Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование валютных операций в россии

2. Правовое регулирование валютных операций. Валютные отношения, регулируемые финансовым правом.

Для осуществления возложенных на органы валютного регулирования функций Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых упомянутым Федеральным законом, без ограничений.

Под валютными операциями понимаются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что валютные операции представляют собой юридически значимые правомерные действия субъектов публичного и частного права в отношении валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, в результате совершения которых возникают, изменяются или прекращаются вещные права на валютные ценности, возникают, изменяются или прекращаются вещные права нерезидентов на валюту РФ или внутренние ценные бумаги либо происходит трансграничное физическое или юридическое перемещение валютных ценностей, валюты Российской Федерации или внутренних ценных бумаг.

Валютные отношения, регулируемые финансовым правом. В тех случаях, когда валютные отношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. возникают по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, они являются валютно-финансовыми правоотношениями.

Валютно-финансовые отношения возникают при осуществлении практически всех видов финансовой деятельности, хотя их значение внутри каждого вида существенно различается.

Можно выделить следующие виды валютно-финансовых правоотношений.

Прежде всего, это валютные правоотношения в сфере образования государственных и муниципальных денежных фондов. Эти отношения обеспечивают исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов с использованием валютных ценностей.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность осуществления в иностранной валюте:

а) исполнения обязанности по уплате налога иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 45);

б) взыскание в бюджет налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов (абз. 2 ч. 5 ст. 46).

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента (абз. 3 ч. 5 ст. 46);

в) взыскание налога за счет принадлежащих налогоплательщику или налоговому агенту — организации валютных ценностей (ч. 4 ст. 47, ч. 7 ст. 48).

На валютные ценности взыскание обращается при отсутствии у налогоплательщика или налогового агента средств на счетах и наличных денежных средств;

г) возврат нерезидентам излишне уплаченной или взысканной суммы налога, а также пени в валюте Российской Федерации (ч. 10 ст. 78, ч. 6 ст. 79).

Отметим, что возврат налога никогда не производится в иностранной валюте, даже если он был в ней уплачен. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

В свою очередь, согласно ТК РФ в иностранной валюте могут производиться с соблюдением валютного законодательства:

а) авансовые платежи, вносимые на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (ч. 1 и 2 ст. 330);

б) уплата таможенных пошлин и налогов (ч. 2 ст. 331).

При этом платеж допускается только в той иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, надень фактической уплаты (ч. 3 ст. 331);

в) взыскание в федеральный бюджет денежных средств, внесенных в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог), при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом (ч. 3 ст. 345).

Читать еще:  Элементы валютного рынка

В качестве залога может использоваться только иностранная валюта, курс которой котируется ЦБ РФ (ч. I ст. 345);

г) взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке с валютных банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на день фактического взыскания, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4 ст. 351).

При взыскании денежных средств, находящихся на валютных банковских счетах, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня.

Кроме того, валютными правоотношениями является ряд отношений, обеспечивающих образование источников финансирования дефицита бюджетов путем совершения валютных операций (ч. 1 ст. 113 БК РФ): Сюда относятся отношения по;

а) привлечению государственных и муниципальных займов путем выпуска ценных бумаг.

При этом, если Российская Федерация вправе привлекать займы как в иностранной валюте из внешних источников, так и в валюте Российской Федерации от нерезидентов (п. 2 ст. 94, абз. 3 ч. I ст. 98 БК РФ), то субъекты РФ (абз. 2 ст. 95, абз. 3 ч. 3 ст. 99 БК РФ) и муниципальные образования (абз. 2 ст. 96, абз. 3 ч. 3 ст. 100 БК РФ) в рамках валютно- финансовых отношений имеют возможность привлекать только рублевые займы от нерезидентов;

б) привлечению кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Наконец, к валютно-финансовым правоотношениям относятся и некоторые правоотношения в сфере организации денежной системы. Это расчетные отношения с использованием иностранной валюты.

Безналичные расчеты в иностранной валюте на территории РФ производятся:

а) между резидентами и нерезидентами — без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 Закона о валютном регулировании, в отношении которых могут устанавливаться валютные ограничения (ст. 6);

б) между резидентами только в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о валютном регулировании;

в) между нерезидентами без ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона о валютном регулировании (ч. 1 ст. 10).

3.3 Правовое регулирование валютных операций в РФ

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
  • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
  • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
  • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
  • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
  • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

  • валютными резидентами,
  • нерезидентами,
  • валютными резидентами и нерезидентами.

Также валютные операции можно классифицировать:

  • По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.
  • В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.
  • Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
  • В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

  • операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;
  • осуществление экспортно-импортных операций;
  • торговлю иностранной валютой;
  • приобретение инвалюты страной;
  • операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
  • перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
  • перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
  • инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
  • перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
Читать еще:  Номинальный курс валюты это

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Источник. Аудиторская фирма «Авдеев и К о »: аудиторские и бухгалтерские услуги

Валютный контроль за внешнеторговыми операциями

Российские субъекты предпринимательской деятельности не лишены возможности совершать и исполнять сделки с контрагентами, созданными в иностранных юрисдикциях, а также осуществлять с ними расчеты. Однако указанные действия подпадают под валютный контроль за внешнеторговыми операциями, в особенностях которого постараемся разобраться ниже.

Использование валюты

Отечественное гражданское законодательство предусматривает, что средством платежа на территории Российской Федерации является рубль. Об этом прямо говорится в ст. 140 ГК РФ.

Также надо отметить, что нормы ст. 317 ГК РФ предусматривают наличие денежных обязательств на территории России в виде:

  • расчетов в иностранных платежных средствах, подпадающих под регулирование валютных операций;
  • выраженных в валюте и подлежащих пересчету по курсу отечественного Центробанка на момент совершения соответствующих действий.

Данное правило прямо следует из содержания ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ . Названный акт нормотворчества среди прочего определяет порядок организации и правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации.

Валютные операции

В соответствии со ст. 1 указанного выше законодательного акта валютными операциями являются любые действия с иностранными денежными средствами, совершаемые на территории Российской Федерации на законных основаниях. К ним относятся:

  • платежи между резидентами, нерезидентами;
  • ввоз и вывоз иностранных денег в Россию;
  • банковские переводы из РФ, а также в отечественные кредитные организации.

Все описанные выше действия подпадают под нормативно-правовое регулирование валютных операций, осуществляемое:

  • Центробанком России;
  • федеральным Правительством.

Указанные органы власти реализуют свои полномочия как регуляторы валютных сделок через издание документов, носящих обязательный характер для лиц, использующих валютные ценности.

Также необходимо особо подчеркнуть, что согласно нормативному регулированию валютных операций использование на территории РФ иностранных денег допускается только в случаях, прямо перечисленных в ст. 9 поименованного выше закона.

Указанные мероприятия должны совершаться только через уполномоченные банки.

Внешнеторговые сделки

Названный Федеральный закон прямо допускает ведение отечественными предприятиями ВЭД.

Помимо описанного права с.19 этого акта нормотворчества предусматривает осуществление валютного регулирования внешнеторговых операций, элементами которого является не только оформление паспорта сделки, но и предоставление в уполномоченные кредитные организации сведений:

  • об ожидаемых сроках поступления на банковские счета валюты;
  • о планируемых датах исполнения иностранными контрагентами обязательств по сделкам.

Кроме указанных мероприятий Центробанк России своей Инструкцией от 04.06.2012 N 138-И предусмотрел обязательное предоставление участниками расчетов иностранными деньгами справки о валютных операциях и информации о подтверждающих документах.

Игнорирование субъектами внешнеторговых отношений своих обязанностей в части валютного регулирования и контроля может повлечь для предприятия ответственность в виде административного штрафа.

Размеры указанного взыскания описаны в ст. 15.25 КоАП РФ и зависят от вида, тяжести, а также кратности проступка.

Валютный контроль

Помимо регулирования ВЭД, внешнеэкономические сделки подлежат валютному контролю, который осуществляют следующие субъекты:

  • Правительство;
  • ЦБ РФ;
  • ФТС;
  • ФНС;
  • уполномоченные банки;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Внешэкономбанк.

Важно отметить, что у каждого из указанных органов своя компетенция и полномочия, перечень которых приведен в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ .

Также следует помнить, что порядок и перечень документов, подлежащих представлению в рамках валютного контроля за внешнеторговыми операциями, предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 17.02.2007 N 98, Инструкции от 04.06.2012 N 138-И и Указании от 20.07.2007 N 1868-У Центробанка России.

Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации

Рубрика: Финансовое право

Дата публикации: 07.01.2018

Статья просмотрена: 818 раз

Библиографическое описание:

Степанов, А. Б. Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации / А. Б. Степанов. — Текст : непосредственный, электронный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 1 (3). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/79/3053/ (дата обращения: 11.04.2020).

Валютное операции регулируется несколькими отраслями права, такими как международное право, финансовое право, в частности валютное право. В связи с этим, законодательство имеет строгую регламентацию валютных правоотношений. В данной статье мы рассмотрим, как регулируется данный вид правоотношений в Российской Федерации и какие возможны проблемы и сложности.

Ключевые слова: валюта, валютные операции, финансовое право, международное право.

Операции с валютой в условиях глобализации экономических процессов являются неотъемлемой частью экономической и финансовой деятельности государства, а также любых бизнес-процессов организаций, сотрудничающих с зарубежными партнерами и осуществляющей внешнеэкономические контракты. Все валютные операции, которые осуществляются на территории Российской Федерации подлежат строгому регламентированному регулированию и контролю. В данной статье мы рассмотрим, как регулируются валютные правоотношения в Российской Федерации, какие имеются проблемы и сложности. В России выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования:

  1. Регулирование конвертации валюты;

Это меры по защите внутреннего рынка страны на этапе его становления.

  1. Регулирование текущих операций с валютой;

Текущими валютными операциями считаются такие, которые длятся не более 180 дней, в основном, это экспортно-импортные операции;

  1. Регулирование движения капитала;

К данному пункту относятся валютные операции, длящиеся более 180 дней, такие как кредитные ссуды, прямые и портфельные инвестиции.

Это обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Читать еще:  Валюта цены это

Стоит сказать и о судебном регулировании валютных правоотношений и споров, связанных с осуществлением валютных операций. Так имеются неоднократные случаи возникновения споров между юридическими и физическими лицами и уполномоченными банками — агентами валютного контроля по поводу установления штрафов и иных мер административной ответственности за нарушения порядка проведения валютных операций по внешнеэкономическим контрактам и отчетности по ним.

На международном уровне проведение валютных операций регулируется посредством функционирования международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Далее это таможенное регулирование посредством принятия договоров о таможенных союзах, регулирующих товарооборот между странами-участниками, а также валютные отношения, более того, в подобных объединениях в большинстве случаев также имеются соглашения о сотрудничестве в области валютного и экспортного контроля, а также в борьбе с нарушениями валютно-финансового законодательства. Помимо прочего к международному регулированию валютных правоотношений относится регулирование межгосударственных денежно-кредитных отношений, а также с драгоценными камнями и драгоценными металлами.

Что касается отечественного законодательства, то правовые нормы валютного регулирования в РФ закреплены в Федеральном Законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России № 138-И, а также Кодексе об административных правонарушениях.

Субъектами валютно-финансовых правоотношений являются резиденты и нерезиденты. Согласно законодательству Российской Федерации, к резидентам относятся:

  1. граждане Российской Федерации, за исключением постоянно проживающих за рубежом;
  2. иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации;
  3. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  4. находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц;
  5. Официальные представительства РФ, находящиеся за рубежом;
  6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.
  1. физические лица, не являющиеся резидентами;
  2. иностранные юридические лица;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  4. аккредитованные в России дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  6. находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства иностранных организаций;

Все резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели при осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации обязаны предоставлять отчетность. Исключение составляют только физические лица — нерезиденты, то есть граждане иностранных государств. Обязанность возникает при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте (п. 2.1 гл. 2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И). Однако имеются и исключения, например, уполномоченные банки не требуют отчетности в случаях зачисления и снятия иностранной валюты, используя расчетный счет в уполномоченном банке, списании в пользу физического лица — нерезидента страховых и пенсионных выплат, взыскания средств по исполнительным документам. Полный перечень данных, не требующих отчетности, приведен в п. 2.4 гл. 2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И.

Что же касается типов отчетности, то лица, в зависимости от типа валютных операций, сдают следующие виды отчетности:

  1. При зачислении иностранной валюты на транзитный расчетный счет или списывании иностранной валюты со счета требуется предоставить следующие документы в уполномоченный банк: справку о валютных операциях, а также документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Инструкция Банка России также устанавливает сроки предоставления данной справки: при зачислении средств — до 15 дней, при списании — одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
  2. Помимо вышеперечисленного, Центральном Банком Российской Федерации установлена необходимость оформления так называемого паспорта сделки в случае заключения договоров, контрактов, соглашений резидентов с нерезидентами, предусматривающих осуществление валютных операций (п. 6.1 гл. 6 Инструкции ЦБ РФ № 138-И). Оформление паспорта сделки также требует предоставление в уполномоченный банк документов, подтверждающих осуществление валютных операций в рамках данной сделки. Как правило, отделы валютного контроля уполномоченных банков напрямую работают с клиентами, осуществляющими валютные операции, что значительно облегчает предоставление отчетности по ним и решение иных административных вопросов.

Паспорт сделки также требует закрытия, в случаях исполнения всех обязательств по договору, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк, в случаях внесения изменений в ПС, благодаря которым ведение ПС больше не требуется. Подробный порядок закрытия паспорта сделки описан в гл. 7 вышеупомянутой Инструкции ЦБ РФ.

Говоря об ответственности, то государством определены жесткие сроки предоставления отчетности в уполномоченный банк.

Валютное законодательство, а также Кодекс об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность в виде предупреждений и штрафов за нарушения порядка и форм предоставления отчетности, а также нарушения установленных сроков предоставления форм учета и отчетности за проведенные валютные операции, а также за повторное совершение вышеуказанных административных правонарушений. Сумма штрафов может варьироваться от 300 рублей до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от типа резидента или нерезидента и административного правонарушения (ч. 6, ст. 15.25 КоАП РФ).

Многие задаются вопросом, рассматривается ли в данных случаях такое понятие как «малозначительное административное правонарушение» и можно ли им апеллировать. Теоретически — можно, если брать во внимание статью 2.9 КоАП РФ. Однако судебная практика показывает, что к валютным правонарушениям данное обстоятельство применяется крайне редко и уже в судах апелляционной инстанции.

Выводы

Регулирование валютных операций осуществляется на международном и федеральном уровнях. Международный уровень регламентирует валютно-финансовые отношения при осуществлении внешнеторговых сделок, а также экономических и финансовых взаимоотношений между государствами. Отечественное законодательство регулирует непосредственно

Валютное законодательство РФ имеет очень строгую регламентацию, порядок осуществления валютных операций, предоставления отчетности, её форм и содержания.

  1. Валютное законодательство предусматривает две формы отчетности при проведении валютных операций: справка о валютных операциях и паспорт сделки.
  2. Обязанность о своевременном предоставлении отчетности за проведение валютных операций возлагается на всех лиц, резидентов и нерезидентов (за исключением нерезидентов — физических лиц)
  3. В случае нарушения валютного законодательства и порядка предоставления отчетности, резиденты и нерезиденты несут административную ответственность в соответствии со статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector