Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины кризиса ямайской валютной системы

Проблемы Ямайской валютной системы

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с ведением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран – участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару, за период с 1982-2001 гг. уменьшилось с 38 до 20, а к СДР – с 11 до 5, а потом до 4. Следует отметить, если в 1982 г. 8 стран осуществляли независимое плавание, то в 1994 г. – 52. страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое плавание [1. С.389].

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

1) со времен Бреттонвудсской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

2) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (евро, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

3) евродолларовые рынки создают доллары не зависимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций [3. С.208].

Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттонвудсская система, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов. Все эти обстоятельства показывают, что в условиях Ямайской валютной системы, во-первых, начала формироваться группировка стран, ориентированных на доллар (фактически ‒ новая долларовая зона), а во-вторых, Ямайская валютная система, вопреки задуманному, оказалась ассиметричной валютной группировкой. К тому же цели, поставленные перед ней при создании, должны были быть положены в ее фундамент, то есть сначала следовало добиться сбалансированности по инфляции, платежным балансам, что и создало бы основу этой системы. Что касается третьей цели – независимой внутренней денежной политики, ‒ то вряд ли ее реализация способствует развитию системного качества [1. С.398].

Идея СДР не получила сколь-либо значительного практического развития, и доля в общем объема валютного (без учета золота) сектора официальных резервов уменьшилась с 5,5% в конце 1975 г. до 1,2% в конце 2000 г. При оценке золота по рыночной цене в общем объема официальных международных ликвидных резервов доля СДР составляет мизерные 1,1% [13. С.59].

Таким образом, функционирование Ямайской валютной системы порождает ряд сложных проблем:

1) ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично;

2) сохранение долларом США лидирующих позиций;

3) для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса доллара;

4) идея СДР не получила значительного практического развития;

5) противоречия меду юридической демонетализацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег;

6) развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на ее реформе с учетом их интересов.[4]

Неудовлетворенность современным состоянием мировой валютной системы ощущается повсеместно. Редакторы вышедшей в свет в 1994 году книги “Международная валютная система” П. Кенен, Ф. Пападиа И.Ф. Саккоманни пишут: “ Никто из авторов не защищает нынешнюю международную валютную систему как наилучшую из всех возможных. Самые веские доводы в пользу этой системы, которые можно здесь встретить, состоят в том, что она

функционирует относительно неплохо и что нет никаких очевидных путей ее улучшения. Критические суждения весьма эмоциональны и резки – от обвинений в несправедливом отношении к развивающимся странам до упреков в неспособности обеспечить ресурсами и оказать эффективное содействие процессам экономического роста”

Как следствие – ширятся требования о создании новой, более сбалансированной мировой валютной системы. Так, в октябре 2000 г. более 30 членов Сената Италии выступили с инициативой о воссоздании обновленных Бреттонвудсских соглашений [12. С.5].

Лауреат нобелевской премии по экономике 1999 г. Р. Мандель, ссылаясь на пример Экономического и валютного союза ЕС, в создании которого весомую роль сыграла разработанная им теория оптимальной валютной зоны, предложил образовать новую «валютную зону фиксированного валютного курса» на основе трех валют – евро, доллара и иены [14. С.57].

Некоторые российские исследователи, предлагая реформу МВС, имеют в виду создание универсального платежного средства – платежного эквивалента доллара – чека ЭДС (cheque EDU) [15. С.82]. Все это говорит о возможном развитии кризиса современной Международной валютной системы.

Читать еще:  Валютные ценности включают в себя

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

Что же касается России, то на пленарном заседании Петербургского Международного Экономического Форума 5 июня 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Структура мировой системы неизбежно меняется — повышаются роли новых региональных резервных валют, необходимо также оценить потенциальную роль золота в глобальной валютной системе».

«Мы не раз рассуждали о том, что существует объективная тенденция, которая заключается в необходимости создания новых резервных валют. В этой ситуации многие страны переходят уже от разговоров к вполне конкретным действиям, речь идет о Юго-Восточной Азии, и о Латинской Америке. Повышается и роль нашей национальной валюты в торговых расчетах с рядом стран», — сказал он.

«Я думаю, все согласятся, что сила евро в качестве резервной валюты смягчила последствия глобального финансового кризиса для многих европейских стран.

По его словам, принимаемые в настоящее время решения по созданию антикризисных фондов, в том числе в рамках ЕврАзЭС, об увеличении ресурсов МВФ повлекут за собой и перемены в относительной силе валют. Результатом этого является и повышение роли специальных валютных инструментов, таких, как специальные права заимствования МВФ.

«Структура этой своеобразной наднациональной валюты, учитывая возрастающий вес региональных валют в международных расчетах, видимо, будет постепенно меняться. Следует также дополнительно оценить и потенциальную роль золота в глобальной валютной системе».

Международная координация макроэкономической политики и некоторое ограничение колебаний рыночных валютных курсов вряд ли позволяют сделать вывод о том, что в сфере международных денежных расчетов “правила” вновь возобладали над “действием по усмотрению”. Но можно, по крайне мере, утверждать о движении в данном направлении. Очевидно, что национальные государственные органы не могут уйти от ответственности за обеспечение равновесия макроэкономического обмена и платежного оборота своих стран с внешним миром. Однако чтобы действия властей одних стран не причиняли ущерба другим, они должны быть подчинены международным правилам – достаточно твердым, внушающим доверие и отвечающим унифицированным стандартам целесообразности и справедливости..

Завершая работу над этой главой, хотелось бы сказать, что будущее мировой валютной системы пока еще не ясно, ведь приспособление мировой валютной системы к меняющимся экономическим реалиям осуществляется путем, который по-английски обозначает “muddling through”. На русский это переводится как “блуждание впотьмах”, или “движение на ощупь” – с помощью метода проб и ошибок и, судя по всему, так и будет обстоять дело в обозримом будущем. Но уже явно проглядываются направления, по которым ей следует развиваться.

Заключение

Международная валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере. Основными конструктивными элементами МВС являются мировой денежный товар и международная ликвидность, валютный курс, валютные рынки, международные валютно-финансовые организации и межгосударственные договоренности.

Последовательно существовали и сменяли друг друга три мировые валютные системы.

Третья, ныне действующая, Ямайская валютная система основана на плавающих обменных курсах и является многовалютным стандартом. Страна может выбирать фиксированный, плавающий или смешанный режим валютного курса. Но, итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования СДР. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 года не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих денег”, с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

Основной категорией в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях является валютный курс. В нем находят отражение все основные макроэкономические показатели: цены в различных странах, экономический рост и другое. Он аккумулирует информацию о происходящих экономических и политических изменениях как в настоящем, так и в будущем. Кроме того, сам валютный курс активно влияет на характер развития этих процессов.

Читать еще:  Инструменты валютной политики

Конъюнктурные факторы изменения валютного курса могут значительно изменять величину курса национальной валюты, однако в краткосрочных интервалах времени. К ним относятся колебания деловой активности в стране, прогнозы, валютные спекуляции и кризисы.

Мерами государственного воздействия на величину валютного курса являются валютные интервенции, дисконтная политика и протекционистские меры. Наиболее действенным методом воздействия выступают валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле- продаже национальной денежной единицы против основных ведущих валют мира.

Манипулирование с валютным курсом может оказать влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.

Государственная стабилизационная политика должна учитывать способ фиксации валютного курса. Так как от этого зависит все дальнейшее поведение национальной валютной системы, а, следовательно, и развитие мировой валютной системы в целом.

Список использованной литературы

1. Базулин, Ю.В. Деньги. Кредит. Банки/ С.А. Белозеров. – М.: Проспект. – 2008. – 848 с.

2. Булатов, А.С. Экономика. – М.: издательство Бек. – 1997. – 898 с.

3. Буторина, О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. – М.: Издательский Дом «Деловая литература». – 2003. – 365 с.

