курса национальной валюты. «Стерилизация» фактически нейтрализует не только негативные последствия валютных интервенций, но и саму валютную интервенцию. «Стерилизация» как экономический инструмент может использоваться, однако это весьма сложное и тонкое мероприятие [15].

Важным инструментом прямого регулирования является дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок. [4]. В настоящее время дисконтное регулирование может слабо использоваться в качестве регулятора курса национальной валюты по следующим основным причинам:

кризис доверия к Правительству и банковской системе в целом;

высокий риск вложений капиталов;

неустойчивый курс национальной валюты;

отсутствие полной гарантии неприкосновенности капиталов.

Наряду с инструментами прямого регулирования используются и косвенные инструменты валютного регулирования.

Косвенные инструменты позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютные отношения.

К инструментам косвенного регулирования относятся инструменты денежно-кредитного регулирования, инструменты налогово-бюджетного и инструменты внешнеторгового регулирования. [1]

К основным денежно-кредитным инструментам, косвенно оказывающим воздействие на валютные отношения, относят:

изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования).

операции Центрального банка на открытом рынке.

Увеличение (уменьшение) резервной нормы приведёт к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы в стране, что может отражаться на уровне инфляции и на курсе национальной валюты.

Кроме изменения резервной нормы центральный банк может использовать операции на открытом рынке, которые приводят к изменению денежного предложения и процентных ставок, а значит, оказывают влияние на курс национальной валюты.

Наряду с инструментами денежно-кредитного регулирования на валютные отношения оказывают влияние налогово-бюджетные инструменты.

К основным налогово-бюджетным инструментам относят государственные расходы и налоги.

Государственные расходы осуществляются в двух формах. Первая форма — государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги: приобретение военной техники, строительство дорог, выплата жалования работникам судебных органов и т.д. Вторая форма — государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев населения, например. Лиц пожилого возраста и безработных. Государственные расходы определяют соотношение размеров частного и государственного секторов, т.е. какая доля ВВП потребляется коллективно, а не индивидуально. Государственные расходы влияют на совокупный уровень расходов в экономике и, следовательно, на уровень ВВП [4].

Другой компонент налогово-бюджетной политики — налогообложение — воздействует на ситуацию в экономике двумя способами:

уменьшая располагаемый или расходуемый доход домашних хозяйств, налоги сокращают сумму денег, которую люди тратят на приобретение товаров и услуг. Тем самым уменьшается совокупный спрос на блага, что, в конечном счёт, приводит к снижению ВВП.

налоги воздействуют на цены благ и факторов производства и поэтому влияют на стимулы и поведение хозяйствующих субъектов.

Увеличение государственных расходов и уменьшение налогов оказывают стимулирующее воздействие на экономику. Уменьшение государственных расходов и увеличение налогов, напротив, сдерживает экономический рост. Влияние инструментов налогово-бюджетного регулирования на уровень инфляции, денежную массу и ставку процента очевиден, а значит, велико косвенное влияние данных инструментов на курс национальной валюты.

К инструментам внешнеторгового регулирования относят:

Импортные тарифы (пошлины),

Отличительная черта тарифов, квот и субсидий — это возникновение разницы между мировыми и внутренними ценами.

Прямой эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Наиболее распространённой формой импортных тарифов являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина — простейшая форма торговой политики — налог, которым облагаются импортируемый товар. [12]

Импортная квота — это прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегда поднимает внутреннюю цену на импортируемый товар.

Разница между квотой и тарифом состоит в том, что при введении квоты правительство не получает дохода. Когда для ограничения импорта вместо пошлины используется квота, та сумма денег, которая могла бы стать доходом государства, достаётся тому, кто получает импортные лицензии. Держатели лицензии могут закупить импортные товары и перепродать их по более высокой цене на внутреннем рынке. Прибыли, получаемые держателями импортных лицензий, называют квотной рентой.

Экспортная субсидия — это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чего повышается цена этих продуктов внутри страны и возникает стимул для их производства.

Наряду с экономическими инструментами могут быть использованы и административные инструменты. Например, можно повернуть нормальные процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки таким образом, что они становятся препятствием для торговли. [14]

Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате этого изменяются условия торговли как для страны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для других стран. Изменения условий торговли приводят к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платёжный баланс и курс национальной валюты. При увеличении импортных тарифов, квот и экспортных субсидий при прочих равных условиях курс национальной валюты должен увеличиваться и наоборот.

Читать еще:  Заработок в интернете биржа

Валютное регулирование условно можно разделить на следующие основные направления:

1. регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями;

2. регулирование курса национальной валюты центральным банком.

Таким образом, валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов власти, реализуемую посредством законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленную на решение государственных задач по поддержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия и подчинённую цели обеспечения экономического роста. [13]

ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

магистрант, кафедра банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий, Международный банковский институт,

РФ, г. Санкт-Петербург

На этапе перехода к рыночным отношениям, в государственном регулировании валютного рынка происходят постоянные изменения. В современных условиях особо актуально значение регулирования валютного рынка.

Государство с рыночной экономикой контролируя, например, учетную ставку, операции на открытом рынке или другие инструменты может влиять почти на все параметры общественного производства. Используя инструменты валютного регулирования, государство через центральный банк способствует накоплению золотовалютных резервов (ЗВР), повышению или понижению курса национальной валюты, удорожанию экспорта и удешевлению импорта и т.д.

Анализ международной практики свидетельствует, о том, что для регулирования валютного рынка используются самые разнообразные инструменты.

На сегодняшний день, существует множество взглядов на классификацию инструментов валютного регулирования. Так, например, некоторые ученые различают инструменты валютного регулирования по характеру их воздействия, которые делятся на непосредственные и опосредованные. Другой подход предполагает разделение инструментов на административно-правовые и экономические (рыночные) инструменты.

К административно-правовым инструментам можно отнести методы, устанавливающие порядок проведения валютных операций и налагающие за несоблюдение установленных требований административную ответственность на участников валютных операций.

Под экономическими (рыночными) инструментами подразумеваются методы воздействия на экономических агентов, с помощью формирования определенных условий на валютном рынке. Характер воздействия экономических (рыночных) инструментов позволяет отнести их к инструментам прямого действия и косвенного. Так, по мнению автора, структуру инструментов регулирования валютного рынка можно представить следующим образом (рис.1).

Рисунок 1. Инструменты регулирования валютного рынка

В современном валютном регулирования, либерализация валютных рынков выражается в стремление большинства стран к отмене валютный ограничений. Валютные ограничения представляют собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения регламентации или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций.

Валютные ограничения обычно применяются на текущие валютные операции и на операции, связанные с движением капитала. Валютные ограничения применяются в случае, когда необходимо поддержать на определенном уровне обменный курс национальной валюты и стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

В 2008-2014гг. в Аргентине, для борьбы с оттоком капитала применялись жесткие меры по контролю валютных операций. Но в результате введения этих мер отток капитала только усилился. Ужесточения валютных ограничений негативно сказалось на экономике Аргентины, так как компании-экспортеры стали менее конкурентоспособными.

Таким образом, данный пример показывает неэффективность подхода к валютному регулированию, когда государство фактически монополизирует право на осуществление валютных операций. Что негативно отражается на состояние внешней торговли страны, приводит к развитию коррупции и формирует масштабный валютный «черный» рынок.

К наиболее часто используемым экономическим (рыночным) инструментам относятся: валютные интервенции, девальвация, операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы резервных требований.

Одним из основных экономических инструментов регулирования является валютные интервенции, представляющие собой куплю-продажу центральным банком иностранной валюты на валютном рынке, для поддержания курса национальной валюты в определённый момент. Целью валютных интервенций является изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка.

При проведении валютной интервенции Центральный банк становится активным участником валютного рынка. Покупая национальную валюту и продавая иностранную, центральным банком сокращается предложение национальной валюты и увеличивается предложение иностранной валюты на валютном рынке, в результате национальная валюта укрепляется, а обменный курс иностранной валюты снижается. Обратный результат получается при покупке ЦБ иностранной валюты и продажи национальной.

Целью валютных интервенций является снижение уровня инфляции, сглаживание резких курсовых колебаний национальной валюты и пополнение золотовалютных резервов.

Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных кредитов центральных банков в национальной валюте. Если у страны есть резервы иностранной валюты, она может их продавать. Скупая валюту, она пополняет резервы[3,97].

Характеризуя валютные интервенции следует остановится на применении этого инструмента странами отпустивших, после кризиса 1992-1993 гг, свою валюту в плавание. Примером тому является Финляндия, несмотря на то, что с сентября 1992 г. по октябрь 1996 г. финская марка находилась в плавании, Банком Финляндии регулярно проводились интервенции для сглаживания ежедневных колебаний валютного курса.

Для проведения валютных интервенций требуется большой расход ЗВР. Данный инструмент валютного регулирования помогает уравновесить дисбаланс спроса и предложения на валютном рынке, а также позволяет пополнить золотовалютные резервы. Но в условиях кризиса интервенции могут привести к значительному сокращению валютных резервов. В тоже время в кризисные периоды, масштабные интервенции дают регулятору время для преобразования экономики.

Примером тому служит опыт Китая, так в 2015 году народный Банк Китая потратил на валютные интервенции 500млрд долларов США. Но не смотря, на то, что ситуация не менялась китайские монетарные власти не готовы были провести девальвацию юаня. Китай страна-экспортер, ее конкурентным преимуществом является низкая цена на труд и способность дешево производить товары с высокой добавленной стоимостью. Для Китая девальвация национальной денежной единицы означает снижение себестоимости товаров и повышение их конкурентоспособности на мировых рынках. Девальвация юаня была только отсрочена.

В определенный период времени для стимулирования тех или иных направлений в экономике правительство может посчитать целесообразным использовать девальвацию национальной валюты (с целью расширения экспорта или экономического роста) или, наоборот, применять ревальвацию (для борьбы с инфляцией)[5,170].

Девальвация валюты предусматривает действия соответствующих институциональных структур, направленные на снижение оборотного курса валюты своей страны. Такое снижение используется, с одной стороны, для стимулирования потребительского спроса на внутреннем рынке, а с другой — для повышения конкурентоспособности и улучшения торговых позиций страны на мировых рынках.

Центральные банки используя монетарные меры постоянно реализуют различные программы стимулирования экономики своей страны. Использование жесткой привязки национальной валюты к валютам других государств, несет за собой риск даже для экономически развитых стран, что наглядно показал опыт Швейцарии, когда ЦБ «привязал» курс своей валюты к евро у значения 1,2.

В период долгового кризиса в Европе швейцарский франк стал привлекательной валютой для хранения средств. Такая жесткая привязка потребовала от национального банка Швейцарии постоянного увеличения покупки евро и расходов своих золотовалютных резервов. Весною 2015 г. национальный Банк Швейцарии отказался от жесткой привязки к евро и предпринял меры по укреплению национальной валюты.

Таким образом, жесткая привязка к валюте другой страны даже через девальвацию делают национальную валюту зависимой от валютной политики других государств.

Важным инструментом валютного регулирования является норма обязательного резервирования, относящееся также к прямым инструментам.

Механизм этого инструмента состоит в том, что центральный банк устанавливает для всех банков норму обязательного хранения привлеченных средств на корреспондентских счетах, которые банки не имеют право использовать для своих операций. Когда Центральны Банк увеличивает норму обязательного резервирования, сокращается объем избыточных резервов банков и уменьшается их кредитная способность. При этом уменьшается общий объем предложения денег. При снижении нормы обязательного резервирования — увеличится объем свободных резервов и повышается кредитная способность банков.

Поэтому посредством изменения норм обязательных резервов, центральный банк может влиять на экономическую ситуацию в желаемом для него направлении.

Минимальные резервные требования изначально использовались для поддержания пропорций между привлеченными и собственными средствами. Сегодня резервные требования используются для решения стратегических задач и создания условий для использования других инструментов регулирования. Например, в Японии возможность управлять нормой резервных требований по депозитам нерезидентов позволяет использовать их, как инструмент, воздействия на валютный курс.

По эффективности воздействия политика норм обязательных резервов уступает операциям на от­крытом рынке.

суть инструмента операций на открытом рынке заключается в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг на вторичном рынке.

Если ЦБ осуществляет покупку ценных бумаг у коммерческих банков, то в результате такой операции ресурсы последних увеличиваются. Это приводит к увеличению денежной массы и снижению валютного курса. При продаже центральным банком ценных бумаг происходит обратный эффект.

Во многих государствах используется такой инструмент, как изменение учетной ставки, которая является официальной ставкой центрального банка.

Учетная ставка представляет собой процент по кредитам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам.

Снижение процентных ставок приводит к оттоку капитала с национальных финансовых рынков. Повышение процентных ставок возможно лишь до определенного уровня, поскольку рост валютного курса, как следствие повышения процентных ставок, ослабляет позиции национальных экспортеров, товары которых из-за высоких цен становятся менее конкурентоспособными. Примером может стать повышение процентных ставок во многих странах в 2014 году. Данная мера была применена в связи с сильным ослаблением национальных денежных единиц к доллару США, которое спровоцировало инфляцию. Так была повышена процентная ставка в Турции на 5,5 п.п., в Гане на 2 п.п., в Бразилии на 1 п.п. Также в конце 2014 года российские власти подняли процентную ставку с 10,5 до 17%, что составило 6,5 п.п.

Мировой опыт свидетельствует о том, что при регулировании государством валютного рынка применяются самые разнообразные сочетания различных инструментов. В зависимости от способа воздействия регулятора на валютные рынки данные инструменты носят, либо административно-правовой, либо экономический (рыночный) характер. Выбор и сочетание инструментов регулирования валютного рынка зависит от задач, которые решают монетарные власти в определенный отрезок времени. По мере развития валютных рынков наблюдается переход к экономическим инструментам валютного регулирования и, прежде всего к таким инструментам как, изменение учетной ставки и проведение интервенций.

Читать еще:  Базисная валюта это

Таким образом формирование регулирования валютного рынка в различных странах и отмена определенных ограничений непосредственно связано с условиями развития экономики и положением государства в системе международных экономических отношений.

Список литературы:

  1. Абреч З.Н. Факторы, влияющие на величину валютного курса и методы его регулирования // Экономика и социум. – 2015. №1-2(14). – С. 56 – 62.
  2. Васильева О.Н. Некоторые аспекты регулирования валютных ценностей и их оборота на современном этапе // Банковское право. – 2015. №1. – С. 56 – 60.
  3. Гурнович Т.Г. Международные валютно-кредитные отношения: учеб. для студентов бакалавриата – 2-е изд. – М. : МИРАКЛЬ, 2015. – С.97 – 125.
  4. Долженко Е.Ю. Роль и место срочного валютного рынка в системе сегментов валютного рынка // Экономика и социум. – 2016. №5. – С. 580 – 583.
  5. Лукьянов С. А. Международные валютно-кредитные отношения : учеб. пособие Екатеринбург — Изд-во Урал. ун-та, 2015 – С. 162 – 171.
  6. Ромащенко Л.В. Новое в валютном регулировании // Налоговед. – 2016. №2. – С. 88 – 94.

Основные методы регулирования валютного курса;

Основным органом валютного регулирования Российской Федерации является Центральный Банк РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами России операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с рублями и ценными бумагами в рублях, устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ, устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии, устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Основными методами валютного регулирования Центральным банком являются:

— валютная интервенция — покупка-продажа иностранной и нациоальной валюты;

— операции Центрального банка на открытом рынке — покупка-продажа ценных бумаг;

— изменение центральным банком уровня процентных ставок и (или) норм обязательных резервов.

Также на изменение валютного курса влияют такие действия Правительства какдевальвация и ревальвация.

Важнейшим инструментом валютной политики государств является валютные интервенции — операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Девальвация(от латинского de – приставка, означающая понижение, и value – имею значение, стою) – обесценивание национальной валюты, выражающиеся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам и международным счетным денежным единицам, ранее – к золоту. Причины девальвации – инфляция, неравномерность ее развития в отдельных странах, дефицитность платежного баланса.

Девальвация способствовала повышению конкурентоспособности экспорта страны, снизившей курс национальной валюты, улучшению ее платежного баланса. Отрицательным последствием для экономики страны, девальвирующей свою валюту, явилось удорожание импорта, приводящее к общему росту цен и снижению общего уровня жизни. Девальвация 37 валют к доллару США в 1949 году на 12-30,5%, с одной стороны, повысила конкурентоспособность западноевропейских стран на мировом рынке, с другой стороны облегчило проникновение американских монополий в их экономику, снизив расходы на инвестиции.

Девальвация не устраняет глубинные причины дефицита платежного баланса и валютных трудностей. Автоматически увеличивая цены на импортные товары и стимулируя экспорт, она содействует развитию инфляционных процессов в стране. По социальным последствиям девальвация ведет к снижению жизненного уровня населения, имеющего фиксированный доход. Вызывает обострение конкурентной борьбы между странами. В развивающихся странах девальвации присущи некоторые особенности, обусловленные спецификой развития этих стран. Достижения на практике главных целей девальвации – повышение экспорта и сдерживание импорта затрудняется, т.к. для расширения экспортного производства обычно требуются дополнительные капиталовложения. Вызванное девальвацией повышение цен импортных товаров приводит к усилению инфляции, что снижает конкурентоспособность экспорта. В условиях экономической и валютной зависимости девальвация в развивающихся странах становится вынужденной. Девальвация валют лидеров автоматически влечет девальвацию привязанных к ним валют, хотя это не всегда отвечает интересам развивающихся стран. Нередко требования о девальвации содержатся в стабилизационных программах МВФ.

Валютные кризисы и переход к режиму плавающих валютных курсов в значительной степени снизили действенность девальвации как средства уменьшения дефицита платежного баланса, т.к. периодические колебания курсов валют, применяемых в международных расчетах нередко нейтрализуют эффект девальвации. Девальвация – сложное явление в валютной сфере. Страны предпринимают все возможные меры к тому, чтобы ее не проводить, стимулируют экспорт товаров, ограничивают импорт, поднимают учетные процентные ставки ЦБ, получают кредиты у МВФ в пределах своей квоты, используют имеющееся у них золото – валютные резервы, поскольку девальвация валют свидетельствует о слабости валюты данной страны. Девальвация означала официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы и соответствующие уменьшение ее курса по отношению к доллару США. Девальвацию валюты страны проводят в условиях хронической пассивности платежного баланса, усиления инфляции, относительного (по сравнению с другими странами) понижения темпов роста ВНП и когда предпринимаемые правительством жесткие меры оказываются малоэффективными. Возникает паническое бегство от национальной валюты, перемещение «горячих денег». Вместе с тем, девальвация является мощным наступательным средством в конкурентной борьбе на мировом рынке. Девальвация всегда стимулирует экспорт товаров из страны, девальвирующей валюту, что улучшается состояние торгового и платежного баланса. Так, в 1949 году была вынуждена объявить девальвацию на 30% фунта стерлингов Великобритания и соответственно страны бывшей Стерлинговой зоны. В ноябре 1967 году Великобритания вновь провела девальвацию своей валюты, при которой золотое содержание фунта стерлингов было понижено на 14,3 % и соответственно снижен курс фунта по отношению к доллару.

Ревальвация валют – явление, противоположное девальвации. В условиях действия Беттон-Вудских соглашений ревальвация означала официально объявленное повышение золотого содержания национальной денежной единицы и соответствующее повышение ее валютного курса по отношению к доллару США. Ревальвация проводится странами при хронически активном сальдо платежного баланса. В послевоенные годы ревальвацию своих валют неоднократно проводили ФРГ, Япония, Швейцария. Бреттон-Вудская валютная система просуществовала до 1973 года. Ее крах был вызван резким обострением положения доллара США в начале 70-х годов, что было связано с ухудшением торгового и платежного балансов США. В 1971 году торговый баланс США впервые за предшествующие 80 лет был сведен с дефицитом в 2 млрд. Долларов. США Осуществляли крупные военные расходы за границей, оказывая помощь развивающимся странам в значительных суммах, экспортировали капитал. Все это вызвало дефицит платежного баланса, который в 1971 году достиг 30 млрд. долларов. Несмотря на предпринятые правительством США жесткие меры, прекращение обмена доллара для ЦБ иностранных государств на американское золото, введение дополнительного налога на импортные товары, сокращение на 10% программы помощи иностранным государствам, в декабре 1971 года США были вынуждены объявить девальвацию доллара. Золотое содержание доллара понижалось на 7,89 % и стало составлять 0,818 г. чистого золота (вместо 0,888 г.) и официальная цена золота была повышена с 35 до 38 долларов за унцию золота. Однако девальвация не оказала существенного воздействия на состояние платежного баланса и в феврале 1973 года США были вынуждены пойти в течение 14 месяцев на проведение второй девальвации. Доллар США был девальвирован еще на 10 %, его золотое содержание понизилось до 0,746 г. чистого золота и официальная цена его была повышена до 42,22 долларов за унцию золота.

Объектом национального и межгосударственного регулирования являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют.

Валютные ограничения – это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т.е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.

От количества и вида практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валюты. Валютная конвертируемость (обратимость) — это возможность конверсии (обмена) валюты данной страны на валюты других стран. Различают свободно, или полностью, конвертируемые (обратимые) валюты, частично конвертируемые и неконвертируемые (необратимые).

Полностью конвертируемыми («свободно используемыми» согласно терминологии МВФ) являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов). К таким странам относятся, например, США, ФРГ, Япония, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг, арабские нефтедобывающие страны.

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов – внутренней. Наибольшее значение имеет конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, т.е. возможность без ограничений осуществлять импорт и экспорт товаров. Большинство промышленно развитых стран перешли к данному типу частичной конвертируемости в середине 60-х гг.

Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector