Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютный контроль в республике беларусь

Валютный контроль в республике беларусь

14.4. Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, а также по их поручениям кредитных учреждений, направленную на выявление и пресечение нарушений действующего валютного законодательства. Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. В то же время валютный контроль обладает определенными особенностями. Во-первых, у валютного контроля своя цель, содержащаяся в приведенном определении валютного контроля. Во-вторых, объектами валютного контроля являются операции с валютными ценностями. В-третьих, функции валютного контроля осуществляют уполномоченные на то органы, которые, как правило, являются органами финансового контроля.

Основными направлениями валютного контроля в Республике Беларусь в соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  • обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
  • предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Функции валютного контроля возлагаются в Республике Беларусь на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля на территории Республики Беларусь относятся:

1. Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2. Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля (ст. 24 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований законности происхождения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Агенты валютного контроля подотчетны органам валютного контроля и обладают полномочиями, закрепленными в ст. 27–29 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

В Беларуси ослабили валютный контроль — что это дает бизнесу

Сегодня вступило в силу постановление № 612 Нацбанка Беларуси «О некоторых вопросах проведения валютных операций». И теперь у бизнеса есть еще больше свободы. Какой? Рассказывает Ольга Полозова, юрист компании REVERA.

— В последнее время Национальный банк сделал несколько шагов к упрощению валютного регулирования в Беларуси. В 2018 году отменили целевую покупку валюты и обязательную продажу валютной выручки, а сегодня произошли еще одни значительные изменения.

Ольга Полозова
Юрист компании REVERA

Я поясню, что такое валютный контроль, зачем он был введен Беларуси, какие инструменты дает бизнесу либерализация в валютной сфере и почему дедолларизацию не стоит считать предвестником ужесточения валютной политики.

Почему государство контролирует валютные операции?

На свободу конвертации валюты и проводимых компаниями расчетов влияют несколько факторов:

  • Уровень экономического развития страны
  • Степень участия в международном товарообороте
  • Финансовая стабильность государства.

Поэтому большинство государств стараются поддерживать собственную валюту и ограничивать расчеты в иностранной. Отсутствие ограничений могут позволить себе только развитые страны. Например, Великобритания, США, Швейцария. Там государство не вмешивается в то, как представители бизнеса производят расчеты между собой. В Беларуси механизм валютного контроля в первую очередь направлен на сдерживание оттока валюты за рубеж, развитие внутреннего валютного рынка и формирование государственных валютных резервов.

Либерализация в валютной сфере

В последние годы все больше ограничений снимается в валютной сфере: от расширения целей приобретения валюты до полной отмены целевой покупки и постепенного снижения процента валютной выручки, который подлежит обязательной продаже, до полной отмены процедуры. Напомним, с декабря 2014 по февраль 2015 предприятия обязаны были продавать государству 50% валютной выручки. Потом этот процент снижался, пока в 2018 требование не отменили вовсе.

Читать еще:  Какая валюта является конвертируемой

В 2018 году было еще несколько позитивных изменений. При этом Нацбанк неоднократно озвучивал необходимость сократить использование иностранной валюты в качестве средства платежа. Наблюдаемые тренды — либерализация и дедолларизация ­— в полной мере отражены и в новой редакции Правил проведения валютных операций, которые вступили в силу 1 марта этого года.

Полноценное участие в международных расчетах обеспечивают две составляющие: отсутствие ограничений на проведение валютных операций и возможность свободно распоряжаться счетами и осуществлять переводы.

Фото с сайта gazeta-bam.ru

Национальный банк в постановлении № 612 дал послабления и физическим, и юридическим лицам. И если физически лицам разрешили открывать счета, то бизнесу такой возможности не дали. Зато для бизнеса сняли ограничения по внесению денежного вклада в уставный фонд зарубежной компании, приобретению иностранных акций, облигаций, приобретению недвижимости за рубежом, передачу денежных средств нерезидентам в доверительном управлении, выдаче и привлечении займов.

Таким образом, право свободно осуществлять капитальные валютные операции — существенный шаг навстречу бизнесу, позволяющий, среди прочего, нивелировать и возможное негативное влияние дедолларизации.

Что изменения в валютной сфере дают бизнесу?

1. Возможности расширения бизнеса за рубеж. Снимается актуальная проблема основания компании за рубежом. Теперь можно беспрепятственно купить акции действующей компании или же создать новую, оплатив уставный фонд из Беларуси. Кроме того, появилось решение в отношении пополнения оборотных средств компании. Ранее если в момент создания иностранной компании уставный фонд вносился имуществом, а не деньгами, обращаться за разрешением в Нацбанк было не нужно. Но профинансировать такую компанию с помощью открытых в Беларуси счетов было невозможно. Поэтому приходилось использовать обходные пути за границей. Однако когда в рамках борьбы с финансовыми преступлениями иностранные банки ужесточили контроль и практически не принимали займы от не связанных с компанией лиц, и этот механизм работать перестал.

2. Новые объекты инвестирования. Свободные средства компании теперь могут без ограничений вкладывать в иностранные ценные бумаги, например, в акции Facebook, Amazon или Salesforce.

До 1 марта, кроме предоставления множества документов, компании необходимо было обосновать покупку акций, доказав эффективность инвестирования валютных ценностей. А у Нацбанка существовало достаточно субъективное обоснование для отказа — несоответствие операции целям денежно-кредитной политики Беларуси, под которое могло попасть все, что угодно.

Фото с сайта tayniymir.com

Также теперь можно приобрести зарубежную недвижимость или передать деньги в доверительное управление профессионалам за границей, например, в фонд или инвестиционную компанию, которая грамотно их вложит.

Такие возможности особенно актуальны на фоне вводимого этим же документом запрета на выпуск белорусских облигаций в валюте и потери привлекательности облигации как инвестиционного инструмента, а также неразвитости белорусского фондового рынка.

3. Альтернатива белорусским кредитам. Новые правила также снимают все ограничения на выдачу и привлечение займов от нерезидентов. Учитывая недавнее заявление Нацбанка о планируемом снижении доли кредитов белорусских банков в иностранной валюте (на практике ряд банков уже ограничил выдачу кредитов в валюте), привлечение займов в валюте от нерезидентов под конкурентные ставки может стать достаточно привлекательной альтернативой белорусским кредитам.

Сейчас ведется работа над новой редакцией Закона о валютном регулировании и валютном контроле, что продолжит либерализационные начинания Нацбанка. Так, в 2020 году ожидается снятие ограничений по открытию счетов компаниями за рубежом, а также отмена сроков завершения внешнеторговых операций, позволяющих компаниям самостоятельно определять момент поступления экспортной выручки в страну. Сегодня такие права предоставлены только резидентам ПВТ.

Новое в валютном регулировании и валютном контроле

Виталий Викторович Немогай,
экономист в банковской сфере

В течение 20 лет Республика Беларусь применяла различные формы валютных ограничений на внутреннем валютном рынке, в том числе ограничения по целевой покупке иностранной валюты. Еще в 1996 году было принято Положение о порядке совершения сделок купли-продажи иностранной валюты, а также конверсионных операций банками и субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь , согласно которому предприятия и индивидуальные предприниматели покупали иностранную валюту на внутреннем рынке только на конкретные цели. Так, помимо прочего, в те далекие годы, покупка иностранной валюты была возможна на такие цели, как:

для формирования за счет чистой прибыли страховыми компаниями Республики Беларусь фонда в иностранной валюте для осуществления страхования в иностранной валюте в пределах норм, определенных в Законе о страховании ;

для осуществления дилинговых операций с безналичной иностранной валютой небанковскими финансовыми организациями, получившими лицензию Национального банка Республики Беларусь.

Со временем изменялись наименования документов, которые не меняли сути, – покупка иностранной валюты была возможна только на цели, определенные нормативными правовыми актами.

До последнего времени проведение валютно-обменных операций с участием юридических лиц регламентировалось нормами Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07. 2005 № 112.

Читать еще:  Валютно финансовые условия внешнеторговых контрактов

Юридические лица – резиденты приобретают иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь только на цели, определенные данной Инструкцией, и используют ее в течение 7 рабочих дней только на ту цель, на которую она была приобретена. Так, юридические лица – резиденты вправе приобретать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для расчетов с нерезидентами по всем валютным операциям, за исключением операций, которые связаны с оттоком капитала (предоставление займов нерезидентам, покупка ценных бумаг, приобретение акций, покупка недвижимости за границей). Покупка иностранной валюты для расчетов с резидентами ограничена, за исключением некоторых операций (покупка для расчетов с банком по погашению кредитов, на командировочные расходы). Не допускается приобретение иностранной валюты для ее размещения во вклад (депозит).

Складывающаяся в последние годы ситуация в экономике позволила перейти от административных мер регулирования валютных отношений к либеральным, что согласуется с поручением Главы государства об улучшении условий ведения бизнеса, раскрепощении деловой инициативы граждан, упрощении административных процедур.

Отмена ограничений по целевой покупке иностранной валюты юридическими лицами обеспечит большую свободу предпринимательской деятельности и позволит снизить административные издержки субъектов хозяйствования (необходимость обращения в Национальный банк за получением разрешения на покупку иностранной валюты на цели, не предусмотренные законодательством, на продление сроков хранения купленной иностранной валюты, на изменение целевого использования купленной иностранной валюты).

28 декабря 2017 г. принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь № 538 «О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля», направленное на совершенствование порядка проведения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и предусматривающее отмену ограничений по целевой покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями. Вышеназванное постановление излагает Инструкцию № 112 в новой редакции.

Исключена детализация порядка совершения валютно-обменных операций. Банки с учетом возможностей программного обеспечения и бизнес-процесса банка, системы дистанционного банковского обслуживания самостоятельно устанавливают порядок оформления валютно-обменных операций с юридическими лицами.

Необходимость покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке будет определяется субъектом валютных операций – резидентом самостоятельно.

При покупке иностранной валюты на биржевом валютном рынке субъект валютных операций – резидент представляет в банк заявку на покупку иностранной валюты.

Заявка на покупку иностранной валюты составляется в произвольной форме с обязательным указанием:

наименования субъекта валютных операций – резидента;

суммы и вида покупаемой иностранной валюты, а также суммы белорусских рублей, направляемых на покупку иностранной валюты;

направления использования покупаемой иностранной валюты. При покупке иностранной валюты для расчетов с нерезидентами по договорам, предусматривающим импорт товаров, указываются название товара и первые четыре цифры кода товара согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (в случае если импортируемый товар неоднородный, допускается указывать код товара, имеющего наибольший удельный вес), при покупке иностранной валюты в иных случаях указывается код направления использования покупаемой иностранной валюты согласно приложению к названной Инструкции;

номера счета в белорусских рублях, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, а также наименование банка и банковского идентификационного кода (далее – код банка), в котором открыт данный счет;

курса покупки или согласия на обменный курс, складывающийся на биржевом валютном рынке (для валютно-обменных операций, совершаемых на биржевом валютном рынке);

курса покупки или согласия на обменный курс, складывающийся на внебиржевом валютном рынке (для валютно-обменных операций, совершаемых на внебиржевом валютном рынке);

номера счета в иностранной валюте субъекта валютных операций – резидента, приобретающего иностранную валюту, на который зачисляется иностранная валюта после ее покупки, а также наименование и код банка, в котором открыт данный счет;

подписи и расшифровки подписи субъекта валютных операций – резидента (уполномоченного лица), имеющего право распоряжаться счетом, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, либо отметки (записи), позволяющей установить подлинность электронного документа или электронного сообщения (документа в электронном виде), представленного посредством систем дистанционного банковского обслуживания.

Регламентируется функционирование банковских счетов, с которых допускается перечисление белорусских рублей в оплату приобретаемой субъектом валютных операций – резидентом иностранной валюты. Так, перечисление белорусских рублей может производиться:

со счетов Министерства финансов Республики Беларусь, главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и городу Минску;

со счетов субъекта валютных операций – резидента, выступающего покупателем иностранной валюты;

с использованием счетов по учету кредитов.

Таким образом, исключается возможность перечисления белорусских рублей со счетов судов, с благотворительного счета субъекта валютных операций – резидента, а также с иных счетов субъекта валютных операций – резидента, выступающего покупателем иностранной валюты,и с иных счетов – при наличии разрешения Национального банка.

Отменяются сроки хранения иностранной валюты.

При покупке иностранной валюты субъекты валютных операций – резиденты указывают направление использования покупаемой иностранной валюты. Приобретенная иностранная валюта может быть использована по иным направлениям, отличающимся от указанных в заявке на покупку иностранной валюты.

Читать еще:  Причины современного глобального валютного кризиса

Вместе с тем с целью построения эффективной системы мониторинга за ситуацией на внутреннем валютном рынке юридические лица – резиденты при покупке иностранной валюты будут указывать код направления использования покупаемой иностранной валюты. Указание данных кодов будет носить исключительно статистический характер и не ограничивать юридических лиц – резидентов в использовании приобретенной иностранной валюты по другим направлениям.

Для формирования единого подхода к проведению валютно-обменных операций исключается особый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке, установленный для индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели, как и юридические лица – резиденты смогут без ограничений приобретать безналичную иностранную валюту и использовать ее в соответствии с установленными нормами валютного законодательства.

Постановление № 538 предусматривает, что ранее открытые специальные счета для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты функционируют до полного использования находящихся на них денежных средств в следующем режиме:

приходные операции не осуществляются;

расходные операции осуществляются в порядке, установленном для текущих (расчетных) банковских счетов.

В заключение отметим, что постановление № 538 вступает в силу с 11 апреля 2018 г. .

Валютное регулирование и валютный контроль

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З, рег. номер в НРПА 2/978 от 25 июля 2003 г. (с учетом изменений от 05.01.2016)

Валютное регулирование

Проведение валютных операций

Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178, рег. номер в НРПА 1/9574 от 28 марта 2008 г. (с учетом изменений от 22.12.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101, рег. номер в НРПА 8/21279 от 5 августа 2009 г. (с учетом изменений от 30.05.2019)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8, рег. номер в НРПА 5/29682 от 5 мая 2009 г. (с учетом изменений от 01.06.2019)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 г. № 1483/22, рег. номер в НРПА 5/34720 от 9 ноября 2011 г. (с учетом изменений от 22.09.2017)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72, рег. номер в НРПА 8/10973 от 13 мая 2004 г. (с учетом изменений от 19.12.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612, рег. номер в НРПА 8/33673 от 20 декабря 2018 г. (подпункт 1.3 пункта 1 утратил силу с 1 июня 2019 г. (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 212/5, рег. номер в НРПА 5/46311 от 29 марта 2019 г.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. № 514, рег. номер в НРПА 8/30398 от 28 ноября 2015 г. (с учетом изменений от 25.04.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52, рег. номер в НРПА 8/20854 от 30 апреля 2009 г. (с учетом изменений от 01.08.2018)

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 14 февраля 2019 г. № 31-27/1667

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 апреля 2020 г. № 192/6, рег. номер в НРПА 5/47957 от 2 апреля 2020 г.

Валютно-обменные операции

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 февраля 2011 г. № 35, рег. номер в НРПА 8/23362 от 17 февраля 2011 г. (с учетом изменений и дополнения от 21.03.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2005 г. № 112, рег. номер в НРПА 8/13081 от 5 сентября 2005 г. (с учетом изменений от 28.12.2017)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 538, рег. номер в НРПА 8/32687 от 5 октября 2018 г.

Обязательная продажа

Указ Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301, рег. номер в НРПА 1/17849 от 1 августа 2018 г.

Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты

от 11 апреля 2017 г.

Валютный контроль

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 46, рег. номер в НРПА 8/20833 от 25 апреля 2009 г. (с учетом изменений от 19.12.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 46, рег. номер в НРПА 8/30661 от 16 февраля 2016 г. (с учетом изменений от 30.12.2019)

Данный раздел не имеет статуса юридической базы. Публикация нормативных правовых актов носит справочный, информационный характер. Эталонная правовая информация распространяется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (http://ncpi.gov.by, http://pravo.by).

Пр-т Независимости, 20, 220008, г.Минск, Республика Беларусь

Время работы:
понедельник – четверг 8:30 – 17:30
пятница 8:30 – 16:15

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector