Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон ссср о валютном регулировании

ЗАКОН СССР от 01.03.1991 N 1982-1 «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

1 марта 1991 года N 1982-1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Настоящий Закон определяет общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах СССР, полномочия и функции государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности советских и иностранных граждан и юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.
Закон исходит из единства валюты, валютной системы и валютной территории СССР, разграничения компетенции Союза ССР и субъектов федерации в сфере валютного регулирования.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используемые понятия означают следующее:
1. «Валютные ценности»:
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие) и фондовые ценности (акции, облигации и другие) в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, а также жемчуг), за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
2. «Валюта СССР» — находящиеся в обращении рубли в виде билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов, а также средств в рублях на счетах и во вкладах в банковских учреждениях СССР.
3. «Иностранная валюта» — иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки; средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах, находящиеся на счетах и во вкладах.
4. «Резиденты»:
а) советские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство в СССР, в том числе временно находящиеся за границей;
б) юридические лица с местонахождением на территории СССР, зарегистрированные в СССР, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций;
в) советские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также иные представительства советских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность.
5. «Нерезиденты»:
а) иностранные и советские граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство за границей, в том числе временно находящиеся на территории СССР;
б) юридические лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе с участием советских предприятий и организаций;
в) находящиеся на территории СССР иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства, международные организации (и их филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность.
6. «Валютные операции» — операции, связанные с:
а) переходом права собственности на валютные ценност

Закон ссср о валютном регулировании

&nbspЗАКОН О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСБАНК СССР ВМЕСТО ВНЕШЭКОНОМБАНКА?

6 сентября на заседании Комитета по экономической реформе Верховного Совета
СССР планировалось обсуждение проекта Закона СССР «О валютном
регулировании».

Читать еще:  Роль государства в регулировании валютного курса

Однако, как стало известно «Ъ», обсуждение перенесено на следующее
заседание комитета, которое должно состояться на этой неделе.
Предполагается, что на заседании будет решен вопрос о вынесении проекта на
сессию ВС СССР.

Основные идеи проекта — демонополизация функций Внешэкономбанка и
предоставление по лицензиям Госбанка СССР права на ведение
валютнофинансовых операций специальным уполномоченным банкам, либерализация
валютного режима в отношении советских и иностранных юридических лиц и
граждан.

Проект закона разработан в аппарате СМ СССР в рамках подготовки пакета
законов по переходу на регулируемую рыночную экономику.

По мнению большинства специалистов, проект представляет собой первый
серьезный шаг на пути создания нового валютного законодательства СССР. До
настоящего времени законов о валютном регулировании в СССР не было. Сфера
валютно-финансовых отношений регулировалась в основном ведомственными
инструкциями и указами Президиума ВС СССР от 1976 г. «О сделках с валютными
ценностями на территории СССР» и «Об ответственности за незаконные операции
с иностранной валютой и платежными документами».

В соответствии с текстом проекта право на ведение валютно-финансовых
операций предполагается предоставить не только Внешэкономбанку, но и
специальным уполномоченным банкам — как государственным, так и
коммерческим.

Предусматривается, что советские юридические лица через уполномоченные
банки смогут открывать валютные счета за границей. Проектом предусмотрено,
что открывать их смогут и советские граждане.

По мнению экспертов, принципиально важным моментом нового документа
является то, что он закрепляет право иностранных юридических лиц и граждан
на свободное использование советской валюты на территории СССР в
хозяйственных целях. Эта мера безусловно будет способствовать привлечению
иностранного капитала и расширению масштабов валютных операций на советском
рынке.

В этом же направлении, по мнению специалистов, будет действовать
предусмотренное проектом положение об освобождении от налогов на валютную
выручку предприятий с иностранным участием, где доля зарубежного партнера
превышает 30%.

Предполагается также, что будет введен «плавающий», т. е. постоянно
изменяющийся в зависимости от покупательной способности национальной валюты
курс рубля. Как считают специалисты, эта мера позволит поддерживать
реальный курс рубля по отношению к другим валютам, а значит, приблизит его
к тому, чтобы стать конвертируемым.

Эксперты, однако, полагают, что новый документ, несмотря на содержащиеся в
нем прогрессивные положения, выражает явное стремление правительства СССР
сохранить государственную валютную монополию.

Прежде всего это выражается в том, что в центр валютной системы ставится
Госбанк СССР, который наделяется практически неограниченными полномочиями в
регулировании валютно-финансовых операций.

В соответствии с текстом проекта Госбанк СССР будет определять круг банков,
уполномоченных на совершение операций с валютными ценностями, выдавать им
лицензии на проведение таких операций, равно как и лишать уполномоченные
банки этих лицензий по своему усмотрению.

Как следует из текста проекта, Госбанк СССР также будет определять правила
проведения валютных операций уполномоченными банками, устанавливать
перечень валют, в которых смогут проводиться такие операции, определять
порядок открытия личных валютных счетов за границей.

Как считают специалисты, слабая сторона проекта — попытка закрепить
главенствующие функции по регулированию валютно-финансовых операций за
союзными структурами.

В проекте, в частности, сказано, что нормативы валютных отчислений от
экспортной выручки и других внешнеэкономических операций предприятий будут
определяться Совмином СССР. Эксперты считают, что внесение этого положения
в проект вызвано стремлением союзного правительства опередить республики в
принятии собственных решений по этому вопросу.

Эти решения, по всей видимости, будут касаться и определения общих
принципов ведения валютно-финансовых операций уполномоченными банками.

По этим причинам, считают эксперты, определение в проекте закона механизма
разделения функций в сфере валютного регулирования между Союзом и
республиками до подписания Союзного договора бессмысленно.

Читать еще:  Режимы валютного курса

По мнению специалистов, совершенно не ясна идея о введении в соответствии
со ст. 16 проекта закона практики выплаты заработной платы сотрудникам всех
советских государственных предприятий, СП и кооперативов только в рублях.

Это положение противоречит п. 2 ст. 19 того же проекта, где сказано, что
валютные средства резидентов (в том числе советских граждан, проживающих в
СССР), полученные ими на территории СССР от разрешенной деятельности,
подлежат зачислению на валютные счета в уполномоченных банках.

В 1991 г. за нарушения правил о валютных операциях привлечено 438 человек. Доллар за решеткой

Наш корреспондент А. БИНЕВ беседовал с заместителем начальника отдела ГУБХСС МВД СССР полковником милиции В. ДЕГТЯРЕВЫМ.

Включая телевизор или раскрывая газету, мы часто видим рекламу, в которой предлагаются товары за «свободно конвертируемую» валюту.

Означает ли это, что все могут воспользоваться многообещающей рекламой, и, вообще, какие валютные операции являются незаконными?

— Как вы полагаете, нужна ли «антивалютная» статья?

— На сегодняшний день нужна — исходя из экономических соображений. Если бы наша экономика не была так развалена, видимо, стоял бы вопрос об ее отмене.

— Однако странах Восточной Европы, не менее пораженных кризисом, эта норма права ушла в прошлое. Неужели так уж необходимо сажать в тюрьму человека, у которого в кармане будет обнаружено, допустим, 50 долл. США?

— Сажать необязательно. Скорее, надо принимать экономические санкции — штрафы, изъятия валюты, если сделка будет признана неправомерной, и т. д. Есть определенный порог (сумма), за которым наступает административная ответственность — если сумма сделки не превышает эквивалент 25 рублей. Все, что выше него, влечет уголовную ответственность.

Есть постановление Совета Министров СССР N 712 от 20 июля 1990 г., позволяющее свободно реализовывать наличную валюту в местах, предусмотренных для этого (например, в спецмагазинах). Оно вступило в действие с 1 августа 1990 г.

— А в каких случаях нельзя оперировать иностранной валютой?

— Только между частными лицами: скупка, продажа, обмен и использование в качестве средства платежа.

— Допустим, кто-нибудь выполняет условленную работу для иностранной фирмы как частное лицо. Представитель иностранной фирмы оплачивает этот труд в иностранной валюте. Наступает ли за это уголовная ответственность?

— Надо знать каждый конкретный случай и сумму такой сделки. В принципе новое валютное законодательство не предусматривает плату частному лицу в валюте.

— Значит, советский человек, выполняющий поручение иностранной фирмы за валюту, может быть привлечен к уголовной ответственности?

— Не исключаю такую возможность. Но труд ведь может быть оплачен через банк, и тогда это законно. Закон СССР «О валютном регулировании» вступил в силу 1 апреля 1991 г. (принят 1 марта 1991 г.).

— А если исполнитель работы получил свои деньги за рубежом, то есть — вне юрисдикции советского закона?

— Это не возбраняется. Закон говорит о валютном регулировании только на территории СССР.

— Допустим, исполнитель (гражданин СССР — на территории СССР) отказывается от оплаты валютой, но он готов принять оплату в виде товара. Иностранец идет с ним в валютный магазин и на его глазах приобретает за валюту дорогостоящую вещь. И тут же передает ее исполнителю работы. Можно привлечь нашего гражданина к уголовной ответственности?

— Нет. Закон требует, чтобы предметом сделки была валюта и только валюта. Хотя, конечно, это явно закамуфлированная сделка, но инкриминировать незаконную валютную операцию мы не можем.

Читать еще:  Понятие валютного риска

— Предположим, что договор об оплате состоялся в СССР, а иностранный партнер переводит сумму на счет советского гражданина за границей в один из банков. Можно ли его привлечь к уголовной ответственности, если он получил для использования в СССР кредитную карточку?

— Если ему открыли счет за границей, то это его дело и дело банка. Если же кредитная карточка выписана на его имя, значит, у него есть счет во Внешэкономбанке или в любом другом, в том числе и за границей. Он имеет право ею пользоваться. Нельзя только пользоваться чужой кредитной карточкой.

— Допустим, у меня в «кармане» 40 тыс. долларов. Я могу их реализовать в магазине или сфере быта, не опасаясь, что с меня потребуют декларацию?

— Можете тратить в любом спецмагазине или гостинице, где принимают валюту. Но только избегая контактов с частными лицами.

— У меня, допустим, табачный ларек или другое малое предприятие, Я — частное ли цо. Как вы полагаете, если я буду совершать валютные сделки, я понесу уголовную ответственность?

— Глава предприятия не может обладать валютой как частное лицо. У его предприятия должен быть валютный счет в любом уполномоченном для этого банке.

— Я положил в карман валюту, пошел на рынок и купил коробку сигарет у частного лица. Это законно?

— Вы и он нарушили правила о валютных операциях. Одной из сторон должно выступать юридическое лицо (специальный магазин, например). Тогда — пожалуйста, покупайте.

— Допустим, сотрудник милиции обнаруживает у меня крупную сумму в валюте. Скажем, при осмотре машины сотрудником ГАИ, то есть не при криминальных обстоятельствах. Подлежу я наказанию за хранение валюты?

— Но эта валюта изымается?

— Только если доказана незаконность ее приобретения или если возбуждено уголовное дело по любой статье, в принципе предусматривающей конфискацию имущества, в том числе с целью возмещения ущерба. Тогда изымаются все ценности.

— Значит, в приведенном мною примере я не должен доказывать законность приобретения валюты?

— Бремя доказательства лежит на органах дознания — «презумпция невиновности». В вашем случае законно препроводить вас в отделение милиции, чтобы установить личность и, по возможности, происхождение валюты. Если мы не сумеем доказать нарушение закона с вашей стороны, деньги остаются при вас, а вы на свободе.

— Расследованием такого вида преступлений занимается кроме вашего управления еще и КГБ. Говорят, вам доверяют только мелкие дела, а сотрудникам КГБ достаются крупные.

— Мы параллельно занимаемся этой работой.

— Согласитесь, что для государства это накладно — столько людей и дорогой техники, дублирующей друг друга.

— По УПК (Уголовно-процессуальному кодексу) и КГБ, и МВД имеют право проводить расследование «валютных» преступлений. По-видимому, этих преступлений много и в одиночку с ними не справиться.

ДЛЯ СПРАВКИ. В 1989 г. правоохранительными органами за нарушение валютного законодательства к ответственности привлечено 1214 человек, а в 1990 г. — 1478. За январь — март 1991 г. — 438 человек. Не во всех случаях это связано с лишением свободы.

ОТ РЕДАКЦИИ. В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: «валютные» дела существуют только до тех пор, пока существует закон, карающий за них. Интересно, что дороже обходится государству — ущерб, наносимый валютными преступлениями, или содержание двух многочисленных оперативных аппаратов по борьбе с ними?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×