4. Борисов, С.М. Валюты стран мира/ Г.П. Рыбалко. – М.: Финансы и статистика. – 1987. – 704 с.

5. Воеводин, Е.Ф. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Дело и сервис. – 2003. – 424 с.

6. Жуков, Е.Ф. Деньги и кредит. – М.: ЮНИТИ. – 2000. – 305 с.

7. Иванов, В.В. Деньги. Кредит. Банки/ Б.И. Соколов. – М.: Проспект. – 2003. – 783 с.

8. Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М.: Финансы и статистика. – 2000. – 322 с.

9. Криштаносов, В.Б. Международные финансовые организации. – Минск.: Армита-Маркетинг. – 2002. – 382 с.

10. Круглов, В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. – М.: ИНФРА-М. – 1998. – 286 с.

11. Лаврушин, О.И. Деньги. Кредит. Банки./ М.М. Ямпольский., Ю.П. Савинский. – М.: Финансы и статистика. – 2000. – 464с.

12. Чернышева, Н.Е. Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. – М.: Аспект Пресс. – 2001. – 486 с.

13. Деньги и кредит. – 2002. — №5. – 128 с.

14. Деньги и кредит. – 2002. — №7. – 114 с.

15. Наша власть: дела и лица. – 2001. — №5. – 234 с.

Удельный вес валют в корзине СДР, % к совокупной стоимости корзины[5]

Противоречия Ямайской валютной системы;

Г. — объединение Германии. Дало толчок усилению инфляционных процессов в объединенной стране и последующему росту процентных ставок. В результате нарушился баланс сил между немецкой маркой и остальными валютами, входящими в европейскую валютную систему (ЕВС).

25 апреля 1995 г. — встреча министров финансов «большой семерки» (США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Япония) в Вашингтоне. Выработано единое мнение относительно валютной политики. Принято решение о совместных интервенциях в помощь доллару с целью удержать его стремительное падение.

1. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц в отношении режима валютного курса в своей стране. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару за период 1982—1994 гг. уменьшилось с 38 до 20. В 1982 г. лишь 8 стран поддерживали независимое (свободное) плавание курсов своих валют, в 1994 г. их уже было 52 . Однако, страны объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое «грязное» плавание.

2. Другим противоречием является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

  • со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
  • евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций. 2/3 эмитированных ФРС 100-долларовых купюр обращается за рубежом.

3. Глобальные риски, проявившиеся в условиях кризиса 2008 года, поставили под сомнение приемлемость концептуальной основы Ямайской валютной системы, которая ориентировалась в основном на рекомендации монетаризма и либерализацию.

Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность МВФ как института регулирования, которое распространялось лишь на развивающиеся страны и не касалось развитых стран, в том числе США, поскольку они перестали заимствовать в Фонде.

4. Противоречие между юридической демонетизацией золота в рамках Ямайской валютной системы и его реальным использованием как международного резервного средства и чрезвычайного международного платежного средства (при экономических и политических потрясениях) дает основание для дискуссий о будущей позиции золота в новой мировой валютной системе.

5. за стандартом СДР скрывается по существу долларовый стандарт и тенденция к введению наднациональной валюты в электронной форме.

Читать еще:  Инструменты валютного регулирования в рф

Обращает на себя внимание определенная историческая преемственность обсуждаемых ныне предложений о реформе Ямайской валютной системы. В их числе:

  • сохранение моновалютной системы на основе доллара;
  • формирование двухвалютной системы на основе доллара и евро;
  • создание многовалютной системы на основе наиболее используемых в мировой экономике валют;
  • введение системы, основанной на региональных валютах;
  • расширение использования СДР как единой мировой резервной валюты;
  • возвращение к золотому стандарту;

Идеи о введении единой региональной валюты высказываются и многими интеграционными союзами,

В торгово-экономическом объединении (США – Канада – Мексика) обсуждалась возможность создать североамериканскую валютную единицу – амеро – которая бы считалась «универсальным долларом суверенных государств», и использовалась бы странами и неамериканского континента. Этот проект был направлен на укрепление международных позиций доллара.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе экономическое объединение АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), где традиционно доминировала Япония и ее валюта, разра-батывается проект азиатской валютной единицы – АКЮ.

В 2010 году Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, решили на неопределенное время отложить обсуждение вопроса о введении единой валюты (халиджи), из-за финансового кризиса 2008 года. Ранее планировалось ввести валюту в 2013 году. Однако незначительная внутрирегиональная торговля этих стран (около 7%) по сравнению с зоной евро (50%) затрудняет формирование их валютного союза

Одним из наиболее интегрированных экономических объединений на пространстве СНГ является ЕврАзЭС, где в валютной структуре платежей доля российского рубля составила 52,6% в 2008 г. Однако, российский рубль используется преимущественно в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС: с Казахстаном – 59,1%, Белоруссией – 56,6%, Таджикистаном – 31%, Киргизией – 25,1%. В расчетах между странами ЕврАзЭС без участия России использование российского рубля значительно меньше (максимум 32,5% между Белоруссией и Казахстаном) и преобладают доллар и евро (например, доля доллара составляла примерно 99% в расчетах между Казахстаном и Таджикистаном).

Судьба золота в мировой валютной системе.

Вопреки утверждениям о «снижении резервной роли золота» и полном отказе стран от этого резервного актива, официальные золотые запасы составляют около 31-33 тыс. т (где-то 52 млрд. $), частная тезаврация золота, по оценке, превышает 25 тыс. т

Для оценки перспектив золота в реформируемой мировой валютной системе необходимо принимать во внимание ныне действующее «Вашингтонское соглашение о золоте», подписанное в конце 1990-х гг. и пересматриваемое каждые 5 лет. В нем констатируется роль золота как важного компонента международных резервов стран и регламентируются рыночные продажи золота центральными банками, в том числе Европейским центральным банком. Банк международных расчетов осуществляет контроль за соблюдением Соглашения. На данный момент сторонами соглашения являются 17 центральных банков, включая Европейский центральный банк, ЦБ Англии, Швейцарии и других европейских стран. Продажи ограничиваются 400 тоннами в год, а всего за пять лет, в течение которых действительно Соглашение, соответственно, можно продать до 2000 тонн металла из резервов. Цель Соглашения — снизить поступательное падение цены золота и не позволить металлу стать еще менее привлекательным активом для центральных банков. Второе Вашингтонское соглашение было заключено в марте 2004 года, вступило в силу в сентябре того же года и действует до конца сентября 2009 года. Оно устанавливает верхний предел продаж золота на уровне 500 тонн в год.

МФВ оказался не в силах воздействовать на экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США. Основными его заемщиками стали страны с переходной экономикой. МВФ ориентируется на монетаристские рекомендации осуществления шокового перехода к рыночной экономике. Стабилизационные программы МВФ были основаны на требованиях к странам-заемщикам в духе неолиберализма. В их числе:

· ускорить рыночные реформы, особенно приватизацию государственной собственности,

· усилить открытость национальной экономики,

· ввести либерализацию цен, конвертируемость валюты, свободно плавающий валютный курс,

· отменить валютные ограничения,

· ослабить государственный контроль.

Эти требования не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Кредиты МВФ оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга.

МВФ не справился с задачей раннего предвидения кризисных потрясений.

Учитывая критику в адрес МВФ, в антикризисной программе, принятой на Саммите G-20 в Лондоне в 2009 г., большое внимание уделено мерам по повышению его роли. В их числе:

утроение капитала МВФ (до 750 млрд дол. за счет стран-членов) и предоставление Фонду средств в рамках нового соглашения о займах с «Группой 10» в сумме 100 млрд дол.;

дополнительный выпуск СДР и их размещение среди акционеров Фонда (250 млрд дол., в том числе 100 млрд дол. среди стран с развивающимися рынками);

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector