Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютная политика франции

Валютное регулирование во Франции

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии — Генерального секретариата — являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка.

В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов.

В своей работе Банковская комиссия руководствуется прежде всего результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений, но при необходимости проводит и инспекционные проверки на местах. Ревизии проводятся в соответствии с распоряжениями на проверку любой банковской документации.

Комиссия может применять разнообразные дисциплинарные санкции. Помимо предупреждения и порицания предусматриваются запрещение или ограничения деятельности, временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное разжалование, аннулирование лицензий, денежные штрафы.

При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии.

Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению:

а) списание активов банка, что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;

б) ограничение определенных видов кредитования;

в) усиление внутреннего контроля в банке;

г) совершенствование руководства или замена высших менеджеров банка. Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки, применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка. Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.

Валютное регулирование в Швейцарии

Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. Контроль за банками имеет 3-ступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской ассоциацией. Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение закона — защита интересов клиента. Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям указанного закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана. В настоящее время величина минимального оплаченного уставного капитала банка должна составлять 2 млн. швейцарских франков, однако на практике для получения лицензии требуется сумма в 20 млн. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства банка. Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, — банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на срок до 6 месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовном преступлению. Уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. Нарушение валютного регулирования других стран также не попадает по швейцарском уголовному праву в разряд преступлений.

Банковский комитет — это независимый орган, не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет осуществляет контроль за соблюдением банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые находятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету предоставлено право при назначении людей на руководящие банковские посты высказывать свое мнение. В Швейцарии деятельности этого органа придают большое значение. Решения комитета фактически являются обязательными.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Валютная политика Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать валютную политику Франции на протяжении опредёленного периода времени.
Цель предполагает решение следующих задач:
дать понятие валютной политики;
указать основные её инструменты;
рассмотреть формы валютной политики;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты валютной политики 5
1.2. Понятие и основные инструменты валютной политики 5
1.2. Формы валютной политики 9
Глава 2. Валютная политика Франции: 5 этапов 20
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Содержимое работы — 1 файл

Валютная политика Франции.docx

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок. 13

В 30—40-е годы центральные банки в соответствии с кейнсианскими рекомендациями проводили политику «дешевых денег», низких процентных ставок. Так, переучетная ставка Банка Англии сохранялась на уровне 2% в 1932—1952 гг.. Федеральной резервной системы (ФРС) США — 1% в 1937—1948 гг. С 50-х годов происходит активизация дисконтной политики под влиянием ряда факторов: введения обратимости валют, либерализации международных валютно-кредитных отношений, развития рынка евровалют, ускорения перемещения капиталов, в том числе нефтедолларов, между странами. В связи с усилением глобализации хозяйственных связей центральные банки вынуждены учитывать эволюцию учетных ставок в других странах. Например, в начале 80-х годов ФРС США повысила процентную ставку с целью сдержать кредитную экспансию и инфляцию в стране, а также укрепить курс доллара. Это вызвало цепную реакцию в виде повышения процентных ставок и снижения курса валют, «бегства» капиталов из стран Западной Европы, которые стали жертвой протекционистской политики США. В этих странах уменьшились капиталовложения и возросла безработица. С середины 80-х и в начале 90-х годов уровень процентных ставок в США ниже, чем в Западной Европе и Японии.

Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т. е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. 14 Ее характерные черты — относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золото-валютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».

Читать еще:  Валютная политика список литературы 2020

Валютная интервенция стала применяться с XIX в. Например, Госбанк России, Австро-Венгерский банк прибегали к ней для поддержания курса национальной валюты. После отмены золотого монометаллизма валютная интервенция получила широкое распространение. В условиях мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. центральные банки использовали валютную интервенцию с целью снижения курса своей валюты для содействия валютному демпингу.

Материальной базой проведения валютной интервенции служили созданные в 30-х годах в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и других странах валютные стабилизационные фонды — государственные фонды в золоте, иностранной и национальной валютах, используемые для валютной интервенции в целях регулирования валютного курса. В современных условиях назначение и роль этих фондов имеют особенности в отдельных странах. Во Франции это целевой фонд, выделенный в рамках официальных золото-валютных резервов. Банк Франции не публикует данных о его размерах, чтобы не раскрывать характер и масштабы своих интервенционных операций. В США валютный стабилизационный фонд утратил реальное значение (его объем в 2 млрд долл. остается неизменным с момента создания в 1934г.), так как федеральные резервные банки осуществляют валютную интервенцию в основном за счет кредитов иностранных центральных банков по соглашениям «своп». В Великобритании валютный стабилизационный фонд ныне объединяет все официальные золото-валютные резервы страны.

Новым явлением после второй мировой войны стало создание межгосударственного органа валютного регулирования — МВФ, а также регионального — ЕФВС, который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом, а с июля 1998 г. — Европейским центральным банком.

В рамках Бреттонвудской системы валютная интервенция систематически проводилась в целях поддержания фиксированных валютных курсов. Поскольку основной валютой интервенции был доллар, тем самым США возложили на другие страны заботу о поддержании его курса. С переходом к плавающим курсам в Ямайской системе валютная интервенция направлена на сглаживание резких курсовых колебаний. В ЕВС валютная интервенция применяется для поддержки валютных курсов в установленных пределах их колебаний. В качестве интервенционной валюты стала использоваться наряду с долларом немецкая марка.

С середины 70-х годов иногда применяется коллективная валютная интервенция центральных банков ряда стран. В мае 1974г. подписано Базельское соглашение о коллективной интервенции США, ФРГ, Швейцарии, к которому в феврале 1975 г. присоединилась Франция. На совещании в Рамбуйе (1975 г.) главы правительств шести стран подтвердили необходимость совместной валютной политики и взаимной поддержки. С декабря 1975 г. страны «группы десяти» проводили совместно валютную интервенцию на основе соглашений «своп». С 1985 г. пять ведущих промышленно развитых стран периодически осуществляют совместную валютную интервенцию в целях регулирования курса ведущих валют. Девизная политика непосредственно влияет на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах. Огромные затраты на валютную интервенцию не всегда обеспечивают стабилизацию валютных курсов, если рыночные факторы курсообразования сильнее государственного регулирования. Например, Банк Японии продал на валютном рынке более 21 млрд долл. (10% валютных резервов) в апреле 1998 г., но не сдержал падение курса иены до рекордно низкого за предыдущие 8 лет уровня (1380 иен за долл.) и решил ограничить валютную интервенцию.

Диверсификация валютных резервов — политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. 15 Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов. Нестабильность доллара США обусловила колебание его доли в официальных валютных резервах капиталистического мира (84,5% — в 1973 г., 71,4% — в 1982 г., около 60% — в 90-х гг.). Постепенно повышается доля марки ФРГ (20% в 1998г.), японской иены, швейцарского франка в официальных резервах в условиях относительного укрепления их позиций.

Р е ж и м в а л ю т н ы х п а р и т е т о в и в а л ю т н ы х к у р с о в я в л я е т с я о б ъ е к т о м н а ц и о н а л ь н о г о и м е ж г о с у д а р с т в е н н о г о р е г у л и р о в а н и я .

В о з м о ж н о с т ь о б м е н а (конверсии) валюты д а н н о й с т р а н ы н а валюты д р у г и х с т р а н п о д е й с т в у ю щ е м у валютному курсу . 16

В с т р а н а х с р а з в и т о й рыночной экономикой п о д о б р а т и м о с т ь ю в а л ю т п о н и м а е т с я в о з м о ж н о с т ь е е с в о б о д н о г о о б м е н а н а иностранные валюты д л я в с е х к а т е г о р и й д е р ж а т е л е й в л ю б о й ф о р м е и в о в с е х в и д а х о п е р а ц и и б е з о г р а н и ч е н и й .

Валютная политика государств

Политика государства в сфере валютно-кредитных отношений получила название валютной политики.

Цель этой политики – достижение оптимальных параметров «магического» четырехугольника и прежде всего – платежного баланса.

Валютная политика классифицируется по следующим признакам:

1. В соответствии с продолжительностью различают:

· краткосрочную валютную политику (предполагает повседневное оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота),

· долгосрочную валютную политику, направленную на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе.

2. В зависимости от используемых инструментов различают:

Дисконтная (учетная) политика – изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса – с другой.

Например, при пассивном платежном балансе и относительно свободном передвижении капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов в страну и сдерживать отлив национального капитала, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, ЦБ рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо баланса и снижения курса национальной валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Основная причина – в условиях нестабильности учетная ставка не всегда определяет движение капиталов. Тем не менее ситуация в мире характеризуется тем, что уровень %% ставок в США ниже, чем в Западной Европе и Японии.

Читать еще:  Международные расчеты в иностранной валюте

Девизная политика – это воздействие на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты.

В целях повышения курса национальной валюты ЦБ продает, а для снижения покупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т. е. вмешательства ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».

Для осуществления валютной интервенции за счет золотовалютных резервов в странах создаются валютные стабилизационные фонды – государственные фонды в золоте, иностранной и национальной валютах. Такой Фонд действует, например, во Франции. Банк Франции не публикует данные о его размерах, чтобы не раскрывать характер и масштабы своих интервенционных операций. В США объем этого Фонда 2 млрд. $ (не менялся с 1934 г.). Практически не используется, т. к. федеральные резервные банки осуществляют валютную интервенцию по соглашениям «своп». В Великобритании Фонд объединяет все официальные золотовалютные резервы страны.

Недостатки девизной политики – данная политика влияет на валютный курс временно и в ограниченных масштабах. Она не достигает цели, если рыночные факторы оказываются сильнее государственного регулирования. Так в апреле 1998 г. Банк Японии продал на валютном рынке 10% валютных резервов, но не сумел сдержать падения курса иены до рекордно низкого за предыдущие 8 лет уровня – 1380 иен за 1 $. В связи с этим Япония решила ограничить валютные интервенции.

Диверсификационная политика – Это политика диверсификации валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых валют, а также валют, необходимых для международных расчетов.

В последнее время в большинстве стран мира в официальных валютных резервах наблюдается снижение доли $ США с 84,5% до 60%, увеличение доли немецкой марки до 20%, и увеличение доли швейцарского франка и японской иены.

Режимная политика – предполагает использование того или иного режима валютного курса: фиксированный, плавающий (свободное плавание, управляемое плавание), смешанный режим.

В конце 90-х годов 51 валюта плавала самостоятельно (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Канада и др.). В 49 странах практиковалось управляемое плавание (Бразилия, Венгрия, Китай, Россия и др.).

20 валют привязаны к $ США. 14 – к французскому франку, 4 – к СДР., 12- к ЭКЮ. 18 – к различным валютным корзинам.

Основные методы валютной политики:

Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам.

В условиях плавающих валютных курсов девальвация и ревальвация происходят повседневно стихийно на рынке и лишь периодически законодательно фиксируются изменения курсов валют.

Пример. 18 ноября 1967 г. курс фунта стерлингов официально снизился с 2,8 до 2,4 $. Таким образом девальвация (Д) составила:

Д = (2,8 –2,4)/ 2,8 х 100% = 14,3%.

Валюты иностранных государств, которые не провели девальвацию одновременно с фунтом стерлингов, подорожали. При этом % ревальвации иностранной валюты (например, $) составил:

R = (1/2.4 – 1/2.8) / 1/2.8 х 100% = (0.41- 0.35) /0.35х 100%= 16.7%

В результате девальвационную премию получат:

· английские экспортеры от обмена долларовой выручки на фунты,

· английские должники, возвращающие долг в фунтах стерлингов,

· американские импортеры, которые расплачиваются за товар фунтами стерлингов,

· американские должники, возвращающие долг в фунтах стерлингов,

· кредиторы, выдавшие ссуды в $.

В тоже время в убытке окажутся:

· английские импортеры, покупающие товар за $,

· английские должники, возвращающие долг в долларах,

· американские экспортеры, продающие товары за доллары и обменивающие выручку на фунты стерлингов,

· американские должники, отдающие долг в долларах,

· кредиторы, предоставившие ссуды в фунтах стерлингов.

В РФ главным видом валютной политики является девизная политика в форме валютной интервенции ЦБ.

Определенную роль в валютной политике играет дисконтная политика- маневрирование ставкой рефинансирования ЦБ. Однако эффективность этой политики ограничена двумя причинами:

во-первых, мотивами изменения ставки рефинансирования являются не только соображения, относящиеся к валютному курсу, но и задачи внутренней кредитно-денежной политики,

во-вторых, валютные ограничения препятствуют свободному движению краткосрочных капиталов и, тем самым, ослабляют реакцию этого движения и соответственно валютного курса на изменение уровня ставки рефинансирования.

Немаловажную роль в РФ выполняет и режимная политика. В соответствии с Указом президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. в России установлен режим плавающего валютного курса. Между тем за прошедший период этот режим несколько раз претерпевал изменения.

1991 г. – 1994 г. – свободное плавание под воздействием спроса и предложения.

1994 г. – до сер. 1996 г. – введение горизонтального валютного коридора, что ухудшило конкурентоспособность российского экспорта.

Сер. 1996 г. – 1997 г. – введение «наклонного» валютного коридора.

1998 г. – возврат к горизонтальному валютному коридору.

С сентября 1998 г. – отмена валютного коридора и введение свободно плавающего курса рубля.

В качестве дополнительной валютной политики можно рассматривать и диверсификацию валютных резервов страны. В настоящее время валютная корзина резервов ЦБ включает 75% — доллары США, 20% — немецкие марки, 5% — прочие валюты. Доля долларов и немецких марок существенно выше, чем в среднем в мире.. Введение евро должно привести к замене немецких марок этой новой валютой.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Франк и колонизация Африки

Об углублении франко-итальянских противоречий

О некоторых деталях устройства международной системы мира люди иногда узнают из скандалов. Один из таких скандалов разгорелся в конце января. Поводом послужило заявление лидера движения «Пять звёзд», вице-премьера и министра экономического развития Италии Луиджи Ди Майо, сделанное 20 января. Ди Майо потребовал срочного ввода санкций против Франции из-за колонизации Африки. Масла в огонь подлил другой вице-премьер, лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини, который следом за своим коллегой заявил, что «Франция – среди тех, кто крадёт богатства Африки».

Обвинения Франции в колониализме из Италии звучат давно и особенно усилились в конце прошлого года, когда во Франции начались массовые выступления «жёлтых жилетов». 7 января Ди Майо призвал манифестантов не сбавлять оборотов и даже предложил помочь им с логистикой.

Рим приветствовал программу «жёлтых жилетов» из 25 требований. Требование под номером 23 состоит в том, чтобы Франция прекратила колониальную политику в Африке. По словам Ди Майо, наплыв африканцев в Европу обусловлен тем, что Франция своей колониальной политикой создала для жителей континента невыносимые условия. Прекратится колониальная эксплуатация Африки – прекратится и наплыв африканцев в Европу. Кроме того, в лице Ди Майо Италия впервые потребовала применения санкций против Парижа. В-третьих, Ди Майо назвал один из важных инструментов французского колониализма – франк.

«Франция, – сказал итальянский политик, – является одной из стран, которые печатают деньги для 14 африканских государств…» Он назвал эти деньги франком, но речь идёт не о том франке, который существовал во Франции несколько веков до момента, когда ему на смену пришла общеевропейская валюта евро (2002 год). Речь идёт об африканском франке, или франке КФА (от французского CFA – colonies françaises d’Afrique). Таково общее название денежных единиц 14 африканских стран, входящих в валютную зону франка.

Читать еще:  Международные валютные расчеты это

Итак, французский франк давно исчез, а валютная зона франка сохраняется. Формирование зоны франка связано с началом выпуска во второй половине XIX века банкнот частных французских банков для французских колоний. Зона окончательно сложилась в 1939 году и получила законодательное оформление в 50-х годах XX века. Когда-то зона франка простиралась на многие части мира, но сегодня она сохранилась лишь на Африканском континенте.

За пределами Африки имеется французский тихоокеанский франк (XPF), который обращается в Новой Каледонии, Французской Полинезии и на территории Уоллис и Футуна. Выпуск такой денежной единицы осуществляет Эмиссионный институт заморских территорий Франции (IEOM), штаб-квартира которого находится в Париже. У Франции ещё имеются заморские территории в Карибском бассейне и в Индийском океане (департаменты). Это Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон, Майотта. Там в качестве денежной единицы используется евро, выпускаемое Эмиссионным институтом заморских департаментов (IEDOM). При внешней независимости двух эмиссионных центров они находятся под неформальным контролем Банка Франции.

Вернёмся к франку КФА. Эта денежная единица родилась в 1945 году по декрету французского правительства в качестве денежной единицы французских владений в Западной и Экваториальной Африке. Курс африканского франка был жёстко привязан к материнской валюте – французскому франку (1,70 французского франка = 1 франк КФА). Сегодня франк КФА – название двух валют, используемых в африканских странах.

Первая из них – франк восьми стран Западной Африки, образующих Западноафриканский экономический и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Кот д’Ивуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал, Того). Кодовое обозначение западноафриканского франка – XOF. Эмитируется Центральным банком государств Западной Африки (Banque Centrale des États de l’Afrique de l’Ouest, BCEAO), штаб-квартира которого находится в Дакаре (Сенегал).

Вторая разновидность французского франка обслуживает шесть стран, составляющих Экономическое сообщество стран Центральной Африки: Камерун, Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Центрально-Африканская Республика, Чад). Кодовое обозначение центральноафриканского франка – XAF. Эмитируется Банком государств Центральной Африки (Banque des États de l’Afrique Centrale, BEAC), штаб-квартира в Яунде (Камерун).

Валютный курс обоих видов африканского франка привязан к евро, в настоящее время курс 1 евро равен примерно 656 франкам КФА. Курс двух разновидностей франка КФА всегда равен 1:1. На сегодняшний день франк КФА – самая распространенная валюта на Африканском континенте (по количеству стран, использующих её). Упомянутые два эмиссионных центра – Центральный банк государств Западной Африки и Банк государств Центральной Африки – осуществляют тесное взаимодействие с Банком Франции. Если всё называть своими именами, то два указанных эмиссионных института, по сути, являются региональными подразделениями Центрального банка Франции. Строго говоря, это не центральные банки, а валютные управления (currency boards).

В словах итальянских политиков о том, что Франция продолжает эксплуатацию своих бывших африканских колоний, много справедливого. Франция гарантировала африканским странам валютную конвертацию франка в евро по фиксированному курсу; в этом суть механизма currency board, и это привлекательно для африканских государств. Однако последние должны для этого держать свои валютные резервы в евро на специальном счёте Казначейства Франции (не менее 2/3 всех резервов). При этом Банк Франции устанавливает жёсткий контроль над политикой двух африканских эмиссионных центров. Денежные власти Франции (Казначейство и Банк Франции) не информируют африканские эмиссионные организации BCEAO и BEAC о том, как они управляют валютными резервами африканских стран и какие доходы от этого получают. Возможности африканских стран самостоятельно использовать свои резервы отсутствуют. Они могут лишь получать часть этих резервов в виде кредитов (не более 20% от общего объёма резервов).

Немецкий журналист Эрнст Вольф (Ernst Wolff) обращает внимание на то, что нынешние волнения во Франции (выступления «жёлтых жилетов») могут перекинуться на бывшие колонии, которые продолжают подпитывать благосостояние бывшей метрополии:

«Не утихающие протесты «жёлтых жилетов» во Франции уже стоили Макрону бессонных ночей. Но самым ужасным сценарием развития событий будет, если протесты распространятся на бывшие колонии его страны. И хотя официально им в 60-х годах даровали независимость, но эти страны так и не смогли полностью освободиться от оков своих колониальных хозяев – они, как и раньше, служат французской индустрии и финансовой элите своими природными богатствами. И в особенности нефтью, природным газом и минералами. И ультрадешёвыми рабочими руками».

После выступления Ди Майо о французском колониализме появился целый ряд публикаций, раскрывающих детали картины. Так, семь стран из зоны франка КФА считаются самыми бедными странами в мире, и 2/3 их населения вынуждены жить менее чем на 2 доллара в день. Вспомнили и предыдущие выступления Ди Майо. Например, он утверждал, что без эксплуатации ресурсов Чёрного континента Франции удалось бы занять в лучшем случае 15-е место в списке самых больших экономик мира, а не шестое, как сегодня.

Франция очень болезненно отреагировала на эти выпады. МИД Франции вызвал итальянского посла для объяснений. Европейские комментаторы полагают, что заявление Ди Майо – это продуманная линия поведения сил, пришедших к власти в Италии. Кто-то считает, что заявление Ди Майо – месть за утрату Италией позиций в Ливии, когда у власти в Риме был Берлускони, налаживавший отношения с Каддафи, а французский президент Николя Саркози спровоцировал войну и свержение ливийского лидера. В итоге Италия утратила свои позиции в Ливии, и в Африке теперь если не все, то многие контрольные позиции принадлежат Франции. Рим добивается ликвидации такого монополизма.

Тут можно вспомнить, что в конце прошлого года лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини и лидер «Национального объединения» Франции Марин Ле Пен заявили о консолидации своих усилий на предстоящих в мае выборах в Европарламент. «Мы с Маттео Сальвини не боремся с Европой, мы боремся с Европейским союзом как с тоталитарной системой, и наша борьба нацелена на спасение настоящей Европы», – провозгласила Ле Пен. В то время как французский президент Э. Макрон выступает с «Инициативой для Европы» и настаивает на углублении европейской интеграции, итальянские политики в открытую поддерживают Марин Ле Пен, его главного конкурента.

Французские власти, безусловно, отвечают итальянцам взаимностью. Всё чаще в Париже звучат критические заявления в адрес Италии как слабого звена Европейского союза; рождаются предложения о наложении на Рим санкций за нарушение финансовой дисциплины ЕС (в частности, чрезмерный дефицит итальянского государственного бюджета на 2019 год). Наблюдатели обратили внимание на то, что на форуме в Давосе глава МВФ назвала Италию «одним из главных рисков для мировой экономики». А итальянская пресса тут же напомнила, что директор Фонда Кристин Лагард – француженка.

В ближайшие месяцы споры о будущем «единой Европы» обострятся. Будет муссироваться и поднятая в Италии тема французского колониализма. Конечно, цель итальянцев не в том, чтобы ликвидировать такой колониализм, а в том, чтобы ослабить позиции Макрона накануне выборов в Европарламент. И не допустить в конечном счёте осуществления планов Макрона по уничтожению остатков суверенитета стран-членов Евросоюза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector