Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Режим валютного курса в армении

Денежно-кредитная и валютная политика Армении: прогноз аналитиков Центра «Кавказ»

Республика Армения, 16 августа 2006, 12:58 — REGNUM Денежно-кредитную и валютную политику Армении осуществляет Центральный Банк республики. Главная цель Центрального Банка Армении — обеспечение стабильности цен, которая закреплена законом. Вмешательство Центрального Банка на валютном рынке осуществляется исходя из задач денежно-кредитной политики.

С 1994 года регулирование денежных агрегатов было принято в качестве метода денежно-кредитного регулирования. В течение 1998-2004гг. средний ежегодный рост цен в Армении составил 2.4%. Однако, в последние годы возникли сложности в вопросе управления денежной массой. Структурные изменения банковской системы Армении, высокие темпы объемов кредитования, уменьшение уровня долларизации в условиях продолжающегося повышения курса драма, высокие темпы получаемых трансфертов из заграницы существенно повлияли на поведение денежного спроса, сделав его часто изменяемым и нестабильным. В частности, в течение 2005 года в услових притока больших объемов инвалюты, курс драма демонстрировал стабильный рост, который привел к резкому росту спроса на нацвалюту.

Вместо регулирования денежных агрегатов, с целью обеспечения стабильности цен, с 1 января 2006 года была принята стратегия регулирования роста цен. Если промежуточной целью действующей до этой стратегии было регулирование денежной массы, то теперь в качестве промежуточной цели выступает уровень прогнозируемого роста цен, а в качестве операционной цели — процентная ставка репо. Основная трудность для полноценного принятия стратегии регулирования роста цен в Армении — это малоразвитый финансовый рынок. Активы коммерческих банков составляют всего 20% ВВП, банки обладают ограниченными финансовыми инструментами, а дериватные инструменты практически не используются.

До 2003 года курс драма имел тенденции обесценивания. С конца 2003г. в экономике Армении наблюдались тенденции повышения курса драма, что стало результатом определенных развитий во внутренней (рост внутренней производительности, приток финансовых средств) и мировой (обесценивание доллара на мировых рынках) экономике. Однако, регулирование курса валюты никогда не было целью денежно-кредитной политики Центрального Банка. Центральный Банк Армении с 1996 года проводит политику свободно плавающего курса. На основе сформированных курсов на рынке валюты Центральный Банк устанавливает официальный (расчетный) курс драма по отношению инвалюты. В основе расчета официального курса лежат процентные ставки кредитов, предоставляемых коммерческими банками в драмах и в инвалюте, и процентные ставки привлеченных депозитов в драмах и в инвалюте. Расчеты осуществляются по средневзвешенному принципу.

По выбору этого режима Центральный Банк имеет свое объяснение, согласно которому неодназначным является вопрос о том, какую инвалюту можно принять базовой для закрепления курса армянского драма. Логическим ответом с первого взгляда может стать доллар США. Однако это не так. Несмотря на то, что большая часть финансовых притоков (частные трансферты) приходится на доллар США, главные торговые партнеры Армении — это страны Евросоюза и Россия, причем свободное движение рабочей силы и капитала существует только с Россией. В случае закрепления драма к доллару США экономика может понести большие потери, если вдруг курс доллара повысится по отношению к евро или рублю. Такая ситуация может привести к повышению курса драма, к потере конкурентоспособности и к возникновению кризисных явлений. Курс валюты невозможно закрепить также к евро и рублю. Закрепление к рублю создаст проблемы, так как Армения и Россия подвергаются ассиметричным шокам. Например, рост цен нефти может привести к подорожанию рубля. Если армянский драм будет закреплен к нему, курс драма также существенно повысится, и Армения потеряет свою конкурентоспособность на мировом рынке, или отрицательные явления (высокий рост цен или экономический спад в результате снижения цен нефти), происходящие в России с точностью перенесутся в Армению.

Одной из основных объяснений Центрального Банка касается финансовых притоков. Для такой небольшой и открытой страны, какой является Армения, ограничение финансовых притоков (прямые инвестиции или трансферты) равнозначно отказу от долгосрочного развития. Поэтому, в условиях финансовых притоков Центральный Банк отдает предпочтение поддержанию стабильности цен. Во первых, цены в социальном плане являются более важным показателем, и во вторых, мировая практика показывает, что для развития экономики стабильность цен более важна, чем стабильность валютного курса.

Что произойдет, если Центральный Банк Армении не позволит повышения курса драма и весь инвалютный приток обменяет на драм? Рост денежной массы отразится на всю экономику, приводя к существенному росту цен. Единственным инструментом Центрального Банка останется удержание денежной массы, что отрицательно сказывается на экономике, ведет к подорожанию кредитных средств. Свободно плавающий курс валюты дает возможность не прибегать к таким мерам и самопроизвольно смягчает рост цен, так как рост валютного курса относительно удешевляет импорт, и добавочный спрос удовлетворяется импортируемыми товарами.

Вероятные риски в процессе обеспечения програмного показателя роста цен

В основе денежно-кредитной программы Центрального Банка поставлена задача — достигнуть максимум 3%-го показателя общего роста цен по состоянию на конец 2006 года. Существенными рисками превышения этого показателя являются:

1. Вероятное снижение роста темпов сельскохозяйственной продукции.

2. Более высокий рост зарплат от предусмотренных показателей. Вероятность такого роста обусловлена снижением уровня безработицы параллельно с высоким экономическим ростом, а также опережающим ростом спроса на высококвалифицированную рабочую силу.

3. Высокий рост мировых цен сырьевых товаров от предусмотренных показателей, в частности нефтепродуктов и металлов. Это в основном обусловлено вероятным обесцениванием американского доллара и обострением геополитической ситуации.

4. Вероятный рост импортируемого зерна, связанный с ожиданием снижения урожая в России и на Украине.

5. Более высокий рост от предусмотренных показателей в секторах строительства и услуг.

Кроме названных причин до конца года на рост цен будут влиять ожидаемые большие бюджетные расходы, что проявится уже в первом полугодии 2007 года. Формированию высоких цен способствует также увеличение тарифов в системе водоснабжения с 1 июля 2006 года.

По решению председателя Центрального Банка расчетная ставка банковского процента с 1 августа 2006 года установлена 15% в год.

Совет Центрального Банка на заседании 31 июля 2006г. на 0.25 процентных пунктов повысил процентную ставку репо, установив его на уровне 4.25%:

В условиях сохранения нынешних перспектив экономического развития и проявления названных рисков, не исключено, что в ближайшие месяцы процентные ставки снова скорректируются.

Обменный курс, экспортеры и импортеры

Естественно, что при повышении курса драма экспорт становится менее, а импорт — более прибыльным. Центральный Банк Армении в рамках денежно-кредитной политики никогда не преследовал политику прямого поощрения экспортеров или импортеров. Для достижения цели внешней сбалансированности, Центральный Банк в качестве инструмента валютного регулирования основывается на плавающем курсе драма. Как уже было отмечено, Центральный Банк Армении осуществляет денежно-кредитную политику, цель которой — обеспечение стабильности внутренних цен. Предполагается, что такая политика должна свести к минимуму риски, связанные с масштабным притоком капитала и одновременно способствовать более эффективному распределению выгод, полученных от внешней торговли.

Фактически, эта политика может повлиять на армянских экспортеров косвенными методами: только через управление внутренних цен (удержание роста цен и обеспечение низкого уровня внутренних цен), что при других равных условиях приведет к обесцениванию национальной валюты, следовательно, и к поощрению экспорта. При повышении курса драма армянские экспортеры несут потери в следствие обмена инвалютных доходов на национальную валюту. Однако те экспортеры, которые одновременно являются потребителями импортируемой продукции (сырье, машины, оборудование), выигрывают за счет низких цен импортируемых товаров.

Читать еще:  Валютный коэффициент это

В настоящее время нет серьезных причин утверждать, что эта политика исчерпала себя. Следует отметить, что темпы роста экспорта после 2003 г., когда курс национальной валюты начал проявлять тенденции роста (эти тенденции продолжаются до сих пор), продолжают превышать аналогичный показатель импорта. Так, по итогам 2004 г., без учета товарной группы »бриллиант и драгоценные камни», экспорт вырос на 24.1%, а импорт — на 13.1%. По сравнению с 2004г. в 2005 г. объемы экспорта и импорта выросли соответственно на 31.5% и 30.9%. В течение периода январь-июнь 2006 г., по сравнению с аналогичным периодом 2005г., объем экспорта снизился на 0.6%, а объем импорта вырос на 19.9%. Без учета товарной группы »бриллиант и драгоценные камни» объем экспорта вырос на 9.6%, а объем импорта 33%. Замедление темпов роста экспорта в таком краткосрочном периоде еще не может свидетельствовать о неконкурентоспособности армянских экспортеров. На темпы роста экспорта имели также отрицательное влияние большие притоки частных трансфертов.

С другой стороны, за счет повышения курса драма в последние годы удалось сохранить на внутреннем рынке относительно низкие цены на топливо. Так, мировые цены на нефть по сравнению с декабрем 2003 г. в 2005 г. выросли почти в два раза, тогда как на внутреннем рынке Армении цены на бензин за этот период выросли всего на 11.4%. По данным национальной статистической службы Армении в течение семи месяцев 2006 г. по сравнению с 2005 г. цены на топливо на внутреннем рынке Армении демонстрировали следующие тенденции: январь — 102.0%, февраль — 101.9%, март — 101.8%, апрель — 101.3%, май — 100.1%, июнь — 99.8%, июль — 98.8%.

В нижеприведенной таблице представлены индексы потребительских цен в Армении (по укрупненным 10 группам). Данные опубликованы на сайте национальной статистической службы Армении

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 21 декабря 2004 года №ЗР-135

О валютном регулировании и валютном контроле

(В редакции Законов Республики Армения от 22.12.2005 г. №ЗР-253, 22.06.2006 г. №ЗР-111, 16.01.2007 г. №ЗР-39, 27.04.2007 г. №ЗР-152, 04.12.2007 г. №ЗР-258, 31.03.2009 г. №ЗР-56, 18.06.2011 г. №ЗР-198, 12.01.2016 г. №ЗР-5, 13.11.2017 г. №ЗР-187, 03.07.2019 г. №ЗР-94 (вступ. в силу 11.8.2019 г.), 11.07.2019 г. №ЗР-111)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 24 ноября 2004 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия заключения валютных сделок, случаи, порядок и условия распоряжения, владения и пользования валютными ценностями в Республике Армения, а также регулирует другие отношения, связанные с валютным регулированием и контролем в Республике Армения.

Статья 2. Правовое регулирование валютных сделок и деятельности лиц, осуществляющих валютные сделки

Валютные сделки, деятельность лиц, осуществляющих валютные сделки, а также другие отношения, связанные с валютным регулированием и контролем в Республике Армения, регулируются настоящим Законом, Гражданским кодексом Республики Армения, Законом Республики Армения «О Центральном банке Республики Армения», другими законами Республики Армения, международными договорами Республики Армения, а в предусмотренных законом случаях — иными правовыми актами.

Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе

По смыслу настоящего Закона и по смыслу принятых на основании настоящего Закона иных правовых актов:

1) видами имущества, считающимися валютными ценностями являются:

а) валюта Республики Армения — драм Республики Армения,

б) платежные ценные бумаги, выраженные в валюте Республики Армения,

в) иностранная валюта,

г) платежные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте,

д) банковское золото,

е) имеющие денежное выражение права и обязанности, следующие из указанных в настоящей части валютных ценностей;

2) валютой Республики Армения являются:

а) находящееся в обращении, а также изъятое или изымаемое из обращения, но подлежащее обмену законное платежное средство Республики Армения в виде банкнот и монет (в том числе памятных монет), выпускаемых Центральным банком Республики Армения (далее — Центральный банк),

б) средства, выраженные в драмах Республики Армения, имеющиеся на банковских счетах и вкладах в банках Республики Армения, их филиалах, находящихся за пределами Республики Армения,

в) средства, выраженные в драмах Республики Армения, имеющиеся на основании соглашения об использовании валюты Республики Армения в качестве законного платежного средства, заключенного Правительством Республики Армения и Центральным банком с соответствующими органами иностранного государства, на счетах в банках и иных финансово-кредитных организациях, находящихся на территории данного государства,

г) утратил силу в соответствии с Законом Республики Армения от 16.01.2007 г. №ЗР-39

3) иностранной валютой является:

а) находящиеся в обращении на территории одного или нескольких иностранных государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену банкноты и монеты, являющиеся законным платежным средством,

б) находящиеся на банковских счетах и вкладах средства, выраженные в денежных единицах иностранных государств и (или) международных денежных единицах;

Режим валютного курса в армении

2014 год запомнился чередой девальваций национальных валют стран постсоветского пространства. Падение цены на нефть, газ, металлы, обусловившее гораздо меньшие объёмы валютной выручки, а также другие экономические и политические факторы ослабили плавающий курс российского рубля (на 46 %) [7] и казахстанского тенге (на 19 %). Снижение курса рубля вызвало цепную реакцию в наиболее тесно связанных с российской экономикой государствах-партнёрах: армянский драм потерял в цене около 15 %, белорусский рубль – примерно 25 %, а валюта испытывающей равномерное влияние России и Казахстана Киргизии, киргизский сом, – 19,3 % [8].

Системная девальвация вышеназванных валют продолжается и в 2015 году, первом для функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это создаёт новый вызов для сотрудничества стран в рамках объединения, ведь резкое снижение курса какой-либо одной страны делает ее товары дешевле и привлекательнее, что невыгодно её партнёрам. По словам премьер-министра, в сложившихся условиях «важно не допустить так называемой конкурентной девальвации, уйти от соблазна за счет ослабления национальной валюты создавать для себя краткосрочные преимущества во внешней торговле». Для того чтобы колебания курсов национальных валют стран-партнеров не были неожиданностью, руководство ЕАЭС ставит своей целью осуществление согласованной валютной и курсовой политики. Это стремление закреплено в том числе в принятых 16 октября 2015 г. «Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза».

Необходимость координации валютной и денежно-кредитной политики стран, в том числе России и Армении, стала одной из тем обсуждения в рамках секций I молодежного экономического форума «Россия – Армения: новые драйверы интеграции» (1–3 ноября 2015 г., Ереван). Статья развивает обсужденные на мероприятии идеи и имеет целью выявление возможностей взаимовыгодного обмена опытом в сфере регулирования валютных и финансовых отношений между Россией и Арменией c учётом перспектив создания валютного союза в рамках ЕАЭС.

Читать еще:  Лизинг коммерческой недвижимости статья в журнале

По словам Э.М. Сандояна, одного из спикеров конференции, экономика Армении подвержена «голландской болезни», проявляющейся в зависимости страны как от экспорта сырья и природных ресурсов, так и от потока частных иностранных трансфертов [1]. Такие трансферты, поступая в иностранной валюте, увеличивают спрос на драмы, благодаря чему реальный валютный курс имеет возможность укрепиться, а страна – импортировать в большем объёме. Однако размеры и стабильность частных иностранных трансфертов зависят от макроэкономического состояния стран-доноров, что делает Армению подверженной внешним шокам. По данным Центрального банка Армении, снижение объёма частных переводов за 9 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 40,5 % [9]. При этом около 80 % всех переводов в Армению составляют денежные переводы из России, экономика которой, как известно, находится в турбулентности. Если в 2013 году из России поступило $2,3 млрд, то в 2014 году сумма трансфертов составила $2,1 млрд, а в 2015 году ожидается итог в $1,5 млрд [4] (такой прогноз может быть завышен, поскольку за 9 месяцев 2015 г. поступило всего $684,5 млн). Таким образом, сокращение трансфертов стало важным фактором девальвации драма.Другая проблема – существенный дефицит торгового баланса. За 2014 год объём армянского экспорта составил $1547,3 млн, импорта –почти в 3 раза больше, $4424,4 млн [2], при этом экспорт продолжает сокращаться. Тенденция снижения цен на сырьё и ресурсы, преобладающие в структуре вывоза, негативно влияет на развитие экономики страны и курс национальной валюты. Существует мнение, что девальвация драма станет стимулом экспорта, но экономист А. Егиазарян подчёркивает, что снижение курса валюты не окажет никакого положительного эффекта именно из-за сырьевой ориентации вывоза из Армении.

Для борьбы с девальвацией ЦБ Армении решил прибегнуть к политике валютных интервенций. Этот процесс начался в декабре 2014 года с продажи на валютном рынке $6 млн по курсу 456,63 драма за один доллар. 26 августа 2015 года был установлен исторический рекорд валютной интервенции на финансовом рынке Армении: Центробанк продал $50 млн. по курсу 485 драмов 2 лумы [10]. Такая политика регулятора осуществляется за счёт валютных резервов, истощая их (так, на конец сентября текущего года международные валютные резервы республики составили $1,6255 млрд, что меньше августовского показателя примерно на $20 млн [11]). Искусственное поддержание курса драма приводит к поощрению импорта в ущерб развитию экспорта, потере объёмов реализации некоторых товаров на внутреннем рынке. При этом обменный курс по-прежнему, как и в начале года, колеблется около отметки в 475 драмов за доллар США [13]. Некоторые экономисты полагают, что это не предел обесценения национальной валюты – курс драма потенциально способен перейти планку в 600 драмов за доллар [5].

Ситуация неоднозначна. С одной стороны, девальвация национальной валюты предполагает снижение уровня жизни населения, повышение уровня бедности, поэтому её необходимо урегулировать. С другой стороны, слишком «крепкий» драм на фоне дешевеющих национальных валют на постсоветском пространстве, в том числе в странах ЕАЭС, делает неконкурентоспособным армянский экспорт, и возможна потеря ёмких рынков государств-партнёров (в том числе и стратегически важного российского рынка сбыта). Взвешивая аргументы «за» и «против», экономисты Армении всё же склонны критиковать действия Центробанка по поддержанию курса драма и проведению валютных интервенций, подчёркивать необходимость паритетной системы валютного курса. Политика, проводимая ЦБ РФ, оценивается ими позитивно, звучат призывы перенять этот российский опыт. Известно, что с 10 ноября 2014 года Банк России отменил интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах и за пределами указанного интервала. Полного отказа от валютных интервенций не произошло, однако их проведение возможно только в случае возникновения угроз для финансовой стабильности [3]. Кроме того, грамотным решением признается резкое увеличение ставки рефинансирования ЦБ РФ с 10,5 % до 17 % в декабре 2014 года, предпринятое с целью сдерживания падения курса рубля, и последующее за этим постепенное понижение до 11 % в августе 2015 года. Для драма нелегким испытанием обернулся ноябрь 2014 года: произошёл обвал курса национальной валюты примерно на 9 % [13]. Но ставка рефинансирования оставалась на прежнем уровне (6,75 %) и не повышалась вплоть до 23 декабря 2014 года. Подчёркивается, что Армения может извлечь для себя уроки из российской практики.

Однако России есть чему поучиться у Армении в контексте повышения эффективности функционирования финансовой системы в целом. К примеру, в Армении раньше появился и начал функционировать институт финансового омбудсмена. Он закреплён законодательно, и его решения обязательны к исполнению для всех банков. В России такой институт появился только в 2010 году, причем решения финансового омбудсмена не являются обязательными. Назначенный на эту должность в РФ Павел Медведев в первый год своей работы был делегирован в Ереван, где иностранные коллеги обменялись с ним опытом [6].

Выступая на молодежном экономического форуме, заместитель директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии С.С. Шухно упомянул принцип «четырёх свобод», на котором основан ЕАЭС: это свобода движения товаров, услуг, рабочей силы, капитала. Говоря о четвёртом из перечисленных компонентов, представитель регулирующего органа союза подчеркнул, что, согласно договору о создании ЕАЭС, к 2025 году страны-члены намереваются создать единый финансовый регулятор в Алма-Ате. Многие экономисты, размышляя над подобной инициативой, задают закономерный вопрос: будет ли такой орган чем-то похож на Европейский Центральный банк? И, если ответ положителен, то стоит ли ждать преобразования экономического союза в валютный? Насколько реально введение единой валюты на пространстве ЕАЭС?

Особенно активно идеи о введении единой валюты стали обсуждать весной 2015 года. Широко обсуждались положительные эффекты от такого шага: это, прежде всего, сокращение трансакционных издержек, ослабление валютных рисков, облегчение трудовой миграции, стимулирование развития общих финансовых рынков. Кандидатами на общеевразийскую валюту называли российский рубль или некую новую наднациональную валюту с названием «алтын». Некоторые оптимистично настроенные обозреватели высказывали предположения, что появление единой валюты ЕАЭС стоит ожидать уже в 2015–2017 годах.

Впрочем, Э.М. Сандоян призывает провести более глубокий анализ ситуации. Если обратиться к данным о торговом балансе стран объединения за 2014 год, видим следующую картину: у России и Казахстана наблюдается профицит торгового баланса ($188,66 млрд и $37,03 млрд), у Армении, Белоруссии и Киргизии – дефицит ($2,88 млрд, $4,5 млрд, $3,85 млрд соответственно) [14]. Очевидно, что для стран-импортёров выгодно иметь более высокий курс национальной валюты, для стран-экспортёров – более низкий. А значит, если решение о введении на территории ЕАЭС единой валюты будет принято, сложным и долгим процессом окажется гармонизация интересов стран союза. Кроме того, необходимо преодолеть серьёзные различия в конкурентоспособности экономик, уровне образованности кадров, стоимости заимствований; осуществлять не только валютную, но и тесную фискальную координацию.

Но если на пути введения единой валюты на данный момент стоит слишком много препятствий, то введение региональной расчётной единицы кажется вполне осуществимым. История знает пример ЭКЮ – безналичной расчётной единицы Европейской валютной системы, использовавшейся в 1979–1998 гг. По аналогии с официальным и коммерческим ЭКЮ, расчётная единица ЕАЭС могла бы использоваться и в межгосударственном, и в частном секторе. Для претворения этой идеи в жизнь необходимо создать единую расчётную систему, общие клиринговые палаты. Повысить качество финансового сотрудничества стран поможет создание единой фондовой биржи с взаимным признанием денежных операций и взаимным листингом. Пилотные проекты в этом направлении представляют собой соглашения, обеспечивающие взаимный допуск брокеров и дилеров стран ЕАЭС на национальные фондовые биржи. Извлечь полезные уроки и избежать повторения ошибок на пути к сближению в валютно-финансовой сфере поможет рассмотрение опыта построения единой финансовой системы в СССР.

Читать еще:  Валютные риски импортера и экспортера

В целом же на повестке дня в ЕАЭС пока что стоит согласование курсовой политики стран-участниц, увеличение доли национальных валют во взаимных расчётах и дедолларизация, подчёркивает С.С. Шухно. Показательная цифра: около 50 % платежного оборота между странами ЕАЭС приходится на доллар и евро. Цель расширения использования национальных валют государств-членов во взаимных расчётах зафиксирована и в Договоре о создании союза (ст. 64), и в вышеупомянутых «Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза» от 16 октября 2015 г. К примеру, стоит отметить, что после создания ЕАЭС доля белорусского рубля и казахстанского тенге во взаимных расчётах выросла с 1 до 4 % [12].

Впрочем, концентрация на национальных валютах на данном этапе не исключает возможности создания валютного союза в будущем: она лишь утверждает принцип последовательности и необходимости обдумывания каждого шага, способного вывести ЕАЭС на качественно новый уровень. Таким действиям должна предшествовать скрупулёзная работа по укреплению и стабилизации взаимодействия стран ЕАЭС, принятию ключевых решений относительно сотрудничества в валютно-финансовой сфере, а также анализ опыта уже существующих интеграционных объединений.

Курс армянского драма

Динамика курса армянского драма (AMD) к доллару, евро, за месяц и год. График изменений курса валюты армянского драма за сегодня и прогноз на завтра.

Динамика курса армянского драма, за 100 AMD

  • неделя
  • месяц
  • квартал
  • год
  • все

Кросс-курсы армянского драма на 10 апреля 2020 года

Популярные валюты

Специальные предложения

Уникальные условия по промокоду

Льготные условия досрочного расторжения

Уникальные условия по промокоду

Банковские продукты в армянских драмах

Информация о армянском драме

Коды и символы

Страны обращения

Историческая справка

Армянский драм — официальная валюта Республики Армения. Банковский код — AMD. 1 драм равен 100 лумам, но денежные знаки номиналом ниже 10 драмов в настоящее время не используются. Банкноты в обращении: 100 000, 50 000, 20 000, 10 000, 1 000, 500, 100 и 50 драмов. Монеты: 500, 200, 100, 50, 20 и 10 драмов.

Лицевая сторона банкнот содержит портреты выдающихся деятелей, оборотная – изображения памятников архитектуры: на 50 драмах – выдающийся композитор Арам Хачатурян, на обороте – Театр оперы и балета в Ереване; на 100 — астрофизик Виктор Амбарцумян и Бюраканская обсерватория, а также изображение телескопа; на 500 — архитектор Александр Таманян и здание правительства; на 1 тыс. – армянский поэт начала XX века и революционер Егише Чаренц на фоне горы Арарат и запряженная в повозку лошадь на фоне старинного здания в Ереване; на 5 тыс. — писатель конца XIX – начала XX века Ованес Туманян и репродукция пейзажа Мартироса Сарьяна, художника XX столетия; на 10 тыс. – армянский писатель XX века Аветик Исаакян и вид на второй по величине город Армении Гюмри начала XX века; на 20 тыс. – Мартирос Сарьян и фрагмент его пейзажа «Армения»; на 50 тыс. — Эчмиадзинский кафедральный собор, главный храм Армянской апостольской церкви, и изображения Святого Григория, а также царя Трдата Великого, при котором страна приняла христианство в 300 веке н. э., на фоне горы Арарат и армянский каменный крест – хачкар — из монастыря Кечарис; на самой крупной купюре — 100 тыс. драмов — на лицевой стороне царь Абгар V, который, согласно легенде, переписывался с Иисусом Христом, а на обороте — апостол Фаддей, вручающий ему холст – нерукотворную икону.

На аверсе монет — государственный герб и надпись по кругу: «Центральный Банк Республики Армения». На реверсе указан номинал в национальном орнаменте.

Свое название армянский драм ведет от греческой драхмы. Первые упоминания о нем датируются 1199-1375 годами – так назывались серебряные монеты. Но национальной валютой он стал только в конце XX века.

Армения приняла решение выйти из состава СССР и объявить о своей независимости в результате референдума, проведенного в сентябре 1991 года. Однако Центральный банк республики был создан лишь двумя годами позже, в 1993-м. До этого на территории страны в обращении были советские рубли.

Самостоятельную жизнь Армения начала с тяжелых времен войны. В результате карабахского конфликта она оказалась в экономической блокаде со стороны Азербайджана и Турции, которая продолжается до сих пор. Стана испытывает постоянный острый дефицит в энергоносителях — нефти и газе.

В ноябре 1993 года прошла денежная реформа, при которой советские рубли обменивались на новые драмы по курсу 200 к 1.

С 1996-го ЦБ республики проводит политику свободно плавающего курса национальной валюты. До 2003 года высокий уровень инфляции постепенно обесценивал драм.

К началу XXI века в Армении наметился экономический рост. Страна показывала стабильные показатели +5%, а в 2005 году – +8% ВВП. С середины 2000-х и до начала мирового финансового кризиса прирост составлял до 10% в год.

В 2007 году частично была решена энергетическая проблема в результате строительства газопровода из Ирана.

Тем не менее в 2009-м произошел серьезный спад – более чем на 15%. С последствиями кризиса Армения борется до сих пор. В 2011 году журнал Forbes признал армянскую экономику одной из худших в мире, поставив ее на второе место после Мадагаскара.

По мнению экономистов, основные проблемы Армении, как и многих стран, созданных после распада СССР, – это высокий уровень коррупции и монополизм. В результате на весну 2012 года драм востребован в мировой финансовой системе ограниченно: объемы торговли с республикой недостаточно велики, а инвестиции в нее непривлекательны.

За первую половину 2018 года курс драма к российскому рублю вырос на 2,3409 руб. По состоянию на 24 августа 2018 года он стал равен — 14,1729.

Для путешественников обмен валют в Армении – не проблема. Частные обменники и банки работают в будни и по выходным дням. Чтобы найти максимально выгодный курс – придется походить по разным точкам. Разница, пусть незначительная, но будет.

Современные банки в Ереване предлагают конвертировать валюту прямо в банкомате – деньги даже снимать не придется. Но финансовая организация за услугу возьмет процент – он не маленький, поэтому такой способ обмена не выгоден для туриста.

Важно понимать, что покупательная способность драма ниже, чем рубля. Поэтому обменный курс всегда будет выгодным для визитера из России.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector