Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели и задачи валютного контроля

Цели и задачи валютного контроля

Цель валютного контроля — обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Поэтому и основные направления валютного контроля — соответствие валютных операций действующему законодательству, выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и проверка объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Основная задача валютного контроля и регулирования валютного рынка страны — регламентация числа участников внутреннего валютного рынка и их поведения, характера валютных операций, в частности, по осуществлению внешнеэкономической деятельности и др. Это позволяет контролировать соотношение спроса и предложения иностранной валюты на валютном рынке и ограничивать появление и воздействие негативных факторов (например, спекулятивных операций), дестабилизирующих валютный рынок.

Резиденты могут покупать иностранную валюту только в строгом порядке и на определенные государством цели. При этом покупка-продажа валюты допускается лишь через уполномоченные банки, что дает государству возможность взять под контроль валютные операции.

Одной из задач валютного контроля является борьба с отмыванием денег. Для борьбы с отмыванием «грязных денег» и ограничением притока незаконно нажитых капиталов валютные средства должны иметь легальное происхождение. Они считаются приобретенными законным путем, если были получены из строго определенных источников.

Для резидентов этими источниками являются средства валютных фондов (резервов) различных уровней. Это также валютная выручка от разрешенной внешнеэкономической деятельности, взносы в уставный капитал, валютные кредиты от уполномоченных банков и нерезидентов на основании лицензии, валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки, и средства благотворительных фондов.

Законными источниками валютных средств для нерезидентов являются средства, переведенные, ввезенные или пересланные из-за границы, поступления за реализуемые на территории страны товары и услуги, средства, поступающие в погашение обязательств перед владельцами счетов, проценты, уплачиваемые уполномоченными банками, поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках, доходы от инвестиций на территории государства.

Для определения легальности происхождения средств в иностранной валюте при совершении валютных операций в уполномоченный банк представляются надлежащим образом оформленные банковские документы, содержащие информацию о валютной операции.

Для ограничения спроса на иностранную валюту внутри страны и защиты от ее негативного влияния на экономику страны запрещается реализация товаров за иностранную валюту, исключая случи, установленные законодательством.

Как правило, все расчеты в иностранной валюте на территории страны при реализации гражданам товаров осуществляются в безналичном порядке. Такому ограничению подвергаются не только торговые сделки, но все виды обращения наличной иностранной валюты за исключением некоторых случаев. Так, допускается зачисление на счет в уполномоченном банке неиспользованного остатка наличной иностранной валюты, ранее полученной для оплаты расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей командированных работников.

Задачей валютного контроля и регулирования валютного рынка страны является отслеживание счетов в иностранной валюте. Они могут открываться как резидентам, так и нерезидентам. Регулирование режимов функционирования также помогает государству в административном порядке воздействовать на спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и предотвращать отток иностранной валюты за границу.

Валютные счета открываются только при наличии у клиента необходимых, надлежащим образом оформленных документов, среди которых справка из налоговых органов, подтверждающая отсутствие задолженности у клиента перед государством. Таким способом производится «отсев» недобросовестных участников валютного рынка.

Государство ограничивает также возможность резидентов свободно открывать валютные счета за ее пределами, так как в противном случае это приводит к утечке валюты и нарушению платежного баланса страны.

Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой над системой валютного регулирования в целом, если такая система предполагает наличие валютных ограничений, и решает вполне конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества. Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Одно из важнейших направлений деятельности органов валютного контроля — формирование цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики.

Утечка валютной выручки от экспорта товаров и невозврат предоплаты по их импорту предприятиями наносят значительный ущерб экономике страны. Из нее выкачивается сырье, расхищаются недра. Оседание валютной выручки в других странах способствует созданию там дополнительных рабочих мест, развитию экономики в целом.

В России же идет обратный процесс. Здесь превышение вывоза капитала над ввозом в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутреннюю экономику.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

Читать еще:  К агентам валютного контроля относятся

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Читать еще:  Роль валюты в экономике

§ 4. Цель, задачи и направления валютного контроля

Цель и задачи валютного контроля предопределяются тем, что он есть продолжение валютной политики государства, неотъемлемый элемент системы валютного регулирования. Однако следствия этого в реальной жизни не так прямолинейны, как можно было бы ожидать, в силу специфики контрольной деятельности.

Конечная цель валютного контроля в принципе та же, что и цель валютного регулирования, – это защита национальной валюты от конкуренции со стороны других валют. Если валютные ограничения направлены на достижение этой цели прямо, то система контрольных мер достигает ее опосредованно, будучи средством поддержки работоспособности, эффективности валютных ограничений.

Решаемые валютным контролем задачи также соответствуют общим задачам валютного регулирования (поддержание стабильного курса валюты, контроль над текущими операциями и движением капитала, поддержание оптимальной структуры платежного баланса и т.д.). Однако функции контроля предопределяют наличие минимум трех специальных задач, на решение которых он направлен прямо и непосредственно:

1) предотвращение нарушений валютного законодательства;

2) выявление нарушений валютного законодательства для последующего привлечения виновных к административной (в ряде случаев – уголовной) ответственности;

3) учет, обобщение и анализ информации о валютных операциях для стратегического планирования и текущей корректировки государственной валютной политики.

Напрашивается утверждение, что одной из задач должно быть также пресечение длящихся правонарушений. Однако применительно к валютному законодательству это не вполне реализуемо по двум причинам:

1) предусмотренные действующим законодательством составы правонарушений сконструированы как ответственность за деяния, совершенные (оконченные) в момент нарушения запрета или в момент нарушения срока исполнения обязанности. С юридической точки зрения эти деяния не признаются длящимися; в этом смысле они поддаются не столько “пресечению”, сколько выявлению;

2) фактически невозможно “пресечь” специфические нарушения, такие как оставление за рубежом выручки, посредством принуждения лица исполнить эту обязанность. Нет такого правового механизма, который позволил бы принудительно вернуть деньги из-за рубежа, по аналогии, скажем, с принудительным взысканием налоговой недоимки. Даже если такой механизм создать, он не будет иметь особого практического смысла. Ведь эти валютные ресурсы не подлежат зачислению в казну ни посредством изъятия, ни посредством обязательной продажи за рубли, собственник вправе их вывести снова за рубеж в тот же день.

Оговоримся, что это высказывание справедливо лишь для действующей модели мягкого валютного регулирования. В условиях более жесткого регулирования в 1990-е гг., когда действовали разрешительный порядок вывоза капитала и норма обязательной продажи валютной выручки за рубли, валютное законодательство предполагало принуждение к исполнению обязанности по репатриации. Впрочем, на практике это требование оставалось практически неисполнимым.

Если цели и задачи валютного контроля более или менее ясны, то возникает вопрос: как именно государство должно организовать валютный контроль для достижения максимального результата? Должны ли контрольные мероприятия выстраиваться применительно к валютным операциям, к видам валютных операций? Например, одна методика контроля – для капитальных операций, другая – для текущих? Может быть, удобнее строить систему контроля, отправляясь от системы валютных ограничений? Или определяющим фактором будет решение конкретных задач: одни мероприятия – для поиска нарушителей, другие – для сбора статистической информации? Иными словами, как именно могут быть определены направления валютного контроля? Простого ответа здесь нет.

В качестве теоретической гипотезы можно предложить выстраивать систему валютного контроля, отправляясь от основанной на предмете правового регулирования классификации валютных операций. Это позволит одновременно учесть и специфику определенной группы валютных операций, и соответствующие им ограничения, и те непосредственные задачи, которые ставит перед собой государство исходя из влияния операций каждого вида на его интересы в валютной сфере. Тогда получим следующие направления:

– контроль международных операций движения капитала;

– контроль международных текущих операций;

– контроль валютных операций внутри страны;

– контроль офшорных (зарубежных) валютных операций.

Однако в действительности предметом анализа выступает не структурированный подобным образом валютный контроль в его исторически сложившемся виде. Это не означает, что регулирующие его правовые нормы и соответствующая им деятельность не могут быть соотнесены с тем или иным видом валютной операции. Напротив, имея дело с конкретным приемом контроля, надо всегда задаваться вопросом: на проверку (и (или) учет) какой конкретно операции он направлен, какого вида эта операция, в какой степени она важна с точки зрения защиты национальной валюты? Как можно адаптировать контроль, исходя из особенностей операции, чтобы он не превратился в формальность, бессодержательную для государства и обременительную для участников валютных операций?

Поясним это несколько абстрактное рассуждение примером.

Действующее законодательство предполагает составление паспортов сделок по всем внешнеторговым и кредитным/заемным валютным операциям, если их сумма превышает эквивалент 50 тыс. долл. При этом процедура контроля такова, что от российского участника сделки требуется скрупулезно отчитаться за каждый цент, доказать, что сумма платежа по сделке полностью совпадает и с условиями договора, и с фактической суммой встречного предоставления – будь то товар, услуга или финансовая (читай – капитальная) операция.

Такая точность нужна по большому счету исключительно для экспортных операций, предполагающих зачисление в страну валютной выручки, да и то только лишь при наличии действующих правил, обязывающих экспортера продать часть этой самой выручки за рубли.

Если законом такие правила отменены, то все, что требуется, – это отличать оплату по реальным торговым сделкам от скрытого нелегального вывода капитала за рубеж под прикрытием фиктивных сделок, маскируемых под обычную торговлю или финансирование. То есть задача предполагает ответ “да” – “нет”: подозрительная сделка или нет, для последующей углубленной проверки, ровно так, как это реализовано, к примеру, в близких по сфере приложения правилах борьбы с отмыванием денег.

Разумеется, есть еще и задача учета суммы операции для целей работы механизма обратной связи – сделка должна быть учтена в итоге в платежном балансе страны. Но эта задача решается обязанием уполномоченного банка составлять аналитическую отчетность по суммам валютных платежей его клиентов. Искать “бестоварные” сделки для этой нехитрой цели как раз не надо. Кроме того, небольшими расхождениями между контрактом и фактическим исполнением можно пренебречь, тем более что государство сделало самый смелый шаг в этом направлении и нормативно зафиксировало, что пренебречь можно контролем всех сделок меньше 50 тыс. долл.

Получается, что адаптация правил контроля к сущности операций и реально необходимые для нужд государства задачи в этом примере позволили бы:

– принципиально упростить процедуру контроля внешнеторговых сделок, отказавшись от громоздкой паспортизации и сплошного сбора первичных “подтверждающих документов” по всем таким сделкам;

– отделить процедуру контроля внешнеторговых сделок от процедуры контроля займов и кредитов, включив последнюю в какую-то простую и стандартизированную систему контроля международного движения капитала, которой сейчас попросту нет;

– отменить практически бесполезную систему ведения паспортов сделок в отношении услуг и кредитов (займов) в тех ситуациях, когда сделки искусственно отнесены к валютным операциям исключительно по признаку субъектного состава.

Тем не менее поскольку дальше анализируется не идеальная, а конкретно-историческая действующая модель валютного контроля в Российской Федерации, то с учетом оговорки, что представление о направлениях валютного контроля может иметь некоторую практическую ценность, дальнейшее изложение для простоты восприятия будет построено не по направлениям, а по субъектам и методам контроля.

Читать еще:  Кратность валюты это

Цель, задачи, основные направления валютного контроля в Российской Федерации

Валютное регулирование (контроль) – регламентация валютных отношений с целью обеспечения их стабильности.

Валютное регулирование осуществляется на национальном и международном уровнях, в том числе в рамках региональных межгосударственных структур.

Различают валютное регулирование:

прямое, осуществляемое путем принятия законодательных актов и мер исполнительной власти;

косвенное, состоящее в использовании экономических методов воздействия на субъекты рынка.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля:

· приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

· исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

· единство внешней и внутренней валютной политики;

· единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

· обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль в РФ– совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Валютный контроль направлен на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций и управление валютным и иными рисками.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Агентами валютного контроля в РФ являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Резиденты РФ могут открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

При осуществлении внешнеторговой деятельности российские резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить:

ü получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями контрактов;

ü возврат в РФ денежных средств, раннее уплаченных нерезидентам, в случае невыполнения заключенных контрактов по поставкам в РФ товаров, а также работам, услугам.

Основными формами валютного контроля являются:

* Регистрация и статистический учет валютных операций;

* Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

* Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

* Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

* Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Важнейшая цель валютного контроля– способствовать обеспечению внешнего баланса при не нарушении внутреннего баланса страны.

Задачи валютного контроля:

1. Поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение не инфляционного экономического роста;

2. Обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;

3. Обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;

4. Создание условий для сбалансированности платежного баланса;

5. Формирование золотовалютных резервов страны.

Основные направления валютного контроля включают:

ü проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

ü проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

ü проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

ü проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Кроме того, в области валютного контроля у банков есть еще одно направление деятельности, которое они предпочитают не афишировать: в рамках проводимой государством кампании по борьбе с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк (КБ) должен своевременно сообщать в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:

о возврате клиентом–резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе в объеме меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб.) по договору поставки товаров, если операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется в течение, по меньшей мере, 6 месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента;

об уплате резидентом нерезиденту штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, если размер неустойки превышает 10% от суммы договора;

о сделке, в которой получателем денежных средств, товаров или услуг становится нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту;

о контракте, предусматривающем экспорт резидентом товаров (услуг) либо платежи по импорту товаров (услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

о сделке, когда товарные позиции в товарораспорядительных документах, грузовых таможенных декларациях (ГТД) и внешнеэкономических контрактах оформлены на разные наименования или если товарораспорядительные документы, поступившие в банк, не содержат четкого описания товаров.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

3. Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации.

4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector