Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система международных валютно финансовых организаций

Система международных валютно-финансовых организаций

Мировая экономическая интеграция – процесс интенсивного экономического сближения государств, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное срастание их в одно целое.

— географ. близость – минимизация трансп. издержек в экспортно-импортных операциях, общность интересов, истории потребительских склонностей и предпочтений и технол. подобие

Важнейшими факторами, которые сыграли серьезную роль в развитии интеграционных процессов, стали научно-технический прогресс, усиление международной конкуренции, рост масштабов и роли государства в сфере внешне-экономической деятельности. А структурообразующим фактором интеграции стал вывоз и ввоз капитала, труда, средств производства, товаров, услуг, информации.

Цели интеграции можно определить как:

— использование преимуществ на основе теории экономии масштаба и расширение емкости рынка

— создание благоприятной внешнеэкономической среды, укрепление взаимопонимания и сотрудничества стран

— расширение взаимной торговли

— содействие структурной перестройке экономики

— поддержка новых отраслей национальной промышленности

Выделяют следующие виды МЭО:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.

Функции различных МЭО могут разниться. Рассмотрим крупнейшие из них.

ООН– Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

· — поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

· — развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

· — обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:

· — предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

· — взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

· — регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

· — отказ от использования количественных ограничений;

· — содействие справедливой конкуренции;

· — разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

Читать еще:  Правовое регулирование валютных операций в россии

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г. Функции:

· — поддержание общей системы расчетов;

· — наблюдение за состояние международной валютной системы;

· — содействие стабильности обменных курсов валют;

· — предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

· — предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Международный валютный фонд (МВФ)

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Читать еще:  Свободно используемая валюта

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Роль валютно-финансовых организаций системы ООН в международных экономических отношениях

Значение валютно-финансовых организаций ООН

В международных экономических отношениях особое значение придается международным валютно-финансовым и банковским организациям. Важность таких организаций подчеркивается следующими факторами:

  • Подобные организации выступают форумом в налаживании отношений между странами мира;
  • Деятельность международных организаций является регулирующей, что обеспечивает бесперебойное стабильное функционирование валютной сферы;
  • С каждым годом увеличивается значение и роль подобных организаций в области исследования, анализа и объединения данных по разрешению важнейших проблем глобального масштаба.

Международные валютно-финансовые организации делятся на мировые, региональные и отраслевые.

Международными валютно-финансовыми институтами мирового значения являются:

  1. Международный валютный фонд (МВФ);
  2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  3. Всемирный банк.

В сферу их деятельности входит:

  • Обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства;
  • Установление сотрудничества между государствами, что особенно актуально в условиях ослабления противостояния и усиления процессов интеграции;
  • Исследование, анализ и структурирование информации о тенденциях мирового экономического развития;
  • Разработка рекомендаций по решению важнейших проблем глобализации;
  • Определение положения и значения международных финансовых, валютных и кредитных отношений.
Читать еще:  Международные экономические и валютно финансовые организации

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Международный валютный фонд

Основание МВФ произошло в конце 1945 года, когда были ратифицированы соответствующие статьи соглашения, принятого в ходе Бреттон-Вудсской конференции ООН. С 1947 года МВФ занял положение специального органа ООН. Каждому члену Фонда принадлежит своя доля, квота в совокупном капитале данной организации. Квота каждой страны выражается в международных единицах.

Стоит отметить, что квота рассчитывается отдельно для каждого государства на основе его национального дохода, соотношения экспорта и национального дохода, валютных резервов, а также других индикаторов.

Размер квоты стран-участниц постоянно пересматривается, ее величина отражается на праве заимствования страны не только по регулярным, но и по специальным кредитам, помимо этого, учитывая величину квоты, выделяются SDR и права на голосовании. Наибольшей квотой обладают США, которая составляет 17,7%, у Германии и Японии по 5,5%, на страны ЕС приходится около 26%, у России 2,9% голосов. Особое значение число голосов имеет при принятии важных решений. Для принятия наиболее важных вопросов требуется 75 и 85%, поэтому государства с наибольшей квотой могут блокировать невыгодные им решения. Государства-участники фонда, число которых более 180, вносят в капитал МВФ свою квоту резервными активами.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К задачам МВФ относятся:

  • Стимулирование межгосударственного валютного сотрудничества;
  • Обеспечение сбалансированного роста международной торговли;
  • Налаживание многосторонней формы расчетов по операциям между участниками Фонда, снятие валютных ограничений, которые тормозят рост мировой торговли;
  • Помощь в достижении стабильного курса валюты для сохранения последовательности мировой экономической политики;
  • Создание площадки для сотрудничества и консультаций в сфере мировых валютных вопросов.

МВФ выполняет три основных функции:

  1. Регулирующую, состоящую в осуществлении надзора за соответствием политики государств-членов обязательствам, которые они на себя принимают, особенно политике курсов валют;
  2. Консультативную, которая заключается в контроле экономической политики государств-членов при регулярных двухсторонних консультациях с официальными уполномоченными представителями государств. Обсуждению подвергаются вопросы валютной, фискальной, денежно-кредитной политики, состояния внешнего долга государства, платежного баланса и т.д.;
  3. Финансовую функцию, состоящую в предоставлении кредитов на цели общеэкономической реструктуризации. Государство должно представить весомые доказательства необходимости данного кредита, чтобы МВФ убедился в возможности погашения страной возникшей задолженности.

Функции Международного банка реконструкции и развития

Другой важной организацией в области международных валютных отношений является Международный банк реконструкции и развития. Его основание произошло вместе с основанием МВФ. Данный банк до 1947 года неофициально назывался Всемирным банком, а после получил статус специального органа. По началу в задачи МБРР входил сбор и размещение капитальных ресурсов для восстановления государств Европы после войны. Затем главная задача сместилась в сторону оказания помощи государствам-участникам в развитии тех областей, где не было частного капитала за счет предоставления займов. Предоставление таких займов происходило на льготных условиях, срок их погашения составлял 15 лет.

Финансирование деятельности банка осуществляется за счет взносов государств-участников (около 160), расчет которых производится на основе их доли в МВФ.

К задачам МБРР относятся:

  • Координация программы технической помощи государствам-членам;
  • Осуществление экспертизы выполнимости и оценки проектов;
  • Действие в качестве исполнительного органа при реализации различных проектов развития;
  • Осуществление связи международных и региональных органов, решающих проблемы развития.

Можно выделить следующие функции МБРР:

  • Оказание помощи центральным банкам в сфере управления инвестициями и валютными резервами;
  • Является агентом Европейского фонда;
  • Выступает официальным депозитарием Европейского объединения стали и угля;
  • Содействует в сотрудничестве центральных банков и создает благоприятные условия для осуществления мировых финансовых операций;
  • Является доверенным лицом или агентом при проведении международных расчетов;
  • Контролирует краткосрочные колебания курсов валют, которые вызваны спекулятивной деятельностью;
  • Осуществляет сбор и распространение международной макроэкономической и валютной информации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector