Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы валютного законодательства рф

Основы валютного законодательства РФ

Основные направления валютной политики регулируются рядом законодательных актов, инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615–1 от 9 января 1992 г. В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов.

• физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

• юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории России;

• дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др. Нерезидентами считаются:

• физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

• находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др.

Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений. На территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах, так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России.

Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка и продажа производится через уполномоченные банки, т. е. коммерческие банки, получившие лицензию от Банка России на совершение валютных операций. Указанные банки совершают валютные сделки между собой непосредственно или через валютные биржи. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя эти банки, не допускаются.

Вывоз и пересылка из России рублей и выраженных в них ценных бумаг, как и их ввоз и пересылка в страну, регулируются государством.

Резиденты (как юридические, так и физические лица) могут иметь счета и вклады в иностранной валюте в уполномоченных банках России. Открывать счета в иностранных банках за пределами России резидентам разрешается лишь в особых случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России.

В целях полного и своевременного поступления в Россию экспортной выручки от реализации товаров (работ, услуг) отечественными предприятиями и организациями, а также недопущения незаконного вывоза из страны материальных, финансовых и других ресурсов по указанию Правительства РФ разработаны и внедряются в жизнь новые формы и методы контроля внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий и организаций.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12 октября 1993 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» контроль начинается с момента подписания экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки (ПС), в котором указываются основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений (их число составляет сотни тысяч) на электронных машинах эти данные кодируются согласно выбранному классификатору.

Копия ПС возвращается коммерческим банком экспортеру и предъявляется последним на таможенном пункте при оформлении экспортного товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с информацией, указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах. Вся информация по представленным на экспорт товарам направляется в вычислительный центр Государственного таможенного комитета РФ, где она обрабатывается, и на каждую экспортную сделку составляется учетная карточка. В этой карточке содержатся сведения о конкретной отгрузке экспортного товара, реквизиты соответствующего коммерческого банка, указываются сроки поступления экспортной выручки предприятию-экспортеру. Учетная карточка пересылается в соответствующий коммерческий банк, который устанавливает контроль за переводом валюты в Россию в адрес экспортера. После того как экспортеру поступила причитающаяся ему сумма платежа, коммерческий банк возвращает учетную карточку в вычислительный центр.

При осуществлении международных расчетов по импортным операциям российских предприятий требуется обязательное представление ими в уполномоченные коммерческие банки товарораспорядительной документации, подтверждающей отправку товаров в Россию, что является условием платежа по импорту.

В целях недопущения необоснованного перевода валютных средств отечественными предприятиями, а также для контроля за переводом валюты до поступления импортируемого товара (при осуществлении импорта на условиях предоплаты), требуется представление в соответствующий российский коммерческий банк контракта, подтверждающего это условие, и банк, сделав соответствующий перевод валюты, устанавливает контроль за поступлением в Россию импортного товара.

Физические лица-резиденты могут иметь счета и вклады в иностранной валюте в отечественных банках на территории России.

Физическим лицам (резидентам и нерезидентам) разрешается без ограничений снимать со своих валютных счетов наличную иностранную валюту или приобретать платежные документы в иностранной валюте.

Физическим лицам-резидентам разрешается переводить, вывозить и пересылать из России ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Россию валюту и валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или в другом документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. По небольшим суммам (эквивалентным 500 ам. долл. на одно лицо) при выезде из России не требуется документального подтверждения источника получения валюты.

Читать еще:  Валютное законодательство рф и международные соглашения

Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, могут вывозить из РФ иностранную валюту без ограничения на суммы, имея разрешение на вывоз уполномоченного банка, в котором эти лица имели валютные счета и эту валюту они сняли со своего счета или приобрели в уполномоченном банке (его филиале) или в обменном пункте. Указанные разрешения выдаются банками (обменными пунктами).

Российские граждане, работая по контракту или на других условиях за границей, могут хранить получаемую ими валюту на счетах и во вкладах в иностранных банках или иных кредитных учреждениях, а по возвращению в Россию переводят эту валюту на валютные счета в отечественных банках на территории России.

Нерезиденты – физические и юридические лица – могут иметь счета в иностранной валюте и в рублях в уполномоченных банках России, а также в действующих в России иностранных и совместных банках с участием иностранного капитала, получивших соответствующую лицензию от ЦБ РФ.

В изданной Центральным Банком РФ инструкции № 16 от 16 июля 1993 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» (с дополнением, содержащимся в его письмах от 16 июля 1993 г. №44 и от 5 сентября 1994 г. № 109) предусмотрено открытие нерезидентам на основании их договора с уполномоченными банками рублевых счетов типа «Т» (текущие) и рублевых счетов типа «И» (инвестиционные) с различным режимом их открытия и пользования. Первые используются для обслуживания экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в России различных представительств и их филиалов (дипломатических, торговых, банков, предприятий и др.); вторые предназначены для осуществления инвестиционной деятельности в России как юридических, так и физических лиц-нерезидентов. Уполномоченные банки могут открывать физическим лицам-нерезидентам рублевые счета для зачисления личных доходов этих лиц и оплаты текущих расходов в рублях во время их проживания в России.

Без ограничений при соблюдении таможенных правил нерезиденты могут переводить, ввозить и пересылать валюту и валютные ценности в Россию, а также беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать их из России, если эта валюта и валютные ценности были ранее ввезены, переведены или пересланы в Россию, о чем есть документальное подтверждение российских таможенных органов.

Дата добавления: 2015-12-16 ; просмотров: 635 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основы валютного законодательства РФ;

С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ

· Основы валютного законодательства.

· Основы организации международных расчетов.

· Формы международных расчетов.

· Валютно-финансовые условия контрактов; пересчет валюты цены в валюту платежа; оговорки, защищающие стороны от риска валютных потерь.

· Кредитование внешней торговли.

Основные направления валютной политики Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. ”О валютном регулировании и валютном контроле”. В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций:

· основным положением закона является принцип «разрешено все, что не запрещено» – если порядок проведения операции не установлен, операция проводится без ограничений; все сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации толкуются в пользу резидентов и нерезидентов;

· закон «прямого действия» – все регулируемые операции должны быть прямо в нем поименованы;

· все виды ограничений прямо указаны в законе – не допускается установление иных требований и/или ограничений к порядку проведения валютных операций и/или к резидентам и нерезидентам, кроме установленных законом;

· исключены индивидуальные ограничения[72].

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство Российской Федерации.

Валютным законодательством РФ четко разграничена компетенция органов валютного контроля: если сфера регулирования валютных операций правительством ограничена, в основном, экспортно-импортными операциями, то Банк России уполномочен регулировать операции с ценными бумагами, кредитные и депозитные операции и т.п.

Физические и юридические лица, участвующие в проведении валютных операций, делятся на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся:

· физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

· постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· находящиеся за пределами РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц-резидентов;

· дипломатические и иные официальные представительства РФ за ее пределами и др.

· физические лица, не являющиеся резидентами;

· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

· находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и другие подразделения юридических лиц-нерезидентов;

Читать еще:  Стабильность мировой валютной системы зависит от

· межгосударственные и межправительственные организации, дипломатические и иные представительства иностранных государств и др.

· К валютным операциям относятся:

· использование иностранной валюты в качестве средства платежа;

· использование рублей в качестве средства платежа при расчетах между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;

· приобретение и отчуждение резидентами ценных бумаг, удостоверяющих право получения иностранной валюты;

· приобретение и отчуждение нерезидентами ценных бумаг, удостоверяющих право получения рублей и др.

В валютном законодательстве существует еще одно принципиальное разграничение: выделены внутренние и внешние ценные бумаги. Экономическая суть данного разграничения основана на том, право получения какой валюты удостоверяет та или иная ценная бумага: ценная бумага, удостоверяющая право получения валюты Российской Федерации – рублей – является внутренней, а ценная бумага, которой закреплено право получения иностранной валюты, – внешней.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений. Валютные операции между нерезидентами проводятся также без ограничений, за исключением операций, связанных с внутренними ценными бумагами и с расчетами в рублях. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением таких операций, как осуществление обязательных платежей (налогов, пошлин) в иностранной валюте, операции с уполномоченными банками, дарение валютных ценностей близким родственникам и др.

Валютным законодательством закреплено право резидентов открывать счета в банках-нерезидентах, в том числе расположенных за пределами территории России, регулируется порядок купли-продажи резидентами и нерезидентами иностранной валюты за рубли, ввоза, вывоза и пересылки из Российской Федерации и в Российскую Федерацию иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг. Так, например, в настоящее время при условии письменного декларирования без ограничений физическим лицом-резидентом может быть вывезена иностранная валюта в размере, не превышающем 10000,00 долларов США или эквивалента в иной иностранной валюте.

Важнейшими требованиями действующего валютного законодательства являются требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные контрактом, обеспечить получение от нерезидентов экспортной выручки в рублях или иностранной валюты или возврат денежных средств, если в соответствии с условиями импортного договора нерезиденту был уплачен аванс). Требования валютного законодательства РФ уточнены и регламентированы в ряде нормативных актов, принятых в развитие Федерального закона.

Инструкцией Банка России № 117-И от 15.06.2004 г. ”О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок” установлено, что при проведении валютной операции, связанной с получением или предоставлением кредита нерезиденту, с экспортом или импортом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, резидент обязан оформить в банке паспорт сделки, который фактически является отражением основных данных о внешнеторговом контракте: в паспорте сделки, помимо данных резидента, указывается иностранный контрагент, номер и дата контракта, сумма контракта и т.п. В дальнейшем, при проведении расчетов по контракту и при таможенном оформлении ввозимых или вывозимых товаров, ссылка или представление паспорта сделки обязательны. Порядок и сроки представления в банк документов, подтверждающих ввоз или вывоз товаров, а также оказание услуг, выполнение работ и т.п. определен Положением Банка России № 258-П от 01.06.2004 г. «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Валютное законодательство

Основу валютного законодательства образует Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который, в частности, определяет права и обязанности резидентов в сфере валютных отношений.

Что относится к валютному законодательству в РФ?

Ключевым законодательным актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ или за ее пределами, если в них участвует резидент РФ, является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статье 4 173-ФЗ к валютному законодательству РФ также могут быть отнесены другие принятые в соответствии с 173-ФЗ федеральные законы.

При этом базовые принципы использования валюты на территории РФ заложены в Гражданском кодексе РФ (статьи 140 и 317), который определяет рубль в качестве законного платежного средства на территории РФ, а также предусматривает возможность включения в состав договорных условий валютной оговорки. В остальном ГК РФ содержит отсылку к 173-ФЗ.

Валютное законодательство РФ в 2017 году: аспекты валютного регулирования

Последние изменения в 173-ФЗ, внесенные в июле 2016 года, относились к статьям 20, 22 и 23 и не касались валютного регулирования.

Вопросы валютного регулирования, освещенные в 173-ФЗ в актуальной редакции:

  • возможности и условия проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами (статья 6), между резидентами (статья 8) и между нерезидентами (статья 9).

Валютные операции между резидентами преимущественно запрещены за исключением отдельных предусмотренных 173-ФЗ случаев. По операциям между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами имеются отдельные ограничения;

  • порядок купли-продажи иностранной валюты (и номинированных в иностранной валюте чеков) (статья 11).
Читать еще:  Полная конвертируемость национальной валюты

Ключевым требованием является проведение таких операций исключительно через уполномоченные банки;

  • порядок открытия (и ведения) резидентами счетов в банках, находящихся за пределами РФ (статья 12), и нерезидентами в банках, находящихся на территории РФ (статья 13);
  • вопросы осуществления резидентами отдельных валютных операций (статья 14);
  • порядок ввоза и вывоза через границу РФ валюты, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг (статья 15).

Валютное законодательство и валютный контроль в РФ

Порядок валютного контроля в РФ определен главами 3 и 4 73-ФЗ.

Органами валютного контроля выступают Банк России (в отношении кредитных организаций и НФО) и уполномоченные Правительством РФ ФОИВ (в отношении остальных организаций). Также в отношении второй группы организаций валютный контроль осуществляют агенты валютного контроля (в первую очередь уполномоченные банки).

Права и обязанности субъектов валютного контроля представлены в статье 23 173-ФЗ .

Участники валютных операций на территории РФ обязаны вести учет по проводимым валютным операциям и предоставлять учетную информацию и необходимые документы органам (и агентам) валютного контроля, а также выполнять их предписания. Они вправе знакомиться с актами проводимых в их отношении проверок и обжаловать решения органов (и агентов) валютного контроля.

Порядок предоставления документов и учетной информации, касающейся проводимых валютных операций, предусмотрен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И .

В случае нарушения требований валютного законодательства для участников валютных операций предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с учетом изменений).

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

Статья 4 . Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector