Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основным органом валютного регулирования является

Основные органы валютного регулирования в РФ

Инструмент валютной регулировки — это направление денежной политики любого государства. Определений данному действу можно подобрать немало, но все это – валютный контроль. Главная его цель – надзор за четким соблюдением государственными исполнительными органами требований в области внешнеэкономических и денежных операций. Основной орган валютного регулирования в РФ – Центробанк.

Проведение надзора

1. За расчетами в денежном выражении и иными действиями, совершаемыми с платежными единицами других государств, производимыми на территории РФ.

2. За передвижениями дензнаков через государственную границу РФ.

3. За исполнением обязательств (выраженных в денежном эквиваленте) перед Россией и ее резидентами.

Глава 4 ФЗ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (Закон о валютном регулировании в РФ, з-н № 173) дает четкое определение валютного контроля и органов, осуществляющих его в России, очерчивает рамки их компетенции при реализации возложенных на них задач и функций, решает некоторые другие вопросы валютного регулирования.

Лица, относящиеся к органам и агентам валютного контроля

Ст. 122 закона №173 закрепляет следующих лиц, на которые возложена функция валютного контроля:

1. Правительство России.

Органами, осуществляющими подобный контроль согласно п. 2, являются:

1. Центробанк РФ.

2. Исполнительные органы с надлежащими полномочиями, данные им Правительством РФ.

Агенты, осуществляющие валютный контроль согласно п.3, это следующие юридические лица:

1. Банки с соответствующими полномочиями.

2. Участники – профессиональные юридические лица рынка ценных бумаг без статуса банка.

3. Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ).

Какие операции классифицируют как валютные

Далеко не все действия на денежном рынке подходят под это определение. Только отдельные операции в РФ подпадают под валютный контроль.

1. Продажа и покупка валютных ценностей, пользование ими в качестве средств платежа, сторонами сделки при этом выступают резиденты.

2. Договоры между нерезидентами, резидентом и нерезидентом по поводу продажи валюты и/или ценных бумаг (ц/б) (в их числе и применение валюты и ц/б как средства платежа).

3. Перемещение денежных средств в валюте другого государства как в РФ, так и из нее.

4. Валютные переводы (транзакции) на расчетные счета одного и того же юридического лица, если эти счета находятся в разных странах, одной из которых является Россия.

5. Все перемещения денежных средств между расчетными счетами нерезидента, открытыми в РФ.

6. Переводы со счетов как резидентов, находящихся на территории РФ, так российских резидентов, находящиеся за пределами страны.

Центробанк

Это орган, осуществляющий валютный контроль. Уполномочен Правительством РФ выполнять функции денежного регулятора России. Данная обязанность закреплена за ним на самом высоком уровне. Правовое регулирование валютного контроля в РФ обусловлено законом №173 и ст. 54 закона «о Центробанке РФ» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ.

Он является основным органом валютного регулирования в РФ, осуществляет надзор за денежными потоками. Особенно контроль касается обращения дензнаков иностранных государств.

Полномочия Центробанка следующие:

1. Регламентирует выполнение валютных денежных операций между банками.

2. Составляет обязательные к исполнению требования к приходным документам при покупке дензнаков иностранных государств кредитными организациями.

3. Регламентирует действия нерезидентов по открытию счетов.

4. Осуществляет смежные функции в целях полного контроля за перемещением валюты.

5. Вводит ограничения по переводам иностранных денежных средств, в том числе по сумме.

Реализация валютного надзора

Органы, занимающиеся надзором, указаны в п. 2 ст. 22 закона №173, который обеспечивает правовое регулирование валютной деятельности в РФ. Основные – это уполномоченные правительством исполнительные структуры. Такое обтекаемое значение позволяет сделать вывод о том, что список может быть достаточно большим. Правительство своим решением может наделить функциями ВК разные органы и лица, в зависимости от операций, которые нужно совершить.

До февраля 2016 года эти обязанности были возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Однако она была упразднена, и ее функции перераспределились между двумя структурами. Сегодня органами валютного регулирования в РФ являются:

1. Налоговая служба.

2. Таможенная служба.

Налоговая служба РФ (ФНС)

Положение о данном органе государственной власти утверждено Постановлением от 30 сентября 2004 №506. В нем закреплены полномочия по исполнению ВК. Служба может отслеживать часть операций с валютными денежными средствами, которые относятся к ее компетенции.

ФНС как орган валютного регулирования в РФ контролирует:

1. Соблюдение юридическими и физическими лицами требований валютного законодательства независимо от того, является ли объект резидентом или нет. Сфера налогообложения ограничивает в таких случаях полномочия ФНС.

2. Соответствие разрешительных документов и лицензий проводимым гражданами и юридическими лицами валютным операциям.

3. Уведомление органов ФНС об открытии/ закрытии счетов в зарубежных банках. Далее следит за предшествующими их закрытию операциями.

Надзор осуществляется именно в той части, которая возложена на нее законодательными актами, без затрагивания сфер, которые отнесены к компетенции других органов контроля. Например, все операции по передвижению валюты входят в ведение таможенных органов РФ. Они также входят в общую надзорную систему.

Таможенная служба РФ (ФТС)

Это один из государственных органов валютного регулирования в РФ, уполномоченный осуществлять ВК, в соответствии с возложенными на него функциями. Все его полномочия закреплены в постановлении от 16 сентября 2013 № 809, которым и утвердилось положение о ФТС.

Функции Таможенной службы:

1. Контроль над всеми валютными операциями по перемещению продукции через границы Единого экономического союза.

2. Контроль за операциями, сопровождающими ввоз товаров и транспорта на территорию РФ.

3. Надзор за экспортом с территории России.

4. Соответствие выданных лицензий и разрешений всем перечисленным операциям, сопровождающимся пересечением государственной границы.

Все полномочия закреплены законом «О таможенном регулировании» от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ.

Агенты, осуществляющие валютный контроль

Перечень этих структур довольно обширен. Основные агенты валютного контроля, согласно п. 3 ст. 22 закона №173, это банки и любые кредитные учреждения, подходящие под следующие требования:

1. Созданы согласно нормативно-правовым актам и законам РФ.

2. Имеют лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную в установленном законом порядке.

3. Уполномочены осуществлять операции с привлечением дензнаков иностранных государств.

К органам валютного регулирования в РФ, или агентам, осуществляющим подобный контроль, относятся и профессиональные юридические лица – участники рынка ценных бумаг. В законе №173 они полностью не закрываются, уточнения даны в ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг».

В ст. 2 уточнено, что участниками могут быть все организации, созданные согласно нормативно-правовым актам, которые осуществляют следующую деятельность:

1. Управление реестром собственников акций и ценных бумаг.

3. Управление ценными бумагами.

4. Дилерскую (форекс-дилеры включены).

Мощная государственная корпорация «Внешэкономбанк» – это третий агент валютного контроля за денежными операциями. Компетенция и полномочия определены в ФЗ №82-ФЗ от 17 мая 2007 «О банке развития». Нормы, регламентирующие статус ВЭБ как агента ВК, установлены в п. 5 п. 3 ст. 3 Закона «О ВЭБ».

Читать еще:  Валютный курс как инструмент валютного регулирования

Валютное регулирование в РФ

Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое – «валютный контроль». Второе – близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль – это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.

Основные органы валютного регулирования и контроля в РФ идентичны:

1. Центробанк России.

2. Правительство России.

Реализацию мер по денежному регулированию обычно символически делят на 2 уровня:

1. Нормативный. Суть его состоит в разработке правовой базы, касающейся регулирования валютных операций на территории РФ, а также ее последующего утверждения и внедрения на практике.

2. Индивидуальный. Это непосредственное применение действующих правовых актов и законодательной базы к конкретной ситуации, образовавшейся в результате действий на валютном рынке.

Правительство и Банк России. Именно эти органы играют ведущую роль в валютном регулировании в РФ. Они и осуществляют реализацию задач по воплощению в жизнь политики государства в этой специфической сфере.

Права и обязанности

Каждый орган валютного регулирования в РФ, агент вправе:

1. Осуществлять проверки, если это необходимо или требует вмешательства исполнительных органов, по соблюдению требований законодательных актов лицами – участниками валютных операций в области денежных обращений в иностранной валюте.

2. Проводить верификацию документов, которые предоставляют резиденты и нерезиденты, о проведенных денежных транзакциях на выявление их достоверности и всесторонности.

3. Высылать оформленные соответствующим образом запросы от резидентов или нерезидентов для получения сведений или документов, необходимых для пояснения и понимания связи между открытием счета и проведениями денежных операций.

Дополнительные полномочия, предоставленные органам ВК:

1. Выдача виновным лицам соответствующих предписаний с требованиями об обязательном устранении в установленные сроки нарушений. Это необходимо при обнаружении неправомерных операций, подпадающих под действие валютного контроля.

2. Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в случаях грубого попрания валютного законодательства.

Обязанности агентов ВК

Эти структуры призваны:

1. Осуществлять надзорные действия за всеми участниками валютного законодательства.

2. Предоставлять информацию об их участии в валютных операциях на территории РФ и за ее пределами в органы ВК.

Органы и агенты, осуществляющие валютный контроль: основные отличия

Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что все части отраслевой системы можно разбить на отдельные структуры. Это организации, осуществляющие валютный контроль, агенты, которые занимаются той же деятельностью, органы денежного регулирования операций со всеми перемещениями денежной валютной массы. У каждого из этих элементов свои полномочия и четко ограниченная компетенция. Но они входят в одну общую систему валютного контроля РФ. Повторим, главными органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Основное их отличие от остальных частей системы в том, что они могут издавать законодательные нормативные акты, обязательные к исполнению.
ФНС и ФТС имеют свои законодательно закрепленные полномочия. Согласно им, эти организации вправе не только издавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять полный надзор за их надлежащим исполнением, если случаются нарушения валютного законодательства, имеют законное право применять к виновным физическим и юридическим лицам соответствующие меры ответственности согласно нормативно-правовой базе.

Агенты ВК, в отличие от вышеуказанных структур ВК, обладают не таким обширным объемом полномочий. Их деятельность направлена на сбор и передачу необходимой оперативной информации органам ВК, а также проведение контроля за ФНС – основными органами, главной деятельностью которых является осуществление валютного контроля в России. Но и это не все. На помощь вышеперечисленным органам приходят валютные агенты: банки, профессиональные юридические лица – участники рынка ценных бумаг, ВЭБ.

Органы валютного регулирования

Денежные отношения внутри любого государства нуждаются в специальном нормативном управлении и защите. В России, как и в других странах, осуществляется регулирование правоотношений, связанных с использованием валюты РФ и иностранных государств. Его осуществляют органы валютного регулирования. Правовым актом, устанавливающим порядок регулирования и определяющим органы, его осуществляющие, является Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее – Закон).

Задачи валютного регулирования

Само юридическое регулирование этой сферы правоотношений представляет собой облечение в нормы права валютной политики государства, направленное, в т.ч., на поддержание субъектами валютного регулирования платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д.

Объектами такого регулирования являются как физические, так и юридические лица (как российские, так и зарегистрированные за рубежом), граждане России и иностранцы.

Органы валютного регулирования в РФ

Перечень органов власти, осуществляющих соответствующие функции управления в России, установлен ч. 1 ст. 5 Закона. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк РФ (далее — ЦБ);
  • Правительство РФ.

Соответствующие положения, закрепляющие указанные полномочия, содержатся в:

С целью исполнения соответствующих полномочий ЦБ и Правительство РФ на основании Закона выдают обязательные для объектов регулирования указания, публикуемые в нормативных актах.

По составу соответствующих полномочий основным органом валютного регулирования в России является ЦБ. Этот регулирующий орган устанавливает, в т.ч., формы и порядок учета и отчетности по валютным операциям. ЦБ по сути — это главный банк в Российской Федерации.

В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных ЦБ в качестве основного органа валютного регулирования в России, в частности, можно выделить:

  • Инструкцию от 16 сентября 2010 года о банковских операциях в валюте других государств;
  • Указание от 14 августа 2008 года о кассовых операциях с валютой других государств;
  • Указание от 20 июля 2007 года о представлении банкам документов по валютным операциям и др.

В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных Правительством РФ, в частности, можно выделить:

  • Постановление от 28 декабря 2005 года. Им закреплен порядок представления резидентами отчетов о счетах в банках иностранных государств.

Методы управления валютными правоотношениями могут быть различными в зависимости от предмета регулируемых отношений, объектов и субъекта валютного регулирования.

Предметом регулируемых отношений, к примеру, могут быть:

  • валютные операции с валютой других государств на территории РФ;
  • расчеты в национальной валюте РФ;
  • расчеты в валютах других государств;
  • размер ввоза и вывоза валют;
  • значение обменного курса валют и т.д.

Таким образом, органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ и Правительство. Эти органы наряду с управлением и нормотворчеством в рассматриваемой сфере правоотношений одновременно осуществляют полномочия по валютному контролю на территории нашего государства.

§ 3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

Валютное регулирование как правовой режим состоит из валютных ограничений и мер валютного контроля. Этому делению соответствует и деление субъектов валютного регулирования, реализующих публично-правовые функции:

Читать еще:  Понятие валютной системы

– в сфере установления валютных ограничений;

– в сфере валютного контроля.

Несколько упрощая, можно сказать, что резиденты и нерезиденты в валютном регулировании – субъекты воздействия государства, а органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля – это субъекты воздействующие, определяющие права и обязанности всех остальных.

Однако следует помнить, что, хотя эти отношения имеют публично-правовой, властный характер, резиденты и нерезиденты не находятся в прямом административном подчинении органов валютного регулирования и контроля.

Кроме того, органы валютного регулирования необходимы государству тогда, когда система валютных ограничений подвижна, гибка и постоянно пересматривается исходя из текущей экономической ситуации. В тех же случаях, когда во главу угла ставится стабильность хозяйственного оборота и правил поведения, устанавливаемых государством для участников валютных отношений, компетенция органов валютного регулирования объективно сокращается. Когда валютные ограничения устанавливаются только законодательно, как это имеет место согласно действующему Закону о валютном регулировании, органы валютного регулирования не устанавливают правил самостоятельно. Это не означает, что они остаются в стороне от реализации валютной политики. Как правило, на тех же самых субъектов государство возлагает функции реализации мер экономического валютного регулирования, а также организации и ведения валютного контроля.

Органы валютного регулирования

Применительно к валютному регулированию, понимаемому в узком смысле как правовой режим, органы валютного контроля – это те субъекты валютных регулятивных отношений, которые наделены правом устанавливать правила поведения для участников валютных операций, валютные ограничения. Согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании к органам валютного регулирования отнесены:

– Центральный банк РФ.

В системе валютного регулирования, основанной на индивидуальных разрешениях, орган валютного регулирования (как правило, Центральный банк страны или аналогичное ему учреждение) может иметь право издавать ненормативные акты, разрешающие конкретному субъекту совершение валютной операции. Именно такая система действовала в России в 1991 – 2003 гг. Все операции, кроме текущих, было запрещено совершать без разрешения (лицензии) Банка России. Таким образом, валютное регулирование реализовалось в индивидуальном порядке: орган валютного регулирования изучал информацию о планируемой сделке, анализировал ее возможные последствия с точки зрения цели и задач валютного регулирования и разрешал операцию, если приходил к выводу, что она не будет иметь критических негативных последствий. Разумеется, эта система неприемлема в ситуации, когда перед валютным регулированием не ставится задача ограничить краткосрочные портфельные инвестиции, так как механизм получения индивидуальных разрешений рассчитан на единичные случаи согласования крупных инвестиционных проектов, а не на рассмотрение массовых обращений на ежедневной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании органы валютного регулирования наделены правом издавать нормативные правовые акты – “акты органов валютного регулирования” для реализации своих функций. Одновременно ч. 1 ст. 4 Закона оговаривает, что такие акты издаются, только если это прямо предусмотрено Законом.

Закон о валютном регулировании в действующей в настоящее время редакции предусматривает единичные случаи, в которых подзаконными нормативными актами могли бы устанавливаться валютные ограничения как таковые. Поэтому полномочия органов валютного регулирования по изданию актов валютного регулирования в действующем Законе ограничены по сравнению с его первоначальной редакцией.

Так, п. п. 5 и 9 ч. 3 ст. 14 Закона разрешают резидентам и нерезидентам совершать переводы без открытия банковского счета (трансграничные и на территории РФ) с одновременным наделением Банка России правом устанавливать ограничение суммы перевода. Это практически единственный пример, когда действующее законодательство сохраняет за органом валютного регулирования право определять содержательную часть валютного ограничения.

Кроме того, Банк России устанавливает “единые формы учета и отчетности по валютным операциям”. Правительство РФ по согласованию с Банком России определяет порядок предоставления юридическими лицами – резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам и др. По своему содержанию эти акты устанавливают права и обязанности резидентов и нерезидентов, относящиеся к валютному контролю, не затрагивая содержательной части валютных операций. Тем не менее, поскольку граница между валютными ограничениями и мерами контроля достаточно подвижна и установленный в целях учета и контроля “порядок” совершения валютных операций может перерастать в фактические валютные ограничения, эти нормы могут рассматриваться как пример нормотворческих полномочий органов валютного регулирования, пусть и с оговорками.

В пользу такой их квалификации, несколько разрушающей логичное разграничение органов регулирования и органов контроля по их нормотворческой компетенции, свидетельствует еще одно соображение.

Подзаконные акты в области валютного контроля именуются в Законе о валютном регулировании актами валютного контроля, и издавать их могут органы валютного контроля. В случае с Банком России особой разницы нет, так как он признается и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. А вот Правительство РФ к органам валютного контроля Законом не отнесено. Следовательно, любой подзаконный акт, который оно издает в рамках полномочий, предоставленных ему Законом, должен считаться актом валютного регулирования.

Этот на первый взгляд сугубо схоластический вопрос влечет сугубо практические последствия: ст. 15.25 КоАП РФ, в которой сконцентрированы меры административной ответственности за нарушения правил валютного регулирования и контроля, применима только к случаям нарушения:

– валютного законодательства в узком смысле слова, т.е. Закона о валютном регулировании;

– актов органов валютного регулирования.

Поэтому, чтобы защита того или иного подзаконного акта обеспечивалась мерами административной ответственности, с формально-юридической точки зрения нужно, чтобы он издавался исключительно и только в рамках полномочий Правительства РФ и Банка России как органов валютного регулирования.

Поскольку и Правительство РФ, и Банк России могут выступать в валютных операциях в роли их непосредственных участников, Закон о валютном регулировании оговаривает их право проводить все виды валютных операций без ограничений. Это необходимо для того, чтобы эти субъекты могли реализовать меры экономической валютной политики, выполняя валютное регулирование в широком смысле слова – как совокупность юридических и экономических мер.

Органы валютного контроля

Органы валютного контроля – это публично-правовые субъекты, в задачи которых входят:

– нормативное правовое регулирование валютного контроля в рамках, установленных законодательством;

– проведение контрольных мероприятий;

– применение мер административной ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Право органов валютного контроля на издание нормативных правовых актов по вопросам валютного контроля ограничено. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании они издают акты валютного контроля в случаях, предусмотренных валютным законодательством и актами валютного регулирования; эти акты не могут затрагивать вопросы регулирования валютных операций. По смыслу Закона о валютном регулировании система мер валютного контроля предусмотрена Законом непосредственно. В тех случаях, когда Закон наделяет органы валютного контроля правом издания подзаконных актов, речь идет о конкретизации порядка проведения валютного контроля. Например, Закон предусматривает возможность применения такой меры контроля, как наблюдение за валютными операциями резидентов посредством паспортов сделок, одновременно возлагая на Банк России установление правил оформления таких паспортов .

Читать еще:  Механизм формирования валютного курса

Здесь наблюдение – термин, обозначающий метод финансового контроля, основанный на регулярном получении информации.

См.: ст. 20 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета дополнительными банками валютных операций и контроля за их проведением”.

Закон о валютном регулировании не относит Правительство РФ к органам валютного контроля, хотя оно и названо в ч. 1 ст. 22 Закона в одном ряду с органами и агентами валютного контроля как субъект, “осуществляющий валютный контроль”. На Правительство РФ Закон возлагает координационные и нормотворческие функции в области валютного контроля. Контрольных мероприятий оно, конечно же, само не проводит.

К собственно органам валютного контроля относятся:

– Центральный банк РФ.

Агенты валютного контроля

Непосредственное проведение валютного контроля возлагается государством не только на публично-правовых субъектов, но и на частноправовых. Такая организация валютного контроля обусловлена как объективно присущей финансам контрольной функцией, так и историческими причинами.

Различные финансовые институты – банки, биржи, участники рынка ценных бумаг – в соответствии с родом деятельности обладают информацией о финансовых операциях своих клиентов и об их валютных операциях в том числе. Отсюда – объективно существующая возможность использовать это их свойство в государственных интересах.

Поскольку валютное регулирование в своем классическом виде сформировалось в странах Западной Европы в XX в., ему присуще такое не очень характерное для российской правовой системы явление, как возложение публично-правовых контрольных функций на негосударственные учреждения – банки. Это было сделано по соображениям удобства и экономии, так как создание разветвленной сети государственных контрольных органов было бы слишком дорогостоящим. Тот же подход был воспринят Россией при переходе от валютной монополии, при которой валютный контроль был не нужен, к валютному регулированию.

Таким образом, агенты валютного контроля – это в первую очередь банки и иные финансовые учреждения. Хотя они выполняют отдельные публично-правовые контрольные функции, они не наделены никакими юрисдикционными полномочиями по отношению к своим клиентам. Этим объясняется такое важнейшее отличие от органов валютного контроля, как отсутствие полномочий по изданию нормативных правовых или правоприменительных актов. Агенты валютного контроля не могут ни издавать правил, ни привлекать лиц к ответственности. Они могут только собирать информацию, а в случае выявления признаков нарушений валютного законодательства – передавать сведения органам валютного контроля.

Однако система частноправовых агентов валютного контроля в России дополняется возложением функций валютного контроля на некоторые федеральные органы исполнительной власти, которые благодаря специфике своей деятельности располагают информацией о валютных операциях и о внешнеторговых сделках, с которыми связана основная часть валютных операций. В настоящее время это таможенные и налоговые органы.

Круг полномочий таких “суперагентов” несколько шире, чем обычных агентов, так как они обладают властными полномочиями и вправе самостоятельно составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в случае выявления нарушений валютного законодательства. Кроме того, они могут собирать информацию от других агентов валютного контроля (тогда как обычный агент – уполномоченный банк “видит” только информацию о своих клиентах). Такие агенты занимают промежуточное положение между агентами и органами валютного контроля.

Тем не менее их основная задача в качестве агентов валютного контроля – сбор и документирование сведений о валютных операциях с передачей материалов, свидетельствующих о нарушениях, на рассмотрение органов валютного контроля. Правом привлечения к административной ответственности они не наделены.

Перечень видов агентов валютного контроля закреплен в ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании.

К агентам валютного регулирования в России относятся:

– уполномоченные банки и Госкорпорация Внешэкономбанк;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг.

К агентам валютного регулирования – федеральным органам исполнительной власти относятся:

– налоговые органы (ФНС России и ее структурные подразделения);

– таможенные органы (ФТС России и ее структурные подразделения).

Органы валютного регулирования

Денежные отношения внутри любого государства нуждаются в специальном нормативном управлении и защите. В России, как и в других странах, осуществляется регулирование правоотношений, связанных с использованием валюты РФ и иностранных государств. Его осуществляют органы валютного регулирования. Правовым актом, устанавливающим порядок регулирования и определяющим органы, его осуществляющие, является Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее – Закон).

Задачи валютного регулирования

Само юридическое регулирование этой сферы правоотношений представляет собой облечение в нормы права валютной политики государства, направленное, в т.ч., на поддержание субъектами валютного регулирования платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д.

Объектами такого регулирования являются как физические, так и юридические лица (как российские, так и зарегистрированные за рубежом), граждане России и иностранцы.

Органы валютного регулирования в РФ

Перечень органов власти, осуществляющих соответствующие функции управления в России, установлен ч. 1 ст. 5 Закона. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк РФ (далее — ЦБ);
  • Правительство РФ.

Соответствующие положения, закрепляющие указанные полномочия, содержатся в:

С целью исполнения соответствующих полномочий ЦБ и Правительство РФ на основании Закона выдают обязательные для объектов регулирования указания, публикуемые в нормативных актах.

По составу соответствующих полномочий основным органом валютного регулирования в России является ЦБ. Этот регулирующий орган устанавливает, в т.ч., формы и порядок учета и отчетности по валютным операциям. ЦБ по сути — это главный банк в Российской Федерации.

В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных ЦБ в качестве основного органа валютного регулирования в России, в частности, можно выделить:

  • Инструкцию от 16 сентября 2010 года о банковских операциях в валюте других государств;
  • Указание от 14 августа 2008 года о кассовых операциях с валютой других государств;
  • Указание от 20 июля 2007 года о представлении банкам документов по валютным операциям и др.

В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных Правительством РФ, в частности, можно выделить:

  • Постановление от 28 декабря 2005 года. Им закреплен порядок представления резидентами отчетов о счетах в банках иностранных государств.

Методы управления валютными правоотношениями могут быть различными в зависимости от предмета регулируемых отношений, объектов и субъекта валютного регулирования.

Предметом регулируемых отношений, к примеру, могут быть:

  • валютные операции с валютой других государств на территории РФ;
  • расчеты в национальной валюте РФ;
  • расчеты в валютах других государств;
  • размер ввоза и вывоза валют;
  • значение обменного курса валют и т.д.

Таким образом, органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ и Правительство. Эти органы наряду с управлением и нормотворчеством в рассматриваемой сфере правоотношений одновременно осуществляют полномочия по валютному контролю на территории нашего государства.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector